Механизм формирования предрассудков

Многочисленные отечественные и зарубежные исследования психологии человека показывают, что в ней существует особый механизм, при помощи которого становится возможным напра­вить свою эмоциональную реакцию на человека, причинно не свя­занного с возникновением этой реакции. Данный механизм чаще всего используется в культивации этноцентризма, стереотипов и предрассудков и называется процессом перемещения.

Суть этого процесса сводится к переносу выражения эмоций в иную ситуацию, где это можно осуществить либо безопасно, либо с большой выгодой. Психологическое перемещение используется людь­ми или бессознательно, в качестве защитного механизма психики, или же преднамеренно, в поисках козла отпущения, на котором можно было бы выместить досаду по поводу какой-либо ситуации. При этом психологическое перемещение не является атрибутом только инди­видуальной психической деятельности. Оно встречается и в коллек­тивных психических процессах и может охватывать значительные массы людей. Механизм перемещения применяется для того, чтобы Оправить гнев и враждебность людей на объект, не имеющий ника­кого отношения к причинам этих эмоций.

Развиваясь на почве неполного или искаженного знания, пред-№ссудки могут возникать по отношению в объектам самого раз-*Ичного рода: к вещам и животным, к людям и их ассоциациям, к ^Деям и представлениям и т.д. Но самым распространенным видом ^Драссудков все-таки являются этнические. Сохранению и ши-

Механизм формирования предрассудков - student2.ru

228 Раздел III. Социально-психологические аспекты j^J рокому распространению последних способствуют некоторые Со циально-психологические причины, вытекающие из социально экономических условий жизни людей. Одна из этих причин — По пытка представителей доминирующей этнической группы, находя, щихся внизу социальной лестницы, найти источник психического удовлетворения от чувства мнимого превосходства. Отсутствие де^ ствительного престижа при низком социальном положении среди господствующей этнической группы компенсируется иллюзорны^ престижем от сознания принадлежности к «высшей расе». В зарубежной психологии существует довольно большое число теорий происхождения предрассудков. Одной из таких теорий яв­ляется теория фрустрации и агрессии. Она заключается в том, что в человеческой психике в силу определенных причин, вызванных какими-то отрицательными эмоциями, создается состояние на­пряжения — фрустрация. Это состояние требует своей разрядки, и ее объектом может стать любой человек. В ситуации, когда причи­ны трудностей и невзгод видятся в какой-либо этнической груп­пе, раздражение направляется против этой группы, по отноше­нию к которой, как правило, уже имеется негативная установка или же враждебное предубеждение. Существует также теория, которая формирование предрассудков объясняет потребностью людей определить свое положение в отно­шении других. При этом часто акцент делается на превосходство своей этнической группы (и тем самым своего, индивидуального) над другими. В процессе такого самоутверждения, как правило, уни­чижаются достижения соответствующей группы и особенно подчер­кивается неприязненное отношение к ней. В данном случае, по мне­нию Г. Тэджфела, можно говорить о социально-экономическом, куль­турном и политическом контекстах межгрупповых отношений, ко­торые в свою очередь связаны с этнической и культурной идентифи­кацией взаимодействующих групп. Причем, позитивная идентифи­кация связывается в основном со своей культурной группой, а по ] отношению к чужой культурной группе демонстрируется негативная идентификация или даже открытая дискриминация. Для каждого отдельного индивида все сказанное означает, что предрассудки усваиваются им в процессе социализации и крис­таллизуются под влиянием культурно-групповых норм и ценнос­тей. Их источником служит ближнее окружение человека, в пер' вую очередь родители, учителя, приятели. Тем самым индивидУ' альные предрассудки в большинстве случаев возникают не из лич*

г

. 2. Процесс социальной категоризации и стереотипизации 229

'^^опыта межкультурного общения, а посредством усвоения ранее ^оЖИвшихся предрассудков.

