Личностные факторы коммуникации
Формы и результаты процесса коммуникации в значительной степени определяются характеристиками личностей, участвующих в них. В свою очередь эти характеристики целиком определяются нормами и ценностями той культуры, представителем которой является человек. Ведь все личностные характеристики являются результатом инкультурации и социализации. От этого зависит способ мышления, самоощущение, способы выражения эмоций, привычки. В соответствии с нормами и ценностями культуры человек действует, играет определенные социальные роли и оказывается способен в большей или меньшей степени к общению с другими людьми.
Оценивая характеристики личности и их влияние на процессь коммуникации, в первую очередь следует выделить формально-лй^' ностные признаки: пол, возраст и семейное положение. Но спеДО*" фика коммуникации также связана и с профессиональной принаД' лежностью человека. Ведь в любой культуре поведение женШ^
гаава2- Межличностная коммуникация_____________________ 127
I уличается от мужского поведения, то же относится и к поведению Бзрослых и детей. Есть свои правила коммуникации в женской и j^QKCKoft группах, у детей и у взрослых. По-разному общаются в разных культурах мужчины с женщинами, дети с взрослыми людь-ми. Так, азиатские женщины традиционно не смотрят в глаза мужчинам, особенно незнакомым. А в западно-европейских культурах, наоборот, нормальная коммуникация как среди мужчин, так и среди женщин, требует постоянного зрительного контакта.
Дети между собой практически в любых культурах общаются достаточно свободно, но, контактируя с взрослыми, они должны выказывать большее уважение. Так, русские дети разговаривают друг с другом на «ты», но с взрослыми (если это не родители) — на «вы».
Свои правила общения существуют внутри семьи, профессиональных групп. Они также варьируются от культуры к культуре.
Помимо формально-личностных характеристик существенное влияние на коммуникацию оказывают индивидуальные психологические черты характера человека: общительность, контактность, коммуникативная совместимость и адаптивность.
Общительность — одна из наиболее общих и первичных черт характера человека. Она в значительной степени связана с типом темперамента. В общительности выражается потребность человека в других людях и контактах с ними, стремление к этим контактам, их интенсивность и легкость. Она характеризуется умением не теряться в момент общения, устанавливать дружеские отношения, брать на себя инициативу в контакте.
Общительность как черта характера предполагает наличие коммуникативных навыков, обеспечивающих легкость общения и облегчающих контакт своему партнеру: умение слушать, высказываться к месту, поддерживать беседу и менять вовремя тему разговора. Обычно это связано с владением жестикуляцией, мимикой, интонацией и другими вербальными и невербальными средствами коммуникации. Противоположной чертой является замкнутость.
Контактность — специфическое социальное качество, в основе которого лежит природная общительность. Это способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные, основанные на взаимном согласии от-н°Шения. Контактность обеспечивается владением навыками об-^ения и саморегуляции, а также личностными свойствами чело-Beica, лежащими в основе названных навыков.
Контактность формируется на ранних этапах жизни ребенка в Р°Цессе инкультурации на основе данной ему психофизической
128 Раздел II. Основные положения теории коммуникации. Mjg
структуры. Она выражается в умении управлять ситуацией комму* никации, владеть для этого своим состоянием, телом, изменять в случае необходимости меру своей открытости и средства воздев ствия на партнера.
Коммуникативная совместимость представляет собой готовность и умение сотрудничать, создавать непринужденную атмосферу взаимной удовлетворенности общением, обеспечивать хороший климат в группе. Она возникает на основе взаимопонимания ц согласованности общей позиции, характеризуется отсутствием таких неприятных последствий коммуникации, как напряжение, досада, психологический дискомфорт.
Адаптивность в общении представляет собой готовность к пересмотру привычных представлений и решений, способность гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства. Хорошая адаптивность означает высокую меру личностной свободы в контактах. Это выражается в умении сохранять настойчивость, уверенность в себе и в своих принципах. Поэтому адаптивность хотя и связана с конформизмом, но связь эта не прямая.
На процесс общения также влияют такие характеристики, как самоконтроль, самосознание, понимание в общении, стиль общения и локус контроля.
Самоконтроль — это самонаблюдение и самоанализ в ситуации общения, которые проводятся с целью достижения социальной адекватности. Контролирующий себя человек всегда заботится о том, насколько его поступки соответствуют социальной норме, и использует поведение своего партнера по общению для самокорректировки.
Считается, что люди с высоким самоконтролем хорошо обучаемы и социально адаптивны в новых ситуациях, хорошо контролируют свои эмоции и способны производить на людей то впечатление, которое они хотят произвести.
Американский ученый В. Гудикунст в 1981 г. провел интерес' ное исследование, в котором показал, что американцы (представители индивидуалистской культуры) демонстрируют большую степень самоконтроля, чем японцы и корейцы (коллективистски культуры). Возможно, это связано с тем, что представители инД#' видуалистских культур в любой ситуации стремятся сохранив личностную идентичность и ведут себя так, как они привыюйИ коллективистских же культурах человеку важно знать контеК^ коммуникации, иметь представление об участниках коммуни^'
fuHA_2. Межличностная коммуникация________________ 129
цйи, знать их статус. Поскольку такая информация не всегда дос-
[ -jynHa, они могут вести себя по нормам своей культуры, непри-вь1чным для их партнеров.
