Текст. Предложение. Диалог. (3 ч)
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении.* Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова… (4ч)
Слово.Роль слов в речи. Слова — названия предметов и явлений, слова — названия признаков предметов, слова — названия действий предметов. Тематические группы слов. «Вежливые слова». Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. Воспитание чувства личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника. Развитие познавательного интереса к происхождению слов.* Слова с непроверяемым написанием: пенал, карандаш. Составление текста по рисунку и опорным словам.
Слово и слог. Ударение. (6 ч)
Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги.*Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка). Правила переноса слов (первое представление): стра-на,у-ро-ки.. Наблюдение за словом как средством создания словесно-художественного образа. Развитие творческого воображения через создание сравнительных образов. Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим словарём. *Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака. Коллективное составление содержания основной части сказки.
Звуки и буквы (35ч)
Смыслоразличительная роль звуков и букв слове .Условные звуковые обозначения слов .Наблюдение за изобразительными возможностями языка. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями.Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон — сын).Буквы е, ё, ю, яи их функции в слове. Слова с буквой э. *Слово с непроверяемым написанием: деревня, пальто, весело хорошо, ученик, ученица, учитель, петух, заяц, корова, молоко, класс, классный, дежурный, ребята, девочка, тетрадь, медведь, машина, Москва. Составление развёрнутого ответа на вопрос. Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правил обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). Работа с орфографическим словарём. Составление устного рассказа по рисунку и опорным слова. Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка). Слова с удвоенными согласными. Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое». Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. Формирование на основе содержания текстов учебника гражданской гуманистической позиции — сохранять мир в своей стране и во всём мире. Использование на письме мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова). Работа с текстом (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки). Правило правописания сочетаний чк, чн ,чт. Наблюдение за изобразительными возможностями языка.Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т. д. (общее представление).Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения.
IV.Тематическое планирование по предмету
1.Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Виды занятий | Виды и формы контроля планируемых результатов |
Наша речь | ||||
Текст. Предложение. Диалог. | Практическая работа | |||
Слова, слова, слова… | Урок-игра « Вежливые слова» | |||
Слово и слог. Ударение. | Практическая работа | |||
Звуки и буквы. | Практическая работа | Проверочный диктант | ||
Итого: | 50ч |
2. Календарно-тематическое планирование
Планируемые результаты | ||||||
№ п/п | Тема | Наша речь (2ч) | Дата факт | Дата план | ||
Общеучебные | Метапредметные | Личностные | ||||
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей. | Учащийся научится различать устную и письменную речь, писать без ошибок слова язык и русский язык. Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека. | Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя» Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. | Проявлять уважение к языкам других народов. | 09.03 | ||
Устная и письменная речь. Русский язык — родной язык русского народа. | 10.03 | |||||
Текст, предложение, диалог ( 3 ч) | ||||||
Текст и предложение (общее представление). | Учащийся научится отличать текст от предложения, выделять предложения из речи, правильно оформлять предложения на письме, распознавать диалог в письменной речи. Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться озаглавливать текст, составлять текст из деформированных предложений, составлять небольшие тексты по рисунку, составлять предложения по заданной схеме. | Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя» и электронному приложению к учебнику. Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. | Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе. | 13.03 | ||
Предложение как груп - па слов, выражающая законченную мысль (общее представление). | 14.03 | |||||
Диалог(общее представление). | 15.03 | |||||
Слова, слова, слова… (4 ч) | ||||||
Слово как единица языка и речи. Роль слов в речи. Р.р. Составление текста по рисунку и опорным словам. | Учащийся научится определять количество слов в предложении; вычленять слова из предложения; различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета); классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы. Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться составлять текст по рисунку и опорным словам. | Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове. | Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к происхождению слов. | 16.03 | ||
Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов. | 17.03 | |||||
Слова-названия предме- тов, отвечающие на вопросы к т о ? и ч т о ? Вежливые слова. Тематические группы слов. | 20.03 | |||||
Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова. | 21.03 | |||||
Слово и слог. Ударение (6 ч) | ||||||
Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). | Учащийся научится различать слово и слог; определять количество в слове слогов. Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом; составлять слова из слогов. Учащийся научитсяпереносить слова по слогам. Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научитьсянаходить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами. | Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. | Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию. | 22.03 | ||
Слово и слог. Выделение слогов в сло- ве. | 23.03 | |||||
Перенос слов (общее представление). | 24.03 | |||||
Правила переноса слов с одной строки на другую. Р.р. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. | 03.04 | |||||
Ударение (общее представление). Словообразующая роль ударения. | Учащийся научитсяопределять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове; различать ударные и безударные слоги. Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научитьсясоставлять сказку по её данному началу и заключительной части и рисункам к сказке. | 04.04 | ||||
Ударные и безударные слоги. | 05.04 | |||||
Звуки и буквы (35ч) | ||||||
