Методы исследования и оценки физических кондиций
В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования. В последнее время в контрольном разделе по дисциплине «Физическая культура» используются следующие двигательные задания:
· челночный бег на 10×10 м (оценка скоростных и координационных способностей);
· прыжок в длину с места (оценка скоростно-силовых способностей);
· поднимание туловища из положения лежа за 30 с (силовая выносливость мышц брюшного пресса);
· вис, согнув руки, на перекладине (оценка статической силовой выносливости мышц плечевого пояса);
· наклон туловища вперед из положения сидя (оценивается гибкость позвоночного столба);
· бег 1000 метров (оценка уровня аэробной выносливости).
Методики выполнения двигательных заданий
Челночный бег 10×10 м выполняется после предварительного ограничения 10-метрового отрезка дистанции (спинками стульев наружу от отрезка). По сигналу с высокого старта необходимо добежать до стула, который находится в конце 10-метрового отрезка, коснуться рукой его спинки, вернуться к стартовой линии, коснуться рукой спинки второго стула и бежать к первому стулу. Задание считается выполненным после преодоления 10 отрезков по 10 метров.
Прыжок в длину с места выполняется толчком двух ног от стартовой линии с махом рук (три попытки подряд). Результат измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего касания к стартовой линии ногами участника.
Поднимание туловища выполняется из положения: лежа, руки за головой, ноги согнуты в коленях под углом 90º, ступни закреплены. Фиксируется количество выполненных упражнений до касания локтями коленей в течение 30 секунд.
Вис, согнув руки, на перекладине предусматривает в исходном положении хват сверху и нахождение подбородка над перекладиной. Приняв стартовую позицию, включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начнут распрямляться и подбородок опустится ниже перекладины, выполнение двигательного задания прекращается.
Наклон туловища вперед из положения сидя выполняется после предварительной разметки на полу перпендикулярной и центральной линии. Касаясь перпендикулярной линии, с выпрямленными в коленях ногами, выполняются 3 пружинящих наклона вперед и на 4-м наклоне фиксируется результат по кончикам средних пальцев на разметке центровой линии, при этом руки удерживаются на фиксируемом результате не менее 2-х секунд. Сгибание ног в коленях не допускается.
Бег на 1000 метров выполняется с высокого старта. Результат фиксируется секундомером и заносится в протокол в секундах. На дистанции возможен переход на ходьбу.
Расчет индивидуального уровня физических кондиций осуществляется с учетом возрастно-половых особенностей исследуемого контингента (табл. 2 и 3) по формулам, которые представлены в табл. 4.
Таблица 2
Возрастные оценки нормативов для юношей (НВП)
Тесты | Возраст | ||||||
Челночный бег 10х10 м. (с) | 29,5 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,5 |
Прыжки в длину с места (см) | |||||||
Поднимание туловища (с) | |||||||
Вис на перекл. на согн. руках (с) | |||||||
Наклоны туловища вперед (см) | |||||||
Бег 1000 м (с) |
Таблица 3
Возрастные оценки нормативов для девушек (НВП)
Тесты | Возраст, лет | ||||||
Челночный бег 10х10 м. (с) | 31,5 | 32,0 | 32,0 | 32,5 | 33,0 | 33,5 | 34,0 |
Прыжки в длину с места (см) | |||||||
Поднимание туловища (с) | |||||||
Вис на перекл. на сог. руках (с) | |||||||
Наклоны туловища вперед (см) | |||||||
Бег 1000 м (с) |
Таблица 4
Формулы для вычисления индивидуального уровня физической кондиции
№ п/п | Тесты | Сокращенное обозначение | Формула |
1. | Челночный бег 10х10 м. ( с) | Ч | Ч =(НВП-Р)х10 / НВП |
2. | Прыжок в длину с места (см) | П | П = (Р-НВП) / НВП |
3. | Поднимание туловища (с) | С | С = (Р-НВП) / НВП |
4. | Вис на перекл. на согн. руках (с) | В | В = (Р-НВП) / НВП |
5. | Наклоны вперед из пол. сидя (см) | Н | Н = (Р-НВП) / НВП |
6. | Бег 1000 м (с) | Б | Б = (НВП-Р) / НВП |
Примечание: Р – результат теста; НВП – норматив из таблицы, соответствующий данному тесту, возрасту и полу.