Таким образом, в коллективистских культурах самоконтроль зависит от знания контекста коммуникации, а в индивидуалистских — от знания самого себя.
Самосознание личности — это устойчивое свойство индивида направлять внимание на свои собственные внутренние или внешние действия и поступки. Самосознание имеет три аспекта: личное самосознание (внимание к своим мыслям и чувствам), публич-
} ное самосознание (знание о себе как о социальном субъекте, о восприятии себя другими людьми), социальную тревожность (дискомфорт в присутствии других людей). Так, установлено, что люди с
: высоким уровнем личного самосознания более эмоциональны и лучше осознают свои отношения с другими людьми. В разных культурах приоритет в развитии получают разные аспекты самосознания.
Так, Гудикунст в том же своем исследовании показал, что японцы и корейцы демонстрируют более высокую социальную тревожность, чем американцы. Он объяснил это высоким уровнем избегания неопределенности, неприятием двойственности, кото-
\ рые больше развиты в Корее и Японии. По этой причине предста-
I вители данных культур испытывают больший дискомфорт и неуверенность в межкультурной коммуникации, чем американцы. Публичное самосознание связано с концентрацией внимания
I на себе, на своем влиянии на других, но без учета социального контекста. Поэтому оно больше развивается в индивидуалистских культурах.
Личное самосознание связано с интроспективным вниманием
I K себе, к своим мыслям, чувствам и отношениям. Поэтому оно больше развивается в культурах, ценящих исполнительность, мотивацию достижения, что невозможно без четкого представления 0 себе и своих возможностях. Высокий уровень личного самосоз-нания демонстрируют японцы.
Понимание в общении, или коммуникативное понимание, — от-н°сительно постоянная, типичная для каждой личности ориентация на определенный способ общения в разнообразных ситуаци-
• Ях> способность понять собеседника. Коммуникативное понима-НИе тем выше, чем больше человек склонен к одиночеству, находится в социальной изоляции, у него развито публичное самосоз-аНие, он склонен к утрате самоконтроля и догматизму. Иными
5 Осн
Овы межкультурной коммуникации
130 Раздел II. Основные положения теории коммуникации. MKv
словами, люди, склонные к самоизоляции, замкнутые и консерва* тивные, чувствуют собеседника вернее, чем социально успешные уверенные в себе яркие индивидуальности. По мнению В. Гуд^ кунста, именно опыт неудач в общении развивает повышенную чувствительность к внутренним состояниям другого человека, способствует более глубокому и верному пониманию его.
Стиль общения представляет собой способ передачи информации в процессе коммуникации. От этого зависит интерпретация содержания сообщения, его понимание и подача. Обычно выделяют десять основных коммуникативных стилей (способов взаимодействия с другими людьми в процессе коммуникации):
■ доминантный — стремление снизить роль другого в общении;
■ драматический — преувеличенная эмоциональная окраска со-
общения;
■ спорный — агрессивный или доказывающий;
■ успокаивающий — снижение тревожности в общении;
■ впечатляющий — стремление произвести впечатление на со
беседника;
■ точный — стремление к точности и аккуратности сообщения;
■ внимательный — выказывание интереса к собеседнику и тому,
что он говорит;
■ воодушевленный — частое использование невербальных средств
общения (мимики, жестов, телодвижений и т.п.);
■ дружеский — стремление поощрять собеседника к дальней
шему общению;
■ открытый — стремление выражать свое мнение, чувства, эмоции-
Выбор стиля общения зависит как от норм и ценностей культу
ры, в которой происходит коммуникация, так и от личного опыта
общения человека. В исследовании В. Гудикунста было отмечено,
что в США более развиты внимательный, спорный, доминантный
и впечатляющий стили коммуникации. Для Японии более харак
терны успокаивающий, драматический и открытый стили. Такие
результаты исследования вполне объяснимы. Если для культура
характерен высокий уровень избегания неопределенности (Япония)*
то в ней будут развиваться открытость и драматичность в общений
Представители индивидуалистских культур более внимательны в
общении, любят поспорить и оставить впечатление о себе.
Локус контроля — глубоко личностная характеристика индив**' да, показывающая, насколько человек воспринимает себя отве? ственным за все, что с ним происходит. Если человек принимает**'
1 гаща2. Межличностная коммуникация_____________________ 131
себя эту ответственность, считает, что только он сам определяет как позитивные, так и негативные последствия своего поведения, тогда можно говорить о внутреннем (интернальном) локусе контроля. Если же человек воспринимает свою жизнь как происходящую по воле рока, не считает, что будущее зависит только от него, тогда речь идет о внешнем (экстернальном) локусе контроля.
Так, человек с развитым внутренним локусом контроля причины своих неудач будет искать в себе самом и считать, что у него не хватило знаний или навыков для успешной реализации какого-либо дела. Если же у человека внешний локус контроля, то в своей неудаче он будет винить внешние обстоятельства, других людей, но не самого себя.
Локус контроля — это характеристика, которая зависит от культурной принадлежности человека. Исследователи предполагают, что в коллективистских культурах с низким уровнем избегания неопределенности вырабатывается внутренний локус контроля, для прочих коллективистских культур характерен внешний локус контроля. Индивидуалистским культурам, как правило, свойственен внутренний локус контроля, но если в них развито стремление считаться с другими людьми, это может способствовать развитию внешнего локуса контроля.