Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды

В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автоматического поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающих этот уровень. Этот процесс обеспечивается сложной системой координированных приспособительных механизмов, направленных на устранение или ограничение факторов, воздействующих на организм, как из внешней, так и из внутренней среды.

Центральная нервная система регулирует и управляет двигательной деятельностью человека. В процессе занятий физическими упражнениями она совершенствуется, более тонко осуществляя взаимодействие процессов возбуждения и торможения различных нервных центров, регулирующих работу многих мышечных групп и функциональных систем.

Тренировка помогает более дифференцированно осуществлять двигательные действия, формирует способность к усвоению новых двигательных навыков и совершенствованию уже имеющихся.

Двигательный навык формируется по механизму образования условных рефлексов на базе безусловных в результате соответствующих систематических упражнений. Физиологической основой формирования двигательных навыков служат временные связи, возникающие между нервными центрами.

Различают три стадии (фазы) в этом процессе:

· генерализации;

· концентрации;

· автоматизации.

Фаза генерализации связана с иррадиацией нервных процессов и вовлечением в двигательное действие «лишних мышц», объединением отдельных частных действий в целостный акт.

Во второй стадии отмечается концентрация возбуждения, улучшение координации, устранение излишнего мышечного напряжения, стереотипность (привычность) двигательного действия.

Фаза концентрации в процессе освоения движениями сменяется фазой стабилизации (закрепления), высокой степенью координации и автоматизации, движения становятся точными, выполняются без излишнего напряжения, экономично и стабильно.

В жизни постоянно возникают ситуации, когда человек, будучи подготовлен к существованию в одних условиях, должен готовить себя (адаптироваться) к деятельности в других. При этом проблема адаптации связана с тем, что физиологические и биологические вопросы сопоставляются с социальными проблемами развития человека и общества.

Исследования адаптации человека приобрели особое значение в связи с ускорением научно-технического прогресса, выходом людей за пределы привычной для них среды обитания – освоение экстремальных районов (Арктика, Антарктика, пустыни и т.д.), космического пространства. Возросла актуальность изучения закономерностей адаптации человека к рассогласованности биоритмов, ионизирующему излучению, химическому загрязнению, шуму, вибрации, электромагнитным полям.

Чем необычнее и сложнее для человека новые условия жизнедеятельности, тем тяжелее протекает у него адаптация. Иногда адаптационные резервы истощаются после того, как организм в течение некоторого периода был в состоянии адаптированности. В таком случае наступает дизадаптация, которая может принимать различные формы.

Из многообразия факторов повышения адаптации особое место отводится занятиям физической культурой, которые, развивая механизм координации в нервной системе, обусловливают повышение обучаемости, тренируемости нервной системы и организма в целом. Систематические занятия физическими упражнениями формируют физиологические механизмы, расширяющие возможности организма, его готовность к адаптации, что обеспечивает в различные периоды развертывания приспособительных физиологических процессов.

При профилактике десинхронизации биологических ритмов особое место отводится организации режима жизнедеятельности в строгом соответствии с ритмическими особенностями организма. Особое внимание следует уделять профилактике сезонных нарушений, организации работы при многосменной деятельности, синхронизации функций при переездах из одного часового пояса в другой, оптимизации умственных и физических нагрузок, строгому соблюдению режима труда и отдыха, графику и рациону питания.

Плохая организация учебного процесса, неритмичность работы, отсутствие своевременного отдыха, недостаточная двигательная активность – основные факторы, вызывающие переутомление, снижающие внимание, восприятие, память и другие показатели умственной работоспособности у студентов. Предопределяющей основой успешного сохранения устойчивости физической и умственной работоспособности в различных условиях и разное время, условиях дефицита времени, нервно-эмоционального напряжения и стресса, является высокая степень автоматизации двигательных условных рефлексов и устойчивость функций центральной нервной системы.

Устойчивость организма человека в условиях замкнутого пространства во многом сопряжена с его способностями преодолевать гипоксию – недостаточность количества кислорода в окружающем воздухе.

Физическая тренировка, особенно на выносливость, значительно повышает уровень работоспособности человека в условиях снижения содержания кислорода в окружающем воздухе. Это достигается посредством приспособительных механизмов, возникающих в процессе физической тренировки. К ним относятся: увеличение количества эритроцитов в крови, повышение функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, образование запасов кислорода в мышечных волокнах и др.

