Менеджмент и маркетинг досуговой деятельности
Особенности управления предприятиями досуга. В настоящее время понятие «менеджмент» широко входит в социально-культурный деловой обиход и досуговый бизнес. Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных организаций, призванных осуществлять досуговую деятельность.
Работа учреждений и организаций культурно-досуговой сферы в силу своего полифункционального назначения находится в центре общественного внимания в любой стране; к ней проявляет интерес все население. Человек приходит в учреждения культуры и организации досуга с целью найти возможности для внутреннего развития, расширения познавательных способностей, развлечений, восстановления физических сил и душевного равновесия. Диапазон потребительских запросов и предпочтений в этой области гораздо более многообразен, детализирован, эмоционально и субъективно окрашен, нежели в других сферах услуг (бытовых, торговых услугах, услугах связи и др.). Таким образом, характер и направленность менеджмента сферы культуры и досуга во многом определяется многообразием рекреационных потребностей, массовых ожиданий, а также лидерами общественного мнения, тенденциями моды.
Одновременно менеджмент данной области так или иначе соотносится с культурной политикой, проводимой государственными, региональными и муниципальными органами власти, с целями общественных организаций. Все это создает условия для интеграции значительного числа организаций культуры и досуга в рыночные отношения через механизмы дополнительной поддержки, позволяющие смягчать коммерциализацию данной сферы, ее узкий экономизм. С этой целью в каждой стране существуют способы государственной поддержки, традиции донорства, развиваются разные источники пополнения доходов организаций культуры. Однако механизмы общественной поддержки не отменяют тех предпосылок, которые создают в сфере культуры и досуга конкурентные условия, стимулирующие организационный менеджмент осваивать новые способы деятельности и управления.
Руководители учреждений культуры и досуга вынуждены учитывать все перечисленные характеристики независимо от того, какой организационно-экономический и имущественно-правовой статус имеет их организация (чисто коммерческий, некоммерческий или смешанный) и в каком отраслевом сегменте она развивается.
Менеджмент сферы культуры и досуга любой страны использует весь диапазон способов управления, которые существуют в любой экономической и общественной сфере деятельности. Речь идет о стратегическом анализе, выработке прогнозных целей и перспективных планов; о проектно-внедренческой деятельности, о реализации программ, конкретных планов среднесрочного и текущего развития, о методах их выполнения. Но здесь они имеют свою специфику.
Например, некоммерческие учреждения культуры государственного, регионального и муниципального уровня при определении прогнозов своего развития во многом зависят от показателей директивного планирования, спускаемого сверху (организационно-административные методы менеджмента). Рекомендательные планы носят контролирующий характер. В них обычно указываются минимальные значения показателей работы данного предприятия, которое должно вести свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить достижения не ниже контрольных показателей.
Менеджмент коммерческой организации культуры, особенно в рамках крупного и среднего бизнеса, самостоятельно анализирует вероятностные тенденции развития своего сегмента культуры и досуга (экономические методы управления). Анализ при этом, безусловно, опирается на результаты маркетинговых исследований. На основе такого анализа составляется прогноз развития отрасли. Сущность прогноза связана с диагностикой проблем и ведущих тенденций, свойственных конкретного сегменту сферы досуга, с разработкой возможных вариантов его развития в ближайшем или отдаленном будущем. На базе такого прогноза руководители разрабатывают перспективные планы фирмы, приобретающие долгосрочный (на перспективу 3-5 лет и более) и среднесрочный (1-3 года) характер.
Функции менеджмента в досуговой деятельности. Планирование просветительных, творческих, развлекательно-зрелищных и других программ предполагает учет таких признаков избирательности человека к ним, как полнота и глубина осведомленности об их содержании, интерес к программам и сила положительных эмоций от их восприятия. Реализация этих программ должна быть связана с повышением трех показателей уровня избирательности: устойчивостью интереса, целенаправленностью выбора и уровнем удовлетворенности. При этом реализация досуговых программ включает в себя такие функции управления, как организация, координация, мотивация и контроль[27].
