Масштаб последствий – совокупное благо или вред, порождаемые реализацией решения.
Вероятность наступления последствий того, что добро или зло действительно возникнет.
Экономические последствия: краткосрочная или долгосрочная прибыльность (особенно в коммерческих организациях). Критерии, предполагающие более отдаленную перспективу, тесно коррелируют с этическими решениями. Так, фирмы, использующие схемы стремительного обогащения, не приобретают устойчивого статуса, так как не учитывают долговременный эффект своего воздействия на клиентов и общество в целом.
Технологические последствия связаны с определением того, что с точки зрения новейших технических достижений является эффективным в будущем. Решения, принятые без учета технологий будущего, может устареть еще до того, как будет реализовано.
Социальные последствия: решения, воздействие которых считается позитивным, могут способствовать благоприятному общественному мнению, ослаблению нежелательной социальной политики, а также достижению эффективных экономических результатов и формированию более квалифицированной рабочей силы.
Уровни нравственной эффективности принимаемых управленческих решений
1. Правило нравственной эффективности: любой вариант, создающий конфликт интересов, должен быть исключен из числа рассматриваемых решений. Для этого необходимо проанализировать все аспекты имеющихся вариантов решений, это позволяет определить для каждого аспекта минимальный уровень приемлемой нравственной эффективности. Рассматривая при этом экономическую эффективность, отобрать те варианты решений, которые обеспечивают не менее 10 процентов рентабельности инвестированного капитала.
Уровень минимальной нравственной эффективности решений может иметь три степени: неприемлемую, минимальную и приемлемую. Уровень минимальной эффективности может быть ниже желательного. Зрелое отношение к нравственности у части руководителей дает им возможность быть менее зависимым от условий деятельности и качества отношений с партнерами, конкурентами, государством в мире бизнеса. У них наблюдается тенденция к повышению деловой активности, деньги для них олицетворяют свободу. Менее зрелое (в том числе и негативное) отношение к нравственности сопровождается негативным отношением к бизнес-среде, низким уровнем саморегуляции, невысоким уровнем деловой активности с тенденцией к ее снижению.
Что можно сказать о моральном сознании руководителей? Какое место в нравственности занимает у них образ делового мира? Нравственная составляющая представлена в наибольшей степени в идеальном образе делового мира. Идеальный образ бизнеса насыщен стремлением к нравственности, что далеко отстоит от реального образа бизнеса, существующего в сознании руководителей. Последнее порождает внутриличностные конфликты. Нередко имеет место внутриличностный нравственный конфликт как из-за соблюдения нравственных норм, так и в отношении денег.
Контрольные вопросы к лекции «АРЕТОЛОГИЯ. ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ»
Как формулируется «золотое правило нравственности в деловых отношениях руководителя к подчиненным?
Какие существуют нравственные эталоны (образцы) поведения руководителя?
3.Каково содержание этических обязанностей руководителя?
Какие существуют этические принципы поведения подчиненных?
5.Какие существуют варианты разрешения конфликтов с точки зрения деловой морали?
Какие нравственные факторы препятствуют возникновению конфликтов в организации?
Какие меры являются наиболее оптимальными, с точки зрения деловой морали, в предупреждении конфликтов?
Какие факторы влияют на нравственный аспект деловых решений?
Какие свойства личности оказывают влияние на принятие нравственных управленческих решений?
В чем специфика стадии автономной морали в нравственном развитии личности?
Какова особенность стадии формирования собственных нравственных принципов?
Что включает в себя потребность человека быть нравственной личностью?
На каких теоретических положениях строится теория морального одобрения?
Каковы функции организационной культуры в формировании деловой морали?
Ведет ли демократическая культура к формированию нравственных ценностей в организации?