Работа № 8. Серодиагностика туберкулеза
Цель: изучить серологические методы диагностики туберкулеза.
Самостоятельная работа: учесть готовый результат ИФА, поставленного с сывороткой больного с подозрением на туберкулез. Записать вывод.
Направление:___________________________________________________________________
Ингредиенты:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Механизм:
Постановка:
титры 1/50 1/100 1/200 1/400 1/800 1/1600 КН КП
1 неделя
2 неделя
Результат:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа № 9. Принципиальная схема лабораторной диагностики туберкулеза
Самостоятельная работа:разобрать особенности лабораторной диагностикитуберкулеза. Отметить наиболее информативные методы лабораторной диагностики.
Исследуемый материал
1) _________
2) _________
3) _________
Подпись преподавателя_________________________________________________________
Самостоятельная работа студента во внеурочное время:
I.Классифицировать предложенные антимикробные препараты в соответствии с их назначением (профилактические, диагностические, лечебные).
1.АД-анатоксин
2._____________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________
6._____________________________________________________________________________
Агглютинирующая дифтерийная сыворотка
2._____________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________
6._____________________________________________________________________________
Антитоксическая противодифтерийная лошадиная сыворотка 5000 МЕ
2._____________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________
6._____________________________________________________________________________
Токсин Шика
2._____________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________
6._____________________________________________________________________________
1. Вакцина БЦЖ
2._____________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________
6.____________________________________________________________________________
Туберкулин
2._____________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________
6._____________________________________________________________________________
Стрептомицин
2._____________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________
6._____________________________________________________________________________
Канамицин
2._____________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________
6._____________________________________________________________________________
Фтивазид
2._____________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________
6._____________________________________________________________________________
II. Заполнить контрольные карты по предложенным нозоформам:
ДИФТЕРИЯ
Таксономия возбудителя:
Семейство__________________________________________________________________
Род________________________________________________________________________
Вид________________________________________________________________________
Морфологические и тинкториальные свойства__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Культуральные и биохимические свойства____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Резистентность_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эпидемиология
Источник инфекции_____________________________________________________________________
Механизм передачи______________________________________________________________________
Пути передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Факторы передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Патогенез и клиника
Входные ворота________________________________________________________________________
Инкубационный период_______________________________________________________________________
Основные факторы патогенности ________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные фазы патогенеза_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Клинические симптомы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Иммунитет___________________________________________________________________
Основные направления лабораторной диагностики_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специфическая профилактика (препараты)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лечение (препараты)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТУБЕРКУЛЕЗ
Таксономия возбудителя:
Семейство__________________________________________________________________
Род________________________________________________________________________
Вид________________________________________________________________________
Морфологические и тинкториальные свойства_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Культуральные и биохимические свойства____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Антигенная структура______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Резистентность_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эпидемиология
Источник инфекции_____________________________________________________________________
Механизм передачи______________________________________________________________________
Пути передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Факторы передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Патогенез и клиника
Входные ворота________________________________________________________________________
Инкубационный период_______________________________________________________________________
Основные факторы патогенности ________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Основные фазы патогенеза________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Клинические симптомы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Иммунитет___________________________________________________________________
Основные направления лабораторной диагностики_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специфическая профилактика (препараты)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лечение (препараты)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись преподавателя ___________________________________
Ситуационные задачи
1. В инфекционную больницу поступила девочка 2-х лет с высокой температурой, жалобами на боли в горле. На слизистой зева с трудом снимающиеся серовато-белые налеты. Лечащий врач поставил диагноз «дифтерия зева», ввел немедленно 5000 МE противодифтерийной сыворотки и отправил в лабораторию материал для исследования.
Оцените результат бактериологического исследования.
Вопросы1. Какой материал взят на исследования? 2. Какие исследования назначить?
3. Подтвердился ли клинический диагноз «дифтерия»? Почему? 4. Правильна ли была тактика лечащего врача? Почему?
2. Всем детям начальной школы была своевременно проведена ревакцинация дифтерийным анатоксином. Спустя 2 месяца одна ученица заболела дифтерией. Для оценки уровня антитоксического иммунитета в коллективе была поставлена РПГА. Оценить результаты РПГА при обследовании школьников. Оформить протокол исследования. Сделать вывод.
(Для учета результатов исследования выделяется планшет с реакцией РПГА.)
Вопросы1. У кого из обследованных школьников напряженный антитоксический иммунитет к дифтерии? Почему? 2. Кому из обследованных необходимо ввести специфический препарат? Какой? Почему? 3. Как объяснить причину заболевания дифтерией одной ученицы?