Формула для вычисления общего уровня физической кондиции (ОУФК)
|
Оценки
Для балльной оценки
Для оценки общего уровня физической кондиции студентов и отдельных показателей их двигательной подготовленности используются градационная шкала.
Шкала оценки общего уровня физической кондиции
Значение ОУФК | Академическая оценка | Оценка в баллах |
от 0,6 и выше | Отлично + прем. баллы | от 17 и выше |
от 0,2 до 0,6 | Отлично | от 14 до 16 |
от – 0,2 до 0,2 | Хорошо | от 10 до 13 |
от – 0,6 до 0,2 | Удовлетворительно | от 7 до 9 |
от – 1 до – 0,6 | Неудовлетворительно | от 4 до 7 |
от – 1,0 и ниже | Опасная зона |
Тема: Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
План:
1. Профессионально-прикладная физическая подготовка как подсистема физического воспитания, ее цели и задачи.
2. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов.
3. Организация, формы и средства ППФП в вузе.
4. Психофизиологическая характеристика профессионального труда студентов.
5. Содержание и контроль ППФП студентов в процессе их обучения в вузе.
Профессионально-прикладная физическая подготовка как подсистема физического воспитания, ее цели и задачи
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – это многосторонний процесс, который имеет важное значение, как в системе подготовки будущих специалистов, так и в системе производства.
Использование средств физической культуры в процессе подготовки человека к труду имеет свою историю, которая отражает определенные этапы развитии ППФП. Еще в конце XIX века русский физиолог П.Ф. Лесгафт отмечал необходимость использования физического образования в профессиональной школе. Примерно в этот же период в США развивалась система организации труда и управления производством. Ее основу составляли достижения передовой науки и техники того времени, ориентированные, главным образом, на достижение максимальной прибыли за счет совершенствования и расширения функциональных возможностей человека.
В СССР начало формирования ППФП в качестве профилированного направления и вида физического воспитания относится к 30-м годам. Данный этап истории характеризовался активным развитием государственных и социальных мероприятий по внедрению физической культуры в систему рационализации труда и подготовки профессиональных кадров.
В настоящее время состояние ППФП свидетельствует, что общество не может беззаботно относиться к рассматриваемой стороне физической культуры в условиях социально-экономических и политических перемен. На современном этапе ППФП рассматривается как важное звено в системе высшего профессионального образования и является неотъемлемой частью обязательного курса по учебной дисциплине «Физическая культура». В рамках учебно-воспитательного процесса, повышая психофизическую подготовленность студентов к конкретной профессии, создаются предпосылки для сокращения сроков их профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой профессиональной работоспособности и производительности труда.
В обобщенномвиде, профессионально-прикладная физическая подготовка представляется, как специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
Целью ППФП является достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности.
Задачи ППФП студентов:
· формирование и совершенствование прикладных знаний, умений и навыков;
· воспитание прикладных физических качеств, отвечающих требованиям будущей профессии;
· развитие специальных качеств прикладного характера и психических качеств и свойств личности, требующихся в трудовой деятельности.
Перечисленные задачи в каждом отдельном случае должны быть конкретизированы применительно к специфике профессии и личностным особенностям будущих специалистов.
Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов
Задачи и содержание ППФП определяются по объективным требованиям профессии к человеку. При многообразии видов профессиональной деятельности, основные их отличия заключаются в особенностях предмета, технологии и внешних условий конкретного труда.
Особенности профессии предъявляют объективные требования к функциональным возможностям, психофизическим и другим качествам людей. Специфичность требований обусловлена рядом факторов, от которых зависит содержание ППФП студентов различных технических и гуманитарных вузов. К ним относятся:
· сфера деятельности;
· содержание и условия труда;
· психофизиологические особенности деятельности специалиста.
