Ознакомление с окружающим. «Куклы Маша и Андрюша»

Задачи.Знакомить с предметами одежды и аксессуарами для мальчика и девочки: у Маши — бант, шляпа, туфельки, платьице; У Андрюши — рубашка, галстучек, штанишки (брюки), ботинки, кепочка. Учить строить предложения из 2—3 слов.

9 Заказ 544 129

Материалы.Две куклы среднего размера (30-40 см). Желатель­но, чтобы кукла-девочка имела косички; кукла-мальчик — корот­кую стрижку.

Кукольная одежда и аксессуары для «мальчика» и «девочки». Игрушечная машина, соразмерная величине кукол.

Содержание занятия.Воспитатель собирает малышей, удобно рассаживает на стульчики.

«К нам в гости кто-то придет!» — информирует малышей пе­дагог, настраивая на предстоящий визит куклы. (Раздается стук.) «Кто там?» — спрашивает воспитатель, предлагая то одному, то другому малышу повторить вопрос. Дверь открывается — появля­ется кукла Маша. Воспитатель знакомит малышей с куклой.

Педагог обращает внимание на наряд куклы: платье, туфельки, бант, шляпу и т.п. «Что это?» — спрашивает воспитатель, показы­вая то один, то другой предмет одежды. Отмечается цвет бантика, платья и пр. Кукла «красуется» — педагог разыгрывает сценку раз­говора куклы с детьми, предлагает кукле «походить», показать свой наряд, затем сажает ее на стульчик.

«Слышите? Кто-то еще стучится? Кто там?» — спрашивает пе­дагог. Дверь открывается, на пороге появляется машина, в кото­рой вторая игрушка — Андрюша. Машина объезжает по кругу и останавливается перед детьми: «Здравствуйте, ребята! — раздается забавный голос. — Я — Андрюша, приехал к вам в гости».

Педагог эмоционально по-разному представляет кукол. Маша, как девочка, более нежная, спокойная и даже рассудительная. Андрюша, как мальчик, более подвижный, смелый, решительный, бойкий. Дети знакомятся с Андрюшей.

«Какой ты нарядный!» — восхищается воспитатель, обращает внимание на то, что у Андрюши красивый галстучек. Далее назы­ваются все предметы одежды куклы-мальчика. Отмечается цвет рубашки, штанишек, галстука и пр. Педагог старается активизиро­вать речь детей. Называет все предметы одежды еще раз. Воспи­татель замечает, что у ребят в гостях кроме Андрюши присутствует кукла Маша. Разыгрывается сценка встречи друзей. Проводится со­поставление нарядов кукол: у Маши — платье, а у Андрюши — брю­ки (штанишки); у Маши — бант, у Андрюши — галстук; у Маши — шляпка, у Андрюши — кепка и пр. Педагог старается закрепить понимание названий одежды, по возможности, перевести некото­рые слова в активную речь. Куклы рассказывают, что они друзья, никогда не ссорятся, дарят друг другу подарки, играют вместе и хо­тят дружить с малышами (называют присутствующих детей по именам — персонально).




Маша и Андрюша «поют» и «танцуют», «декламируют» коро­тенькие стихи. Ребята танцуют вместе с куклами (можно исполь­зовать запись народных мелодий). Педагог старается, чтобы «раз­говор» кукол с детьми был непринужденным, занимательным и за­бавным.

Андрюша и Маша садятся в машину, прощаются с ребятами и уезжают. «До свидания! Приезжайте к нам!» — говорит педагог, побуждая детей повторить эти фразы, помахать вслед уезжающим друзьям. Концовка занятия может быть и другая. Куклы остаются «жить» в кукольном уголке.

Варианты.В сюжет игрового показа можно ввести «угощение» кукол, преподнесение подарков, игру «в прятки», катание на ма­шине и др.

Физкультура. № 19-20

Задачи.Приучать детей ходить и бегать друг за другом, соблю­дая направление и расстояние между предметами. Обучать детей менять скорость движения в беге (медленно, быстро) по сигналу. Обучать броску мяча двумя руками из-за головы.

