Древняя Греция – родина античной
Цивилизации и демократии
С начала I-го тыс. до н.э. древневосточные цивилизации стали утрачивать приоритет в историческом развитии и уступили место новому цивилизационному центру, возникшему в Средиземном море, получившему название «Античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима». Она базировалась на качественно иных, демократических основах в экономических, политических и социо-культурных отношениях, была более динамичой по сравнению с древневосточными цивилизациями. На основании достижений Древней Греции и Древнего Рима сформировалась вся современная Западная и Российская цивилизации. Особенности развития современных цивилизаций невозможно понять без знания античной истории и культуры.
Начало античной цивилизации было положено в Греции. Легендарным родоначальником греков считается царь Эллин. Поэтому сами греки себя именовали эллинами, а свою страну – Элладой. Но поначалу сравнительно слабо населенная Древняя Греция развивалась в общем русле древневосточных цивилизаций. Например, самая древняя в Европе Эгейская цивилизация, обычно именуемая минойской, по имени ее легендарного основателя - царя Миноса. Она существовала в III – первой половине II тыс. до н.э. на островах Эгейского моря, частично в материковой Греции и Малой Азиии; известна по памятникам Кносского дворца царя Миноса на острове Крит, исследованного в первой половине XX в. английским археологом А.Эвансом. В этом дворце было около 300 помещений, стены которых были украшены многочисленными фресками. Всего на Крите было четыре дворца, в которых жили цари, их приближенные и слуги. Вокруг дворцов располагались поселения земледельцев, скотоводов и ремесленников.
Другие регионы бедной плодородными землями Греции заселяли малочисленные племена данайцев, ионийцев, эолийцев и др., во главе которых стояли цари или базилевсы. Часть эллинских племен в поисках более плодородных земель мигрировали на Север Балканского полуострова. Во Фракии обитали пеласги, раньше всех в Европе освоившие земледелие. Одна часть пеласгов переселилась на земли континентальной Греции, другая, вместе с фракийцами и, возможно, с частью венедов (будущими западными славянами) - в Малую Азию. На берегах Дуная, вплоть до Северного Причерноморья обитали эллинские племена ахейцев и дорийцев, сумевшие в значительной мере сохранить традиции «военной демократии». К исходу III тыс. до н.э. ахейцы и дорийцы вступили в соприкосновение с племенами ариев – потомками гиперборейцев - русами (росами) и венедами с не менее развитыми традициями «военной демократии». С начала II тыс. до н.э. ахейцы и часть ариев стали переселяться на юг. Эта этническая экспансия, захватившая и Крит, получила название «ахейского завоевания» Греции. Минойская цивилизация была серьезно ослаблена. Но погибла она в результате мощного землетрясения и извержения вулкана Санторин в середине XVII в. до н.э. Часть русов (росов) после этого осталась в Греции, но большинство вернулось за Дунай к своим соплеменникам.
С середины II тыс. до н. э. на юге Греции, освободившейся от власти Крита, сложилась новая, микенская цивилизация с центром в городе Микены на Пелопонесском полуострове. Ее создатели - греки-ахей-цы позаимствовали на Крите многие достижения минойцев. Центрами микенской цивилизации были хорошо укрепленные дворцы племенных вождей (царей, базилевсов), к которым тяготели сельские поселения. Гомеровский Одиссей, например, был царем (базилевсом) ахейского племени, жившего на острове Итака. Ахейцы вели между собой частые войны. Но иногда, ради победы над общим врагом, они объединялись в союзы. Именно союз ахейских племен вел Троянскую войну, завершившуюся около 1270 г. до н.э. захватом и разрушением богатого города Троя (Илион) в Малой Азии. Часть переселившихся в Малую Азию эллинских племен, в первую очередь пеласгов, а также фракийцев и венедов воевали на стороне Трои. Подлинной причиной войны было то, что эллинский полис Троя, находившийся близ Дарданелл, запирал своим конкурентам, другим греческим полисам путь к причерноморским колониям, а отнюдь не похищение сыном троянского царя Приама, красавцем Парисом Елены – жены царя Спарты Менелая. Эти события отражены в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Ослабленная Троянской войной Микенская цивилизация греков-ахецев, подверглась в начале I тыс. до н.э. новому нашествию с севера. Очередными завоевателями стали дорийские племена, которых снова поддержали племена славяно-русов (росов) и венедов. Начинался железный век и новые завоеватели были уже вооружены железными мечами, против которых было малоэффективно бронзовое оружие ахейцев. Мелкие государства ахейцев были быстро разрушены дорийцами. После этого часть славяно-русов и венедов, поддержавших дорийцев и проявивших себя перед эллинами как отважные и «славные воины», вернулось на север. Оставшиеся венеды и славяно-русы поселились на Крите, Пелопонессе, в Малой Азии, в средней части и на севере Апеннинского полуострова. Ослабленная Троянской войной Греция была отброшена ко временам зарождения цивилизации.