Факторы, определяющие содержание ППФП, являются объективными по своей природе и тесно связаны между собой. Полное представление о содержании ППФП возможно при наличии анализа и учета их совокупностей.
Содержание ППФП определяется на основе результатов исследования характерных особенностей той или иной профессии. Основными методами исследования профессиональной деятельности являются:
· хронометрия – метод, изучающий временные характеристики рабочих операций;
· хроноциклография – метод, изучающий характер рабочих движений.
· профессиография – психофизиологическое описание профессии.
Профессиография является наиболее сложным вариантом анализа профессиональной деятельности, в процессе которого изучаются: общие данные исследуемой специальности, схема расположения рабочего места, гигиенические условия работы, основные рабочие операции, нагрузка на анализаторы, соотношение интеллектуального и физического труда и т.д.
Профессиограмма помогает наполнить целесообразным содержанием ППФП к конкретной профессии: уточнить задачу, выбрать средства, методы физической культуры и формы их использования. Ниже приводится сокращенный вариант профессиограммы:
1. Общие сведения о профессии. В этом разделе описываются сфера деятельности и вид труда: управление автоматами в технических системах; управление социальными объектами; руководство коллективами, воспитание, обслуживание людей; преобладающие виды деятельности (ремонт, контроль, наблюдение и т.п.); средства труда (переносные приборы, компьютеры и др.); формы организации труда (индивидуальная или коллективная работа, исполнительская или руководящая).
2. Условия труда. Здесь описываются микроклиматические условия труда: в помещении, на открытом воздухе, под землей, освещенность, запыленность, наличие шума т.д.; ритм и режим труда: работа односменная или в несколько смен, время работы и отдыха строго регламентировано или не регламентировано; основные виды неблагоприятных условий труда: низкая или высокая температура, воздействии радиации, загазованность и пр.
3. Психофизиологическая характеристика деятельности. В этом разделе дается характеристика принимаемой во время работы информации (звуковой, оптической и т.п.), психических процессов, участвующих в приеме, хранении и переработке информации (зрительных ощущений, восприятия времени, слуховых представлений, оперативного мышления, двигательной памяти и др.), особенности принятия решений на основе полученной информации (сложность решаемой задачи, нормальный или экстремальный характер ситуаций, в которых решается задача и т.п.), двигательные действия (степень их значимости в трудовых операциях, их стабильность или вариативность, части тела, занятые в них и т.д.), нагрузки на отдельные органы и физиологические системы, преимущественной степени эмоционального напряжения, динамики работоспособности и утомляемости, трудности в работе (наличие экстремальных ситуаций, физическое и психическое перенапряжение и т.п.).
4. Психические качества личности, имеющие существенное значение для успешной деятельности. Здесь на основе данных, полученных в предыдущих разделах, называются профессионально важные для работника качества, значимость которых оценивается по 5-балльной шкале: от очень большого – 5 до не имеющего значения-1 физического и психического характера; указываются ограничения в допуске к выполнению конкретных производственных операций по состоянию здоровья: называются отдельные органы и системы организма, к надежному функционированию которых профессия предъявляет повышенные требования.
5. Интегральная оценка роли человеческого фактора в профессиональной деятельности и влияния профессии на личность. В этом разделе оценивается весомость роли личности в данной профессии и влияние профессии на самого человека. В зависимости от уровня специальной психофизической подготовленности индивида количественно оценивается успешность выполнения им производственных заданий, случаи аварий, травм, дней нетрудоспособности по болезни (в процентах); устанавливается в какой степени работа влияет на состояние здоровья работника, совершенствует те или иные психофизические качества.
6. Актуальность и содержание ППФП. Здесь констатируется степень необходимости ППФП (незначительная, желательная, необходимая, крайне необходимая), ставятся конкретные задачи ППФП, выбираются средства и методы физической культуры.
После получения этих данных анализируются наиболее слабые звенья трудового процесса и выявляются вызывающие их появление причины (недостатки в организации труда, слабое развитие отдельных психофизиологических качеств и прикладных навыков человека и т.д.).