Рисование. «Кисточка шагает: топ-топ-топ»
Задачи.Познакомить детей с новыми материалами (красками, кисточками). Учить правилам пользования красками: аккуратно набирать краску на кисточку, рисовать на листе бумаги; держать кисточку в правой руке. Побуждать детей к экспериментированию с цветом, ритмично наносить мазки в разных частях листа бумаги.
Материалы.Краска гуашь красного цвета, кисти № 8—10, листы белой бумаги альбомного формата.
Предварительная работа.Рассматривание с детьми иллюстраций, рисование воспитателем на бумаге простейших форм, линий, мазков.
Содержаниезанятия. Воспитатель напоминает детям, что вначале они учились рисовать цветными карандашами. «А теперь, — говорит она, — будем учиться рисовать красками. Посмотрите: в баночке краска красного цвета, какая она красивая, яркая. Ри-
совать надо кисточкой (показывает ее детям). Кисточка на конце палочки мягкая (каждому ребенку проводит по ладошке ворсом кисточки). Сейчас я покажу, как надо рисовать. Вначале окунаем кисточку в краску, о край баночки отжимаем лишнюю краску и рисуем на бумаге (проводит широкую линию), получилась „дорожка"». Затем прикладывает кисть плашмя к листу бумаги: «Топ-топ-топ — кисточка шагает», совершает круговые движения кистью: кисточка «танцует». После этого воспитатель рисует круг и много палочек вокруг, получилось солнышко. «Вот такая чудесная кисточка, все умеет рисовать. А теперь, ребята, вы сами возьмите кисточку в правую руку и попробуйте рисовать красками на бумаге».
Воспитатель дает каждому ребенку кисточку, показывает, как ее надо держать в правой руке, и предлагает взять немного краски и рисовать на бумаге. В процессе рисования воспитатель следит, чтобы дети не пачкали одежду, аккуратно набирали краску на ворс. Поощряет стремление к экспериментированию краской, рисованию в разных частях листа, закрашиванию его поверхности.
В конце занятия собирает кисточки, а рисунки раскладывает на отдельном столе и предлагает детям их рассмотреть. Вместе с детьми находит сходство с предметами: «Вот красное солнышко, а это — цветок, жучки, дорожки и т.д.». Поощряет стремление детей называть возникшие изображения. Дети рассматривают работы, воспитатель просит их найти свой рисунок.
Действия с предметами. «Собираем пирамидку»
Задачи.Учить собирать пирамидку из 3-4 (5) колец одного цвета, последовательно уменьшающихся в размерах, развивать более тонкую дифференциацию при подборе предметов в порядке их уменьшения, упражнять в точном попадании отверстием кольца на стержень.
Материалы.Одноцветная пирамидка из 3-4 (5) колец на каждого ребенка.
Содержание занятия.Педагог ставит перед каждым малышом собранную пирамидку (размер колец уменьшается) и предлагает ее разобрать: вначале положить на середину стола крышечки, затем кольца.
«Покажите мне самое большое кольцо!» — говорит взрослый и предлагает нанизать его на стержень (показывает, как это делать на своей пирамидке, помогает ошибающимся детям). Затем из
оставшихся колец дети вновь выбирают самое большое и нанизывают его на стержень.
Так собирается вся пирамидка — от самого большого до самого маленького кольца. Пирамидка закрывается крышечкой, отодвигается на середину стола. Воспитатель обращает внимание на то, что работа выполнена.
Затем предлагает разобрать пирамидку и выложить все кольца в ряд (от самого большого до самого маленького) и затем последовательно нанизать их на стержень.
Речь. «Ты, собачка, не лай»
Задачи.Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь понимаемых глаголов и существительных, обозначающих части тела. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Создавать условия для инициативных высказываний.
1 Материалы.Игрушки: собачки, утки. Тазик с водой.
Содержание занятия.Воспитатель усаживает детей в игровом уголке полукругом. Обращается к ним: — Загадаю вам загадку о собачке:
Гладишь — ласкается, Дразнишь — кусается.
Предлагает детям встать и поискать собачку (игрушку заранее выставляют на видном месте). Если дети найдут несколько игрушечных собак, воспитатель хвалит их.
Разыгрывается сценка знакомства.
«Ав-ав! Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Филя. А как зовут вас?» — говорит воспитатель. (Воспитатель подносит игрушку к отдельным детям, побуждая назвать свое имя и погладить игрушку.)
Далее педагог обращается к детям с предложением: «Собачка очень любит, когда ее хвалят. Давайте, ее похвалим. Ушки у Фили торчком. Хвост лохматенький. (Предлагает детям погладить уши, хвост.) Покажите, где у собачки ушки? Где хвостик? (Подносит иг-РУшку к отдельным детям и побуждает ответить на вопрос действи-ем.) Как она голос подает? (Вместе с детьми: ав-ав!) Что умеет делать собачка?» (Воспитатель демонстрирует действия собаки: лает, прыгает, бегает, лежит, шевелит хвостом. Побуждает детей поиграть
с собачкой: попрыгать, потанцевать, похлопать.) Воспитатель обращается к собачке: «Ты, собачка, не лай, наших уток не пугай!»
