Чтобы сделать, необходимо уметь, а умение дается только изучением техники.
М. Горький
Глава 1
Аккультурация как освоение
чужой культуры ]
Аккультурация как процесс освоения чужой культуры. Основные фор. му аккультурации (ассимиляция, сепарация, маргинализация, интеграция). Аккультурация как коммуникация
1.1. Понятие и сущность аккультурации
Культурные контакты являются существенным компонентом общения между народами. Поэтому при взаимодействии культу. I ры не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные] отношения друг с другом, при этом каждая из них обнаруживает! свою самобытность и специфику. В своих контактах культуры вза-1 имно адаптируются в форме заимствования их лучших продуктов, Вызванные этими заимствованиями изменения вынуждают людей] данной культуры также приспосабливаться к ним, осваивая и используя новые элементы в своей жизни. Кроме того, с необходи-1 мостью адаптации к новым культурным условиям всегда сталкиваются многочисленные туристы, бизнесмены, ученые и т. п., на; непродолжительное время выезжающие за рубеж и вступающие j при этом в контакт с чужой культурой. Длительное время живут в чужой стране и также вынуждены приспосабливаться к новым для; себя условиям иностранные студенты, персонал иностранных ком-j паний, миссионеры, администраторы, дипломаты. И наконец,! эмигранты и беженцы, добровольно или вынужденно сменившие место жительства, переехавшие в другую страну навсегда, должно! не просто приспособиться, но стать полноценными членами нового общества и культуры. Во всех этих случаях требуется адаптация к иной культуре.
В результате этого достаточно сложного процесса человек Ч большей или меньшей степени достигает совместимости с новой культурной средой. Такой необходимости почти не ощущают, пожалуй, только туристы, лишь на короткое время посещающие чл жую страну. Людям, временно проживающим в чужой стран* приспособление к чужой культуре требуется, но не в полной мер
^raL_Аккультурация как освоение чужой культуры_____ 253
aJC как они могут свести свои контакты с этой культурой до ми-LfliyMa, общаясь вне служебных обязанностей только внутри сво-г0 круга (например, военнослужащие за границей и члены их сеМей, иностранные студенты и т.д.). Однако беженцам и пересе-1е#дам требуется полное включение в чужую культуру. Но обычно добровольные мигранты готовы к этому лучше, чем беженцы, которые не были психологически готовы к переезду и жизни в цужой стране. Считается, что во всех этих случаях мы имеем дело с процессом аккультурации.
Исследование процессов аккультурации в начале XX века было начато американскими культурными антропологами Р. Редфил-дом, Р. Линтоном и М. Херсковицем. Вначале аккультурацию рассматривали как результат длительного контакта групп, представляющих разные культуры, который выражался в изменении исходных культурных моделей в обеих группах (в зависимости от удельного веса взаимодействующих групп). Считалось, что эти процессы идут автоматически, при этом культуры смешиваются, и достигается состояние культурной и этнической однородности. Разумеется, реально менее развитая культура изменяется намного больше, чем развитая. Также результат аккультурации ставился в зависимость от относительного веса (количества участников) взаимодействующих групп. Именно в рамках этих теорий возникла знаменитая концепция Соединенных Штатов Америки как плавильного котла культур, согласно которой культуры народов, приезжающих в США, смешиваются в этом котле и в результате образуется новая однородная американская культура.
Постепенно исследователи ушли от понимания аккультурации только как группового феномена и стали рассматривать ее на уровне психологии индивида. При этом появились новые представления об этом процессе, который стал пониматься как изменение ценностных ориентации, ролевого поведения, социальных Установок индивида. Теперь термин «аккультурация» использу-тся для обозначения процесса и результата взаимного влияния Разных культур, при котором все или часть представителей од-[°й культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой (у культуры-донора). Так об этом говорят современные исследования в области аккультурации, которые особен-10 интенсифицировались в конце XX века. Это связано с насто-!1Дим миграционным бумом, переживаемым человечеством и ^являющимся во все возрастающем обмене студентами, спе-
1
254_______ Раздел V Практика МКК и освоения чужой культ,, I
с ^^ <й|
циалистами, а также в массовых переселениях. Ведь, по некот рым данным, сегодня в мире вне пределов страны своего прои хождения проживает около 100 млн человек.