Занятие № 9. Употребление форм русского глагола.
План
Теоретическая часть.
1.1. Значение, грамматические признаки глагола.
1.2. Употребление личных форм глагола.
1.3. Выбор видов формы глагола.
1.4. Категория вежливости в глагольных формах.
2. Практические задания.
2.1. Выполните упражнения:
1. 0т приведённых глаголов образуйте форму 1-го лица единственного числа настоящего времени. При невозможности их образования замените их описательными выражениями. Составьте по одному предложению с каждой образованной словоформой или выражением.
Бороться, бродить, запретить, затмить, блестеть, образоваться, косить, раздавать, записать, выдавить, течь, блистать, жать, сесть, махать.
2. Образуйте формы 1-го и 2-го лица единственного числа, найдите и назовите различия в образовании форм каждого слова из данных пар. Чем различаются полученные формы?
Родиться — рождаться; зажигать — зажечь; произнести — произносить; удаваться — удаться; выслать — высылать; выдавать — выдать; сослать — ссылать; плавать — плыть; осуществлять — осуществить.
Для справки о личных формах глаголов следует обратиться к словарям.
3. Составьте предложения или мини-тексты, позволяющие определить видовое значение приведенных ни-
же глаголов.
Атаковать, воздействовать, жениться, использовать, исследовать, казнить, оборудовать, ранить, расследовать, родиться, содействовать, телеграфировать.
4. Составьте предложения с формами повелительного наклонения глаголов простить, прощать, извинить, извинять. Опишите ситуации, в которых уместно употребить составленные вами высказывания.
5. Образуйте все возможные формы причастий. Образец: читать — читающий, читавший, читаемый, читанный, читан.
Солить, лечить, идти, гнать, лететь, летать, призвать, сыпать, блистать, петь.
6. Составьте диалоги, используя формы повелительного наклонения данных глаголов: ехать, выбросить, вылезти, захотеть, доставать, лить, надоесть, лететь, летать, трудиться. Образование форм повелительного наклонения каких глаголов вызывает трудности? Определите оттенки побуждения
Занятие № 10. Синтаксические нормы и культура речи.
План
1. Теоретическая часть.
1.1. Понятие синтаксической нормы. Два типа нарушений синтаксических норм.
1.2. Колебания и нормы в системе словосочетания.
1.3. Выбор падежной формы управляемого слова.
1.4. Выбор предложно-падежной формы управляемого существительного.
1.5. Колебания и нормы в системе предложения.
1.6. Нормы сочетания однородных членов предложения. Предлоги при однородных членах предложения.
1.7. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений. Порядок слов в предложении.
2. Практические задания.
2.1. Выполните следующие упражнения:
1.Проанализируйте приведенные ниже фразы из газет и сочинений, выявите ошибки в их построении. Объясните суть каждой ошибки. Предложите правильный вариант.
Лечащий врач был в меру озадачен состоянием больной, но уверенности в лучшее не терял.
Даже в знаменитый дом на Петровской набережной дежурных не полагалось.
Несмотря на все трудности, администрация района прилагает все силы для улучшения качества дорог.
Я потихоньку от хозяина ходила на курсы компьютера и английского языка.
За месяц, что я там (на новой работе. — Сост.) продержалась, работницы без конца менялись.
Вячеслав занимался еще и скупкой и продажей золотых слитков: ущерб государства оценивается в 257 миллионов рублей.
Все говорит о том, что эта героиня (Коробочка. — Сост.) олицетворяет собой копилку, она складывает и складывает, подгребая под себя деньги, видя во всем только выгодную наживу, вкладывая все свои действия, силы и цели на получение прибыли.
Сразу по приезду (Чичикова. — Сост.) в Уездный город, мы начинаем замечать странные действия с его стороны, направленные на куплю крепостных душ, и не просто душ, а уже умерших — «мертвых
душ».
2. Найдите ошибки в приведенных ниже фразах из сочинений (не только ошибки в согласовании!), объясните их суть и способы исправления.
По продолжению всей поэмы, Чичиков разъезжает по усадьбам, губерниям, деревням и встречается, знакомится с разными людьми, отличающихся между собой чинами, родовыми сословиями, имущественным достатком.
Это был настоящий подвиг русского солдата, верному долгу и Отчизне.
Эти чувства переполняют его речь, наполненная умом и остроумием.
3. Проанализируйте приведенные ниже фразы из газет и сочинений, выявите ошибки в их построении. Объясните суть каждой ошибки. Предложите правильный вариант каждой фразы.
Если процесс банкротства «Виадука» (строительная фирма. — Сост.) доведут до логического конца, большинство этих людей потеряют надежду получить собственные деньги или обещанную жилплощадь.
