Игра и праздник в структуре досуговой программы

Сущность и виды игр.Одной из важнейших форм организации досуга, популярной как у детей, так и у взрослых, является игра. Это слово в русском языке чрезвычайно многозначно. Оно употребляется в значении развлечения, в переносном значении. У древних греков понятие «игра» означало действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас называется «придаваться ребячеству». В последствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг человеческих действий, с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой, доставляющих людям веселье и удовольствие. Итак, игра – это свободное проявление человеческой деятельности. Она никогда не навязывается и не может быть навязана физически и морально.

В современной «Энциклопедии социологии» игра определяется как «разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и предоставляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей[22]». Действительно, игра – это форма свободного самовыражения человека, не связанная с достижением утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе.

В любой разновидности игры присутствуют в различном соотношении два первоначала. Первое из них связано с острыми эмоциональными переживаниями игроков и наблюдателей; второе, напротив, рационально по своей природе, в его рамках четко определяются правила игры и строго требуется их соблюдение. Нарушение правил ведет к исключению из данной игры. Система правил создает специфическое игровое пространство, моделирующее реальность, дополняющее ее или противостоящее ей.

Исследования этнографов дают достаточно оснований для гипотезы о возникновении и развитии детской игры. На ранних стадиях развития общества, когда основным способом добывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий, игры не существовало. Дети рано включались в жизнь взрослых. Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, мотыжному земледелию привели к существенному изменению положения ребенка в обществе. Возникла потребность в специальной подготовке будущего охотника, скотовода и т.п. В связи с этим взрослые начали изготовлять орудия, являющиеся точной копией орудий взрослых, но меньшего размера, специально приспособленные для детей. Возникли игры–упражнения. Детские орудия увеличивались вместе с ростом ребенка, постепенно приобретая все свойства орудий труда взрослых. Общество было чрезвычайно заинтересовано в подготовке детей к участию в будущем в самых ответственных и важных областях труда, и взрослые всячески содействовали играм-упражнениям детей, над которыми надстраивались игры-соревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и общественным смотром достижений. В дальнейшем появилась сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок принимал на себя и выполнял роль соответственно каким-либо действиям взрослых. Дети, предоставленные самим себе, объединялись и организовывали свою особую игровую жизнь, воспроизводящую в основных чертах общественные отношения и трудовую деятельность взрослых

В современной человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

1. развлекательную – это основная функция игры (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

2. коммуникативную – освоение диалектики общения;

3. самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

4. игротерапевтическую – преодоление различных трудностей, возникаю­щих в других видах жизнедеятельности;

5. диагностическую – выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

6. функцию коррекции – внесение позитивных изменений в структуру лично­стных показателей;

7. межнациональной коммуникации – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

8. социализации – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Итак, значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, пла­нирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспе­чивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнова­тельности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребле­ние предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реаль­ные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действи­тельности, условно воспроизводимая в игре[23].

Существуют различные критерии классификации игр:

- по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

- по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические);

- по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);

- по предметной области (математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие, экономические, педагогические и др.);

- по числу участников – одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые;

- по степени регулирования и управления – плановые (организованные менеджером), стихийные, экспромтные (спонтанные);

- по наличию аксессуаров игры – с предметами и без предметов, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы.

Существует множество игр развивающего характера:

- развитию зрительного восприятия способствуют игры, требующие выбора предмета из группы предметов, отличающихся по внешнему виду, формулируемые по типу фразирования: «Чего не хватает?»;

- развитию слухового восприятия – игры на слуховое опознавание звучащего предмета при действии с ним, после прослушивания аудиозаписи голосов животных, различных шумов и т.п.;

- развитию тактильного (осязательного) восприятия – обследование различных предметов, живых объектов и опознание их на ощупь, идентификация по заданному признаку;

- развитию внимания – игры различительного характера на основании заданного признака, выбранного для данного предмета (по размеру, по пейзажному содержанию);

- развитию мыслительной деятельности – игры на классификацию резко отличающихся по своим признакам натуральных предметов, их выбор к драматизации басен и стихов;

- развитию пантомимических навыков – выполнение движений по заданной команде («замри», «зеркало», «угадай и повтори», «изобрази»).

Для каждого вида игр существуют особые методы их подготовки и проведения. В данном случае они будут рассмотрены на примере познавательной игры, направленной на обогащение интел­лекта и осмысленно ориентированной на обучение.

Подготовка и проведение познавательной игры. Познавательная игра может быть посвящена лю­бой теме, при этом считается, что лучшие из подобных мероприятий построены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют человека на овладение знаниями и умениями. Не секрет, что самыми прочными являются те знания, которые получены индивидом самостоятельно, после оп­ределенных усилий. Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального разви­тия и совершенствования.

При разработке познавательной игры необходимо иметь в виду:

- объем фактических знаний учащихся;

- сформированность умений, необходимых для самостоятельной работы (умение планировать и распре­делять во времени работу, пользоваться справочным материалом);

- уровень интеллектуального развития;

- тип внимания, памяти, темперамента;

- состояние здоровья.

Исходя из возрастных особенностей участников игры и выбора темы, можно приступать к сбору необходимого материа­ла (загадок, стихов, литературных произведений, исто­рических фактов, пословиц, поговорок, высказываний известный людей, картин художников и т.д.), который потом компонуется в блоки и одевается в «интересную форму». Все задания в блоках должны быть расположе­ны «от простого к сложному», по необходимости сопро­вождаться световыми, музыкальными эффектами, а так­же использованием необходимого реквизита.

Организуя основную часть мероприятия, ведущий дол­жен попытаться объединить слово, образ, показ, твор­ческую деятельность, конкурсность.

Какие бы формы игры ни были избраны, они дол­жны отвечать следующим требованиям:

1) игра должна содействовать сплочению коллектива;

2) иметь познавательное значение

3) создавать условия для творчества;

4) обеспечивать мыслительную активность участников
игры.

5) соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Полезную для организаторов досуга классификацию интеллектуальных игр предлагает Ю.В. Ганичев[24]:

Наши рекомендации