При изменении микроклимата или резко меняющихся погодных условий в организме человека заметно изменяются процессы жизнедеятельности.

Похолодание сильно влияет на обмен веществ и энергии. Наблюдается снижение содержания в крови углеводов; содержание липидов (группа жиров и жироподобных веществ различного химического строения), наоборот, повышается.

При жарком климате предъявляются большие требования к механизмам теплоотдачи. Основная реакция на высокую температуру – расширение кожных кровеносных сосудов, что сопровождается учащением сердцебиения, падением артериального давления.

Реакции организма человека на изменение температуры внешней среды приводит к нарушению теплового баланса, к снижению способности к умственной и физической работе в течение периода акклиматизации.

Физическая тренировка и закаливание повышают устойчивость организма человека к резко меняющимся погодным условиям, к изменению микроклимата, значительно сокращают период акклиматизации и способствуют более быстрому восстановлению умственной и физической работоспособности.

Физическая подготовленность приобретает большое значение при необходимости адаптироваться к вибрации и укачиванию, которые могут существенно снижать производительность труда и даже приводить к полной потере работоспособности.

Эффективными профилактическими средствами являются:упорядоченный режим работы и отдыха, производственная гимнастика, регулярные занятия физическими упражнениями, укрепляющими мышечную систему и весь опорно-двигательный аппарат.

Для повышения устойчивости организма к воздействию проникающей радиации, быстрому выведению радионуклидов из организма необходимо сочетать правильно организованные занятия физическими упражнениями с рациональным питанием, витаминизацией, гигиенически обоснованным режимом труда и отдыха.

Лекция 3.

Тема: Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

План:

1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

2. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни.

Понятие «здоровье», его содержание и критерии

Проблема сохранения здоровья человека затрагивается многими исследователями и, учитывая емкость данного понятия, трактуется по-разному. Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения здоровье рассматривается как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. В большинстве случаев данное определение не удовлетворяет исследователей. Отмечается, что это не определение здоровья, а указание на сферы физического, психического и социального благополучия.

Существует около ста различных определений здоровья человека. С медицинских позиций наиболее часто здоровье представляется как состояние человеческого организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. С точки зрения физиологов здоровье является конкретным, качественно специфическим состоянием человека, которое характеризуется нормальным течение физиологических процессов, обеспечивающим его оптимальную жизнедеятельность. Здоровье как функциональный оптимум определяется соответствующими внутренними и внешними условиями, причинами, факторами (возраст, пол, наследственность, профессия, социальные, природные и производственные факторы). Специалисты в области валеологии придерживаются мнения, что здоровье человека – это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации. В общебиологическом плане здоровье определятся как гармоническое единство всевозможных обменных процессов между организмом и окружающей средой и как результат этого согласованное течение разнообразных обменных процессов внутри самого организма, проявляющееся в оптимальной жизнедеятельности его органов и систем. Как социальная категория здоровье – это интегративно-конечный результат политики государства, создающего возможность своим гражданам относиться к своему здоровью как непреходящей ценности, основе продления рода, сохранения и совершенствования трудового потенциала.

В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья (Петленко В.И., Давиденко Д.Н., 1998):

· соматическое – текущее состояние органов и систем органов человеческого организма;

· физическое – уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма;

· психическое – состояние психической сферы человека;

· сексуальное – комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви;

· нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.

Здоровье человека связано практически со всеми сферами его жизнедеятельности. Изменения в любой из них напрямую или опосредованно выходят на психосоматический уровень здоровья.

Наряду с проблемой понятийного аппарата здоровья, одной из важнейших задач, обеспечивающих укрепление здоровья человека, является своевременная диагностика здоровья, его количества и качества. Существующие в традиционной медицине методики оценки здоровья основаны на противопоставлении здоровья и болезни или на принципах нормологии.

Существующие качественные и количественные характеристики здоровья имеют довольно широкий диапазон. Они отражают уровень жизнеустойчивости организма, широту его адаптационных возможностей, биологическую активность органов и систем, их способность к регенерации и т.д.

Различают субъективные и объективные показатели здоровья. К субъективным относятся показатели самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Объективные показатели связаны с антропометрическими измерениями (масса тела, рост, окружности грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени, живота), частотой дыхания, жизненной емкостью легких, пульсом, артериальным давлением и др.

