Цивилизации Древнего Востока
И доколумбовой Америки
Колыбелью современной цивилизации (от лат. civilis - государственный, гражданский) стал Древний Восток. Это огромный мир, раскинувшийся от Атлантики до Тихого океана, между 20 - 45 градусами северной широты; всего более 60 государств. Первые из них возникли в долинах крупных рек, расположенных в теплом и мягком климате. Это речные цивилизации. Земледелие эдесь было очень продуктивно - 2-3 урожая в год. Но для этого требовались крупномасштабные, трудоемкие ирригационные работы по орошению и осушению земли, строительству системы каналов, арыков, дамб и поддержанию их в должном порядке. Силами одной родовой общины и даже племени справиться со столь сложным хозяйством без объединяющей роли государства бы-ло явно невозможно. Оно стало силой, контролировавшей, регулировавшей и направлявшей все действия и поступки людей. На этой основе на Древнем Востоке сложилась первая в мировой истории командно-распределительная система.
Впервые это произошло почти одновременно в конце IV-III тыс. до н. э. в Междуречье долин Тигра и Евфрата и в Египте - в долине Нила. Позднее, с середины II тыс. до н.э. государства начали складываться в Китае, долинах Хуанхэ, а затем Янцзы; в конце II – начале I тыс. до н.э. - в Индии, долинах Инда и Ганга. Различия между странами и регионами Древнего Востока кажутся бесчисленными: природно-климати-ческие условия, разные языки, обычаи, традиции, законы, религиозные верования. Но при внимательном взгляде оказывается, что эти различия носили в значительной мере внешний характер, а во всех этих странах происходили сходные политические, экономические и социо-культурные процессы. Но уже в ту эпоху начали проявляться и со временем становитьсявсе более ощутимыми различия между странами Ближневосточного цивилизационного региона, с одной стороны, Индией и Китаем – с другой
Отметим также типологическое сходство древних цивилизаций Ближнего Востока и сложившихся намного позже – в конце II тыс. до н.э.– I тыс.н.э. 12 доколумбовых цивилизаций Америки или Мезоамерики. Наиболее известны из них цивилизации Ольмеков, Инков, Майя и Ацтеков. У современных историков – нетрадиционалистов не вызывает сомнений, что эти цивилизации образовались и какое-то вре-мя развивались под руководством потомков атлантов и гиперборецев. Цивилизации Мезоамерики за все время своего существования не имели никаких контактов с другими цивилизациями, не оказали за это вре-мя никакого влияния на ход истории Древнего мира и Средневековья и погибли в результате испанских завоеваний XVI в. Современный интерес к этим цивилизациям является чисто познавательным. По отношению к ним ограничимся отдельными примерами и замечаниями.
Цивилизации во всех регионах Древнего Востока и в Мезоамерикеизначально складывались как городские цивилизации. Иногда города бывали большими с многочисленным населением: Вавилон в Междуречье, Мемфис и Фивы в Египте, Мохенджо-Даро и Хараппа в Индии или столица ацтеков Теночитлан, превосходивший по своей площади и населению Рим эпохи империи. На территории, где существовала цивилизация Майя, к концу XX в. были обнаружены развалины более 100 городов. Первичные ближневосточные цивилизации складывались как небольшие города-государства: Эриду, Урк, Урук, Киш, Ларс, Лагаш, Ниппур, Ур и др. в Нижнем Междуречье или около 40 древнеегиптских номов. На Ближнем Востоке на старте его цивилизационной эволюции наиболее значительным (в отличие от других стран Древнего Востока) было активное воздействие и помощь «Богов - инопланетян». Именно по их руководством, как свидетельствуют шумерские клинописные таблички, чтобы отучить население от каннибализма и приучить к растительной пище получило развитие мотыжное, а затем пашенное земледелие, хлопководство. Здесь же впервые появились гончарный круг, колесо, металлургия бронзы и железа, боевые колесницы, новые формы письменности: шумерские клинописные таблички, финикийский квазиалфавит. Через Ближний Восток проходили оживленные торговые пути, благодаря чему многие нововведения и изобретения становились достоянием жителей других земель, которые таким образом активнее вовлекались в цивилизационную эволюцию.