Примерно пятая часть обманутых физических лиц (а всего их по «Виадуку» не меньше 1,5 тысячи) рискуют остаться вообще без жилья и без денег.
Начнется резкое сокращение объемов производства, увеличится безработица и так называемые «отключки» (отключение электроснабжения. — Сост.).
При этом прорабатывается три возможных варианта.
Детство и юность Евгении Павловны прошло в Башкирии.
И все же главным аргументом, предопределившим жизнеспособность «Лиги чемпионов СНГ», является не пресловутая ностальгия по «добрым советским временам», а гораздо более приземленные резоны.
Кто это за люди — расточители и накопители?
Основную часть финансирования произведенных работ, выполненных подрядным способом, было осуществлено также Муниципальным образованием г. Уфы.
4. Найдите в газетах примеры неправильного построения причастных оборотов.
5. Проанализируйте приведенную ниже фразу, оцените ее с точки зрения удобства восприятия. Дайте рекомендации по ее редактированию.
Чтобы получить с должников необходимые в сущности для снабжения теплом их же самих средства, жилищное агентство проводит постоянную работу по взысканию задолженностей через суд.
6. Проанализируйте приведенные фразы, объясните суть и причины ошибок. Приведите свои примеры подобных нарушений.
Последний пример доказывает о том, что приобретение автомобиля — слишком ответственное дело, чтобы доверять его случайным людям.
Если, исходя из вновь открывшихся фактов, предположить о том, что Евсеев в момент убийства находился не в беседке, а, как он утверждает, на школьном крыльце, то окажется, что Евтухов убил себя сам (газ.).
Предположение, что запуск новой ракеты может обернуться катастрофой, к счастью, не оправдалось.
7. Проанализируйте приведенные ниже фрагменты, объясните суть и причины ошибок. Дайте рекомендации по их исправлению. Приведите свои примеры подобных нарушений.
Магазин «Гера» на Васильевском острове попросил службу санэпиднадзора проверить женские сапоги фирмы Pagnonini и не просчитался: в коже обуви обнаружены токсичные вещества. Так и должно быть, но, увы, бывает далеко не всегда.
Русский солдат, полностью ослепший и обессиленный всё равно продолжал создавать беспорядки в тылу врага. Автор хотел обратить внимание на заключительную часть повести. Когда он вышел сдаваться, немцы встречали с почестями в честь стойкости и героизма солдата врагов.
Любовь к Одинцовой, которую он долго пытался отрицать, сильно изменила Базарова.
8. Проанализируйте приведенные ниже фразы из газет, выявите ошибки в их построении. Объясните суть
каждой ошибки, попытайтесь понять ее причины. Предложите правильный вариант каждой фразы.
Празднества намечены с 27 мая по 3 июня.
Как правило, несколько сеансов психотерапии бывает достаточно, чтобы убедить пациента в гипертрофированной оценке обстоятельств.
Иными словами, по мнению недоброжелателей Ильи Клебанова, все реформирование сделано под него, с тем чтобы контролировать или руководить в будущем одним из военных холдингов.
Стал бы президентом Зюганов или Явлинский, я критиковал бы, иронизировал и ругал Зюганова или Явлинского.
Это чревато изоляцией страны, которую желает и подразумевает данная политическая группа.
Практическое занятие № 11
Культура письменной речи (2 часа)
План
Теоретическая часть.
1.1. Русская орфография: нормы и варианты, правила и исключения, принципы и тенденции.
1.2. Правописание корней с чередующимися гласными.
1.3. Гласные после шипящих и Ц. Буквы О и Ё после шипящих.
1.4. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Слитные, раздельные и дефисные написания слов в русском языке.
1.5. Пунктуация как показатель речевой культуры.
2. Практические задания.
2.1. Выполните следующие упражнения:
1. Выделив корни во всех словах, сформулируйте правила, объясняющие написание чередующихся гласныхе/и и о/а в каждой группе.
Выберу, собираю, блестит, блистательный, стелется, застилает, придираются, придерётся, замереть, замирающий, выжег, выжигание, запереть, препираться, вычет, вычитание.
2. По аналогии сформулируйте правило написания букв а/о в корне-кас-/-кос-: касаться, прикосновение. Запомните ещё два корня, в которых зависимость написанияо/а от ударения обратная предшествующему правилу:-зор-/-зар-; -скок-/-скак-. Зорька, зарево, заря, подскок, подскакивать, скакать.
3. Обоснуйте написание чередующихся гласных в приведенных группах слов.
Ловить, ловит, вылавливать, поклон, поклониться, кланяться, ломать, сломанный, выламывать, примочки, замочить, вымачивать, поздно, опоздать, опаздывать.
Предложить, предлагать, вырос, растение, проращивать, скакать, вскочить.