Звуки и буквы . Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. | Учащийся научится различать гласные и согласные звуки; правильно обозначать звуки буквами в письменной речи. Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научитьсянаблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звукиприроды. | Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией форзаца учебника. Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: - работать с памяткой «Алфавит» и форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы»; - находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; - использовать приём планирования учебных действий при определениис опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове; подборе проверочного слова; -работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова; - использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами; -работать с графической информацией, анализировать таблицу с целью поиска новых сведений о языке. | Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию. | 06.04 | ||
Звуки и буквы . Условные звуковые обозначения слов. | 07.04 | |||||
Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. | Учащийся научится правильно называть буквы в алфавитном порядке; располагать заданные слова в алфавитном порядке. Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научитьсяприменять знание алфавита при пользовании словарями. | 10.04 | ||||
Русский алфавит.Значение алфавита. | 11.04 | |||||
Гласные звуки и буквы. | Учащийся научитсяразличать в слове гласные звуки по их признакам; различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться составлять развёрнутый ответ на вопрос по содержанию сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». | 12.04 | ||||
Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах. | 13.04 | |||||
Слова с буквой э. Р.р.Составление развёрнутого ответа на вопрос. | 14.04 | |||||
Ударные и безударные гласные звуки. | 17.04 | |||||
Обозначение ударного гласного буквой на письме. | Учащийся научитсяразличать проверочное и проверяемое слова;определятьс опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове, проверять безударную гласную в словах. Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможностьнаучитьсясоставлять устный рассказ по рисунку и опорным словам. | 18.04 | ||||
Особенности проверяемых и проверочных слов. | 19.04 | |||||
Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | 20.04 | |||||
Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | 21.04 | |||||
Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | 24.04 | |||||
Согласные звуки и буквы. | Учащийся научитсяразличать в слове согласные звуки по их признакам; буквы, обозначающие согласные звуки; делить для переноса слова с удвоенной согласной и буквой Й. | 25.04 | ||||
Слова с удвоенными согласными. | 26.04 | |||||
Слова с буквами И и Й. Звуки [й’] и [и]. Перенос слов с буквой й. | 27.04 | |||||
Твёрдые и мягкие согласные звуки . | Учащийся научитсяразличать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки; объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука. | Проявлять на основе содержания текстов учебникагражданскую гуманистическую позицию — сохранять мир в своей стране и во всём мире. | 28.04 | |||
Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. | 01.05 | |||||
Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами. | 02.05 | |||||
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. | Учащийся научится объяснять причины расхождения звуков и букв в этих словах; обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможностьнаучитьсявосстанавливать текст с нарушенным порядком предложений, определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений. | Иметь нравственные представления о взаимопомощи, качествах и свойствах личности.Обсуждать на основе текста состояние внешнего облика ученика. Осознаватьна основе текста нравственные нормы (вежливость, жадность, доброта и др.), понимать важность таких качеств человека, как взаимовыручка, Проявлять бережное отношение к природе и всему живому на земле. | 03.05 | |||
Обозначение мягкости согласного звука на конце слова и в середине слова буквой «мягкий знак» (ь). Перенос слов с мягким знаком. | 04.05 | |||||
Правописание слов с мягким знаком (ь). Р.р.Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 05.05 | |||||
Звонкие и глухие согласные звуки. | Учащийся научится определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звукиподбирать проверочное слово путём изменения формы слова (дуб — дубы, снег — снега); писатьдвусложные слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце, объяснять их правописание. | 08.05 | ||||
Парные звонкие и глухие согласные звуки. | Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможностьнаучитьсяопределять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выбирать и записывать предложения, которыми можно подписать рисунки. | 09.05 | ||||
Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова. | 10.05 | |||||
Правописание парных согласных звуков на конце слов. | 11.05 | |||||
Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки». | 12.05 | |||||
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч. | Учащийся научитсяразличать шипящие согласные звуки в слове и вне слова. Учащийся в совместной деятельности со сверс-тниками и взрослыми научится создавать собственный информационный объект, участвовать в презентации проекта. | Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию. | 15.05 | |||
Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. | Учащийся научитсянаходить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями; писатьслова с сочетаниями чк, чн, чт. Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможностьнаучитьсянаблюдать над образностью слова (олицетворением), когда неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого. | 16.05 | ||||
Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши. Правописание слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу. Понятие: непарный мягкий шипящий звук. | Учащийся научится писать сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щув словах. | 17.05 | ||||
Проверочный диктант | 18.05 | |||||
Заглавная буква в словах(общее представление). | Учащийся научитсяписать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание,использоватьв общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству. Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможностьнаучитьсянаходить информацию о названии своего города; участвовать в презентации проекта. Учащийся научится применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. | 19.05 | ||||
Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях. | 22.05 | |||||
Заглавная буква в кличках животных. | 23.05 | |||||
Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма). Повторение. | 24.05 |