Население городов-государств поначалу сильно не различалось по материальным условиям жизни. Но постепенно в некогда однородном обществе стало углубляться имущественное расслоение, а родовые отношения вытесняться социальными. На первое место выходили не родственные связи, а место человека на «общественной лестнице». Обедневшие люди, попавшие в зависимость от более предприимчивых и удачливых родственников и соседей – общиников переставали быть полноправными гражданами. Управляли городскими общинами старейшины из наиболее влиятельных родов. Их власть основывалась на личном авторитете и поддержке родственников. Постепенно наиболее активные старейшины при поддержке жрецов начали вести борьбу за расширение пределов своей власти, различными путями подчиняя себе общины соседних городов-государств.
Потребности развития земледелия и крупномасштабных ирригационных работ диктовали необходимость объединения городов-госу-дарств в более крупные этнополитические образования как в долине Нила, так и в Междуречье. В течение IV тыс. до н.э. после длительных войн египетские номы были объединены в два царства – Верхний Египет в долине Нила и Нижний Египет в дельте Нила. Около 3000 г. до н.э. правители Верхнего Египта объединили страну, которой правили фараоны примерно 30 династий. Неоднократно Древний Египет из-за внутренних смут распадался на номы и вновь воссоединялся. В первой трети II тыс. до н.э. большая часть страны была даже завоевана кочевниками – гиксосами. Примерно через 100 лет гиксосы были изгнаны. Но попытки дальнейшей территориальной экспансии египетских фараонов наталкивались на все большее противодействие других стран Ближнего Востока. В 525 г. до н.э. Египет был завоеван персами и включен в состав империи Ахменидов. Но после разгрома Ахменидов Александром Македонским в 330 г. до н.э. Египет был включен в состав его державы, а с середины II в. до н.э. – стал провинцией Рима.
Важной особенностью Древнеегипетской цивилизациибыло то, что она сложилась на территории, где в течение нескольких тысячелетий существовала многочисленная и развитая колония Атлантиды, погибшая вследствие космической катастрофы середины ХI тыс. до н.э. Атланты и их потомки оставили на плато Гиза в качестве памяти о себе Великие пирамиды и Сфинкс. Однако в середине III тыс.до н.э., примерно через 1,5-2 тыс. лет после того как пирамиды были оставлены их создателями, эти сооружения, оказавшиеся бесхозными, были, говоря современной терминологией «прихватизированы» египетскими фараонами. По их указаниям чиновники составили официальные документы, в которых Великие пирамиды были объявлены гробницами фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина, правивших в XXVII-XXVI вв. до н.э. В документах рассказывалось о том, как в каменоломнях за Нилом, в районе современного Асуана в щели между камнями египтяне забивали деревянные клинья, которые непрерывно поливали водой до тех пор, пока дерево не расширялось и огромные камни не выламывались из общего массива. Затем многотонные каменные заготовки на тростниковых лодках переправлялись по Нилу на расстояние 100 км, волоком доставлялись к месту строительства, где вручную обрабатывались, доводились до нужных размеров, шлифовались при помощи других камней и закаленных медных инструменов; ведь это был медный век.
Египетские кинематографисты конца ХХ в. создали несколько цвет-ных историко-документальных фильмов, в подробностях и деталях рассказывающих о строительстве пирамид именно 2,5 тыс. лет до н.э. Но в них, естественно, нет кадров, подобия которых не могло быть в реальности: о том, например, как каменные заготовки переправлялись по Нилу, а готовые блоки водворялись на предназначенные им места на высоте 100-120 м и т.п. Отметим также, что засушливый 4,5 тыс. лет назад Египет был практически безлесной страной, а для заготовки каменных блоков необходимых для строительства Великих пирамид, не хватило бы, возможно, и современных сибирских лесов. Если бы эти пирамиды строились по технологии, описанной в официальных документах, которым неуклонно следуют историки-традиционалисты, то, по мнению современных специалистов по камнеобработке, транспортировке и подъему тяжестей, на строительство одной только самой высокой пирамиды Хеопса (147 м; сейчас – 146,6 м) потребовалось бы не около 20 лет, как сообщают эти документы, а не менее 100-120 лет. Не удивительно и то, что в тех внутренних помещениях этих пирамид, которые историки-традиционалисты приняли за погребальные камеры, никаких признаков захоронений, не обнаружено, да их там и не могло быть. Но историки-традиционалисты, в первую очередь египетские считают, что эти пирамиды были ограблены еще в древности.
