Занятие № 7. Имя прилагательное, нормы его употребления.
План
Теоретическая часть.
1.1. Качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные.
1.2. Образование и употребление форм степеней сравнения.
1.3. Употребление кратких форм прилагательных.
1.4. Употребление полных форм имён прилагательных.
2. Практические задания.
2.1. Выполните следующие упражнения:
1. В следующих предложениях найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Дайте аргументацию и предложите правильный вариант.
1. Третий рассказ показался ему наиболее смешней. 2. Моя работа оказалась наихудшайшей из всех. 3.Отношение к людям должно быть мягше, а взгляд на жизнь — ширше. 4. Вчера ты был менее весел. 5. Мой дядя — прелучшайший и предобрейший человек на свете. 6. Этот костюм мне менее велик, чем тот. 7. Алена гораздо красивше Татьяны. 8. Такой зонт более женский, чем мужской. 9. Надо вести себя скромнейше и простое. 10. Он из нас был самый честнейший. 11. Первее всего нужно доделать то, что мы начали.
2. От следующих прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения. Подберите к ним синонимические выражения. Составьте словосочетания с образованными формами.
Глубокий, дальний, живой, хороший, гордый, здоровый, глазастый, плохой, хромой, молодой, спорный, мокрый, близкий, полосатый, маленький, чуждый, холостой, сухой, грубый, веселый, захудалый.
3. От данных прилагательных образуйте краткие формы. Определите, в каких случаях образование таких
форм невозможно и назовите факторы, накладывающие ограничение на образование таких форм.
Бурый, родственный, большой, бледно-розовый, древний, вороной, добрососедский, искренний, светлый, соленый, облезлый, гнедой, безмолвный, фисташковый, примирительный, благонамеренный, сине-зеленый, отсталый, маленький, геройский, чистейший.
4. Определите смысловые и стилистические различия между краткими и полными формами следующих
прилагательных. Составьте словосочетания, иллюстрирующие эти различия.
Грамотен — грамотный, велик — великий, должен — должный, глух — глухой, дорог — дорогой, благодарен — благодарный, свободный — свободен, обязан — обязанный, готов — готовый, широкий-широк, больной — болен, зелен — зеленый, виноват — виноватый.
5. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм. Определите, в каких случаях допустимо использование а) только краткой формы, б) только полной формы, в) обеих форм. Свой выбор мотивируйте.
1. Я (сыт / сытый). 2. Сегодня он (сердит / сердитый). 3. Профессор (доволен / довольный) успехами студентов. 4. Больной еще (слаб /слабый). 5. Вода в реке была (темна / темная) и (холодна / холодная). 6. Константин Сергеевич очень (умен / умный). 7. Эти многоугольники (симметричны / симметричные). 8. Он слишком (застенчив / застенчивый). 9. Эти ошибки легко (исправимы / исправимые). 10. Эта река слишком (мелководна / мелководная) для судоходства. 11. Кто (бодр / бодрый) душой, тот всегда (весел / веселый) и (здоров / здоровый). 12. Мясо уже почти (готово / готовое). 13. Стены в этой крепости (высоки / высокие).
Занятие № 8. Имя числительное и нормы его употребления.
План
Теоретическая часть.
1.1. Количественные, собирательные, порядковые, дробные числительные.
1.2. Особенности склонения простых числительных.
1.3. Особенности склонения составных числительных.
1.4. Особенности употребления числительных в сочетании с именами существительными.
2. Практические задания.
2.1. Выполните следующие упражнения:
1. Какие из приведенных слов являются именами числительными, а какие нет? Определите разряд найденных числительных (количественные или порядковые). Количественные числительные разбейте на группы: а) целые, б) дробные, в) собирательные, г) неопределенно-количественные. Определите, к какой части речи относятся слова, не являющиеся числительными.
Пара, три, единица, сорок, единство, сороковой, трое, несколько, много, первый, сорок, сороковой, десяток, две с половиной, в-третьих, один, сотня, тройка, пятерка, третий, тройной, половина, трешница, полтора, двойной, раз, немало, тройственный, треть, четверть, пять и одна треть, триллион, десятичный, двойня, четырежды, сорок второй, в-шестых, сто восемь, полтораста, столько, четыре пятых, восемь сотых, ноль, две четверти, семеро.
2. Следующие числительные и словосочетания поставьте в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление этих числительных в указанных формах.
1982 год 3,265 несколько сороковой
1 семеро мало 43499 штук полтора
0,942 сорок первый полтораста трое
3. Замените цифры соответствующими числительными. Раскройте скобки, употребив существительные
(словосочетания с существительными) в нужной падежной форме.
1. Вместе со всеми 374 (участник конференции) мы отправились в Старую Руссу. 2. Наша база находилась в 841 (километр) от города. З. За время экспедиции полярники прошли свыше 1958 (километр). 4. Из 941 (выпускник) нашего курса на встречу приехали только около 750. 5. Мы израсходовали (бак) воды. 6. Воздух наполнился 1000 (разный птичий свист). 7. Довольно трудно издать книгу с 7395 (чертеж) в нашем издательстве. 8. За новый проект проголосовало 0,9 (собравшиеся). 9. В (1973 год) и произошло это печальное событие. 10. Царь Леонид с 300 (спартанец) в Фермопильском ущелье прикрывал отступление греческих войск.
4. Со следующими словами составьте предметно-количественные словосочетания («числительное + существительное»). Назовите слова, с которыми а) можно употребить только количественное числительное;
б) можно употребить собирательное числительное; в) вообще невозможно образовать подобных сочетаний.
Кенгуру, мальчик, ребенок, джинсы, дом, учебник, щенок, ножницы, отъезжающий, булочная, человек, ябеда, медведь, подруга, сливки, дискотека, сюрреализм, плакса, сутки, волокита, ягненок, родня, друг, смелость, возможность, зелень, песок, персик, командующий, дуб, лисица.
5. В приведенных предложениях найдите ошибки, связанные с употреблением имен числительных, квалифицируйте их и, приведя необходимую аргументацию, предложите правильный вариант.
1. Коллектив нашего участка обязуется благоустроить восемьдесят и три десятых процентов подведомственной территории к январю двухтысячно первого года. 2. Сообщаю, что вчера в ночь между одиннадцати и двадцати четырех часов я находилась дома, что может быть подтверждено троими соседками. 3. На площади собралось около четырехсот людей. 4. Было решено закончить экспедицию через двадцать три сутки. 5. Тысячью годами позже на этом месте возник другой город. 6. Семь и три десятых километров железнодорожного пути оказались неисправными. 7. В тысячу девятисот тринадцатом году мы уехали из России. 8. Сейчас, когда я могу гордиться сороками лет прожитой жизни, многие вещи мне кажутся иными. 9. Победителя наградили полторастами тысячами рублей. 10. После проверки выяснилось, что на складе не хватало три тысячи пятьсот сорок две коробки конфет.