Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации.

Билет

Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации.

Семиотический подход – взаим-е людей, опосредованное знаками, знаковыми системами, языками, кодами. Особенности: центральное понятие- знак; главный- получатель(реципиент); декодирование; культурный контекст коммуникации; показывает не шаги и этапы, а отношения, смысл, значение. Предмет:процесс знакового инф. взаимод., средства реализации, каналы, процесс восприятия.

Билет

Понятие и структура знака. Модели Фреге и де Соссюра.

Соссюр. Знак – основа построения языка (состоит из 3 феноменов: язык, речь, речевая деят: единство означающего ( матер. форма, носитель значения, имя: обозначаемое по договоренности) и означаемого (само значение, смысл, содержание, концепт). Дуальная двойствен. природа знаков. Знак социально обусловлен и конвенционален; двуединая сущность. Например ОХ – форма одна, значений много.

Фреге. Треугольник АВС

Объект, денотат, референт (вершина А) – предметное значение имени – веселый щенок, другв глазах мальчика

Концепт, десигнат (вершина В) – осмысление имени – обобщенное представлениео собаке, как о лишних затратах сил и денег.

Знак, слово, имя(вершина С) – собака

20 билет

Понятие и структура знака. Модель Огдена – Ричардса.

Объект(денотат, референт) – называется именем (словом, знаком) и отражается в нашем сознании в виде смысла (концепта, десигната).

Смысл(концепт, десигнат) – выражается в имени (знак, слово)

Имя(слово, знак) – обозначает объект и выражает смысл.

Знак –материально-идеальное образованное неразрывное единство плана содерж. и выраж., выступающие в комм. как представитель, заменитель другого предмета, свойства, отношения.

Билет

Понятие и структура знака. Модель Пирса. Типология знаков по Пирсу. Примеры.

Треугольник Пирса. Прагматическая модель.

А В С = S ОЗ ОО

Субъект S (субъективный знак ) личное мнение.

Знак О (объективный знак) –сигналы светофора.

Объект О (денотат, референт) – ситуация на дороге.

Знак –это нечто (знак S), представляющее что-то (объект О) перед кем-то (субъект S) в некотором отношении (знак О – знак S + объект О – знак S)

Два мира: мир реальных объектов и мир объективных знаков.

Типология знаков.

1. Иконические – знаки-образы (глобус, карта, икона и т.п.) – неспособны передавать инф. Воспроизводят внешний вид или внутреннее свойство объекта на основе прошлого опыта субъекта.

2. Индексальные – знаки-индексы (дым как знак огня, румянец как знак здоровья, высокая t как признак болезни) – важен не сам индекс (знак), а значение

3. Символические – конвенциональные (по договоренности) знаки (цвета светофора) – передают инф., оценивают, характеризуют, образовывают отношение, суждение, побуждают к действию.

Билет

Свойства и характеристика знаков 1.

1.Свойство принципиально арбитрарности знака. Две точки зрения на язык: Божественная (между планом выражения и содержания) и конвенциональная(произвольный процесс, возникший в результ. знаковой деят человека)

2. Свойство полифункциональности знака.

Один знак в ком-тивных процессах способен одновременно выполнять несколько функций (красный мерседес, красна девица, красный сигнал светофора).

3. Принцип системно-исторической обусловленности знака.С одной стороны принадлежит языку и функционирует сообразно законам этой системы. С другой стороны знак – динамическая система, он постоянно меняется.

4. Свойство ассиметричной дуальной динамики знака.При изменении знака иногда ведущим является изменение плана содержания, а иногда плана выражения. Динамика дуальна и ассиметрична.

Билет

Свойства и характеристики знаков 2.

Билет

Билет

Билет

Понятие комм. личности. Модель коммуникативной личности Конецкой.

По Конецкой: как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью индивидуальных свойств и характеристик, определяющих степень потребности в процессе познавательного опыта и ее компетентности.

В узком смысле:

Комм. личность – устойчивая система социальнозначимых свойств и качеств, характеризующих индивида как субъекта соц. комм-и.

Билет

Билет

Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации.

Семиотический подход – взаим-е людей, опосредованное знаками, знаковыми системами, языками, кодами. Особенности: центральное понятие- знак; главный- получатель(реципиент); декодирование; культурный контекст коммуникации; показывает не шаги и этапы, а отношения, смысл, значение. Предмет:процесс знакового инф. взаимод., средства реализации, каналы, процесс восприятия.

Билет

Наши рекомендации