Основные критерии здоровья:

· генетический (особенности строения и функционирования генотипа человека);

· физиологический (особенности строения и функционирования анатомо-физиологических систем организма человека);

· психический (особенности строения и функционирования нервной системы, особенности психики и личностного статуса человека);

· социальный (социальная активность человека).

Здоровье человека складывается из нескольких факторов и является результатом взаимодействия наследственных особенностей организма с условиями окружающей действительности. В зависимости от этих условий выделяют группы факторов сохранения и укрепления здоровья, имеющих неравноценную связь с сознанием и активной деятельностью человека.

1. Факторы, не зависящие от сознания и активной деятельности человека:

· генотип;

· наследственно детерминированные особенности организма и психики.

2. Факторы, косвенно зависящие от сознания и активной деятельности человека (общественно-экономические):

· социально-экономические условия жизни;

· экология мест проживания;

· уровень развития здравоохранения.

3. Факторы, прямо зависящие от сознания и активной деятельности человека (образ жизни):

· плодотворный труд;

· рациональный режим труда и отдыха;

· отказ от вредных привычек;

· оптимальный двигательный режим;

· личная гигиена;

· закаливание;

· рациональное питание.

По данным экспертов ВОЗ здоровье человека обусловлено на 50% условиями и образом жизни, на 20-25% – экологическими факторами, на 15-20% – генетическими особенностями организма, на 5-10 % – состоянием и уровнем развития здравоохранения.

Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни

Повышенное внимание к образу жизни студента и на уровне общества, и в сфере культуры, образования, воспитания объясняется его влиянием на здоровье студенчества.

Структура образа жизни выражается в тех или иных долях разных видов жизнедеятельности: доля бюджета времени индивида; доли различных видов жизнедеятельности, на которые личность расходует свое свободное время; долей тех видов жизнедеятельности, если возможен их выбор. Образ жизни студенту нельзя навязать из вне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Так, одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие – для занятий физическими упражнениями, третьи – на общение. При этом личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.

Определенным выражением саморегулирования жизнедеятельности является стиль жизни личности. Эта система определенного, сравнительно постоянного поведения обеспечивает студенту достижение намеченных целей с меньшими затратами физического и психического потенциала. Становясь привычкой, стиль жизни в какой-то степени освобождается от контроля сознанием индивида.

Значительное количество фактического материала о сегодняшней жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее организационной неупорядоченности. Это и несвоевременный прием пищи, и систематическое недосыпание, и недостаточное пребывание на открытом воздухе, и дефицит двигательной активности, и отсутствие закаливающих мероприятий, и вредные привычки (курение, употребление спиртного и др.). Все эти факторы хаотичной организации жизнедеятельности, накапливаясь в течение всего времени обучения, существенно отражаются на здоровье студентов, а их последствия наиболее ярко проявляются ко времени окончания обучения в вузе.

Как видно из вышеизложенного, образ жизни включает в себя три компонента:

1. Уровень жизни – означает степень удовлетворения материальных и духовных потребностей (это преимущественно экономическая категория).

2. Качество жизни – характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (это преимущественно социологическая категория).

3. Стиль жизни – это поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психофизиология личности (это социально-психологическая категория).

Оценивая влияние каждого компонента образа жизни на формирование здоровья, следует отметить, что, не смотря на определенную значимость уровня и качества жизни, носящих общественный характер, решающую роль играет стиль жизни, который характерен для конкретной личности. Здесь необходимо осмысленно и грамотно подходить ко всему, что связано с укреплением и сохранением здоровья. Важно вовремя выработать у себя установку на здоровый образ жизни, не дожидаясь, пока это заставят сделать болезни.

Практическая реализация здорового образа жизни (ЗОЖ) требует использования ряда определенных принципов, где основными являются принцип социальной направленности, который требует, что ЗОЖ должен быть эстетичным, нравственным, волевым, и принцип биологической направленности, требующий, что он должен соответствовать возрасту, быть укрепляющим, ритмичным и энергетически обеспеченным.

Факторами, влияющими на формирование здорового образа жизни, являются следующие:

· Режим труда, отдыха и питания.

· Двигательная активность.

· Личная гигиена, включая профилактику вредных привычек, и психогигиена.

· Закаливание.

· Учет неблагоприятных условий внешней среды.

· Культура межличностного общения и сексуального поведения.