Такой зигзаг в развитии имел серьезные исторические последствия. Ахейцы, дорийцы и оставшиеся в Греции росы (русы) смешались с местным населением, восприняли его мифологию и религию. В свою оч-ередь, местное население приняло название новопоселенцев и стало именоваться эллинами - дорийцами. Древняя Греция на этом этапе своей истории была страной со смешанным в этническом отношении составом населением, в значительной своей части пришедшего с севера. В возрождавшихся после нашествия дорийцев эллинских государствах власть царей со временем исчезла, а там, где сохранилась, была ограничена. Греция превратилась в конгломерат небольших городов-государств (полисов), которые одновременно оставались общинами. Каждый свободный, полноправный житель такого государства-общи-ны или полиса имел право на свой участок земли, обладал гражданскими правами, участвовал в выборах правителей.
В чем же причина уникальной, единственной в истории Древнего мира социальной мутации, происшедшей в Элладе? Во-первых, эллины, восприняли у финикийцев искусство кораблестроения и мореходства, стали отважными мореходами. А моряки уже в древности были людьми особого склада. Вспомним хотя бы гомеровского Одиссея и то, сколько инициативы, изобретательности, самостоятельности, активности, мужества, отчаянной смелости было проявлено им во время своего многолетнего возвращения на Итаку. На берегах и островах Средиземного, Мраморного, Черного и Азовского морей эллины по примеру финикийцев основали свыше сотни колоний, которые снабжали материковую Грецию хлебом, другими продуктами, рабами, которых покупали у местных правителей. Эти колонии вместе с метрополией на юге Балканского полуострова составили Великую Грецию.
Во-вторых, религия и мифология древних греков, утвердившияся после ахейского и дорийского завоеваний, коренным образом отличались от древневосточных мифов и религий. Античные Боги, согласно эллинским мифам, «спустились с небес на землю» и обосновались на горе Олимп. Боги-олимпийцы древнегреческого пантеона постоянно спорили и ссорились между собой, дрались, прелюбодействовали. Это были Боги с «человеческими лицами», а не со звериными головами, как в Египте или в Месопотамии. Они, согласно мифам, непосредственно общались с эллинами, помогали или мешали им, подавали примеры плюрализма, самостоятельности, изобретательности, инициативы, духовной раскованности. Эллины, в свою очередь, стремились подражать Богам-олимпийцам, учиться на их опыте и примерах.
В эллинских мифах упоминается о том, что Гефест – Бог огня и кузнечного ремесла - имел механизмы (промышленные роботы), с помощью которых выковывал оружие и доспехи. Аргонавты Язона во время своего путешествия в Колхиду за золотым руном наблюдали на черноморском побережье Кавказа, созданные «Богами, спустившимися с небес», механизмы (трактора и тракторные плуги), при помощи которых вспахивалась земля и т.п. Но это в мифах. С реальными «Богами-инопланетянами» эллины, в отличие от шумеров и древних египтян не имели общих дел и не встречались, но иногда (как мы увидим позже) пользовались их помощью. А Каллисфен - историк и писатель последней трети IV в. до н.э. сам стал автором дошедшего до наших дней романа об Александре Македонском, выступив в роли создателя популярного в Элладе мифа, назвав своего героя и современника не иначе как сыном самого Зевса - главы пантеона Богов-олимпийев.
Именно в Элладе сформировалось классическое античное общество, опиравшееся на демократию, плюрализм в политических отношениях и частную собственность. Ничего подобного на Древнем Востоке никогда не было. Выход на первый план частнособственнических отношений, появление товарного производства, ориентированного на рынок, способствовали возникновению принципиально иных социально-политических и правовых структур, определявших специфику античного общества. А именно: появление полиса (города-государства) в Древней Греции или «цивитас» - гражданской общины в Древнем Риме как основной формы политической организации общества; наличие концепций суверенитета народа и демократического правления; развитая система правовых гарантий защиты прав и свобод каждого гражданина, признание его личного достоинства, система социо-культурных принципов, способствовавших всестороннему развитию личности.
