Ii. структура соревновательной деятельности спортсмена
В теории и практике спорта принято говорить о спортивной деятельности как о совокупности тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена [52, 102, 112, 116, 123, 134].
Интуитивно это понятие обычно представляется ясным. Однако, учитывая, что смысловые границы общего термина «деятельность» весьма широки (деятельность как занятие, труд, активность), нужно в конкретном истолковании придать ему свою определенность. Под «соревновательной деятельностью спортсмена» есть смысл подразумевать совокупность действий спортсмена в процессе состязания, объединенных соревновательной целью и объективной логикой (закономерно складывающейся последовательностью) ее реализации [52,53].
В состав соревновательной деятельности спортсмена входят соревновательные действия и объединяющие их комплексные формы его поведения в процессе состязания [134, 198].
Соревновательные действия представляют собой первично целостные (но не изолированные) компоненты соревновательной деятельности, подчиняемые ее общей логике. Они имеют свой операционный состав, то есть состоят из тех или иных операций, объединяемых действием. Термин «операция» применительно к характеристике соревновательной деятельности спортсмена неоднозначен: в узком смысле он означает элементы соревновательных действий («микрооперации»), в более широком смысле его относят к комплексам действий, особенно к тактическим вариантам комплекса действий («макроопераций»).
Примером операционного состава действий в легкой атлетике могут служить «разбег — отталкивание - полет - приземление» в прыжках в длину и в высоту, а вообще - начальные, последующие и завершающие элементы действий, в частности при метании, выталкивании, поднимании спортивных снарядов, оперировании с мячом или иным игровым предметом, выполнении атакующих и защитных действий в спортивных играх и единоборствах и т.д.). Более крупными компонентами соревновательной деятельности во многих видах спорта являются объединяющие их субструктуры - комбинации. В одних видах спорта они представлены строго формализованными комбинациями (как, например, в спортивной гимнастике, фигурном катании на коньках), в других - в виде относительно широко варьируемых комплексов действий, обусловленных тактикой состязания (в спортивных играх, единоборствах).
По мнению ряда специалистов [1, 41, 53, 122, 136], соревновательные действия и их комбинации в ходе соревнования, особенно когда оно имеет несколько этапов (стадий), как правило, воспроизводятся неоднократно с целесообразными изменениями по стадиям соревнования, предшествующим финалу, и в финальной стадии, а в ряде видов спорта и сменяются в соответствии с задаваемой регламентом соревнования последовательностью его развертывания (по разделам двоеборий или многоборий, а в тех их видах, где предусмотрены обязательная и произвольная программы состязаний, - и по ее разделам). Понятно, что общий состав и объем деятельности спортсмена в конкретном соревновании практически зависят от того, до какой из стадий состязания, обусловленных его регламентом, доходит спортсмен (выходит ли он в финал, пройдя предшествующие финалу стадии, либо выбывает из соревнования на одной из ранних стадий, когда их несколько).
Совокупность закономерных связей, объединяющих соревновательные действия в комбинации, а их в целостные формы поведения спортсмена в процессе состязания, образуют поведенческую структуру его соревновательной деятельности [41, 134]. Она (структура) обусловлена как замыслом, тактическим планом и направленностью в целом соревновательного поведения спортсмена, так и (причем в решающей мере) закономерностями и конкретными условиями реализации цели в процессе самого состязания. Отсюда понятно, что сами по себе отдельные операции и действия спортсмена еще не характеризуют его соревновательную деятельность - они становятся ее компонентами лишь при объединении на основе целостной структуры [41]
Наряду с этим для понимания сути соревновательной деятельности спортсмена и ее воздействия на него важно иметь в виду фазовый характер тех изменений, какие она оказывает на его состояние (психическое и функциональное). Еще до начала состязания, в предстартовой фазе, предвидение, ожидание и настройка на выступление в нем сопряжены с целым спектром изменений в психическом и общем состоянии спортсмена, выражающихся в развертывании предстартовых процессов. Это процессы формирования соревновательной установки, мотивирования ее на основе осмысления потребностей, интересов и самооценки спортсменом своих достиженческих (по выражению Л.П. Матвеева) возможностей [118], моделирования предстоящей соревновательной деятельности [1, 70, 127], эмоциональной настройки и практической разминки, непосредственно предшествующей состязанию [37, 41, 56, 145, 183, 187].
В процессе самого состязания предварительно выработанные соревновательная установка и модель деятельности, естественно, конкретизируются, уточняются и корректируются применительно к реально складывающимся соревновательным ситуациям [1, 70, 114, 127].