Труд – основа режима здорового образа жизни человека. Систематический, посильный и хорошо организованный трудовой процесс благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат, на весь организм человека в целом.

В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной работы.

Необходимым условием сохранения здоровья является рациональный режим труда и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояние полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека. Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая нагрузка.

Рациональное питание предусматривает строго определенный прием по времени пищи. Нерегулярное питание ухудшает условия пищеварения и способствует развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Питание учащихся должно быть полноценным, содержать необходимые питательные вещества и полностью покрывать расходы энергии, связанные с учебной и физкультурно-спортивной деятельностью.

При составлении пищевого рациона необходимо учитывать региональные особенности питания, потребности с учетом пола, возраста и размеров тела, индивидуальные особенности пищеварения, способности к накоплению жира, метаболические превращения пищевых веществ и ежедневный уровень энерготрат. За счет белка в сбалансированной диете рекомендуется обеспечивать примерно 11-14%, за счет жиров не более 33%, а за счет углеводов в пределах 50-60% от общего потребления энергии.

Двигательная активность является жизненно необходимой потребностью человека наравне с потребностями в еде и сне. Это подтверждается эволюционным развитием человека, предки которого в животном мире могли существовать, добывать себе пищу, бороться с врагами только благодаря интенсивной мышечной работе. На это же указывает и тот факт, что более половины веса тела составляют звенья двигательного аппарата – скелет и мышцы.

Адекватная двигательная активность способна в значительной степени повысить уровень пороговой нагрузки и резервных возможностей сердечно-сосудистой системы – увеличения максимальной частоты сердечных сокращений, систолического и минутного объема крови, артерио-венозной разницы по кислороду, снижения общего периферического сосудистого сопротивления. Помимо выраженного увеличения резервных возможностей организма чрезвычайно важно профилактическое значение оптимальной двигательной активности. Предполагается, что физические упражнения, как неспецифический фактор, вызывают комплекс морфологических и функциональных изменений, обуславливающих значительное расширение возможностей органов и систем в их взаимосвязи, увеличение диапазона компенсаторно-адаптационных реакций.

Особенности процесса обучения в вузе позволяют лишь на 10-20% удовлетворять ежедневную потребность учащихся в двигательной активности. В процессе анализа многолетних наблюдений выявлено, что до 50% студентов практически не занимаются физическими упражнениями. Двигательная недельная нагрузка «систематически занимающихся» студентов не соответствует научно-обоснованным рекомендациям по организации процесса физического воспитания в вузе.

Не менее важный элемент здорового образа жизни – личная гигиена. Она включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви.

Суточный режим создает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма и способствует повышению работоспособности. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается определенный ритм деятельности организма, в результате чего человек в определенное время может наиболее эффективно совершать различные виды работ. В тоже время рациональный режим позволяет ему лучше планировать свое время. В связи с различными условиями жизни и труда, бытовыми и индивидуальными особенностями не может быть единого для всех режима.

Очень важными являются и вопросы ухода за телом, поскольку здоровья человека, его сопротивляемость негативным факторам во многом зависят от состояния кожи и ее производных образований: потовых, сальных, молочных желез, волос, ногтей, а также состояния ротовой полости и зубов, органов слуха, зрения обоняния, половых органов, которые выполняют многообразные физиологические функции, в т.ч. и защитную. Так, количество микробов, попадающих на чистую кожу, на поверхности которой поддерживается кислая среда, через 10 мин уменьшается на 85 %, в то время как на грязной коже их количество за 20 мин уменьшается лишь на 5 %.

Понятна и необходимость соблюдения гигиенических требований к постельным принадлежностям, одежде и обуви. Так, выявлено, что человек, постоянно пользующийся одеждой и обувью из искусственных синтетических материалов, которые надежно изолируют его от наружного энергетического пространства, создает для себя тенденцию к ослаблению здоровья.

Еще одним очень важным требованием личной гигиены является отказ от привычек, которые прогрессивно разрушают здоровье и несут непосредственную угрозу самой жизни человека. Это – табакокурение, пьянство, токсикомания и наркомания. Конечно, это и колоссальная проблема для всего человечества на протяжении веков, которую в разные времена и в разных странах решали различными путями. Но всегда последнее слово остается за человеком: или – или. Важно знать и то, что наукой и практикой накоплен огромный опыт по профилактике и излечения от вредных привычек. И надо в каждом конкретном случае этим опытом воспользоваться вовремя.

