Исторические изменения в подходах к предмету изучения этики.
Отрасли этического знания.
Предмет общей этики.
Предмет деловой этики, ее цели и задачи.
Основные разделы деловой этики.
Вступление. Деловая этика обладает как общими с общетеоретической, общефилософской этикой особенностями, так и специфическими характеристиками. Главной проблемой при рассмотрении специфики, структуры и предназначении деловой этики является вопрос о соотношении этики как целостной системы знания и деловой этики как одной из ее составных частей. Этот вопрос находит свою конкретизацию в определении места деловой этики в сложной структуре современного этического знания и выяснении того, как она связана с другими ее структурными элементами и разделами.
1.1. Исторические изменения в подходах к предмету изучения этики. Этика как наука возводит начало своей истории в Древней Греции, а затем в той или иной форме развивается до появления собственно дисциплины этики. Возникновение этики происходило параллельно с процессом формирования и развития философии в VI-V в. до н.э. в период кардинальных духовных изменений, обозначенных Карлом Ясперсом периодом «осевого времени». Само название предмета этики в переводе с древнегреческого означает слово «этос» как совместное место проживания (стойбище, логово, жилище). Затем смысловое значение этого слова сместилось на характеристику поведения людей в соответствующих местах, а также на образ мыслей и чувств, вызывающих соответствующее поведение. По своей сути, этос всегда есть совместная жизнедеятельность людей, регулируемая обычаями, традициями, нормами. От термина «этос» образуется слово «этикос», дающее начало понятию «этика», которое было введено Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). Именно Аристотель считается основателем этики как самостоятельной области знания: о чем свидетельствуют названия трех его работ: «Этика к Никомаху», «Евдемова этика, «Большая этика». По Аристотелю, этика – это учение о добродетелях, ведущих к благу, к счастью. Этические знания должны реализовываться в поступках. Аристотель выделяет этику в качестве самостоятельного раздела в структуре философии, относя ее практическому виду философского знания. Он полагал, что этику необходимо изучать не для того, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы поступать добродетельно. Практическую направленность этики Аристотель видел также в том, что она служит задачам формирования достойного гражданина государства, т.е. политике. Этика, по Аристотелю, призвана ответить на вопрос о том, что и как мы должны делать, чтобы быть достойными гражданами своего государства.
Исторически определение предмета этики менялось. Окончательное становление этики как науки произошло в философии немецкого Просвещения в трудах И Канта (1724-1804). Главным понятием этики становится понятие долга, предметом – область «должного». Выполнение долга должно основываться, согласно Канту, на категорическом императиве, а именно: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства». Кант считал, что человека нельзя использовать как средство, ибо человек разумен и обладает достоинством. Только следование долгу делает поведение человека нравственным. Моральным является такой поступок, который совершается исключительно из уважения к долгу, нравственному закону внутри нас. Поэтому этика И.Канта получила название этики долга. Моральный долг, по учению Канта, это волевое состояние свободного и разумного существа. В его основе, а значит, и в основе морали, лежит добрая воля. Условием нравственного поступка, реализации доброй воли является свобода, или автономия воли.
В 20 веке этическое знание приобретает новую историческую форму. И связано это прежде всего с возникновением необходимости специфических способов гармонизации отношений социальных субъектов в целях сохранения целостности общества. В силу этого возрастает роль морали и нравственности в жизни человека и общества. Актуальность приобретает применение этической теории к анализу соотношения морали и экономики, морали и политики, морали и искусства, морали и религии и т.п. Этика – это практическая философия, изучающая происхождение, специфику и закономерности функционирования и развития морали и нравственности. Этика дает обоснование необходимости морали, раскрывает всеобщую ее основу и специфическое содержание. Объектом изучения этики является мораль (нравственность) как особый способ духовно-практического освоения человеком мира, имеющий в качестве своего фундамента различение добра и зла.
1.2. Отрасли современного этического знания. В настоящее время этика в структурном отношении представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их, в свою очередь, можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Перечислим лишь некоторые из этих отраслей: общая, социальная, хозяйственная, деловая, политическая, биомедицинская, юридическая, экологическая, профессиональная этика, этика науки, этика управления, этика бизнеса, информационная этика, этика воспитания. В силу специфики нашего курса мы остановимся лишь на общей этике и такой ее отрасли, как деловая этика. Как любое развивающееся явление этика постоянно изменяется, что приводит к появлению новых ее отраслей. -В настоящее время не существует законченной классификации отраслей этики: в ней могут возникать новые области. Однако подчеркнем главное: общим для всех отраслей этического знания является то, что все они изучают факты, закономерности и механизмы морали и нравственности в различных условиях жизнедеятельности личности. Ядром современного этического знания и фундаментальной основой всех его отраслей и разделов является общая этика.
