Понятие «технологии досуговой деятельности».
Термин "технология" заимствован из области технических дисциплин. Он происходит от двух древнегреческих слов: «техне» – искусство, мастерство и «логос» – наука, знание, закон. Почти во всей специальной литературе под «технологией» в широком смысле понимается совокупность и даже система целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой процесса преобразования и трансформации того или иного объекта.
Научный подход к технологии досуговой деятельности разработали современные исследователи Д. Генкин, А. Жарков, Е. Клюско[14]. Понятие «технология культурно-досуговой деятельности» было введено в 1990 г. До этого в терминологическом аппарате использовались только термины «организация» и «методика». С помощью понятия технологии досуговой деятельности могут быть отражены как ее составляющие, так и сам технический процесс ее функционирования.
Под технологией досуговой деятельности понимается совокупность форм, методов, методик, разработок, расчетов, моделей проектирования и внедрения различных инноваций, способных обеспечить достижение определенной воспитательной цели[15].
С точки зрения предметной деятельности под досуговыми технологиями следует понимать педагогически организованный процесс воздействия субъекта на объект досуговой деятельности с целью формирования общественно значимых качеств личности. Применение тех или иных технологий досуговой деятельности обусловлено предметными сферами действий профессиональных работников.
Технология досуговой деятельности как система состоит из нескольких подсистем. Функции подсистем:
· организационной – стратегическое планирование, управление, финансирование, распределение работы по отделам и участкам (ее компоненты – штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.);
· методической - методические рекомендации, сценарные разработки, формирование режиссерского замысла, проведение репетиций и мероприятий, анализ результатов, обобщение опыта;
· психологической – регламентирование профессиональных отношений сотрудников, стимулирование повышения профессионального мастерства, формирование профессиональных мотиваций.
Все три подсистемы составляют систему технологии, которая служит основным механизмом функционирования учреждения культуры[16].
В основе технологии досуговой деятельности лежит программно-целевой принцип. Формирование и реализация этих технологий определяется социальным заказом, который делает необходимой педагогически правильную постановку целей и задач досуговой деятельности.
Как целостная система технология досуговой деятельности имеет соответствующую структуру, элементы которой функционируют согласно общему ее назначению, подчиняясь при этом определенным принципам и объективным закономерностям общественного развития. Структура технологического процесса в учреждениях культуры выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели, субъект, объект, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты. Итак, технология досуговой деятельности охватывает все этапы подготовки и проведения мероприятий.
2. Формы, методы и средства досуговой деятельности. Технология досуговой деятельности использует различные формы, методы и средства. Общенаучное понимание этих явлений следующее:
Средство – инструмент, орудие для достижения целей.
Метод – путь, способ достижения целей.
Форма – внешняя и внутренняя структура содержания деятельности.
Для организации различных досуговых мероприятий используются различные средства:
Технические – светопроекционная, звукоусиливающая, звуковоспроизводящая, теле, видео, аудиоаппаратура.
Сенсорные – музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, подлинные предметы, реквизит, театральное оборудование, макеты и т.п.
Знаковые – печатная реклама, карты, схемы, печатное слово, графики, символика и т.д.
Динамические – живое слово, разговорное слово, музыка, мимика, диалог и т.п.
Модальные – цвет, объем, пространство, тембр, композиция, и т.д.
Таким образом, средства досуговой деятельности - это духовные и материальные факторы, источники и инструменты идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей в условиях свободного времени.
Методамив досуговой деятельности принято называть способы использования средств воздействия на аудиторию. Методы должны быть избраны такие, которые повысят действенность воздействия средств на потребителя: наилучшим образом донесут информацию до аудитории, сделают ее более убедительной, более воспринимаемой.
Технология досуговой деятельности использует четыре метода[17]:
• монтаж,
• иллюстрирование,
• театрализация,
• игра.
Монтаж – способ организации драматургического (литературного) материала: поиск документального и художественного материала, отбор и фрагментирование, соединение фрагментов в единое целое по замыслу программы. Монтаж является творческим методом создания досуговой программы любой формы и содержания. В каждой программе используются документальный материал (например, сведения об участниках программы, правила игры, анонс программы и пр.), отрывки из литературных произведений (например речевые связки между номерами концерта), поэтому сценарий досуговой программы представляет собой чередование явлений, действий, фактов, что требует монтажной организации материала.