Материалы.Мячи (диаметр 12-15 см), 2 гимнастические ска­мейки.

Содержание занятия.Воспитатель организует ходьбу и бег в ко­лонне друг за другом (использовать игру «Поезд»). Детям дается сигнал «Поезд едет быстро» — малыши бегут. На сигнал: «Поезд едет медленно, приближается к остановке» — дети замедляют дви­жение и остановливаются, не наталкиваясь друг на друга. Повто­рить 3-4 раза.

Ознакомление с окружающим. «Куклы Маша и Андрюша» - student2.ru

Для выполнения общеразвивающих уп­ражнений дети становятся у скамеек, по­ставленных посередине зала (расстояние между скамейками — 1,5 м), лицом к вос­питателю и вместе с ним выполняют уп­ражнения.

1- Сидя на скамейке, руками держась за ее край сзади, поднять руки вверх, опус­тить (повторить 4-6 раз).

°* 131

2. Сидя на скамейке. Наклониться вперед, стараясь коснуться
пальцами рук носков ног («достанем носочки ног»), выпрямиться
(повторить 3-4 раза).

3. Стоя у скамейки, лицом к ней, присесть положить ладони на
скамейку, встать, поднять руки вверх (повторить 4—6 раз).

4. Перелезть через скамейку на другую сторону, выпрямиться.
Перелезть на прежнее место (повторить 2—3 раза).

5. Ходьба вокруг скамеек за воспитателем.

Воспитатель предлагает детям взять приготовленные мячи, стать вдоль одной скамейки лицом к ней. Затем она сама показывает и объясняет, как мяч надо взять двумя руками, поднять его вверх над головой и бросить как можно дальше, после этого надо догнать мяч, и стать за другой скамейкой, и бросить мяч в обратную сто­рону. Воспитатель подбадривает детей и следит, чтобы дети ста­рались бросить мяч за скамейку.

Дать возможность детям поиграть с мячами, кто как хочет, за­тем убрать мячи в корзинку.

Затем воспитатель организует игру «Будь осторожен». Он соби­рает детей около скамейки и предлагает кому-нибудь из детей (бо­лее смелому и подготовленному) подойти к концу скамейки, встать на нее на четвереньки (опираясь на колени и ладони) и прополз­ти до конца, придерживаясь за ее края. На конце скамейки ребе­нок должен встать и сойти с нее. После этого остальные дети по очереди выполняют данное задание. Воспитатель помогает детям, подбадривает, поддерживает их.

Воспитатель просит детей построиться друг за другом и, ими­тируя поездку на поезде, дети уходят в свою групповую комнату.

Конструирование. «Машенькиндетский сад»

Задачи. Учить детей строить ворота широкие и узкие. Закреп­лять умение строить забор, дорожки узкие и широкие, приклады­вая друг к другу кирпичики и пластины и по-разному располагая их на плоскости стола (вертикально и горизонтально). Подводить детей к различению таких слов, как «узкая — широкая».

Материалы. Строительный материал — кубики, кирпичики и пластины разного цвета, мелкие игрушки: матрешки, грузовая машина.

Содержание занятия.Воспитатель рассаживает детей вокруг стола (4-6 чел.), предлагает выбрать из ящика со строительным материалом кирпичики, дети берут и называют цвет кирпичика. Далее воспитатель обращает внимание на матрешку Машеньку: «Дети, посмотрите на Машеньку, какая она веселая. Она собира­ется в детский сад. Давайте сначала построим узкую дорожку от дома до детского сада», — предлагает воспитатель. Дети берут кир­пичики разного цвета и строят дорожку, прикладывая их друг к другу, воспитатель поощряет, помогает детям: «Вот какая узкая и ровная дорожка получилась. Молодцы!»

Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

   
   
       
         

«Машенька и ее подружки шагают в дет­
ский сад по узкой дорожке, а машины ездят
по широкой дороге, вот такой (воспитатель
вместе с детьми выкладывает из пластин ши­
рокую дорогу и обыгрывает ее, катая по ней
машинки). А вот и детский сад (воспитатель
обращает внимание детей на заранее построен­
ное здание), вокруг него построим забор, сна- а
чала я поставлю столбики из кубиков (с 4-х
сторон воспитатель ставит столбики из 2-х кубиков каждый), а вы,
дети, пристраивайте к ним вот так (показывает) забор из кирпичи­
ков разного цвета. Молодцы! Машенька зайдет во двор детского
сада через узкие ворота — калитку» (воспитатель строит ворота из
3-х кирпичиков). (См. рис. а).

 
       
   
   

Воспитатель сопровождает свои действия
словами: «Сначала поставим один кирпичик,
затем другой, а сверху на них положим еще
один кирпичик» (к действию привлекает и де­
тей, просит подать кирпичик того или иного
цвета). «Вот Машенька прошла во двор дет­
ского сада через узкие ворота — калитку», —
продолжает воспитатель (дети проводят через б

воротики Машенькиных подружек — малень­ких матрешек). «Би-би-би, едет грузовая машина, везет детям в детский сад молочко, булочки. Для такой большой машины надо построить широкие ворота, она в узкую калитку не проедет: возьмем 3 кубика, положим один на другой — получился один столбик, возьмем еще 3 кубика и снова положим друг на друга — получился 2-й столбик, а на них положим пластину, получились

широкие ворота, вот и машина проехала в детский сад», — ком­ментирует свои действия воспитатель. (См. рис. на с. 133).

Вечером воспитатель с детьми вновь обыгрывает ситуацию: строит широкие и узкие ворота, широкую и узкую дорожку, не добиваясь при этом, чтобы дети обозначили словом ширину объек­тов.

Рисование. «Украсим платье куклы Кати»

Задачи. Развивать у детей интерес к рисованию элементов узо­ра из мазков, линий, пятен. Учить самостоятельно располагать их на всей поверхности листа. Учить рисованию с использованием разных красок: промывать кисть после использования одного цвета краски, осушать ее о салфетку и окунать в другую краску.

Материалы.Кукла, листы бумаги с прорезными силуэтами платья (три фасона платья), тонированные листы альбомного формата, густая краска гуашь четырех цветов (красная, желтая, зеленая, синяя), кисти № 8-12, банки для воды, салфетки, мольберт.

Предварительная работа.Игры с куклами; ряжение детей; рас­сматривание иллюстраций; чтение потешек; пение песенок про куклу («колыбельные»).

Содержание занятия. Воспитатель приносит на занятие куклу: «Дети, эту куклу зовут Катя, она хочет с вами познакомить­ся». Кукла здоровается с каждым ребенком со словами: «Меня зовут Катя, а тебя как?» (Ответы детей.) После этого воспита­тель говорит: «У куклы скоро день рождения, и вы сможете ей сделать подарок — подарить красивое платье. Вначале надо вы­брать лист бумаги и украсить его красками (показ на мольбер­те приемов рисования мазков, полосок, пятен). А потом выбрать платье, которое вам понравится» (показывает три варианта си­луэта).

Предлагает каждому ребенку выбрать тонированный лист бу­маги и украсить его. На столах стоят краски четырех цветов, ки­сточки, банки с водой, салфетки. В процессе рисования воспи­татель хвалит детей, уделяет особое внимание способу промы­вания кисточки, умению осушать ее с помощью салфетки перед тем как окунуть в другую краску. После того как дети заполнят всю поверхность листа элементами узора, воспитатель относит их рисунки на отдельный стол и просит выбрать понравивший­ся каждому силуэт платья и положить его на свой рисунок. Вос­питатель помогает детям в этом процессе. Затем берет куклу и вместе с детьми радуется нарядам. «Какие красивые платья на­рисовали дети на день рождения куклы Кати», — говорит он. Просит каждого ребенка найти «свое платье». Кукла Катя бла­годарит детей за старание, радуется очень понравившимся на­рядам.



Ознакомление с окружающим. «Куклы Маша и Андрюша» - student2.ru


Действия с предметами. «Игрушкидля Миши и Мишутки»

Задачи.Учить подбирать картинки (по просьбе взрослого), ори­ентируясь на величину изображаемых предметов, соотнося их по величине (например: маленький Мишутка — маленькое яблочко, маленькая морковка — маленькая куколка и большой Миша — большой мяч, большое яблоко и т.д.).