Организатор досуговых программ с позиции менеджмента выступает как их руководитель-менеджер. Создавая программу, он формирует систему, которой и управляет. При этом он реализует все функции менеджмента, объединяя их в одно целое в процессе создания и реализации целостной, законченной композиции. Для характеристики деятельности организатора досуговых программ существенным является то, что ее отличает творческая направленность. В ней присутствуют все элементы творческого процесса — от идеи и разработки сценарного плана до его материализации в конкретной форме. Здесь используются необходимые художественные решения и методы обеспечения зрелищности и эмоциональной выразительности. Поэтому профессионализм организатора программ по существу является синтезом функций менеджмента в творческом процессе, умения находить оригинальные, нестандартные решение. Это следует считать главным фактором привлечения внимания и развития интереса к программам.
Функция планирования пронизывает все стороны деятельности менеджера сферы социально-культурного бизнеса, организатора досуговых программ. Управление начинается с плана действий. Он позволяет не только предвидеть результат и сформировать программу его достижения, но и установить средства и методы, необходимые для выполнения программы. Тщательно продуманный план закладывает основу успеха досуговой программы. Каждое занятие группой начинается с идеи, которая в последующем конкретизируется в плане действий организатора по ее воплощению. Чтобы быть творческой, идея должна содержать инновационные элементы. С позиции менеджмента выдвижение творческой идеи любого досугового занятия рассматривается как стратегический замысел педагога, руководителя коллектива. Это важный аспект его деятельности. Стратегия организатора может существенным образом повлиять на планирование и реализацию программы. В процессе планирования рассматриваются организационного, художественного, тематического, композиционного решения досугового мероприятия, а также варианты технического оснащения и материально-вещественного оформления.
После принятия идеи программы и разработки плана ее реализации начинается организационная деятельность, т.е. выполняется функция организации. Если планирование – это сердцевина менеджмента, то организация – его движущая сила. Составляя основу организационной практики, она приводит в действие средства для осуществления намеченной идеи и ее воплощения в конкретное композиционное решение досуговой программы. Организовать выполнение такой программы, значит определить структуру и порядок взаимодействия всех участвующих в ее реализации, установить сроки и последовательность предусмотренных ею работ, распределить обязанности тех работников, которые связаны с выполнением программ, обеспечить их необходимой информацией и средствами. Функция организации – это подготовка того, что необходимо для выполнения плана.
Следующий этап связан с функцией координирования. Ее назначение состоит в том, чтобы обеспечить взаимодействие и согласованность людей, отвечающих за выполнение досуговой программы. При этом также необходимо гибко реагировать на интересы и запросы потребителей в условиях коммерциализации сферы досуга. Повышение устойчивости к тем или иным направлениям досуга со стороны потребителей в значительной степени определяется качеством выполнения этой функции.
Существенной стороной менеджмента является мотивация, т.е. процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Организация досуговой деятельности как творческий процесс особо нуждается в эффективной мотивации. Творческий работник должен мотивировать продвижение интересных идей, способствующих вовлечению людей в досуговую деятельность. Его отношение к процессу формирования программы должно мотивироваться и изысканием наиболее эффективных путей, средств и методов удовлетворения духовных интересов и потребностей людей. Для организатора важно, чтобы существовал внутренний стимул, побуждающий его выполнять свои функции инициативно и изобретательно. В настоящее время одним из таких стимулов становится возможность оказания платных услуг в виде разнообразных и интересных программ, предлагаемых их потенциальным потребителям. Не менее важна и моральная сторона. Так, сильным мотивом к творчеству в деятельности педагога-организатора программ является стремление полностью проявить свои способности и возможности, вызвать интерес к себе как к творческой личности. Действенным стимулом служит и потребность в принадлежности к определенной социальной группе, категории, прослойке, в которой он пользовался бы авторитетом и чувствовал бы дружеское отношение, расположение к себе.