Монтаж может быть конструктивным и ассоциативным. В основе конструктивного монтажа лежит организационная конструкция (распределение фрагментов по месту и времени). В основе ассоциативного монтажа – построение сложной психической связи между явлениями (воздействиями, ощущениями, идеями и т. д.).
Иллюстрирование– организация содержательного материала в виде показа, иллюстрации, которая делает информацию зримой, что, несомненно, усиливает эмоциональное воздействие. Иллюстрирование средствами искусства создает художественную форму, углубляет и конкретизирует тему. Любая тема может быть проиллюстрирована по-разному, что дает возможность постановщику выразить свое отношение к информации, сделать ее более доходчивой для аудитории. Выбор той или иной иллюстрации (режиссеры говорят: «картинки») зависит от типа программы, ее формы, характера аудитории. Например, для спортивно-развлекательной программы можно создать такую картинку: спортивная площадка, флаги, спортивные снаряды, выстрел из стартового пистолета, маршевая музыка; а для детской развлекательной программы лучше всего подойдет воссозданный мир сказки. Фактически иллюстрирование - основа создания художественного образа. Это мощное анимационное средство по вовлечению отдыхающих в досуговую программу.
Театрализация– организация единого действия на основе драматургического (сценарного) и режиссерского замысла, подчиняющего себе все составляющие происходящего события. Суть метода - в соединении движения света, звука, предметов, людей во времени и пространстве. Это сложный творческий метод, соединяющий в себе организационную, методическую и психологическую компоненты технологического процесса. Его природа бифункциональна, так как соединяет социально-педагогический и художественный аспекты воздействия на аудиторию в ту утилитарно-художественную форму, в которой вымышленная реальность на время протекания досуговой программы становится жизнью для человека, участвующего в событии. Основная задача театрализации - создание зрелищно активной (интерактивной) ситуации, при которой участник события проникается общим настроением и, увлеченный единым порывом, совершает коллективные действия.
Игра – организация мнимой ситуации, в которой действуют реально, используя свои знания, умения, опыт, но по установленным правилам, сообразно своей роли в игре. Любовь человека к игре, стремление войти в игровую ситуацию – мощная мотивация, так как обусловлена потребностью в творческо-преобразовательной деятельности. В игре можно показать себя, померяться силами, чему-то научиться, приобрести опыт, вступить в то общение, которое в обычной жизни не удается. Умение играть – показатель культуры человека и общества в целом.
Формы досуговой деятельности – это структура содержания профессиональной активности учреждений культуры, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой. На практике досуговая деятельность реализуется в виде досуговых программ (мероприятий).
Научная ценность классификации досуговых программ зависит от степени существенности признаков, положенных в ее основу. Социолог В.В. Водзинская в основу классификации предлагает доминирующий вид деятельности человека в досуговой программе: преобразовательный; познавательный; ценностно-ориентационный и коммуникативный. А.Д. Жарков в основе классификации досуговых программ выделяет два признака: содержание и драматургическое построение материала[18]. Учитывая признаки, предложенные А.Д. Жарковым, следует дополнить их третьим — используемыми средствами выразительности – и выделить следующие формы досуговых мероприятий [19]:
Игровые – в них преобладают разнообразные игры: подвижные, интеллектуальные, игры-драматизации, аттракционы, аукционы.
Конкурсно-развлекательные, состоящие из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности.
Фольклорные –народные игры, песни, танцы, хороводы.
Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления.
Рекреационно-оздоровительные,включающие методы биоэнергетического оздоровления, восточные оздоровительные системы, шейпинги, музыкотерапию, арттерапию, диалоготерапию.
Информационно-дискуссионные, включающие новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению.
Праздничные программы, органически сочетающие в себе многообразие содержания и средств художественного воздействия на разновозрастную аудиторию.
Профилактико-коррекционные программы, содержание которых имеет педагогическую направленность и способствует регуляции психического состояния людей.
Спортивно-развлекательные программы – игры, шуточные поединки, веселые старты, комбинированные эстафеты, спортивные конкурсы.
Считается, что чем крупнее форма досугового мероприятия, тем больше объем методов и средств, задействованных в нем.
Самой крупной формой досуга является праздник.