2 з.З. Типы предрассудков

Использование предрассудков в повседневной жизни имеет азличные последствия для человека. Во-первых, наличие того или иного предрассудка серьезно искажает для его носителя процесс восприятия людей из других этнических или социокультурных групп. Носитель предрассудка видит в них только то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. В результате целый ряд положительных качеств объекта предрассудка не учитывается при обшении и взаимодействии. Во-вторых, в среде людей, заражен­ных предрассудками, возникает неосознанное чувство тревоги и страха перед теми, кто для них является объектом дискримина­ции. Носители предрассудков видят в их лице потенциальную уг­розу, что порождает еще большее недоверие к ним. В-третьих, существование предрассудков и основанных на них традиций и практики дискриминации, сегрегации, ущемления гражданских прав в конечном счете искажает самооценку объектов этих пред­рассудков. Значительному количеству людей навязывается чувство социальной неполноценности, и как реакция на это чувство воз­никает готовность к утверждению личностной полноценности че­рез межэтнические и межкультурныё конфликты.

Последствия возникают в результате влияния какого-то одно­го предрассудка или группы предрассудков. Все зависит от того, к какому типу принадлежит соответствующий предрассудок. В пси­хологии принято выделять шесть основных типов предрассудков.

1. Яркие необоснованные предрассудки, в содержании кото­
рых открыто декларируется утверждение, что члены чужой груп­
пы по тем или иным признакам являются хуже, чем представите­
ли собственной группы.

2. Символические предрассудки основываются на наличии не­
гативных чувств в отношении членов чужой группы, которые вос­
принимаются как угрожающие культурным базовым ценностям
собственной группы.

3. Токенизский тип предрассудков выражается в предоставле-
нии различных форм социального преимущества представителям
этнических или социокультурных групп в обществе, чтобы создать
видимость справедливости. Предрассудки этого типа предполага­
ет наличие негативных чувств по отношению к чужой группе,

Механизм формирования предрассудков - student2.ru 230_______ Рлздех III. Социально-психологические аспектыМ^ь

однако члены собственной группы не хотят признаться себе в то*, что у них есть предрассудки в отношении других.

4. Предрассудки типа «длинной руки» подразумевают позитив,
ное поведение по отношению к членам чужой группы только \щ
определенных обстоятельствах (например, случайное знакомство
формальные встречи). В ситуации более близкого контакта (напри!
мер, соседство) демонстрируется недружелюбное поведение.

5. Фактические пристрастия и антипатии как тип предрассуд.
ков предполагают наличие открытого негативного отношения к
членам чужой группы в случае, если их поведение действительно
не устраивает членов собственной группы.

6. «Знакомое и незнакомое». Этот тип предрассудков подразуме­
вает отказ от контактов с членами чужой группы, поскольку люди
данной группы всегда в той или иной степени испытывают неудоб­
ства при общении с чужаками и поэтому предпочитают взаимодей­
ствовать с людьми собственной группы, так как такое взаимодействие
не вызывает глубоких нервных и эмоциональных переживаний.

2.4. Проблемы корректировки и изменения предрассудков

В процессе жизнедеятельности каждый человек постоянно под­вергается влиянию родных, друзей, знакомых, которые бессознательно или сознательно пытаются изменить предрассудки, корректируя их в «лучшую» сторону. На самом деле предрассудки с трудом поддают­ся изменению, и если они однажды были приняты, то от них очень трудно отказаться. Особой «живучестью» в этом отношении отлича­ются этнические предрассудки. Так, человек довольно просто может отказаться от предрассудка относительно автомобилей той или иной марки, но вот от негативного мнения о какой-либо этнической груп­пе отказаться гораздо сложнее. Как идеальное условие для измене­ния предрассудков служит одинаковый статус индивидов. Напри­мер, если глава русской семьи, имеющий предрассудки, скажем, от­носительно цыган, вынужден признать, что, начиная со следующего года, класс, где учатся его дети, будет посещать цыганский ребенок, то на когнитивном уровне это приведет к диссонансу. Для того что­бы снизить когнитивный диссонанс, он будет скорее всего пытаться пересмотреть свои предрассудки к цыганам.