Завершающей функцией досугового менеджмента является контроль. Это процесс проверки и сопоставления фактических результатов досуговой деятельности с запланированными. Функция контроля начинает осуществляться с того момента, когда вступает в силу план работы самодеятельного коллектива, лектория и т.д., определены его цели и задачи и создана организация для их выполнения. Помимо того, что сам педагог-организатор контролирует ход их выполнения, контроль осуществляется и по отношению к нему самому со стороны руководителя государственного, частного (коммерческого), общественного досугового центра. Если в первом случае это контроль полного соответствия программы намеченному плану, то во втором случае (учитывая, что организатор программы – творческий работник) он носит общий характер, не сковывающий инициативу организатора и предоставляющий ему возможность экспериментировать в разумных пределах. На основе контроля проводится корректировка как самого плана, так и организации его выполнения по данной программе. С помощью контроля устраняется неопределенность в положении дел по ее реализации, предупреждаются возможные конфликтные ситуации, а по завершении мероприятия устанавливается эффективность его воздействия на аудиторию. Поэтому контроль следует рассматривать как фундаментальную функцию менеджмента. Ни планирование, ни организация, ни координирование и мотивация не могут не опираться на контроль, вследствие которого все эти функции уточняются, дополняются и обогащаются новым содержанием.
Личный менеджмент организаторов досуга.Рассмотрение места и роли функций менеджмента в досуговой сфере показывает, что в современных условиях организатор программ должен быть профессиональным руководителем-менеджером. Под личным менеджментом руководителя понимается его способность к дисциплине, саморазвитию, т.е. качествам, которые приобретают ведущее значение в деятельности менеджера организации культуры.
Личность организатора досуговой деятельности не может быть ординарной и бюрократически ограниченной. С одной стороны, человек в этом случае испытывает огромные психологические и профессиональные нагрузки; его действия разворачиваются в широком диапазоне общественных, профессиональных проблем и художественно-творческих (спортивных, рекреационных, туристских и др.) отношений. Неизбежно он оказывается в эпицентре современных тенденций, которые так или иначе связаны с досугом, общественной психологией, модой. С другой стороны, он должен хорошо ориентироваться в бизнес-технологиях, быть авторитетным лидером в своем коллективе, уметь устранять организационные сложности, возникающие в ходе повседневной работы.
Современный организатор досуга должен быть не только теоретически, но практически ориентированным в вопросах общей и прикладной культурологи, социальной психологии, быть знакомым с современными культурными процессами в тех обществах, в среде которых ему приходится или придется иметь дело, практически ориентироваться в механизмах и процедурах принятия политических решений, в современной политической жизни, иметь развитое чувство вкуса, гармонии, стиля, владеть иностранными языками, быть развитым в плане нравственной и интеллектуальной культуры.
Особенно важными качествами характера и поведения организатора досуга следует признать его коммуникативность, т.е. умение взаимодействовать и добиться деловых целей в работе с разными людьми, умение настроить других на креативную деятельность. Указанные качества далеко не всегда развиты у человека от рождения. Если он увлечен и дорожит своей работой в досуговой сфере, то должен сам развивать их в себе.
Особого внимания требует внешний вид и манера держаться, культура поведения. В культурно-досуговой сфере сложились свои традиции, требования к внешнему виду и поведению работников. Во многих учреждениях руководители и организаторы деталями своей одежды и украшений подчеркивают связь профессионального труда с культурной миссией, с артистической средой, со сферой досуга, отдыха, праздника. Это может проявляться, например, у мужчин в безукоризненно сидящем костюме, в галстуке-бабочке; у женщин – в нарядной блузке или красивой обуви. На праздничное мероприятие ведущие концертов, организаторы досуга приходят в нарядной одежде, которая вместе с тем не должна быть «кричащей», безвкусной.