Отличительной чертой древнегреческой жизни был ее агональный характер (от греч. «агон» – борьба, состязание) – неудержимое стремление к состязаниям во всех сферах жизни. Например, спортивные состязания, Олимпийские игры, проводившиеся с 776 г. до н.э. раз в четыре года. С середины II в. до н.э. по 394 г. н.э. они проходили уже в рамках Римской державы, составной частью которой стала Греция. На время Олимпийских игр прекращались частые войны между древнегреческими полисами. Любимыми в Элладе были также музыкальные и поэтические состязания – дельфийские или пифийские игры в честь Аполлона - бога гармонии, духовной деятельности и искусств. Обычным в повседневной жизни было стремление эллинов сделать что-то лучше, чем сделал сосед по общине, построить храм в честь Богов-олимпийцев красивее, чем в соседнем полисе и т.п. Это способствовало мощному развитию всей сфер жизни эллинского общества. Спортивные и др. состязания были очень распространены и в Древнем Риме, а гладиаторские бои стали любимым зрелищем римлян.
С греческой колонизацией было связано появление оптимальной для того времени формы рабства. В рабов стали превращать не соотечественников – должников, а захваченных в плен чужеземцев. Чаще всего и в больших количествах их покупали в колониях у местных пра-вителей и продавали на рынках греческих полисов. Рабский труд применялся во всех сферах экономики, а у свободных граждан появлялось больше свободного времени для занятий политикой, спортом, литературой, искусством, философией. Грамотные рабы помогали эллинским интеллектуалам, переписывали, «тиражировали» их труды для продажи или для использования в общедоступных библиотеках.
Для эллина полис, а для римлянина его гражданская община – «цивитас» были единственным местом, где свободный человек чувствовал себя членом социума, жизнь которого регулируется законами, защищается от произвола и находится под покровительством Богов. Так Юпитер (римский аналог Зевса) покровительствовал Риму, а Афина Паллада – Афинам и т.п. Экономической основой полиса была античная, двуединая форма собственности: с одной стороны, это собственность гражданской общины на всю территорию и богатства полиса, а с другой – индивидуальная собственность гражданина на дом («ойкос»), в котором он жил. Свободный эллин одновременно выступал как хозяин дома – «ойконом», как гражданин – «политес», и как воин-ополченец, готовый с собственным оружием в руках выступить на защиту родного полиса. Формирование античной демократии и гражданского общества проходило в острой борьбе народа – «демоса» с родовой аристократией. В тех полисах, где побеждал демос, устанавливалась демократия – власть народа. Но даже там, где аристократии удавалось отстоять свою власть (например, в Спарте), она существовала в форме аристократической или олигархической республики, но не монархии. В Спарте были выборные цари, но их власть касалась лишь армии и военного дела.
Большую роль в утверждении демократических ценностей сыграли великие эллинские законодатели: афиняне – Солон, Клисфен, Писистрат и спартанец – легендарный Ликург. Наиболее значимой среди реформ Солона в VI в. до н.э. стала реформа долгового права, так называемое «стряхивание бремени» Все долги и проценты по ним объявлялись недействительными, запрещались продажа в рабство членов семьи и сделки самозаклада. Заключенные ранее такие сделки законодательно отменялись. Это спасло значительную часть афинян от порабощения и сделало возможным дальнейшее развитие демократии. Расцвет Афин, самая блистательная эпоха в истории афинского полиса пришлась на период правления Перикла (444-429 гг. до н.э.). Он 15 раз избирался на высшую в Афинах должность стратега, фактического главы полиса. Перикл удовлетворил требования средних и бедных афинских граждан привлечь их к управлению полисом и ввел оплату избираемых должностей. Обедневшие граждане наделялись землей. Высшей, законодательной властью в Афинах было народное собрание – ареопаг, на котором избирались все должностные лица, в том числе стратеги. Исполнительная власть находилась в Совете пятисот, который занимался текущими делами и готовил их для обсуждения и утверждения на ареопаге. Афинский полис превратился в крупнейший экономический, политический и культурный центр всего эллинского мира, стал эталоном, примером для других древнегреческих полисов.
