Ознакомление с окружающим. «Репка»
Задачи.Обучать умению слушать взрослого. Передать курьезность сказки, прибегая к художественным приемам чтения: изменение тембра и силы голоса, жесты и выразительные движения, мимика и т.п. Закреплять представления детей об овощах, в частности, репке как результате труда людей на огороде. Способствовать запоминанию последовательности действий персонажей. Обогащать малышей яркими эмоциональными впечатлениями.
Материалы.Пособие: настольный театр «Репка». Кусочки репы на тарелке.
Содержание занятия.Воспитатель рассказывает (по памяти) русскую народную сказку «Репка» (в обработке К.Д. Ушинского), используя фигурки и декорации настольного театра. Показ театрального действа синхронно совпадает с последовательностью изложения. Педагог артистично обыгрывает прием кумуляции (повторяемость действий), способствуя запоминанию сказки. В конце рассказывания подчеркивается основная мысль сказки: друзья помогают друг другу во всем. Детей угощают сладкой, вкусной репкой.
В дальнейшем педагог не раз возвращается в этой сказке. Повторный показ или прочтение сказки можно провести с исполь-
зованием других художественных средств: иллюстраций, кукольного театра, пальчикового театра и т.п.
Сюжет сказки затем используется в рисовании, лепке, аппликации, игре.
Физкультура. № 13-14
Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге друг за другом, в смене движения по сигналу (словесному или музыкальному). Учить ходить по ограниченной площади, перешагивать невысокие предметы, удерживая равновесие.
Материал.Доски, шнуры длиной 2,5—3 м, плоские модули небольших размеров или кубики, игрушка (собачка).
Содержание занятия. Вначале занятия дети выполняют ходьбу попеременно с бегом вместе с воспитателем. Воспитатель следит, чтобы дети не наталкивались друг на друга, не обгоняли идущего впереди, следили за сигналом и меняли свои действия: переход на бег или опять на ходьбу. После бега воспитатель помогает детям встать врассыпную по залу с определенным интервалом друг от друга, чтобы каждый имел возможность свободно выполнять все движения.
Воспитатель вместе с детьми выполняет упражнения, внимательно наблюдая за ними, помогая затрудняющимся. Показывает упражнения четко, красиво, добиваясь от детей правильного их выполнения.
1. Стоя, вытянуть руки вперед, сделать три хлопка (хлоп-хлоп-хлоп), спрятать руки за спину. (Повторить 4—5 раз.) / 2. Наклониться, похлопать по коленям (хлоп-хлоп-хлоп), выпрямиться. (Повторить 3-4 раза.)
3. Присесть, руки вытянуть вперед и похлопать в ладоши, вы
прямиться, подняв руки вверх и похлопать в ладоши над головой.
(Повторить 3-4 раза.)
4. Ходьба и бег за воспитателем.
На одном конце зала заранее подготовлена полоса препятствий — «Трудная дорожка», состоящая из шнуров, положенных на ширине 30 см друг от друга, и 5—6 модулей, поставленных на расстоянии 0,5 м друг от друга. В конце полосы на расстоянии 1 м расположена мягкая игрушка — собачка. Воспитатель
подводит детей к «Трудной дорожке» и говорит, что собачка приглашает их к себе в гости, но для этого нужно пройти непростой путь. Воспитатель первым сам показывает, как надо красиво идти, не задевать шнуры, перешагивать модули. Подойдя к собачке — гладит ее. Затем он предлагает всем детям по очереди повторить это упражнение. «А собачка будет ждать вас и наблюдать, как вы идете», — говорит воспитатель. Следует повторить прохождение полосы три раза. При этом воспитатель вместе с собачкой подбадривает детей («гав-гав»), при необходимости поправляет.
Далее воспитатель берет в руки мягкую игрушку, собирает детей вокруг себя на одной стороне комнаты и говорит: «Собачке очень понравилось, как вы делали упражнения, и она хочет с вами поиграть!»
Подвижная игра «Догони собачку». Воспитатель показывает игрушку детям, затем уходит или убегает с ней на противоположную сторону комнаты и предлагает детям догнать собачку. Когда дети подбегут к воспитателю с собачкой, он говорит: «А теперь собачка вас будет догонять, убегайте скорее!» Дети бегут обратно, собачка лает и пытается их догнать. Воспитатель следит, чтобы дети не наталкивались друг на друга, подбадривает их, хвалит за то, что они быстро бегают и собачка их не может догнать.
В конце занятия, чтобы дети успокоились после подвижной игры, воспитатель предлагает им проводить собачку в ее домик и медленным шагом вместе с ними относит игрушку на противоположный конец зала. Обратно дети идут тихо на носочках, «чтобы не разбудить собачку».