Маркетинг в сфере досуга.Маркетинг в культурно-досуговой сфере – это формирование и удовлетворение спроса в так называемом «пространстве свободного времени» или пространстве досуга.
Маркетинг порождает определенную философию развития досугового предприятия, вырабатывает разнообразные способы, использует специальные технологии и приемы. В маркетинге активно используются анализ экономической ситуации, проводятся специальные исследования рынков разного типа (потребителей, учредителей, доноров и т.п.); изучается соотношение спроса и предложения в конкретном сегменте рынка, уточняются особенности спроса разных категорий потребителей. Программирование и реализация деятельности досугового центра также должно строиться на рекомендациях такого анализа. Используя данный инструмент, менеджеры досуговых фирм могут более уверенно проводить рекламные кампании, эффективную PR-политику, находить методы оптимального позиционирования своего продукта на рынке, вырабатывать оценку результатов деятельности предприятия.
Значение маркетинга в культурно-досуговой сферы раскроем на примере двух его направлений, которые достаточно рельефно отображают его значение: социальный маркетинг и продвижение досуговых занятий и продуктов.
Социальный маркетинг подразумевает анализ культурных потребностей, продуцируемых основными слоями населения конкретного общества, включая и тех представителей, которым недоступны продукты и услуги с высокой ценовой планкой. Учитывая результаты социального маркетинга, менеджмент в сфере культуры не только вырабатывает ближайшие цели собственного бизнеса, анализирует сложившуюся экономическую конъюнктуру в досуговой деятельности, но и прогнозирует долговременные цели общественного развития, одновременно обосновывая свои долгосрочные цели.
Из этого следует, что сосредоточенность усилий менеджмента культуры на дорогостоящих досуговых продуктах или ставка на спрос, связанный исключительно с поп-искусством, опасны как для развития конкретной фирмы, так и для развития общества. Анализ книжного дела позволяет видеть, что издание детективов, популярных женских романов дает возможность издательствам, перераспределяя доходы, издавать менее выгодную в краткосрочной перспективе детскую классику, учебники. Тем самым издатели выполняют развивающую функцию по отношению к подрастающим поколениям и реализуют долгосрочную стратегию своей отрасли. В противном случае уже через десять лет начнет исчезать читательская аудитория даже детективов и мелодрам. Все это говорит о том, что любой культурно-досуговый бизнес должен более тщательно и ответственно вырабатывать стратегию своего развития на ближайшее и долгосрочное будущее[28].
Сфера досуга имеет особый характер, где безудержная коммерциализация деятельности способна привести к результатам, неожиданным для общества и неблагоприятным для самого бизнеса. Так, ранее не сдерживаемая конкуренция и сверхдоходы организаторов игорного бизнеса привели к не менее стремительно растущему числу вовлеченных в этот вид досуга слоев населения, включая детей и молодежь, что стало общественно опасной тенденций. Вокруг этого сегмента досуга начало возрастать социальное напряжение, в разных городах происходили погромы автоматов, поджоги игровых залов и др.
Назначение досугового маркетинга — делать ставку бизнеса и менеджмента на перспективные культурные проекты, конструктивные идеи, яркие личности, динамичные общественные организации. С этой целью маркетинг должен анализировать спрос разных групп общества, в том числе низкодоходных, социально незащищенных, маргинальных.
Сторонники агрессивной стратегии в борьбе за состоятельных потребителей досуга зачастую не соглашаются с такой позицией, считая излишним заниматься социальным маркетингом, следить за досуговыми потребностями общества и неперспективных с коммерческой точки зрения групп населения. Действительно, составляя значительную часть населения, эти группы не в состоянии оплачивать дорогостоящие услуги. Но, во-первых, некоторые из этих слоев (например, учащаяся молодежь) способны поддержать новую моду в проведении досуга, высказаться за стратегически значимые начинания. Сегодняшняя молодежь завтра становится ведущей силой общества, и это следует учитывать. Во-вторых, экономическая конъюнктура в условиях постиндустриального общества столь динамична, что любая фирма, как правило, стремится выработать диверсификационную ориентацию на разнообразные сегменты потребительского рынка.