В повседневной жизни афинского полиса, естественно, существовали и развивались антагонизмы верхов и низов. Равенство граждан на деле часто было формальным; оно касалось лишь меньшинства населения Афин. Женщины и метеки, к числу которых причислялись все жители Афин не чисто афинского происхождения, гражданскими правами не пользовались. О рабах и вольноотпущенниках говорить вообще не приходиться. На Совете пятисот, например, однажды подняли вопрос о введении знаков отличия для рабов. Но от этой идеи тут же отказались, т.к. могло оказаться, что рабы составляли большинство населения Афин. Так оно в действительности и было. Сходное положение имело место в других полисах. Нередким явлением была подозрительность по отношению к каждому, кто стал выше массы, даже если он выделился самоотверженным служением афинскому полису. Фемистокл - организатор победы греков над персидским флотом в Саламинском сражении 480 г. до н.э. через несколько лет был изгнан из Афин и закончил свою жизнь на службе... у персидского царя. Перикл в последние годы жизни, даже будучи избранным ареопагом на высшую должность стратега, находился под следствием по обвинению в финансовых злоупотреблениях при реконструкции Акрополя. Великий ску-льптор Фидий, активный участник реконструкции Акрополя и создатель гигантской статуи Зевса Олимпийского в Олимпии, считающейся одним из «семи чудес света», закончил свою жизнь в тюрьме. Знаменитого философа Сократа обвинили в антидемократизме, заключили в тюрьму, где заставили принять чашу с ядом.
Серьезным испытанием для Эллады и эллинов стали греко-персид-ские войны первой половины V в. до н.э., начавшиеся с завоевания персами во главе с Ксерксом греческих полисов в Малой Азии Персыдаже заняли часть Греции, в том числе Афины, жители которых покинули город. В итоге победу в войнах с империей Ахменидов одержали греческие полисы, объединившиеся во имя этой цели. Наиболее известными событиями этой эпохи стали сражения: 490 г. до н.э. у селения Марафон в 42 км от Афин, 480 г. до н.э. - разгром персидского флота у острова Саламин в Эгейском море. В памяти греков навсегда остался подвиг 300 спартанцев во главе с царем Леонидом, героически погибших в 480 г. до н.э., но не пропустивших персов в центр Греции через горный проход Фермопилы.
Греки отстояли независимость. Результатом стало усиление Афин, которые возглавили Афинский морской союз. Он объединял демократические полисы. Со временем афиняне стали вмешиваться во внутреннюю жизнь союзников. Их денежные взносы в казну союза фактически превратились в дань в пользу Афин, часть которой использовалась при Перикле для реконструкции Акрополя. Единство Эллады оказалось непрочным и недолгим. В 431 г. до н.э. началась война между Пелопонесским (во главе со Спартой) союзом и Афинским морским союзом. Война завершилась в 404 г. до н.э. поражением Афин и роспуском Афинского морского союза, установлением в Греции господства спартанцев. Победители повсеместно насаждали олигархическое правление. Многие полисы продолжали изнурительные войны со Спартой. Кризис полисного строя проявлялся в усиливавшемся экономическом неравенстве между гражданами. Многие из них разорялись, залезали в долги, теряли средства к существованию.
К северу от Греции находилась Македония, где жило родственное эллинам население. В середине IV в. до н.э. царем Македонии стал Филипп II, поклонник эллинской культуры, выдающийся дипломат и полководец. Многие греки надеялись, что Филипп наведет порядок, прекратит войны между полисами. Часть же греков, во главе с афинянином Демосфеном, призывали к объединению сил для борьбы с Македонией. Но в 338 г. в сражении у городка Херонея греки были разбиты. Эллада оказалась под властью Филиппа. Он готовился к войне с Персией, но в 336 г. до н.э. был убит. Царем Македонии стал его сын Александр, прозванный вскоре Великим. Он подавил антимакедонское восстание в Греции, а в 334-31 гг. до н.э. разгромил главного врага Эллады - империю Ахменидов. В хрониках походов Александра Македонского неоднократно упоминается о появлении на небе неизвестных дискообразных объектов (НЛО). Так во время штурма в 332 г. до н.э. финикийского города Тира над городом появились 5 «летающих щитов», из которых сверкнули молнии, образовавшие проломы в стенах крепости. Обрадованные греки бросились на штурм и захватили город. После этого «летающие щиты» поднялись вверх и исчезли.
Завоевания продолжились. Александр Македонский стал основателем и повелителем огромной империи, включавшей в себя помимо Греции территории Египта, Восточного Средиземноморья, Месопотамии, Малой Азии, Персии, Афганистана, части Закавказья, Средней Азии и Индии. Главной целью Александра было объединить Запад и Восток в единую цивилизацию, столицей которой он сделал ВавилонТолько городов с названием «Александрия» появилось на завоеванных территориях около полутора десятков. Они призваны были стать опорными пунктами новой цивилизации и центрами новой эллинистической культуры с театрами, библиотеками, научными центрами. Правда, большинство этих «Александрий» были не вновь построенными городами (типа Александрии в дельте Нила), а переименованными старыми городами. В 327 г. до н.э. Александр повел свою армию в Индию. На восточном берегу Инда он разгромил войско местного царя Пора. Когда же грекам стало ясно, что Индией обитаемый мир на Востоке еще далеко не кончается, а впереди бескрайний Китай, армия взбунтовалась. Александр вернулся в Вавилон. Он планировал новые походы. Но в 323 г. до н.э. «покоритель мира», не знавший ни одного поражения, внезапно умер от тропической лихорадки, не дожив до 33 лет.