Побуждать детей называть изображения на картинках. Побуж­дать к употреблению предложений из 2—3 слов, показывающих ориентированность на величину рассматриваемых предметов.

Материалы. Парные картинки, отличающиеся лишь величиной изображения: «Мишка», «Кукла», «Мяч», «Матрешка», «Петрушка», «Яблоко», «Огурец», «Помидор», «Морковка» и др.

Содержание занятия.Педагог привлекает внимание детей к двум картинкам: на одной изображен большой Мишка (игруш­ка), на другой — Мишутка (та же игрушка, но маленькая). Разыг­рывается сценка встречи, воспитатель говорит разным по высоте голосом за Мишу и Мишутку. Предлагает малышам спросить как их зовут, показать, где у друзей глаза, уши, лапы. Подчеркивает, что у Мишутки — ушки, а у Миши — уши; у Мишутки — лапки, а у Миши — лапы и т. п.

Изображения Мишки и Мишутки располагаются вертикально на подставках, на разных столиках и хорошо видны детям. Педа­гог начинает парами показывать отобранные для занятия картин­ки, подчеркивая величину изображений. Называет изображения, побуждает малышей к повторению, подчеркивая величину изобра­жений. «Какая у тебя морковка? — спрашивает воспитатель ребен­ка. — Большая или маленькая?» и т.п.

Педагог раздает каждому ребенку по картинке, обращаясь к каждому малышу, организует рассматривание, дает пояснения, побуждает к диалогу. Педагог подчеркивает, что большому Мишке нужно дать большое яблоко, большую морковку, а маленькому Ми-шутке — маленькие. Дети раскладывают картинки, затем также распределяются и другие изображения.

Педагог организует диалог с Мишей и Мишуткой, которые бла­годарят детей за подарки. Далее игра с картинками разворачива­ется ситуативно.

Речь. «Кто душистый любитмед»

Задачи.Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь наиме­нованиями, обозначающими части тела. Учить соотносить слово и выразительное движение. Развивать речевой слух, артикуляцион­ный аппарат детей в процессе звукоподражаний.

Материалы.Игрушка мишка.

Содержание занятия.Воспитатель вносит в группу игрушку мишку, желательно, чтобы это была звучащая игрушка Мишка подает голос: э-э-э.

Воспитатель разыгрывает ситуацию:

— К нам Мишка пришел. Здравствуй, Мишка. Привет, привет (вместе с детьми)! Обнимите, дети, Мишку. Погладьте его (подно­сит игрушку поочередно к отдельным детям).

— Где у мишки глазки? Нос? Уши? Лапы? Что это у Мишки?
(Показывает лапы, уши, глазки, нос.)

— Как мишка голос подает? Э-э-э (вместе с детьми).

— Мишка косолапый. Ходит, с лапы на лапу переваливается.
Покажите, как мишка ходит, переваливается, рычит. — Вырази­
тельные движения и звукоподражания вместе с детьми.

— Сейчас я как будто ваша мама, — говорит воспитатель. —
А вы мои детки-мишутки. Мишутки любят мед. Подставляйте свои
лапочки. Угощу вас медом (выразительные движения). Вкусно?
Ответим: э-э-э (вместе с детьми). А теперь пойдем лакомиться
малиной. Собирайте малину, Мишутки: э-э-э. (Выразительные дви­
жения. Повторить в разных местах групповой 2-3 раза.) Послу­
шайте загадку о мишке:

Кто в лесу огромней всех, Кто богатый носит мех? Кто малину с веток рвет, Кто душистый любит мед?

(Медведь)'

— Кто же это — любит мед, с веток малину рвет. (Если кто-то
из детей произносит «Мишка», ему аплодируют.) Как он голос
подает? Как малину рвет? Как ест душистый мед? (Выразительные
движения.)

— А сейчас мишутки пойдут спать. Тихо-тихо спят мишки.
И снится мишкам мед. — Дети ложатся на ковер и закрывают
глаза.

Наши рекомендации