Привлечение ресурсов для воспроизводства деятельности и развития организаций досуга в социальном маркетинге осуществляется в двух формах:
· прямой – за счет продажи потребителям своей продукции – товаров и услуг;
· опосредованной – за счет привлечения ресурсов «извне» (бюджетных средств, грантов благотворительных фондов, спонсорской поддержки и частных пожертвований) для реализации социально востребованных культурных проектов и программ, направленных на удовлетворение общественно значимых потребностей.
Прямая и опосредованная формы социального маркетинга тесно взаимосвязаны: чем выше популярность культурной организации, социальная значимость ее миссии, общественная привлекательность культурных программ и проектов, тем больше возможностей притягивать деньги из «внешних» источников. Зависимость в данном случае прямо пропорциональная. Итак, в отличие от системы маркетинга в бизнес-секторе, где потребитель и плательщик – «одно лицо», клиенты и деньги слиты воедино, в социальном маркетинге часто потребители и финансовые ресурсы разъединены (находятся в разных местах), но взаимосвязаны – доступ к деньгам открывается через завоевание общественного интереса и признания.
Продвижение досуговых занятий всегда включает два стратегических направления:
· презентацию и продвижение организации и ее деятельности;
· презентацию и продвижение конкретных товаров или услуг.
Товары и услуги сферы культуры в целом предназначены для удовлетворения так называемых потребностей «высокого порядка» – в самоутверждении, самоуважении, социальной принадлежности. В сфере досуга люди потребляют не столько товары и услуги сами по себе, сколько их символическое значение. В современном обществе усиливается влияние на спрос мотивов социального поведения, значительно смещаются потребительские акценты: конкретные товары или услуги сферы культуры превращаются в символические компоненты целостного жизненного стиля. Это положение также необходимо учитывать менеджерам досуговых организаций.
Потребителей досуговых услуг можно разделить на четыре основные группы (по базовой классификации спроса):
- тех, кто не знает о предлагаемых товарах и услугах, поэтому не потребляет;
- тех, кто знает, но не потребляет;
- тех, кто знает и потребляет;
- тех, кто знает, но потребляет конкурентные товары и услуги.
Экспертные наблюдения показывают, что недоиспользование потенциала рынков культурного предложения в России вызвано недостаточной осведомленностью о наличии предлагаемого досугового продукта и его содержании, привлекательности. Данная категория людей именно поэтому может не становиться реальными потребителями. Значит, необходимо развивать, прежде всего, «завоевательные» маркетинговые стратегии, направленные на информирование потенциальной аудитории о существующем культурном предложении. Речь идет здесь об интегрированных маркетинговых коммуникациях, в совокупности использующих инструменты рекламы, стратегического планирования и т.д. Эффективные PR-стратегии являются неотъемлемым элементом маркетинговых коммуникаций. В первую очередь они должны обеспечивать дифференцированную потребность в информации, развеивать различного рода предубеждения, например: специальные путеводители для деловых людей «Если у Вас всего 30 минут…»; программы завуалированного обучения для взрослых через открытые занятия с детьми, потому что взрослые (особенно пожилые люди) стесняются учиться; открытые видео- и слайд-программы «non stop» и т.д.
По отношению к тем категориям, кто знает, но не потребляет, целесообразно применять «стимулирующие» маркетинговые стратегии. Они направлены на формирование совместных проектов и программ, а также совместного продукта с организациями, предлагающими конкурирующие товары и услуги в сфере досуга (спорт, туризм, развлечения, игровые образовательные программы для детей и взрослых). Практика показывает, что часто конкуренция здесь оказывается искусственной, и существуют огромные возможности для объединения усилий, сотрудничества и совместных действий. Например, директор краеведческого музея г. Тольятти Л.М.Савченко предложила проект создания Детского музея в Самарском аквапарке. Она достаточно точно определила целевую группу – родители с детьми, которые стремятся совместить «приятное с полезным». Были учтены условия нашей северной страны, – после посещения аквапарка многие не хотят сразу выходить «на холод» и с удовольствием провели бы час или два, не выходя на открытый воздух. Жанр детского музея предполагает как раз то, что может быть востребовано в этом случае: игровые познавательные ситуации, в которых дети и взрослые действуют вместе[29].