Конструирование. «Машинакомната»
Задачи.Продолжать учить создавать простые конструкции (стол, стулья, диван, кровать), комбинируя из известных деталей (кубики, кирпичики, пластины, призмы). Побуждать называть как детали, так и готовые постройки. Учить располагать конструкции на поверхности стола.
Материалы.Набор строительного материала, матрешки, поднос с фруктами и овощами.
Содержание занятия.Воспитатель рассаживает детей вокруг стола (4-5 чел.), предлагает сделать мебель для Машеньки (стол, стулья, диван, кровать) и расставить ее. Сначала обращает внимание детей на детали — кубик, кирпичик, пластины, призму и их цвет: «Оля, возьми кубик, поставь его вот сюда (в центр «комнаты»), а ты, Миша, положи на кубик кирпичик, это у нас будет стол. А сейчас построим стулья, вот так: к кубику приставим кирпичик, получился стул, давайте еще построим стулья для Машиных друзей и т.п.». Дети строят еще три стула вокруг стола, называя вместе с воспитателем детали иих цвет. Далее предлагает построить диван из 2-х пластин (одна пластина приставляется к другой на узкую поверхность) и 2-х кирпичиков (боковины).
«Здесь будет стоять диван, Машенька на нем будет отдыхать, читать книжки. Что еще можно построить для Маши в ее комнате?» Дети отвечают или воспитатель сам предлагает построить кровать, кресло и т.д. Воспитатель вместе с детьми строит кровать, аналогично дивану, только без спинки. Затем говорит: «Чтобы
было светло в комнате, построим около дивана лампу: кубик на кубик, а на кубик призму, вот и лампа получилась. Какая красивая комната у Машеньки. А вот и она сама пришла, стучится в двери — тук-тук-тук. Здравствуй, Машенька».
Далее воспитатель от имени Машеньки благодарит детей за порядок в ее комнате, подходит к предметам мебели, еще раз вместе с детьми называет их (стол — на столе игрушечная посуда; стулья, диван, кровать, лампа). «А где же будет спать собачка?» — спрашивает Машенька. Дети кладут коврик для собачки рядом с кроватью Маши. «Машенька привезла с дачи угощенье: яблочки, огурчики, помидорчики», — говорит воспитатель. Предлагает детям посмотреть на поднос, где лежат фрукты и овощи, просит назвать их (воспитатель помогает).
Рисование. «Яблокидля ежика»
Задачи.Развивать у детей сюжетно-игровой замысел, вызывать интерес к образу, побуждать рисовать круглые формы, выбирать по желанию цвет карандаша, дополнять силуэтное изображение.
Материалы.Листы бумаги с аппликативным изображением ежа, игрушка еж, цветные карандаши, ширма, корзинка с ранее вылепленными детьми яблоками.
Предварительная работа.Рассматривание иллюстраций с изображением ежика, несущего грибы, яблоки; чтение стихотворений про осень; лепка яблок; игры с игрушками.
Содержание занятия.Воспитатель прячет игрушку за ширму и затем предлагает детям отгадать загадку: «Под соснами, под елками лежит клубок с иголками». Дети с помощью воспитателя от-
гадывают, и воспитатель предлагает им послушать историю про ежика. Рассказывает: «Однажды я встретила в лесу ежика. Он нес на спине грибочки. Ежик увидел меня и испугался. Убежал в кусты, спрятался в сухих листочках. А потом выглянул из своего домика».
Воспитатель показывает игрушку и с ее помощью разыгрывает следующий сюжет.
Ежик здоровается и говорит: «Я на зиму запасаю грибы и несу их на иголках в свой домик, а еще я очень люблю яблоки. Дети, а вы знаете, какие они?»
Дети: «Вкусные красные круглые» (ответы детей дополняются воспитателем).
Ежик: «Я знаю, что вы даже сами слепили целую корзинку яблок (показывает ее детям). Я пришел к вам не один, а с друзьями ежатами. Вот они (показывает аппликативные силуэты ежей). Нам очень хочется яблок — круглых, желтых, зеленых, красных. А как же мы понесем яблоки? Ведь у нас нет иголок!»
Воспитатель раздает каждому ребенку лист бумаги, на котором наклеен силуэт ежика без «иголок», и предлагает детям нарисовать ежам «иголки» (короткими штрихами). Напоминает, какой формы яблоки, их цвет, что они могут быть также разными и по размеру. Дети по своему желанию могут нарисовать на иголках не только яблоки, но и грибы. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется в изображении круглых форм. В конце занятия дети рассматривают рисунки, воспитатель предлагает каждому ребенку найти своего ежика, сказать, что он несет на иголках в свой домик (грибы, яблоки). Затем воспитатель привлекает внимание детей к игрушке ежику. «Спасибо, дети, что вы помогли моим друзьям ежатам запасти на зиму яблочки. Они отнесут их в лес в свой домик», — говорит ежик, прощается с детьми и «уходит» (воспитатель прячет его за ширму).