Обследуе-мые школьники | Метод диагностики | Исследуемый материал | Диагностический препарат для РПГА | Разведения сыворотки | Единица измерения активности анатоксина | |||
1/100 | 1/200 | 1/400 | К | |||||
А. Б. Е. | Серологический | Сыворотка крови | Дифтерийный эритроци-тарный диагностикум | + + - | + - - | + - - | - - - | ИЕ - иммуногенная единица |
«+» - склеенные эритроциты в виде «зонтика» «-» - отсутствие гемагглюти-нации - «пуговка» |
3. В туберкулезном диспансере при лабораторном обследовании семьи, состоящей из девочки 7 лет и трех взрослых людей (матери, отца и дяди ребенка), установлено следующее:- у девочки положительная реакция Манту, Микроскопия мокроты, посев ее и биологическая проба дали отрицательные результаты.
- у матери обнаружены туберкулезные палочки только в посеве мокроты.
- у отца туберкулезная палочка обнаружена при микроскопии мокроты.
- у брата матери - положительная реакция Манту, результаты всех остальных исследований отрицательные.
Обследуемые | Реакция Манту | Микроскопия мокроты | Посев мокроты | Биологическая проба |
Ребенок | + | - | - | - |
Отец | - | + | Не проводился | - |
Мать | - | - | + | Не проводилась |
Брат матери | + | - | - | - |
Вопросы: 1. У кого из них лабораторно подтверждается диагноз «туберкулез»? 2. Кто из них должен быть оставлен под наблюдением врача диспансера?
4. Ребенок 2 лет с положительной реакцией Манту заболел корью. Через 2 недели после выздоровления у него появились субфебрильная температура, общее недомогание. Повторная реакция Манту оказалась отрицательной. Что заподозрил врач? Почему повторно была поставлена реакция Манту? Как объяснить исчезновение аллергической реакции к туберкулину?
5. В инфекционную больницу поступила девочка 2-х лет с высокой температурой, жалобами на боли в горле. На слизистой зева с трудом снимающиеся серовато-белые налеты. Лечащий врач поставил диагноз дифтерия зева, ввел немедленно 5000 МE противодифтерийной сыворотки и отправил в лабораторию материал для исследования.
Оцените результат бактериологического исследования.
Вопросы1. Какой материал взят на исследования? 2. Какие исследования назначить?
3. Подтвердился ли клинический диагноз дифтерии? Почему? 4. Правильна ли была тактика лечащего врача? Почему?
Пример решения задачи
Всем детям начальной школы была своевременно проведена ревакцинация дифтерийным анатоксином. Спустя 2 месяца одна ученица заболела дифтерией. Для оценки уровня антитоксического иммунитета в коллективе была поставлена РПГА. Оценить результаты РПГА при обследовании школьников. Оформить протокол исследования. Сделать вывод.
Для учета результатов исследования выделяется планшет с реакцией РПГА.
Вопросы1. У кого из обследованных школьников напряженный антитоксический иммунитет к дифтерии? Почему? 2. Кому из обследованных необходимо ввести специфический препарат? Какой? Почему? 3. Как объяснить причину заболевания дифтерией одной ученицы?
Обследуемые школьники | Метод диагностики | Исследуемый материал | Диагностический препарат для РПГА | Разведения сыворотки | Единица измерения активности анатоксина | |||
1/100 | 1/200 | 1/400 | К | |||||
А. Б. Е. | Серологический | Сыворотка крови | Дифтерийный анатоксинный эритроци-тарный диагностикум | + + - | + - - | + - - | - - - | ИЕ-имму- ногенная единица |
«+» - склеенные эритроциты в виде «зонтика» «-» - отсутствие гемагглютинации -«пуговка» |
Решение. Студент учитывает данные ему результаты, заполняет протокол и делает выводы:
1. Напряженный антитоксический иммунитет к дифтерии выявлен только у школьника А., так как по результатам РИГА в сыворотке крови обследуемого обнаружен высокий титр антитоксических антител (1/400).
2. Обследуемым детям Б. и Е., у которых не выявлен напряженный иммунитет, необходимо провести вакцинопрофилактику путем введения дифтерийного анатоксина, для того чтобы создать напряженный антитоксический иммунитет.
3. Объяснить причину заболевания одной из учениц в школе можно отсутствием у ней напряженного антитоксического иммунитета против дифтерии. Возможные причины: врожденный иммунодефицит, вторичный иммунодефицит, слабая экспрессия генов иммунного ответа, отсутствие вакцинации.
Подпись преподавателя_________________________________________________________
Теоретическая справка
К работе № 2