Номер как единица действия досуговой программы.
Номер – это наиболее мелкая единица действия в досуговой программе. Номера объединяются в эпизоды, а эпизоды — в единое представление. Соединение отдельных номеров в эпизоды, а эпизодов в представление осуществляется за счет метода творческого монтажа. Существует несколько принципов монтирования элементов досуговой программы между собой: рациональный (за счет факторов разумности — технических возможностей использования костюмов и профессиональных артистов и т.п.), эмоциональный (обусловливается фактором режиссерского настроя, творческого полета и профессиональных способностей режиссера) и событийный (основанный на логике хода событий).
Номера подразделяются на несколько групп: речевые, пластические, музыкальные, оригинальные[21].
Речевые номера основаны на литературном материале (поэзия, проза) и могут звучать в нескольких интерпретациях — на понятном и непонятном языке, традиционном национальном или иностранном языке, или на «тарабарском», представляющем собой набор случайных или специально запланированных звуков и слогов, понимаемых слушателями только на уровне музыки произношения, интонаций и ритмики. Главным выразительным средством является слово, которое может быть усилено музыкальными, хореографическим и пластическими вставками.
Музыкальные номера представляют собой песенный жанр, инструментальный, частушечный. В песенных номерах основным выразительным средством является вокал, который также может сопровождаться хореографическим, пластическим, световым и пиротехническим эффектами.
Группу пластично-хореографических номеров представляют танец, пантомима, акробатика. Танцевальные номера наиболее насыщены динамикой. Однако, выбирая танцевальный номер, необходимо, чтобы в нем четко прослеживалось драматургическое начало — по лексике, по смыслу, по эмоциональному настроению.
К оригинальным номерам относятся цирковые (жонглирование, фокусы, иллюзии, дрессировка) или номера, основанные на оригинальном подходе к использованию выразительных средств (буффонада, клоунада, звукоподражание, игра на необычных инструментах и т.п.).
В практической деятельности часто используются синтетические номера, включающие в себя различные виды разных групп номеров (сочетание хорового пения с танцевальными номерами, скоморошеством и ряжеными, своих монологов с широким охватом зрительской аудитории).
В каждой группе номеров есть свои виды:
- монолог (наиболее часто применяемый вид речевого номера: вступительное слово, речь ведущего, связки между номерами, комментарии ведущих к игровым или конкурсным мероприятиям);
- интермедия или сценка, подразумевающая участие не менее двух персонажей (интермедия — очень короткая сценка, выступающая в качестве связующего звена между основными элементами постановки; сценка — более серьезный элемент продолжительностью до 20 мин, претендующий иногда на самостоятельное сценическое действие или выступающий в качестве связующего звена между основными элементами анимационной программы);
- массовка (массовая сцена, выражающая объединение людей против одного соперника, это единое действующее лицо, а не группа персонажей, где царит атмосфера единодушия высказываний действий);
- речевая массовка строится в виде переклички между ее членами (различают два вида переклички: перекличку-продолжение, когда массовка выражает одну и ту же мысль, как один человек на основе непрерывно льющейся речи, создающей иллюзию разговора одного человека разными тембрами, что достигается за счет заданных темпа и ритма, сохранения единой тональности и громкости звучания речи, продолжения последующей реплики на основе льющейся речи предыдущего актера; перекличка-подхватывание, применяемая внутри массы на основе элементов оспаривания).
Идейной основой построения номера являются актуализация духовных ценностей, рождение у зрителя чувства причастности к переживаниям и мыслям исполнителя.
Итак, технология досуговой деятельности преобразует элементы мысли в конструкции, которые осуществляются в действии, материале, приобретая определенные формы и содержание. Она представляет органическое единство организационной, методической и психологической подсистем, состоит из нескольких этапов и осуществляется по определенной технологичной схеме. Основная цель технологического процесса – максимальное удовлетворение разнообразных досуговых запросов населения.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию «технология досуговой деятельности».
2. Чем отличаются формы, методы и средства досуговой деятельности? Приведите конкретные примеры.
3. Перечислите основные этапы в технологии досуговой деятельности.
4. Из каких элементов состоит классическая структура композиции досуговой программы?
5. Как Вы понимаете термин «драматургия досуговых программ»?
6. Какие виды досуговых номеров Вы знаете?
7. Что такое интермедия?
Лекция 4