Моральное сознание и его компоненты.

Особенностью нравственного сознания является восприятие явлений с точки зрения ценностного отношения к действительности. Особое место в иерархии ценностей занимает идея о должном (3.1идеал). Должное или идеальное измерение морали - это совокупность норм, которые выражают отношение людей друг к другу, к обществу в целом, которые оценивают человеческое поведение с точки зрения таких категорий, как добро и зло, справедливость и несправедливость, честь и достоинство и т.п. С помощью этих категорий человек создает некую идеальную модель поведения и постижения смысла своей жизни. Исходной точкой морального сознания является конкретная личность в силу того, что сама мораль обращена прежде всего к индивиду. Поэтому необходимо прежде всего рассмотреть индивидуальное нравственное сознание отдельного человека.

Рациональный компонент, т.е. система определенных понятий, в которых выражается мировоззрение личности, те или иные представления о нормах и ценностях морали. Базовым элементом этой системы является требование (норма), которые выступают первоначальными «клеточками» нравственности человека. Еще Сократ и Платон подчеркивали важную роль разума в нравственной жизни человека. Чтобы следовать нормам морали, человек их должен знать. Нормы морали не просто просят и убеждают поступать тем или иным образом, а требуют, предписывают определенное поведение, знание о котором также необходимо человеку. Норма выражает долженствование, а не описывает сущее. Кроме нормы, в эту систему входят воспринятые в качестве личных идеалы, оценки, принципы, установки, знания о моральных качествах, о добре зле, совести, чести, достоинстве и т.д. Итак, в общей системе знаний моральные знания занимают особое место: прежде чем принять или не принять требования должного, надо их знать. Нельзя требовать ответственности человека за поступок, если он не знает моральных норм, которым соответствует или не соответствует этот поступок.

Однако осознания различия между добром и злом является недостаточным, чтобы удержать человека от безнравственных поступков. Для этого необходимы эмоции, чувство вины и сожаления, лежащие в основе совести.

Эмоциональный компонент морального сознания включает совокупность нравственных переживаний человека. Эмоции окрашивают всю жизнедеятельность человека. Специфика нравственных чувств заключается в их направленности на свой специфический объект – межличностные отношения. Эти чувства формируются во взаимном общении людей. В нравственных чувствах происходит переживание соответствия или несоответствия поступка, ситуации нормам морали. Ядром нравственных эмоций являются чувства совести, долга, достоинства, чести. Нравственные чувства формируются под влиянием осознанных моральных установок социальной среды, с которой активно взаимодействует личность. Поэтому нравственные чувства не могут возникать на досознательном уровне. В чувствах концентрируется нравственный опыт человека. Благодаря стимулирующей функции нравственных чувств наши намерения превращаются в конкретные поступки.

Эмоциональное отношение к людям, способность к сопереживанию выступает механизмом нравственной регуляции поведения, способствует усвоению норм морали. Нравственные чувства входят в моральные качества личности. Они позволяют человеку не только понять мотивы других людей, но и сопереживать им эмоционально. Нравственные чувства вызывают идентификацию с другой личностью, ее радостями и страданиями. Одна из причин безнравственности отсутствие эмпатии, способности поставить себя на место другого. Однако недостаточно рассматривать только эмпатию, способность к сопереживаю как одно из условий усвоения человеком принципов морали. Необходим учет всех компонентов эмоционального интеллекта: и понимания чужих эмоций, и способности контролировать свои эмоции и т.п. Отсутствие самоконтроля, даже при развитом чувстве эмпатии, не обеспечивает нравственное поведение личности. Поэтому особая роль в детерминации нравственного сознания принадлежит волевым качествам личности.

Волевой компонент морального сознания, благодаря которому нравственный мотив реализуется в действии вопреки давлению объективных обстоятельств. Обоснованием этого тезиса является понимание воли как способности к саморегуляции, что делает человека свободным от внутренних и внешних препятствий при достижении поставленной цели. Индивид благодаря воле способен тормозить пробуждение мотивов и осуществление поступков, противоречащих его представлению о должном, его системе нравственных ценностей.

Существует взаимосвязь между моральными и волевыми качествами. С одной стороны, воля вводит в жизнь человека нравственное измерение. С другой, нравственные качества способствуют проявлению силы воли. Однако сама по себе сила воли не делает поведение нравственным (или безнравственным). Главное здесь в том, что нравственной оценке в волевом поведении подлежит его мотив, а не проявление волевого усилия. (Ильин, 2009).

Таким образом, воля и эмоции являются обязательными компонентами морального сознания. Однако они нередко действуют в противоположных направлениях. Так, в некоторых случаях возникающие эмоции оказывают на поведение дезорганизующее влияние, тогда воля выступает в роли регулятора, компенсируя последствия возникшей эмоции. В других случаях эмоции стимулируют деятельность в такой степени, что проявление воли становится не нужным.

Наши рекомендации