— Давайте посмотрим, где наши утки? — сюрпризно выставляет на стол тазик с водой и плавающих в нем уток. Побуждает кого-нибудь из детей взять в руки собачку и произнести слова: «Ты, собачка, не лай, наших уток не пугай!».
Собачку передают другому ребенку. Побуждают полаять, как собачка. Повторяют слова хором 3-4 раза.
Игрушки оставляются в свободное пользование детей, провоцируя инициативные высказывания, эмоциональные звуки.
Лепка.«Зернышки для птичек»
Задачи.Вызывать у детей эмоциональный отклик, желание проявить заботу о птицах. Учить детей лепить из пластилина, отрывая маленькие комочки от целого куска, раскатывать в ладонях круговыми движениями рук; лепить на клееночке, аккуратно пользоваться пластилином, не разбрасывать его на столе. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Предварительная работа.Наблюдение на прогулке за птицами, клюющими зернышки, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, пение песенок про птиц.
Материалы.Коробка цветного пластилина, клееночки, игрушка птичка, салфетки для рук.
Содержание занятия.Воспитатель обращает внимание детей на изменения в природе с наступлением холодов, птичкам стало тоже холодно, о них надо заботиться, кормить их зернышками.
Воспитатель показывает детям игрушку птичку: «Ребята, к нам прилетела птичка, — говорит воспитатель и выразительно добавляет:
Маленькая птичка прилетела к нам. Маленькой птичке зернышек я дам».
Воспитатель подходит к каждому ребенку и предлагает ему погладить птичку по голове, спинке: «Вот какая птичка, у нее круглая головка, клюв, хвостик. Для птички мы слепим много зернышек. Для этого надо взять кусочек пластилина и отрывать маленькие комочки, покатать их в ладонях». Воспитатель показывает процесс лепки и предлагает каждому ребенку юять комочек и слепить много зернышек.
Дети начинают лепить. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется выбрать цветные комочки пластилина и раскатать их в ладонях. В процессе лепки он вновь повторяет выразительные слова про птичку, создавая тем самым эмоциональную атмосферу на занятии. Затем говорит: «Птичка очень рада, что дети слепили для нее много зернышек. Теперь птичке не надо боятся холодов. Дети будут о ней заботиться и кормить вкусными зернышками».
В конце занятия воспитатель просит детей вместе с ней повторить:
Маленькая птичка прилетела к нам. Маленькой птичке зернышек я дам.
А вылепленные зернышки каждый ребенок приносит и кладет на тарелочку, чтобы птичка могла их поклевать. После лепки дети вытирают руки салфеткой.
Затем воспитатель предлагает детям поиграть, «полетать», как птички, присесть, постучать пальчиками по полу (как будто клюют зернышки). Игра повторяется 2—3 раза.
Организация детской игры
Педагог продолжает знакомить детей с игрой по сюжетам, продиктованным содержанием занятий и личным опытом детей. В игру вводится игрушка Петушок, дети рассматривают его, гладят, слушают, как он «поет» (за него кукарекает педагог), пытаются подражать его пению. Воспитатель предлагает детям поиграть, как будто они — петушки, поклевать воображаемые зернышки, похлопать крылышками. Желающие играют игрушечными петушками, курочками, цыплятами. Воспитатель активно поддерживает в де-
тях эмоциональный настрой, участвует в игре, поет песенки и потешки. На участке Петушка кормят не только зернышками, ему можно испечь и куличик; кукарекать он может, забравшись на «забор» — скамейку, и т.д. Другие игрушки, которых уже брали на прогулку, могут показать ему горку, песочницу, деревья, поиграть вместе. Детей следует побуждать к общению: «Саша, покажи Петушку песочницу! Маша, а твоя куколка пусть испечет ему пирожок!» и т.д.
В группе тоже можно играть в подобные игры. Воспитатель приглашает «в гости» одного или нескольких детей, кроме них гостями могут быть куклы, зверюшки. Заранее накрывается стол, а когда дети включаются в игру, оказывается, что каких-то приборов, чашек, ложек кому-то не хватило. Воспитатель просит детей помочь, принести ложечку, налить «понарошку» чайку и т.д. При этом учитывается уровень развития игрового воображения детей: один может в этом возрасте использовать только реальные предметы, другой уже владеет условными действиями, а кое-кто и словом.
В игру вводятся специальные ситуации: Мишка пролил чай, надо вытереть стол; кукла Маша уронила ложечку, ее надо поднять и помыть; чайник остыл, его надо снова подогреть (включить или «погреть» на плите). В совместной игре дети, не владеющие речью и имеющие затруднения в общении, начинают подражать действиям «умелых» детей, те, кто еще побаивается сверстников, чувствуют себя более спокойно, когда вместе с ними играет и воспитатель.
СЕНТЯБРЬ. 4 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогической работы. Впроцессе наблюдений дети будут продолжать знакомиться на эмоциональной основе с осенними явлениями (листопад, осенние листочки) и обогащать свои впечатления в рисовании красками, слушании песенки, образных движениях на физкультурных занятиях. Особое внимание будет уделяться поддержанию интереса к детскому саду, индивидуальному подходу к детям, которые трудно переживают период адаптации. Будет продолжаться работа по формированию культурно-гигиенических навыков, развитию предметно-орудийных действий, сюжетного конструирования, совершенствованию артикуляционного аппарата детей.