Теории политической философии.
Возникновение государства стало явлением в корне изменившим политическое сознание архаического общества. Власть авторитета уступила место авторитету власти. В полисной организации властные отношения превращаются в политику, в искусство убеждения и управления народом. Одним из главных инструментов управления становится слово. Политическое искусство сводится к умению убеждать. Спор и дискуссия предполагают наличие публики, к которой обращаются как к арбитру. Поэтому второй отличительной чертой полисной организации является публичность общественной жизни. Все проблемы выносятся на площадь и подвергаются обсуждению. Всему демосу открывается доступ в мир политических отношений. Центральной аксиомой политической мысли античности становится признание неразрывной связи человека и политики. Раздвоение труда на физический и духовный привело к расслоению общества на управляемых и управляющих. Раб в античности воспринимался не как человек, а как вещь, действующая не по своей воле. В то же время и господин оказывался не полноценной личностью, поскольку он не мог обходиться без рабов. Господину надлежало выполнять свою управленческую функцию, к которой он был предназначен по природе, наделившей его особыми качествами. Кроме рационального обоснования властных отношений никогда не исчезали совершенно иррациональные способы утверждения господства. Основной базой этих отношений была традиция и официальная религия. Традиция противопоставляла полисной власти родовых богов. Религия претендовала на духовное господство. Религиозная власть не могла быть уничтожена, так как опиралась на неуничтожимую веру человека в возможность спасения. Эта вера могла лишь ослабевать под воздействием благоприятной политической ситуации, однако, любой политический и социальный кризис вновь усиливали влияние религии и её институтов.
В период средневековья человек из существа политического превратился в существо религиозное. Догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами. В то же время, христианство, в качестве господствующей идеологии, резко разделило сферу религиозного и гражданского авторитетов. Однако, лишь та власть признавалась законной, которая получала духовную санкцию на правление. Утверждалось, что власть даётся от Бога.В Новое время религиозной идеологии была противопоставлена идея естественной сущности власти. Это был совершенно новый поворот в трактовке властных отношений. Во-первых, отрицалась божественная природа власти, а во-вторых, отрицался и античный идеал власти, как естественное отличие лучших от многих. Новая идея была попыткой рационального обоснования иррациональной природы власти. Власть и стремление к власти начинают связываться с «грешной» природой человека. Власть мыслится как средство обуздания порочных человеческих страстей. Наиболее известным идеологом этого периода стал Николо Макиавелли (1469-1527). Прежде всего, Макиавелли отделил реальную политическую деятельность от моральных и религиозных оснований. Следует предположить, говорил он, что не мораль и религия, а низменные побуждения определяют человеческое поведение. К ним относятся: корысть, страх, жестокость, утилитарный расчёт. Для обуздания стихийных анархических сил, для победы разумного начала как цели общественного развития, в обществе должна существовать власть, использующая любые средства для достижения цели. Эта политическая доктрина формируется в условиях, когда основными формами политических отношений были дворцовые заговоры и перевороты. Другими словами, когда политика из искусства управления превратилась в искусство захвата и удержания власти.
Ещё более остро диалектика политических отношений была выражена Т.Гоббсом (1588-1679). Согласно Гоббсу власть как природное могущество человека обеспечивается его силой и умом. Применение этой власти подчинено "естественному закону". Естественный закон даёт человеку право использовать свою власть по своему усмотрению. А поскольку такое право принадлежит каждому человеку по природе, оно превращается в предпосылку социальной "войны всех против всех". В такой ситуации, право отрицает себя, поскольку превращается в полное бесправие. Война всех против всех угрожает существованию человека, а, значит, и противоречит «естественному закону». Выход из этого противоречия Гоббс находит в ином способе обоснования власти. Власть государства, по Гоббсу, есть следствие "общественного договора". Это власть, которая отчуждается от "естественного человека". Это продукт не природных, а сознательно-человеческих установлений. Этот вывод, с одной стороны, отрицал утверждение Аристотеля, что человек по своей природе существо политическое, а, с другой, утверждал наличие некоей человеческой природы, стоящей за политической реальностью и определяющей её. Гоббс считал, что в природе человека коренятся и свобода и принуждение, добро и зло, разрушение и созидание. А это означало, что политическая жизнь определяется борьбой этих начал и их взаимной мерой.
Другой способ решения этой проблемы мы находим у Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Для Руссо природа человека чужда злу и несправедливости. Лишь попадая в тиски «противоестественных» общественных отношений, он ввязывается в противную его природе борьбу за власть. Эта борьба, изменяет духовность человека так, что основными его чертами становятся властолюбие, жестокость, стремление подчинять себе подобных. Отсюда следовал вывод о необходимости социального переустройства в соответствии с лучшими чертами человеческой природы.
Иную точку зрения по поводу естественного состояния людей высказал Джон Локк (1632-1704). Он утверждал, что люди могут и предпочитают жить в мире даже в естественном состоянии. Естественное состояние предполагает естественные права людей на жизнь, свободу и собственность. Обязанностями государства являются поддержание и гарантия этих прав, а монополия на власть противоречит этим обязанностям. Поэтому власть в государстве должна быть ограничена и разделена между разными органами и институтами. Идеи Локка оказали глубокое воздействие на Американскую конституцию. В Декларации независимости имеется прямое указание на естественные права, существование которых названо в ней самоочевидным.
Важно обратить внимание на то, что переменчивость человеческого рода выражается в его чрезвычайно разнообразных социальных установлениях. Некоторые племена жили мирно, другие непрерывно воевали и кормились исключительно набегами на соседей. А это означает, что не существует оснований, позволяющих утверждать что-либо о естественном состоянии человеческого общества. Достоверно лишь то, что люди устраивали свою жизнь по-разному: одни предпочитали войну, другие мир. Общей целью классических политических доктрин была разработка средств, позволяющих ограничить власть правителей над своими гражданами. По мере развития демократических общественных отношений, вопрос о власти ставился уже в иной плоскости. Начиная с конца XIX века, делались попытки отыскать методы предотвращения угрозы тирании, но теперь уже тирании большинства над меньшинством.
Основную направленность "современных" политико-философских теорий можно свести к поиску ответа на вопрос о средствах и инструментах обеспечения политических свобод граждан. В качестве таких инструментов постепенно во всех развитых странах возникли и утвердились политические партии, которые выступают одновременно как несущие конструкции гражданского общества, и политической системы.
Главная задача политических партий состоит в том, чтобы превратить множество частных интересов отдельных граждан и социальных слоев, в их совокупный политический интерес.
С идеей партийности связан принцип выборности должностных лиц в органы власти. Принцип представительства призван обеспечить народный суверенитет, который осуществляется через избирательную систему и избирательное право граждан.