Изменение предрассудков может быть произведено и с помо­щью средств массовой информации. Однако и в этом случае, что-

г ^А 2. Процесс социальной категоризации и стереотипизации 231

бы изменить предрассудок, могут потребоваться годы. К тому же редрассудок нельзя убрать, вычеркнуть из сознания людей, его аожно лишь сделать более обоснованным, доступным для пони­мания, модифицировать и описать.

Поэтому наивно полагать, что изменение стереотипов и пред­рассудков является несложным делом, быстро осуществимым при помощи социальных технологий или других методик. Стереотипы и предрассудки меняются очень медленно и с большим трудом. Люди склонны помнить ту информацию, которая поддерживает предрассудок, и игнорировать информацию, которая им противо­речит. Поэтому, если предрассудки были когда-либо усвоены че­ловеком, то они проявляются в течение длительного времени.

Литература______

1. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление сте­
реотипов. — Спб., 1994.

2. Кон И. Психология предрассудка// Новый мир. - 1966. — № 9.

3. Сопдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. - М.:
Смысл, 1998.

4. Стефаненко Т. Этнопсихология. - М.: Академический проект,1999.

5. Стефаненко Т., Шлягина £., Еникополов С. Методы этнопсихологи­
ческого исследования. - М.: Изд-во МГУ, 1993.

6. Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. — Казань, 1991.

7. AdlerN. International Dimensions of Organizational Behavior. Boston, 1991.

8. Allport G. The nature of prejudice. Garden City, N. Y., 1958.

9. Aronson E. Vorurteile //Aronson Elliot: Sozialpsychologie. Menschliches
Verhalten und gesellschaftlicher Einflug. Heidelberg u. a. 6. Auflage, 1994.

10. Bergler R. Vorurteile und Stereotypen //Die Psychologie des 20. Jahrhun-
derts. Band VIII. Lewin und die Folgen. Hg. von Annelise Heigl-Evers, 1979.

11. Bergler R., Six B. Stereotype und Vorurteile //Handbuch der Psychologie
7/2: Sozialpsycholigie. Hg. von C. F. Graumann, Gottingen, 1972.

12. Brislin R. Increasing the range of concepts in intercultural research: The
example of prejudice // W. Davey (ed.), Intercultural theory and practice.
Washington, 1979.

13. Quasthoff U. Etnozentrische Verarbeitung von Informationen: Zur Am-
bivalenz der Funktionen von Stereotypen in der Interkulturellen
Kommunikation //Matusch, Petra (Hg.): Wie verstehen wir Fremde?
Aspekte zur Klarung von Verstehenprozessen. Mtinchen, 1989.

14. Rdsch O. Mit Stereotypen leben? Wie Deutsche und Russen sich heute
sehen //Interkulturelle Kommunikation in Geschaftsbeziehungen
zwischen Russen und Deutschen. (Hg.) von 0. Rasch, Wildau, 1998.

15. Schdfer B. Entwicklungslinien der Stereotypen und Vorurteilsvorschung//
Vorurteile und Einstellungen. Sozialpsychologische Beitrage zum Problem
sozialer Orientierung. B. Schafer und F. Petermann (Hg.). Koln, 1988.

Механизм формирования предрассудков - student2.ru "1

232_______ Рлздк\ III. Социально-психологические аспекты} 1

16. Schiöder В. Soziale Vorstellungen als Bezugspunkte von Vorurtei|eri// I
Schäfer, Bernd; Petermann, Franz: Vorurteile und Einstellurige I
Sozialpsychologische Beiträge zum Problem sozialer Orientierung. (p* I
Reinold Begier) Köln. 1998.