Соответственно происходит реализация функциональных возможностей спортсмена, проявляемых в комплексе его соревновательных действий (технических и тактических). В зависимости от фактически сложившегося содержания соревновательной деятельности, суммарного объема и интенсивности сопряженной с нею соревновательной нагрузки по окончании состязания, в фазе "последействия" развертываются иные процессы. Это в первую очередь восстановительные процессы (возвращение к исходному уровню функционального состояния систем организма, возмещение потраченных быстро обновляемых биоэнергетических ресурсов, восстановление уровня оперативной работоспособности). После состязания, в качестве реакции на него, развертываются и более протяженные процессы, в которых запечатлеваются, образно говоря, относительно стойкие «следы» минувшего состязания (в частности, при известных условиях ими бывают так называемые суперкомпенсаторные явления — «сверхвосстановление» потраченных биоэнергетических ресурсов, клеточная гипертрофия и другие изменения отдельных сторон морфофункцио-нального статуса организма спортсмена). В этом выражается фазовая структура процессов, обусловленных соревновательной деятельностью спортсмена [120, 121].
Для уяснения характера этой деятельности необходимо иметь в виду и такие ее черты, как конфликтность, взаимная рефлексивность взаимодействий соревнующихся и вероятностность развертывания деятельности [116, 117, 119, 131, 136, 142, 143, 146].
В рассматриваемом случае конфликтной принято называть деятельность, при которой двое или более людей стремятся к достижению одной и той же цели (например, победить, быть первым, лучшим), а объективно заданные условия позволяют реализовать ее лишь одному из стремящихся к ней [75].
Вытекающие отсюда конкурентные столкновения интересов в спорте, как уже было показано, принципиально не являются антагонистическими. В этом смысле спортивно-соревновательный конфликт условен. Тем не менее, он способен придать соревновательному поведению спортсменов особый эмоциональный накал.
Конфликтные начала в спортивной деятельности присутствуют и тогда, когда спортсмен прямо не контактирует с соперником в состязании (как в заочных соревнованиях или как в тех случаях, когда спортсмен штурмует давно уже установленный кем-либо рекорд). Источником конфликтности спортивной деятельности бывают и внутри-личностные противоречия, когда спортсмен конфликтует как бы сам с собой, убеждаясь, к примеру, в несоответствии своих реальных возможностей преследуемой им в соревновании цели [75, 112, 113, 114, 122, 144, 160, 178, 186, 187].
Говоря о рефлексивных взаимодействиях, или, иными словами, взаимных отношениях участвующих в спортивном состязании, подразумевают тот факт, что для верного принятия правильного решения и его выполнения по ходу соревнования каждый соревнующийся должен предвидеть (предугадать, распознать) замыслы и конкретные намерения соперников и партнеров (в командном соревновании), мысленно как бы поставив себя на их место, оценить последствия задуманных ими решений и в зависимости от этого с пользой для себя (и команды) определить свои ответные действия [115, 118]. Такого рода взаимная рефлексия важна в любом виде спорта как предпосылка и существенный компонент искусной тактики состязания.
Особенно же значимо это в состязаниях по тем видам спорта, которые характеризуются как прямыми и чрезвычайно варьируемыми противодействиями соперников, так и взаимодействиями партнеров (спортивные единоборства, многие спортивные игры).
Что касается вероятностного характера развертывания спортивно-соревновательной деятельности, то он выражается в том, что ее предварительный замысел (план, проект, модель и т.д.) реализуется в действительности не однозначно и не в полном соответствии с выработанными наметками, а с той или иной вероятностью неизбежных изменений, отклонений, коррекций [1,70,127, 134].
Это не исключает того, что целевая направленность и общий замысел поведения спортсмена в состязании имеют определенную устойчивость. Вместе с тем конкретная тактика их реализации и особенно отдельные соревновательные действия неизбежно варьируются, а в ряде ситуаций приходится изменять и предварительно намеченные общие линии ведения состязания. Неизбежность подобных изменений обусловлена широким комплексом закономерно и случайно возникающих обстоятельств, в том числе: варьирующим поведением соперников и партнеров; динамичностью ситуаций, меняющихся (подчас непредсказуемо) по ходу развертывания состязания; привходящими изменениями внешних условий (в частности, зависящих от поведения зрителей и от состояния оборудования мест состязания, а также метеорологических и других условий). Понятно, что вероятность того, насколько удастся либо не удастся реализовать соревновательные намерения, в различных видах спорта далеко не одинакова. Так, в видах спорта, отличающихся наибольшей стандартизацией условий состязания, отсутствием прямых физических контактов соревнующихся и наименьшим варьированием состава соревновательных действий (большинство видов легкой атлетики, спортивная гимнастика и т.д.), возможность полностью и в деталях реализовать в состязании предварительно задуманное весьма велика. В спортивных же единоборствах и играх, отличающихся наибольшей взаимообусловленностью действий соревнующихся, чрезвычайной вариативностью и динамичностью соревновательных ситуаций, вероятность полного совпадения предварительно задуманного плана соревновательной деятельности с ее фактическим развертыванием в ходе состязания совсем невелика [118, 119].