Возрастающий темп производственной деятельности и урбанизация требуют от человека все больших интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлений на фоне значительного сокращения возможностей физической деятельности, которая могла бы снизить чрезмерное воздействие психических нагрузок на человека, вызывающих всевозможные заболевания внутренних органов.

Но к этим объективным причинам психической напряженности могут добавится и субъективные причины, когда человек во многих жизненных ситуациях начинает испытывать чрезмерное напряжение (стресс), способное привести к нервному истощению (дистрессу). А это путь к нервным расстройствам, которые приводят к болезням века – гипертонии, стенокардии, язве желудка т.п.

Специалисты рекомендуют в качестве профилактики подобного развития событий овладение доступными способами саморегуляции психических состояний. Они выделяют 4 группы данных способов:

1. Отключение – переключение. Это самый простой, распространенный и универсальный метод. Его суть состоит в удержании сознания в далеком от травмирующей ситуации русле. Чтобы избежать негативного влияния травмирующих сознание образов и мыслей, полезно переключить его на выполнение какого-то другого дела, например, чтение книг, прослушивание музыки, занятия спортом, поездкой на природу и т.п.

2. Контроль и регуляция тонуса мимических мышц, скелетной мускулатуры, темпа движений и речи, специальные дыхательные упражнения. Известно, что эмоции есть отражение человеком своего отношения к окружающей действительности в виде разнообразных переживаний. Выявлено, что элементарный контроль за телесными и вегетативными проявлениями эмоций ведет к их самокоррекции. Так, если переключить сознание с предмета гнева на его конкретное проявление, то аффективная реакция закончится намного раньше.

3. Сюжетные представления и воображения, самовыражения – самоубеждения. Этот способ саморегуляции можно назвать отвлечением. Оно хорошо знакомо некоторым студентам, когда, находясь на занятиях только внешне, в мыслях он находится далеко от него. Но эта особенность отвлечения может быть с успехом использована в саморегуляции психических состояний, поскольку создаваемые образы существенно влияют на функции организма. В некоторых жизненных ситуациях, особенно новых, регуляция основывается не на смене образов, а на процессе мышления. Эта регуляция путем самовнушений – самоубеждений. Здесь в качестве средства используется точно найденное слово или фраза.

4. Варьирование целеполаганием; предоставление права на ошибку; объективное соотношение задач деятельности и своих возможностей; оптимизация реакции на критику и др. Это контроль и изменение значимости деятельности, ее результатов, ценностных ориентаций, самооценок своих возможностей и достижений, своего социального статуса и многое другое. Например, чем выше цель, тем меньше возможность ее достижения; чем меньше вероятность ее достижения, тем больше неопределенность итогов; чем больше неопределенность итогов, тем меньше уверенность, тем раньше и интенсивнее возникает переживание, включающее автоматическую подготовку организма к данной деятельности, и если это проявление предрабочих состояний по каким-либо причинам преждевременно, то оно оказывается вредным для достижения поставленной цели. Один из путей – снизить значимость цели. Так, спортсмен накануне старта может убеждать себя, что ему не обязательно занимать первое место, а достаточно быть в числе призеров предстоящих соревнований, хотя раньше он планировал чемпионскую цель. Другими словами, этот способ, как и другие из этой группы, построен на принципе регуляции исходной значимости.

5. Разрядка. Этот способ саморегуляции психических состояний несколько отличный от других способов тем, что здесь нет установок на снижение уровня или устранение эмоций, а дается выход эмоциональному напряжению, например, самым естественным и безобидным вариантом – слезами. Но иногда, к сожалению, это крик, брань, стучание кулаком, и, наконец, драка, а это уже выходит за рамки этического поведения. Поэтому главное здесь в том, чтобы найти способы своей разрядки общественно приемлемые.

Закаливание является обязательным элементом физического воспитания. Закаливание организма – это формирование навыка нормальной работы основных систем организма при экстремальных внешних условиях деятельности. Важно и то обстоятельство, что расширение приспособительных возможностей работы в неблагоприятных условиях заметно расширяет функциональные возможности организма и в обычной обстановке уровень его функционирования существенно возрастает. Поэтому, закаливание – это путь к укреплению здоровья.