Занять — занимать; начать — начинать; сжать — сжимать.
Сидение, сидеть, сиделка, седок, седло; плавучий, поплавок, пловец, пловчиха.
Равнина, равенство, сравнение, равномерный, подровнять, ровный, поровну, ровесник; непромокаемый, мокрёхонек, обмакнуть, промакивать.
4. Распределите слова на группы в зависимости от того, где находится орфограмма: 1) и или ы в корнях;
2) в словах на-ция; 3) в суффиксе-цын-', 4) в окончаниях. Если необходимо, воспользуйтесь правилом.
Ц...ган, лисиц...н, сенсац…я, ц…новка, координац…я, спиц…, бац…лла, ц...плёночек, панц...рь, ц...анид, ц...ркуль, львиц...н, ц...корий, наездниц…, круглолиц...и, традиц…я.
5. Поставив в словах ударение, определите, какая буква пишется в корне.
Сц…пление, пац…фист, ц...коль, ц...ллулоид, ц…ментный, ц...тата, ц…пенеть, зац…нтрованный, ц…лина.
6. Выберите нужную букву в приведенных словах.
Прич(у/ю)дилось, ж(у/ю)ри, ч(а/я)щ(а/я), площ(а/я)дь, ж(у/ю)рналист, щ(у/ю)пальце, пощ(а/я)да, ж(е/э)ле, пож(у/ю)рить, прищ(у/ю)ритъся, ч(а/я)стушка, Ш(а/я)уляй, ч(а/я)ш(е/э)чка, ш(е/э)ф, ч(у/ю)рбан, ч(у/ю)кч(а/я), ч(а/я)йка, ж(е/э)манство, ч(е/э)мпион, осч(а/я)стливить.
7. Если вы справились с предыдущим упражнением, то расставьте знаки препинания в следующих предложениях:
Когда человеческий дух не в состоянии проникнуть в глубь вопроса то он подобно пчеле летает высасывая мед только по цветочным венчикам (Т. Тассо).
Время неподвижно как берег: нам кажется что оно бежит а напротив
Люди забывают какие отвратительные мысли порою приходят им в голову и возмущаются обнаружив их у других (С. Моэм).
На одного человека умеющего мыслить приходится по крайней мере сто людей которые могут наблюдать. Человек с острой наблюдательностью конечно редко встречается но гораздо реже человек с острым мышлением (Г. Бокль).
Нам нравится наделять себя недостатками противоположными тем которые у нас есть в действительности слабохарактерные люди например любят хвастаться упрямством (Ф. Ларошфуко).
Мой жизненный опыт убедил меня что люди не имеющие недостатков имеют очень мало достоинств (А. Линкольн).
Учитель пытающийся преподавать без того чтобы внушить ученику желание учиться кует холодное железо (X. Манн).
Прошедшее нужно знать не потому что оно прошло а потому что уходя не умело убрать своих последствий (В, Ключевский).
Человек отправляющийся в путешествие в страну языка которой не знает собственно отправляется в школу а не в путешествие (Ф. Бэкон).
8. Расставьте знаки препинания в следующих текстах в соответствии с действующими пунктуационными нормами. Используйте справочники по орфографии и пунктуации, указанные в списке литературы. Сравните свою версию расстановки знаков с опубликованным текстом.
Был сильный мороз. Город курился дымом. Соборный двор топтанный тысячами ног звонко непрерывно хрустел. Морозная дымка веяла в остывшем воздухе поднималась к колокольне. Софийский тяжелый колокол на главной колокольне гудел стараясь покрыть всю эту страшную вопящую кутерьму. Маленькие колокола тявкали заливаясь без ладу и складу вперебой точно сатана влез на колокольню <...> В черные прорези многоэтажной колокольни встречавшей некогда тревожным звоном косых татар видно было как метались и кричали маленькие колокола словно яростные собаки на цепи. Мороз хрустел курился. Расплавляло отпускало душу на покаяние и черным-черно разливался по соборному двору народушко (М. Булгаков. Белая гвардия).
Уехала девушка которую я любил которой я ничего не сказал о своей любви и так как мне шел тогда двадцать второй год то казалось, что я остался один во всем свете. Был конец августа в малорусском городе где я жил стояло знойное затишье И когда однажды в субботу я вышел после работы от бондаря на улицах было так пусто что не заходя домой я побрел куда глаза глядят за город (И. Бунин. В августе). Очаровательное утро Свободно без прежнего трения оно проникало сквозь зарешеточное стекло промытое вчера Родионом Новосельем так и несло от желтых липких стен. Стол покрывала свежая скатерть еще с воздухом необлегающая. Щедро окаченный каменный пол дышал фонтанной прохладой (В. Набоков. Приглашение на казнь).