А.А. Новиков и Р.А. Пилоян [128] отмечают, что в спортивной науке исторически сложилось так, что на передний план выступали вопросы, связанные с теорией спортивной тренировки, иногда без учета специфики соревновательной деятельности спортсмена. Совершенно очевидно, что прежде чем готовить спортсмена к достижению конкретного результата, необходимо узнать условия протекания единоборства, требования к отдельным функциям организма, его энерготраты и особенности работы нервно-мышечного аппарата в условиях соревнований, а затем уже, исходя из этого, строить процесс тренировки.
Нельзя не согласиться с авторами, которые считают, что изучение соревновательной деятельности спортсмена, познание закономерностей этого процесса позволяют внести более весомый вклад в его подготовку к высшим достижениям, нежели подход к спорту через исследование тренировочного процесса.
В то же время анализ спортивной деятельности с позиции тренировки дает представление о расчлененности высшего мастерства на его отдельные стороны (физическую, техническую и т.д.).
В соревнованиях все эти компоненты проявляются в диалектическом единстве и носят интегральный характер.
В этой связи чрезвычайно важно раскрыть сущность самого процесса соревнования, то есть на чем основывается соревновательная деятельность спортсмена, из каких компонентов они состоят.
Соревновательная деятельность в единоборствах протекает в нестандартной среде, в условиях жесткого лимита времени, при необходимости принимать решение в ответ на неожиданные изменения обстановки. Здесь имеет место непосредственная борьба между соперниками, а достижение результата выражается в преодолении активного сопротивления конкретного противника. Деятельность спортсмена в таких случаях складывается из отдельных операций (приемов), выполняемых своевременно (оперативно), что и позволяет рассматривать эту деятельность в единоборствах как типичный пример оперативной деятельности [41, 53].
Действия спортсмена в экстремальных условиях соревновательной борьбы нельзя понять до конца, не используя теории деятельности, которая опирается на знание психических и физиологических механизмов поведения людей [136].
Важными положениями теории деятельности являются следующие:
1. Основным признаком деятельности является наличие у человека адекватной мотивации.
2. Деятельность состоит из отдельных действий, подчиненных конкретным целям.
3. Действие формируется из набора автоматизированных элементов, которые называют операциями.
Более подробно этот вопрос изложен в ряде публикаций [134, 136, 198], здесь же важно показать, как, расчленяя двигательный состав деятельности единоборцев в ходе соревнований с точки зрения целевых установок спортсмена, удается разобраться в вопросах техники и тактики.
Двигательная структура даже самого простого удара, укола, броска и т.п. весьма сложна, если попытаться его провести в условиях соревнований.
Важно отметить, что техническую подготовленность конкретного единоборца отражают отдельные операции и их совокупности, как правило, не приводящие к победе, но создающие серьезные предпосылки к ней. Причем спортсмен владеет ими на уровне автоматизма.
Технико-тактическую подготовленность единоборца отражает арсенал действий и их совокупностей, при помощи которых он может добиваться различных целей, возникающих в соревновательном поединке. Технику составляют закрепленные до автоматизма отдельные операции и их совокупности, а тактику характеризует способность сочетать их в различных действиях с учетом особенностей противника, своего текущего состояния и хода соревновательного поединка.
О собственно тактической подготовленности единоборца говорит наличие в его арсенале достаточного количества поведенческих комплексов, позволяющих распределить силы на весь турнир и дон биться намеченной цели [134, 198]. При этом под поведенческим комплексом Р.А. Пилоян и А.Д. Суханов [136] понимают систему действий. направленных на решение одной из задач, возникающих во время турнира.
Анализ соревновательной деятельности в единоборствах: борьбе, боксе, фехтовании - представляет значительную трудность [ 1, 41, 72. 73, 75, 82, 85, 101, 107, 123, 134, 138, 178, 182, 203, 204, 205, 206, 215]. Основная причина этого, на наш взгляд, кроется в сложности анализа категории деятельности, являющейся центральным, стержневым, компонентом соревновательного противоборства.
