Лепка. «Морковки для зайчика»
Задачи.Учить детей раскатывать комок пластилина в ладонях прямыми движениями, удлинять, заострять кончик столбика, сплющивая его пальцами. Аккуратно пользоваться пластилином, лепить на клееночке. Проявлять заботу о зайчике, вызывать эмоциональное, доброжелательное отношение к персонажу.
Материалы.Брусочки пластилина красного цвета, клееночки, салфетки для вытирания рук, перчаточная кукла-зайчик, корзиночка.
Предварительная работа.Игры с игрушками, рассматривание иллюстраций, чтение потешек про зайчика, пение песенок.
Содержание занятия.Воспитатель надевает перчаточную куклу-зайчика, который здоровается с детьми, затем подносит зайчика к каждому ребенку и просит его погладить. Зайка говорит детям: «Я прискакал к вам из леса, хочу с вами подружиться. Наступила осень, и мне трудно найти морковку, капустку, а яих очень люблю кушать».
Воспитатель читает стихи:
...Хмурая, дождливая Наступила осень, Всю капустку сняли, Нечего украсть. Бедный зайчик прыгает Возле мокрых сосен, Страшно в лапы волку Серому попасть...
(А. Блок. «Зайчик», отрывок)1
' Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 134.
— Вот зайчик и прискакал к нам из леса. Мы поможем ему
спрятаться от волка и будем о нем заботиться. Зайчик любит
грызть морковку, давайте, слепим ему много-много морковок, —
воспитатель сажает зайчика и показывает, как надо раскатать ко
мочек пластилина, сделать потоньше один конец столбика, рас
плющив его пальцами.
— А теперь, ребята, слепите для зайчика много морковок, —
предлагает каждому ребенку отрывать небольшие комочки и рас
катывать их в ладонях прямыми движениями, заостряя один ко
нец столбика.
— Зайчику понравились морковки, он хочет положить их в кор
зинку, — говорит воспитатель и просит каждого ребенка принес
ти морковки и положить их в корзинку. Зайчик благодарит детей
и просит их поиграть вместе с ним.
Дети вытирают руки салфетками и вместе с зайчиком начинают прыгать на полянке, как зайчата. Воспитатель говорит: «Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок, вот какие зайки, зайки-по-бегайки». Затем предлагает детям снова попрыгать, присесть, «рыть лапкой корешок» (изображать зайчика). Игра повторяется 2—3 раза.
Организация детской игры
Воспитатель продолжает стимулировать включение в совместную игру с детьми новых сведений, полученных на занятиях, игрушек, использованных в дидактических играх, с последующим переносом умений в самостоятельную игру.
Детям показывают на занятиях «дары осени» — овощи, их же можно использовать во второй половине дня в качестве угощения для кукол, для самих детей, которые «понарошку» едят искусственные или игрушечные овощи. Можно «собирать» овощи в корзинку, приносить из «огорода» или «магазина», складывать в кастрюльку и «варить» обед, раскладывать по тарелкам и угощать кукол и зверушек. Важно, чтобы игрушечные овощи были соразмерны другим игрушкам и посуде, не были слишком большими или чересчур мелкими.
От игры в «угощение» зверей можно перейти к смежным сюжетам: зайчик поел моркови и поскакал в лес; дети тоже, как зайчики, весело прыгают по группе. Куклы и другие зверюшки поели и захотели спать. Их можно раздеть, уложить, убаюкать.
Воспитатель привлекает детей к игре прямым показом, участием, подкреплением интереса к игрушкам, наводящими вопросами, введением в игру привлекательного игрового материала.
Основной задачей по-прежнему является эмоциональное «заражение» малыша игрой, поддержание у него хорошего настроения. Так, можно поиграть в «дождик»: прятаться под игрушечный зонтик, прыгать через воображаемые лужи, играть в «птичек под дождем», вспомнить сказку «Под грибом» и попробовать поиграть по ее сюжету.
В октябре дети уже меньше боятся сверстников, многих знают по именам. Можно поиграть с ними в подвижную игру «Поезд», в которой дети «понарошку» — вагончики, а кто-то даже паровоз. При этом, формируя «поезд», воспитатель повторяет: «Саша — первый вагончик, а Галя за Сашей, второй вагончик, а Зоя — тоже вагончик» и т.д. Эта игра нравится малышам, способствует возникновению контакта, в том числе и физического, между участниками, помогает запоминать сверстников по именам, может проводиться и на прогулке, и в группе. «Поезд» может объехать помещение группы, останавливаясь у окошка, у двери, у дивана, у стола и т.д. На улице остановки могут быть в знакомых зонах участка, можно даже объехать вокруг всего здания. Хорошо, когда «паровоз» или воспитатель сами громко объявляют «остановки». Это помогает детям учиться согласовывать свои действия с действиями партнеров.
ОКТЯБРЬ. 6 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогической работы.На этой неделе дети будут наблюдать за машиной, приехавшей на территорию детского сада, действиями ее водителя, отразят свои представления о машинах в процессе сюжетного конструирования и рисования красками. Создавая эмоционально увлекающие детей ситуации, педагог будет закреплять и обогащать их представления об овощах и фруктах. Содержание занятий будет активно использоваться в процессе организации детской игры: игра с машинками, игра в «угощение» фруктами и др. Продолжится формирование гигиенических навыков, аккуратности при приеме пищи, умения одеваться и раздеваться; привычки к предметам индивидуального пользования (полотенце, расческа и др.)