Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации.
Билет
Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации.
Семиотический подход – взаим-е людей, опосредованное знаками, знаковыми системами, языками, кодами. Особенности: центральное понятие- знак; главный- получатель(реципиент); декодирование; культурный контекст коммуникации; показывает не шаги и этапы, а отношения, смысл, значение. Предмет:процесс знакового инф. взаимод., средства реализации, каналы, процесс восприятия.
Билет
Понятие и структура знака. Модели Фреге и де Соссюра.
Соссюр. Знак – основа построения языка (состоит из 3 феноменов: язык, речь, речевая деят: единство означающего ( матер. форма, носитель значения, имя: обозначаемое по договоренности) и означаемого (само значение, смысл, содержание, концепт). Дуальная двойствен. природа знаков. Знак социально обусловлен и конвенционален; двуединая сущность. Например ОХ – форма одна, значений много.
Фреге. Треугольник АВС
Объект, денотат, референт (вершина А) – предметное значение имени – веселый щенок, другв глазах мальчика
Концепт, десигнат (вершина В) – осмысление имени – обобщенное представлениео собаке, как о лишних затратах сил и денег.
Знак, слово, имя(вершина С) – собака
20 билет
Понятие и структура знака. Модель Огдена – Ричардса.
Объект(денотат, референт) – называется именем (словом, знаком) и отражается в нашем сознании в виде смысла (концепта, десигната).
Смысл(концепт, десигнат) – выражается в имени (знак, слово)
Имя(слово, знак) – обозначает объект и выражает смысл.
Знак –материально-идеальное образованное неразрывное единство плана содерж. и выраж., выступающие в комм. как представитель, заменитель другого предмета, свойства, отношения.
Билет
Понятие и структура знака. Модель Пирса. Типология знаков по Пирсу. Примеры.
Треугольник Пирса. Прагматическая модель.
А В С = S ОЗ ОО
Субъект S (субъективный знак ) – личное мнение.
Знак О (объективный знак) –сигналы светофора.
Объект О (денотат, референт) – ситуация на дороге.
Знак –это нечто (знак S), представляющее что-то (объект О) перед кем-то (субъект S) в некотором отношении (знак О – знак S + объект О – знак S)
Два мира: мир реальных объектов и мир объективных знаков.
Типология знаков.
1. Иконические – знаки-образы (глобус, карта, икона и т.п.) – неспособны передавать инф. Воспроизводят внешний вид или внутреннее свойство объекта на основе прошлого опыта субъекта.
2. Индексальные – знаки-индексы (дым как знак огня, румянец как знак здоровья, высокая t как признак болезни) – важен не сам индекс (знак), а значение
3. Символические – конвенциональные (по договоренности) знаки (цвета светофора) – передают инф., оценивают, характеризуют, образовывают отношение, суждение, побуждают к действию.
Билет
Свойства и характеристика знаков 1.
1.Свойство принципиально арбитрарности знака. Две точки зрения на язык: Божественная (между планом выражения и содержания) и конвенциональная(произвольный процесс, возникший в результ. знаковой деят человека)
2. Свойство полифункциональности знака.
Один знак в ком-тивных процессах способен одновременно выполнять несколько функций (красный мерседес, красна девица, красный сигнал светофора).
3. Принцип системно-исторической обусловленности знака.С одной стороны принадлежит языку и функционирует сообразно законам этой системы. С другой стороны знак – динамическая система, он постоянно меняется.
4. Свойство ассиметричной дуальной динамики знака.При изменении знака иногда ведущим является изменение плана содержания, а иногда плана выражения. Динамика дуальна и ассиметрична.
Билет
Свойства и характеристики знаков 2.
Билет
Билет
Билет
Понятие комм. личности. Модель коммуникативной личности Конецкой.
По Конецкой: как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью индивидуальных свойств и характеристик, определяющих степень потребности в процессе познавательного опыта и ее компетентности.
В узком смысле:
Комм. личность – устойчивая система социальнозначимых свойств и качеств, характеризующих индивида как субъекта соц. комм-и.
Билет
Билет
Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации.
Семиотический подход – взаим-е людей, опосредованное знаками, знаковыми системами, языками, кодами. Особенности: центральное понятие- знак; главный- получатель(реципиент); декодирование; культурный контекст коммуникации; показывает не шаги и этапы, а отношения, смысл, значение. Предмет:процесс знакового инф. взаимод., средства реализации, каналы, процесс восприятия.
Билет