Большую роль в продвижении досугового продукта играют современные информационные технологии (например, использование глобальной сети Интернет), «брендинг», т.е. метод завоевания и удержания рынка путем создания образа «фирменного» товара в сознании потребителей, и т.п.
Конечно, настоящее время в России наибольшие трудности вызывают разработка и реализация коммуникативной политики некоммерческой досуговой организации, основанной на использовании прямых и обратных связей с аудиторией. Ключевая задача здесь – преодоление своего рода «барьера недоверия», который основан на сложившихся стереотипах в восприятии сферы досуга («два прихлопа, три притопа»). С другой стороны – преодоление «барьера непонимания», который сформировался у работников культуры из-за неадекватной оценки аудитории, основанной только на их представлениях. Тем не менее, исследования, проведенные в ряде европейских стран, показывают, что у работников культуры существуют устойчивые мифы и завышенные представления об уровне развитости и притязаниях аудитории. Главное, что показали исследования, заинтересованность аудитории прямо пропорциональна уверенности в себе, люди очень нуждаются в предварительной информации, чтобы спокойно и уверенно себя чувствовать.
Итак, досуговый менеджмент и маркетинг не только используют разнообразные способы и приемы, характерные в целом для экономической сферы, но и имеют свои отличительные особенности: определяются многообразием рекреационных потребностей и ожиданиями людей; для анализа обстановки активно привлекается социальный маркетинг и т.п. Конечно, в современных условиях рациональная стратегия развития культурно-досуговой сферы предполагает существенное опережение качественных изменений по отношению к количественным. Если такое опережение не обеспечивается, то средства, вкладываемые в развитие современных досуговых учреждений, не способны принести нужную отдачу.
Контрольные вопросы
1. Каковы сущность и отличительные особенности менеджмента в культурно-досуговой сфере?
2. Назовите важнейшие функции менеджмента в досуговой деятельности.
3. Какие качества личности являются определяющими для организатора досуговой деятельности?
4. Дайте определение социального маркетинга.
5. В каких формах осуществляется привлечение ресурсов для развития организаций досуга в социальном маркетинге. Раскройте содержание этих форм.
6. Какие «стимулирующие» маркетинговые стратегии применяются в культурно-досуговой сфере?
7. С какими психологическими «барьерами» сталкиваются организаторы и аудитория досуга?
Список рекомендуемой литературы
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М., 2006.
2. Акимова Л.А. Социология досуга: Учебное пособие. – М., 2003.
3. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: Учебное пособие. – М., 2001.
4. Воловик А.Ф. Педагогика досуга. – М., 1998.
5. Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирования культурной деятельности. – М., 1996.
6. Гальперина Т.И. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации: Учебное пособие. – М., 2006.
7. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие. – М., 2002.
8. Зацепина М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. – М., 2004.
9. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М., 1995.
10. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (1945-1985). М., 1999.
11. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Курс лекций. – М., 1992.
12. Культурно-досуговая деятельность. Учебник / Под науч. ред. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М. – М., 1998.
13. Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками. – М., 2004.
14. Лемер С. Искусство организации мероприятий: стоит только начать. – Ростов-н/Д, 2006.
15. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. – СПб., 1998.
16. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. – М., 1988.
17. Михайлова Л.Н. Социология досуга. – М., 1999.
18. Морозова Е.Я., Тихомирова Э.Д. Экономика и организации предприятий социально-культурной сферы. – СПб., 2002.
19. Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований. – М., 1995.