Совершенно естественно, что имеются расхождения и трудности в трактовке самого понятия деятельности, в т.ч. и соревновательной, в выборе оснований для классификации ее видов, в создании таксономии единиц, предназначенных для ее анализа, в установлении типов связи между ними, в выборе адекватных методов ее исследования, сопоставления результатов, полученных разными методами как в одном виде спортивных единоборств, так и в группе видов. Все это влечет за собой новые трудности, а порой переоценку или недооценку значения полученных результатов в научном исследовании и использовании их на практике. Для иллюстрации этих трудностей следует привести перечень различий между формами и видами деятельности, существующими в современной науке: внешняя и внутренняя, непосредственная и опосредованная, сознательная и бессознательная, произвольная и непроизвольная, индивидуальная, групповая и командная. Имеются также различия другого рода: деятельность бывает спортивной, игровой, соревновательной, тренировочной, учебной. Наконец, можно добавить дифференциацию деятельности по мотивам, целям, предметному содержанию, способам осуществления, конечному результату, выбору средств и определении вида и характера результата [41].
Как видно из вышеприведенного перечня, каждый отдельный вид деятельности может быть исследован с помощью многих систем отчета, которыми она реально характеризуется. В то же время принято полагать, что прикладные исследовательские задачи решаются значительно легче, когда используется одна, но четко определенная Размерность. На этом основании, например для анализа соревновательной деятельности, часто используются внешние по отношению к ней характеристики (объем технико-тактических действий, их эффективность и др.). Несмотря на высокую достоверность и информативность этих параметров, это создает трудности по их интерпретации анализа тренировочного процесса, решению задач его оптимизации и моделирования. Главная причина этого заключается в том, что живые двигательные действия, операции деятельности заменяются фактическим материалом, в котором деятельность как таковая исчезает, отражаясь только в результатах.
Таким образом, задача педагогического исследования деятельности состоит в теоретическом и методическом обеспечении сохранности ее основных черт, специфики, природы, выявления ее собственных свойств, законов развития и движения. Другими словами, необходимо не только изучение действий, операций, способов, условий, результатов деятельности, но и построение реальной модели изучаемой деятельности. К тому же такая модель должна обладать свойством динамичности, воспроизводимости и саморазвития [41, 182].
Следовательно, в современном спорте соревновательная деятельность (СД) может изучаться в различных аспектах: как объяснительный принцип, как предмет исследования, как предмет оценки, как предмет организации, управления, прогнозирования и моделирования [70].
В настоящее время анализ СД производится на основе различных подходов, зачастую сугубо эмпирических и предусматривающих определение большого количества как простых, так и довольно сложных количественных и качественных показателей [101, 182].
По мнению М.А. Годика [42], методы и объекты контроля, используемые в соревнованиях по боксу, борьбе, фехтованию, включают оценку объема, разносторонности и эффективности атакующих и защитных действий. Эти показатели в видах единоборств варьируются в широких пределах, и поэтому надежность повторных измерений обычно не бывает высокой [41, 71, 75, 114, 182, 193]. Тем не менее, использовать результаты контроля СД в единоборствах можно в следующих направлениях:
как количественные ориентиры, на основе которых нормируется тренировочная нагрузка;
как способ оценки эффективности соревновательных действий спортсменов.
Для проведения анализа СД применяются различные способы стенографирования (нотационной записи) с помощью различных символов [169], и существует следующий алгоритм ее исследования:
1. Фиксирование действий спортсмена в поединке.
2. Составление сводного протокола.
3. Математическая обработка и расчет показателей.
4. Анализ и интерпретация показателей СД.
По мнению специалистов, на сегодняшний день все еще не разработаны единые унифицированные критерии СД и методика их оценки. Для ее характеристики используются трудносопоставимые и зачастую по-разному трактуемые показатели. При этом большинство критериев, применяемых в исследованиях по борьбе, не соответствуют специальным метрологическим требованиям [41].
Анализируя текущие вышеперечисленные значения СД в зависимости от околопредельных значений модели, разрабатывают элементы стратегического планирования подготовки в годичном цикле по каждому виду спортивных единоборств.
Так, например, в боксе, дзюдо и фехтовании необходимо расширить арсенал надежных атакующих технических действий. Большой диапазон совершенствования защитных действий имеют фехтование и бокс. Рассматривая плотность технических действий в соревновательных поединках, следует отметить низкий уровень текущих значений по всем видам единоборств, что можно оценить как основной резервный фактор совершенствования на данном отрезке времени. Сопоставляя индивидуальные текущие показатели российских и зарубежных единоборцев, следует отметить не только соответствие околопредельному значению модели, но и компенсаторность преобладающих факторов [71].