17. Six U. The Functions of Stereotypes and Prejudices in the Process of I
Cross-Cultural Understanding — A Social Psychological Approach//1
Understanding the USA: a cross-cultural perspective / Peter Funke (еж I
1989.

18. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge, 1982.

1 9. Winter G. Stereotypisierung und Diskriminierung von Fremden //Fremde und Andere in Deutschland. Opladen, 1995.

Контрольные вопросы

1. Механизм формирования предрассудков - student2.ru Какую роль играют стереотипы в жизни? Как они возникают?

2. Каковы основные функции стереотипов?

3. В каких случаях стереотипы могут быть полезны в межкультурных
контактах? Почему они могут быть препятствием в межкультурной
коммуникации?

4. Что такое предрассудки? Дайте понятие предрассудка и объясните
различие между стереотипами и предрассудками. Какие вы знаете
типы предрассудков?

5. В чем заключается проблема изменения стереотипов и предрассудков?

Практические задания

1. Механизм формирования предрассудков - student2.ru Общаясь со своими родителями, знакомыми и друзьями, обратите
внимание на стереотипные высказывания. Почему вы поняли, что
это стереотипы? Проанализируйте эти высказывания.

2. Вспомните, когда вам в последний раз приходилось общаться с пред­
ставителями другой культуры. Что вы ожидали от общения? Подтвер­
дились ли стереотипные представления, сложившиеся у вас, о пред­
ставителях этой культуры? Почему?

3. Составьте список наиболее распространенных, на ваш взгляд, сте­
реотипов своей культурной группы. Попросите дать свои представ­
ления о вашей культурной группе человека другой национальности.
Обсудите с ним полученные результаты.

4. Посмотрите какую-нибудь общественно-политическую программу по
любому каналу телевидения. Отметьте для себя прозвучавшие сте­
реотипные высказывания. Что побудило вас считать эти высказыва­
ния стереотипными?

5. Беседуя со своими знакомыми о другой культурной группе, попрО'
буйте переубедить собеседника относительно «истинности» его представ­
лений о данной группе. Оцените, насколько успешна была ваша попытка.

Раздел IV

Базовые категории культуры

Образование приобретается чтением книг, но другое, более важное образование, — знание мира, приобретается только чтением людей и изучением их различных изданий.

Лорд Честерфильд

Механизм формирования предрассудков - student2.ru Глава 1

Механизм формирования предрассудков - student2.ru Механизм формирования предрассудков - student2.ru Категоризация

культуры по Э. Холлу:

концепция «культурной

грамматики»

Базовые категории культуры. Время как категория культуры. Жиз­ненный ритм культуры. Монохронные и полихронные культуры. Кон­текст культуры. Пространство как категория культуры

У каждой культуры есть своя логика и свое представление о мире. То, что значимо в одной культуре, может быть несуществен­ным в другой. Поэтому важно всегда с уважением смотреть на своего партнера — представителя иной культуры. Он действитель­но, другой, и это его право. Уважение к нему выражается не толь­ко в заинтересованности, но и в знании некоторых особенностей жизни его страны. Знание этих особенностей убеждает, что каж­дая культура содержит в себе целый рад ключевых элементов -культурных категорий, которые являются определяющими в спо­собах общения и поведения индивидов. Знание и учет этих кате­горий при межкультурных контактах составляют основу концеп­ции «культурной грамматики» Э. Холла. Одной из наиболее зна- | чимых культурных категорий является категория времени, кото­рая различным образом толкуется в разных культурах.

Время

Во всех культурах категория времени служит важным показате­лем темпа жизни, ритма деятельности. От того, какова ценность времени в культуре, зависят типы и формы общения людей. По этой причине отношение ко времени в той или иной культуре сле­дует обязательно учитывать при общении с ее представителями.