После смерти Александра началась борьба за его наследие между диадохами - бывшими соратниками, полководцами великого завоевателя. Распад державы был неизбежен. Слишком велики были завоеванные земли, и слишком слаба была система управления ими. На месте империи Александра от Балканского полуострова до нижнего течения Инда возникло несколько эллинистических государств[5]. В Македонии утвердилась династия Антигонидов, в Египте – Птолемеев, в Пергаме – Атталидов, в Месопотамии, Сирии и части Малой Азии – Селевкидов. В них сложилась своеобразная культура, сочетавшая в разной мере греческие и восточные черты. Именно это явилось предпосылкой распространения эллинской цивилизованности и культуры далеко за пределы Эллады и придания им мирового значения.
Наиболее значимым центром эллинистической культуры был Египет со столицей в Александрии, основанной Александром Македонским в дельте Нила. Александрия, отстроенная очень быстро, заняла площадь около 100 кв. км и поражала современников богатством, роскошью и уникальностью своей планировки, архитектуры, многоэтажными общественными зданиями и жилыми домами, выдержанными в лучших традициях античности. Город делился на четыре квартала двумя прямыми магистралями, пересекавшимися в центре и проходящими с севера на юг и с запада на восток. Также прямыми были и второстепенные улицы. Самым известным центром эллинистической культуры был Мусейон (греч. «место пребывания муз») – крупнейшая в Древнем мире Александрийская библиотека, насчитывавшая свыше 700 тыс. книг (папирусных свитков) по различным отраслям знаний. Для приобретения книг в других странах или их переписки Птолемеи не жалели средств. В связи с большим расходом папирусов их вывоз за пределы Египта был запрещен. Ученые другого крупного центра эллинистической культуры - Пергама на севере Малой Азии открыли способ использовния в качастве материала для письма пергамент – специально обработанную телячью кожу. Налаженное во II в. до н.э. производство пергамента удовлетворяло потребности Пергамской библиотеки, успешно конкурировавшей с Александрийской библиотекой.
Александрийский Мусейон был серьезным научным центром эпохи эллинизма. Работавшие в нем ученые изучали проблемы философии, филологии, математики, астрономии, ботаники и зоологии, используя при этом самые современные для того времени научные приборы и оборудование. Одним из выдающихся ученых античности был Клавдий Птолемей – автор трудов по многим отраслям знаний, в т.ч. по истории. Наиболее известно то, что во II в. н.э. он обосновал геоцентрическую систему мира, опровегрнутую гелиоцентрической системой Н. Коперника лишь в 1453 г. В начале III в. до н.э. на острове Фарос близ Александрийского морского порта был построен уникальный по своей конструкции 110-метровый маяк, свет которого был виден более чем за 100 миль. Фаросский маяк – одно из «семи чудес света» - простоял до 1326 г. и разрушился, вероятно, в результате землетрясения. Мусейон с его библиотекой – последняя цитадель античной науки и культуры, был разрушен христианскими фанатиками в конце IV в. ходе ожесточенных религиозных распрей с язычниками.
Важнейшим итогом завоеваний Александра стало дальнейшее ослаб-ление Греции и ее подчинение в середине II в. до н.э. Римской республике в качестве провинции. Что касается эллинистических государств то в большинстве из них за исключением Египта, ставшего Римской провинцией, влияние античности оказалось фрагментарным и формальным. В конечном историческом итоге все вернулось «на круги своя»: Запад остался Западом, а Восток - Востоком. Тем не менее, влияние Греции и обаяние ее высокоразвитой эллинистической культуры было исключительно велико. Римляне даже сами себя называли варварами по сравнению с эллинами. В Рим из Греции были вывезены библиотеки, часть мраморных скульптур, многие из которых сохранились до наших дней в римских бронзовых копиях, образованные рабы. Греческая интеллектуальная элита стала неотъемлемой составной частью интеллектуальной элиты Римской республики, а затем – империи. Римский поэт Гораций писал в конце I в. до н.э.: «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила». Различия между древними Грецией и Римом сохранялись, но можно уверенно говорить об общих чертах в их последующем политическом и социо-культурном развитии. Сама же эпоха политического господства Римской республики, а затем империи в качестве одной из эпох античности часто называется эллинистически-римской.