20. Нужнова Н.М. Методы организации зрелищно-игрового досуга: Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2000.
21. Орлов А.С. Социология рекреации. – М., 1995.
22. Приезжева Е.М. Организация и методы игровой деятельности в туризме: Учебно-методическое пособие. – М., 2005.
23. Развлекательная культура России XVIII-XIX вв. Очерки истории и теории. – СПб., 2000.
24. Салова Ю.Г. Детский досуг в Советской России (1920-е годы): Учебное пособие. – Ярославль, 2000.
25. Сборник нормативных документов для культурно-досуговых учреждений и организаций. / Сост. С.Н. Грушкина. – М., 2003.
26. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга.– М., 2002.
27. Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения: основы досуговой синергетики. – М., 1999.
28. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – СПб., 1996.
29. Третьякова Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме. М.,2008.
30. Шубина И.Б. Драматургияирежиссуразрелища. Игра, сопровождающая жизнь: Учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д, 2006
31. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. – М., 2000.
Оглавление
Введение
Основы теории досуга и досуговой деятельности
Структурные компоненты досуговой деятельности
Технология досуговой деятельности
Игра и праздник в структуре досуговой программы
Менеджмент и маркетинг досуговой деятельности
Список рекомендуемой литературы
[1] См. например: Человек, свободное время и Профсоюзы / Н. П. Пищулин, А. В. Мялкин, В.Д. Патрушев и др. – М., 1980; ОрловГ.П. Активный отдых как фактор развития личности. М., 1981.
[2] Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М., 1995; Культурно-досуговая деятельность. Учебник / Под науч. ред. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М. – М., 1998.
[3] Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М., 2006.
[4] Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитии // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. II. Вып. 1(2). С. 195.
[5] Пименова В.Н. Свободное время в социалистическом обществе. – М., 1974. С. 87.
[6] Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М., 2006. C. 68-69.
[7] Исаева И.Ю. Формирование готовности студентов педагогического ВУЗа к управлению досуговой деятельностью подростков. Дисс… канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2006. С. 25.
[8] Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М., 2006. C. 74-75.
[9] Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М., 2006. С. 78.
[10] Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М., 2006. С. 79-80.
[11] Федеральная служба государственной статистики //www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi
[12] http://www.arena.yar.ru
[13] Попов В.В. Теория социально-культурной деятельности //www.tsiac.ru/cdo/index.php?id=14&emc_id=19
[14] Генкин Д.М. Массовые театрализованные праздники и представления. – М., 1985; Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М., 1998; Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.): теоретико-методологический и исторический аспекты. – М., 1997.
[15] Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки //www.education.rekom.ru/2_2007/98.html
[16] Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие. – М., 2002. С. 19.
[17] Гальперина Т.И. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации. – М., 2006. С. 8-10.
[18] Культурно-досуговая деятельность /Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М., 1998. С.219.
[19] Цит. по: Козловская Л. И.Моделирование культурно-досуговых программ в социокультурной деятельности //www.knukim.edu.ua/conferences_2004_proceedings_kozlovskaya2.htm
[20] Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М., 2002. С. 31.
[21] Третьякова Т.Н.Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме. – М., 2008. С. 148-149.
[22] Энциклопедия социологии / Под редакцией А.А. Грицанова – М., 2003. С. 134.
[23] Игра в обучении//www.altai.fio.ru/projects/group1/potok09/site/index.htm
[24] Ганичев Ю.В. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки // Воспитание школьников. – 2002. – № 2. – С.29–34.
[25] Праздники // Свободная энциклопедия «Википедия» (ru.wikipedia.org)
[26] http://aha.adukatar.net/storage/users/2/2/images/123/8-Modul_Kultura_prazdnika.rar.
[27] Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М., 1995. С. 126-129.
[28] Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М., 2006. С. 192.
[29] Абанкина Т.В. Социальный маркетинг: подходы и стратегии // 60 параллель. 2003. № 1 (8).