По мнению выдающегося физиолога И.П. Павлова резкие изменения природных условий можно рассматривать также, как и другие причины болезней, поскольку они способны вызвать простудные или иные заболевания. И организму для борьбы с этими факторами приходится мобилизовать все свои защитные механизмы – терморегуляцию, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, эндокринную и другие системы. Это наиболее ценный кумулятивный эффект, т.к. кроме устойчивости к определенному фактору повышается и уровень общей сопротивляемости организма, т.н. «неспецифическая устойчивость».

При применении выбранной системы закаливания или ее отдельных средств необходимо соблюдать следующие правила:

· Любая система закаливания должна базироваться на принципах непрерывности, постепенности, комплексности, увеличивающейся интенсивности закаливающих факторов.

· Один и тот же закаливающий фактор может вызвать у разных людей совершенно различную степень реакции. Поэтому необходим индивидуальный подход при применении закаливающих процедур.

· Необходимо не только понимать механизм закаливания, но и научиться объективно оценивать состояние организма и применять соответственную нагрузку, т.е. научиться навыкам самоконтроля.

Закаливающими факторами, кроме традиционных – солнечной радиации, водных и воздушных процедур – могут служить словесные воздействия (психическое закаливание), пищевой рацион (закаливающие диеты), лекарственные растения, пчелиный яд и др. Наиболее распространенными и доступными являются такие факторы, как: высокая температура; низкая температура; их чередование (эффект контраста); передвижение босиком по земле; полоскание горла холодной водой; воздушные и солнечные процедуры.

Учет неблагоприятных условий внешней среды. Уже давно установлено, что нормальное существование человеческого организма возможно только при определенных условиях среды существования и что организм может приспосабливаться, если эти условия меняются. Но когда подобные изменения превышают адаптационные (приспособительные) возможности организма человека, возникает опасность различных заболеваний. А.П. Лаптев и С.А. Полиевский (1990) выделили ряд неблагоприятных факторов внешней среды, знание которых позволит устранить или существенно снизить их негативное воздействие на организм человека:

1. Эпидемиологические факторы(все инфекционные заболевания). Источниками инфекции могут являться или больные люди, выделяющие во внешнюю среду возбудителей заболевания, или бациллоносители – люди уже перенесшие заболевание, но продолжающие выделять микробы, а также больные животные и их трупы. Распространение инфекции может осуществляться следующими путями:

· через прямой контакт с больным (характерно для СПИДа, венерических болезней, скарлатины, оспы, дизентерии, холеры, дифтерии и др.);

· через контакт с зараженными предметами (столовыми приборами, мебелью);

· воздушно-капельным и пылевым путем (грипп);

· через воду (кишечные инфекции), почву (столбняк, газовая гангрена, заражение глистами);

· через продукты питания (особенно опасны молоко, мясо, немытые фрукты, овощи, ягоды);

· насекомыми (мухами, клещами, малярийными комарами).

Все профилактические мероприятия по борьбе с инфекционными заболеваниями можно подразделить на 3 группы: общесанитарные меры (соблюдение правил личной и общественной гигиены, а также повышение санитарной грамотности); профилактические мероприятия (предупреждение массового распространения тех или иных инфекций путем предохранительных прививок); специальные противоэпидемиологические мероприятия (устранение вредных насекомых), уничтожение крыс и др.).

2. Загрязнение воздуха вредными газами и примесями. К числу наиболее распространенных вредных газов в воздухе населенных пунктов относятся окись углерода (СО), являющаяся продуктом неполного сгорания топлива автомобилей, выбросов промышленных предприятий и теплостанций, и сернистый газ (SO2) – продукт сжигания каменного угля. Кроме названных газов в атмосферу поступают различные механические примеси в виде дыма, копоти, мелких частиц почвы, различного распыленного материала.

3. Недоброкачественная водас неудовлетворительными физическими свойствами и химическим составом, с повышенным содержанием ядовитых веществ и радиоактивных элементов, с повышенным содержанием микробов и личинок глистов.

4. Почвы, неудовлетворительные по физическим свойствам, загрязненные животными нечистотами, с химическим (пестицидным или нитратным) или радиоактивным загрязнением.

5. Плохие жилищные условия, связанные с неудовлетворительным качеством строительных материалов, сыростью и плохой звукоизоляцией, недостаточностью естественной и искусственной освещенности и вентиляции, с плохой отапливаемостью.

Наши рекомендации