Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека
На человека действуют различные факторы окружающей среды. При изучении многообразных видов его деятельности не обойтись без учета влияния природных факторов (барометрическое давление, газовый состав и влажность воздуха, температура окружающей среды, солнечная радиация – так называемая физическая окружающая среда), биологических факторов растительного и животного окружения, а также факторов социальной среды с результатами бытовой, хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека.
Из внешней среды в организм человека поступают вещества, необходимые для его жизнедеятельности и развития, а также раздражители (полезные и вредные), которые нарушают постоянство внутренней среды. Организм путем взаимодействия функциональных систем всячески стремится сохранить необходимое постоянство своей внутренней среды.
Природные и социально-биологические факторы, влияющие на организм человека, неразрывно связаны с вопросами экологического характера. Человек зависит от условий среды обитания точно так же, как природа зависит от человека. Между тем влияние производственной деятельности на окружающую среду (загрязнение атмосферы, почвы, водоемов отходами производства, вырубка лесов, повышенная радиация в результате аварий и нарушений технологий) ставит под угрозу существование самого человека.
Все эти изменения оказывают крайне неблагоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Около 80% болезней современного человека – результат ухудшения экологической ситуации на планете. Экологические проблемы напрямую связаны с процессом организации проведения систематических занятий физическими упражнениями и спортом, а также с условиями, в которых они происходят.
Характерные особенности физической и умственной деятельности студентов
Учебная деятельность предваряет трудовую деятельность, которую можно считать основным видом деятельности студентов. Учебная деятельность студентов характеризуется постоянным увеличением объема научной информации и повышением интеллектуальной нагрузки. Студенты загружены умственной работой по 10-12 часов в день, а в период экзаменационной сессии – 14-16 часов. Основные виды деятельности студентов (посещение лекций, лабораторные и самостоятельные занятия) связаны, в основном, с сидячим образом жизни и составляют в среднем 40% от суточного бюджета времени. Длительная и напряженная умственная работа, которая проходит на фоне большого нервно-эмоционального напряжения, значительно ограничивает двигательную активность студентов.
Многочисленные исследования по изучению особенностей умственной и физической работоспособности студентов, свидетельствуют о наличии между ними высокой взаимосвязи. Экспериментальными исследованиями доказано, что у студентов, активно занимающихся физическими упражнениями, уровни отдельных показателей умственной работоспособности более высокие и менее подвержены влиянию неблагоприятных факторов.
При увеличении физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.
Утомление – это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности.
Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.
Утомление может быть:
· острым (проявляется в короткий промежуток времени);
· хроническим (наблюдается на протяжении длительного времени);
· общим (изменение функций организма в целом);
· локальным (затрагивается какая-либо ограниченная группа мышц, органов, анализаторов).
Различают две фазы утомления:
· компенсированную (отсутствие выраженного снижения работоспособности при включении резервных возможностей организма);
· некомпенсированную (резервные мощности организма исчерпаны при существенном снижении работоспособности).
Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению и перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма и т.д.
Смена видов деятельности – наиболее эффективная форма восстановления умственной и физической работоспособности.
Восстановление – процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию.
Восстановительный период – время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы.
В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.
Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой – через несколько часов. Поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток.
Рациональное сочетание нагрузки и отдыха позволяет сохранить и усилить активность восстановительных процессов.
Дополнительными средствами восстановления являются факторы гигиены, питание, массаж, биологически активные вещества (витамины).
Большое профилактическое значение имеют самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в режиме дня. Ежедневная утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе благоприятно влияют на организм, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен, а это положительно влияет на повышение умственной работоспособности студентов. Важен активный отдых в каникулы: студенты после отдыха в спортивно-оздоровительном лагере начинают учебный год, имея более высокую работоспособность.
Учет биологических ритмов необходимое условие при рациональной организации учебной деятельности студентов. Если режим рабочего дня, учебных занятий, питания, отдыха, занятиями физическими упражнениями составлен без учета биологических ритмов, то это может привести к снижению умственной или физической работоспособности.
Биологические ритмы – эволюционная форма адаптации к условиям ритмических изменений параметров внешней среды. Это временное взаимодействие различных функциональных систем организма друг с другом и с окружающей средой, способствующее их гармоничному согласованию и жизнедеятельности в целом.
В той или иной мере биоритмы присущи всем живым организмам. Они характеризуются периодом, амплитудой, фазой, средним уровнем, профилем и делятся на экзогенные (вызванные воздействием окружающей среды) и эндогенные (обусловленные процессами в самой живой системе).
По выполняемой функции биоритмы делятся на физиологические (рабочие циклы отдельных систем организма) и экологические (адаптивные приспособления к периодическим влияниям окружающей среды).
По длительности периода различают:
· суточные (циркадные);
· месячные;
· сезонные;
· многолетние.
Из всех перечисленных биологических ритмов наиболее исследован сегодня суточный ритм.
Необходимость изучения циркадных ритмов обусловило то, что более 300 физиологических процессов имеют суточную периодику. Все они находятся в определенных фазовых соотношениях со строго различными периодами внешних факторов:
· вращением Земли по отношению к Солнцу;
· вращением Земли по отношению к Луне;
· вращением Земли по отношению к звездам.
Продолжительность этих периодов соответственно составляет 24; 24,8; 23,9 часа. У живых организмов наиболее хорошо выражены ритмы, соответствующие солнечным суткам.
В современных условиях приобрели значимость социальные ритмы: начало и конец рабочего дня, укорочение отдыха и сна, несвоевременный прием пищи, ночные бдения. Социальные ритмы оказывают все возрастающее давление на ритмы биологические, ставят их в зависимость, не считаясь с естественными потребностями организма. Студенты отличаются большей социальной активностью и высоким эмоциональным тонусом, чем их сверстники из других социальных групп.
Проблема оптимизации физической и умственной деятельности студентов во многом сопряжена с решением проблемы дефицита двигательной активности учащихся. Недостаточность движений вызывает появление особых состояний – гипокинезии и гиподинамии.
Гипокинезия – состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности. В ряде случаев это состояние приводит к гиподинамии.
Гиподинамия – совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии.
Отрицательное влияние гипокинезии и гиподинамии проявляется в снижении функциональной активности органов и систем, нарушении деятельности регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимосвязь, ухудшении устойчивости к различным неблагоприятным факторам; уменьшении интенсивности и объема афферентной информации, связанной с мышечными сокращениями, нарушении координации движений, снижении тонуса мышц, снижении уровня развития физических качеств.
При дефиците двигательной активности наблюдаются негативные изменения в деятельности высших отделов головного мозга, его подкорковых структурах и образованиях, снижаются общие защитные силы организма и возникает повышенная утомляемость, нарушается сон, снижается способность поддерживать высокую умственную или физическую работоспособность.