Каждая культура имеет свой собственный язык времени, который необходимо выучить, прежде чем на нем общаться. Так, если западная культура четко измеряет время и опоздание в ней рассматривается как провинность, то в арабских странах в Латинской Америке и в неко-

У лкА^Категоризация культуры по Э. Холлу_________ 235

рЬ1х странах Азии опоздание никого не удивит. Более того, для нор­мального и эффективного общения там принято потратить какое-то время на произвольную беседу. При этом не должно проявляться ни­зкой поспешности, так как может возникнуть культурный конфликт. В процессе межкультурной коммуникации партнеры обычно руководствуются своими мерками времени и применяют их друг к другу. При этом обеими сторонами не учитываются те скрытые сигналы, та информация, которая содержится и выражается в дру­гой временной системе. Так теряется важный источник информа­ции, и общение оказывается малоэффективным. Таким образом, чтобы уметь понимать скрытые сигналы и лучше ориентироваться в чужой культуре, необходимо хорошо знать ее временную систему.

1.1.1. Жизненный ритм культуры

Первоначально время рассматривалось не более как неотъем­лемое свойство естественных ритмов развития природы, циклов смены времен года, вызываемых взаимодействием Солнца, Луны и Земли*. Сначала были известны ритмы дня и ночи, приливов и отливов, смена времен года. Затем люди открыли для себя внут­ренние биологические часы, указывающие физиологические рит­мы организма человека. Наконец обнаружилось, что все челове­ческие процессы зависимы от времени и регулируются времен­ным ритмом. Постепенно временной ритм приобрел и культурное значение, поскольку стал регулировать и определять течение и характер многих культурных процессов.

Ритм жизни может связывать людей между собой или изоли­ровать их друг от друга. В одних культурах этот ритм очень мед­ленный, в других — очень быстрый. Люди с различными жизнен­ными ритмами с трудом понимают друг друга, так как они живут асинхронно. Способность изменять собственный временной ритм, согласуй его с ритмом партнера, является важнейшей предпосыл­кой для успешной коммуникации и совместной работы.

Люди с более медленным жизненным ритмом чувствуют дав­ление, если они контактируют с теми, кто привык к более высо­кому темпу. Однако люди с более быстрым ритмом не становятся спокойнее, если им приходится общаться с представителями куль­тур с более медленным ритмом жизни. Они чувствуют давление и внутренне противятся ему. Это не приводит к желаемым результа­там ни одну из сторон.

Механизм формирования предрассудков - student2.ru 236__________________ Раздел IV Базовые категории культу ]

Практические действия человека осуществляются во времещ. Следствием этого является планирование времени. Без планир0 вания времени было бы немыслимо функционирование совреме^ ного общества. Чтобы выяснить, что является наиболее важньш нужно посмотреть, что должно быть сделано в первую очередь. Tq есть временем регулируются приоритеты и предпочтения люде^ Важным показателем того, как обходятся со временем в разньц культурах, служит отношение людей к пунктуальности. Во многих странах пунктуальности придается большое значение. Например, в Германии, Швейцарии и некоторых странах Европы, а также в Северной Америке обычно ожидается своевременное появление собеседника. Причем, существует определенная шкала опозданий и для каждой ступени этой шкалы предусматривается подходящая форма извинения. Так, неписаные правила делового этикета ев­ропейских культур позволяют опаздывать на встречу не больше чем на семь минут. Большее опоздание является демонстрацией собственной несерьезности и потерей возможности получения доверия партнера. Студенты, ждущие в аудитории преподавателя, могут покинуть ее через 15 минут и будут правы.

Другим очень важным аспектом является основная временная перспектива, существенно различающаяся от культуры к культу­ре. Это означает, что некоторые культуры и страны могут быть ориентированы в прошлое, настоящее или будущее. Например, Иран, Индия и некоторые страны Дальнего Востока ориентиро­ваны в прошлое; США ориентированы в настоящее и в недалекое будущее. Для России, скорее всего, характерна ориентация на прошлое и будущее. Причем, максимальное внимание уделяется будущему, а настоящему придается не столь большое значение.

Наши рекомендации