1.3. Предмет общей этики. Общая этика есть систематизированное знание о морали как особом духовном феномене. В рамках данной науки раскрывается природа, специфика, структура и функции морали, а также основные нравственные ценности и проблема моральной свободы. Этика изучает человеческое поведение, осуществляемое сознательно и добровольно. Она не изучает автоматические реакции людей на внешние воздействия (например, действия во сне или под гипнозом). Некоторые формы поведения могут быть общепринятыми, но оставаться безнравственными. Аналогично, поведение человека может соответствовать законам права, но быть безнравственным. Поэтому этика предписывает, как должен себя вести человек, чтобы отвечать требованиям нравственности. Важно видеть практическую направленность этической науки, которая на протяжении длительной истории своего существования выявляла основания для различения добра и зла, фундаментальных основ и ориентиров нравственной жизни человека и общества. Обращаясь к вопросам о счастье и смысле жизни, о чести и достоинстве, о совести и гордости, о честности и справедливости, о верности и предательстве и многим другим практическим вопросам, этика в каждую конкретную историческую эпоху обосновывала вполне конкретные идеалы нравственно совершенной личности.
В самом общем виде в этике как практической философии можно выделить два ее типа: общетеоретическую и прикладную этику. Теоретическая этика (или теория морали) есть учение о сущности морали, основных принципах и категориях морали, о ее структуре, функциях и закономерностях. Теоретическая этика: а) дает объяснение происхождению и эволюции морали; б) доказывает, почему человек должен быть нравственным, какие основания он может использовать для обоснования нравственного содержания своих поступков. Прикладная этика: а) изучает непосредственно практические вопросы совершенствования нравственных отношений во всех сферах жизни общества; б) разрабатывает практические рекомендации для нравственного воспитания и самовоспитания.
Своеобразной формой связи теоретической и прикладной этики выступает нормативная этика, в которой дается обоснование нравственных норм. Это обоснование развертывается в двух пересекающихся направлениях: а) изучение специфики моральных норм, их структуре, типологии, что позволяет составить представление о назначении моральных норм, степени их предпочтительности и достоверности; б) обоснование конкретного содержания норм морали и кодексов нравственного поведения.
Деловая этика не может быть сведена к прикладной этике. Выделение деловой этики как относительно самостоятельного раздела этической науки является объективным процессом, связанным, с одной стороны, с дифференциацией различных сфер профессиональной деятельности и специфики их нравственного регулирования, а с другой – внутренней органической связью этих сфер. На современном этапе развития этического знания, деловая этика (как одна из форм профессиональной этики), все больше отделяясь от общетеоретической этики не должна от нее полностью отрываться, чтобы не потерять своих корней и фундамента. Поэтому вопрос о том, какое место занимает деловая этика в системе современного этического знания, должен решаться на единой теоретической, прикладной и нормативной основе общей этики.
1.4. Предмет деловой этики, ее цели и задачи. Деловая этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи деловой этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии. Деловая этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Основой деловой этики является понимание труда как основополагающей нравственной ценности. Именно через отношение человека к своему труду, через его мотивацию обнаруживают себя главные нравственные качества личности.
Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п. Деловая этика учит следовать эталонам нравственности, принятыми за норму поведения людей в профессиональной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Деловая этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства. Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей в той или иной профессии.
Деловая этика изучает соответствие моральных норм работника деятельности и целям организации и выступает в качестве инструмента анализа и решения нравственных проблем, возникающих перед человеком в профессиональной деятельности. Современная деловая этика должна основываться на трех важных положениях: 1) в качестве изначально важного процесса выступает создание как материальных, так и духовных ценностей во всем многообразии своих форм; 2) создание этих ценностей должно рассматриваться как реализация общественно значимых целей; 3) приоритет в разрешении конфликтов в деловом мире должен отдаваться интересам межличностных отношений, уважению чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека.
Деловая этика занимается разработкой морали, ее принципов и ценностей в сфере труда с учетом специфики нравственных отношений в каждой конкретной сфере профессиональной деятельности. Профессиональные качества специалиста получают в деловой этике моральную оценку. Однако деловая мораль не может рассматриваться вне единства с общепринятой системой морали. Поэтому для понимания специфики предмета деловой этики будем исходить из того, что современные этические принципы делового поведения опираются на аксиомы мировой этической мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Итак, предметом деловой этики выступает мораль определенной профессиональной группы.
Цели и задачи деловой этики: 1) Раскрытие уровня должного деловой морали: концептуальное обоснование нравственных установок поведения людей, занятых в определенной профессии. 2) Выявление и анализ нравственного смысла профессии и разработка соответствующей этому смыслу системы ценностей, принципов и норм поведения.3) Этические кодексы как один из элементов системы саморегулирования. 4) Раскрытие уровня сущего деловой морали: анализ реальных нравственных проявлений в конкретной профессиональной деятельности, выявление причин отступления от профессиональных норм и требований.