По велению фараонов египетские писцы и художники 2,5 тыс. лет до н.э. в подтверждение официальной версии строительства пирамид расписали их снаружи и изнутри своими иероглифами, разрисовали изображениями, повествующими о победах в войнах, которые вели фараоны и сделанными явно с натуры, изображениями «крылатых Богов», танков, вертолетов, самолетов, людей в космическом снаряжении. Срок службы названных и др. инопланетных технических средств был, как считают современные ученые-технари, несопоставимо большим в сравнении с современной техникой землян и, возможно, достигал, кажущегося сегодня фантастического времени - 1000 и более лет. Добавим к этому, что все работы внутри пирамид производились атлантами и их потомками, а затем разрисовывались египтянами при электрическом освещении. Оно было установлено атлантами при стро-ительстве пирамид (сохранились, сделанные египтянами изображения напоминающие электрокабели и др. электрооборудование), которое действовало до конца эпохи Древнего мира, питаясь энергией подземных рек, протекавших в ту эпоху под пирамидами. Следов копоти от факелов внутри пирамид не обнаружено.
Известно, что египетское храмы украшены скульптурами столь огромных размеров, что человек среднего роста не доставал до коленей таких изваяний. В конце 2012 г. по телевидению был показан фильм о том, как два американца – энтузиаста в порядке эксперимента с помощью закаленных медных орудий, работая по 8 часов в день, за 6 месяцев изготовили лишь копию носа одной из гигантских статуй храма в Абу-Симбеле. При такой технологии на ваяние статуи в целом понадобилось бы не менее 15-20 лет. Еще один пример. Прекрасно сох-ранившиеся в Луксорском храме статуя фараона XIII в. до н.э. Рамзеса II и его изображение на одной из стелл этого же храма поражают симметрией с точностью до десятых долей миллиметра. Современные скульпторы и специалисты по камнеобработке считают, что добиться столь филигранной точности, пользуясь примитивными орудиями бронзового века, невозможно. Несомненно, что статуя и изображение Рамзеса II изготовлены потомками атлантов или выходцами из другой инопланетной цивилизации, владевшими уникальными (неизвестными современным специалистам) методами камнеобработки и необходимыми для этого инструментами и механизмами. К неквалифицированым или малоквалифицированным работам типа ручной шлифовки круглых храмовых колонн могли привлекаться простые египтяне. Сравнение фотографий древнеегипетских круглых храмовых колонн и аналогичных колонн Исакиевского собора в Петербурге, показанных в начале 2013 г. по телевидению, говорит о правомерности такого предположения. Уместно отметить, что археологам до сих пор не удалось обнаружить никаких орудий труда, относящихся к эпохе Древнего Египта. Число примеров, говорящих о выдающейся роли атлантов, их потомков или пришельцев из других инопланетных миров в становлении и развитии египетской цивилизации можно было бы умножить. Но официальные египетские документы той эпохи, а вслед за ними историки-традиционалисты в т.ч. отечественные об этом умалчивают.
Города-государства Южного Междуречья слились в XXIV в. до н.э. в три царства Шумер (происхождение этноса шумеров, известного с VI тыс. до н.э. и его названия до сих пор остается неясным), Аккад и Элам. В конце XXII в. до н.э. возникло Царство Шумера и Аккада. Оно было известно жестко централизованной организацией власти и хозяйственной жизни; здесь все трудились исключительно на государственной земле под строгим контролем чиновников. Несравненно большую известность снискали шумерские жрецы. Под руководством инопланетян («аннунаков» как их называли шумеры) они еще до образования Шумерской цивилизации освоили астрономию и высшую математику; им были известны все 9 планет солнечной системы, их орбиты и спутники; они умели с точностью до минуты предсказывать солнечные и лунные затмения, оперируя в своих расчетах 12-15-значными цифрами и формулами; продолжительность года была высчитана в Шумере с точностью до 4 минут и т.п. Высокий уровень теоретических знаний шумерских жрецов не стал, однако, гарантией прочности Царства Шумера и Аккада. Ок. 2000 г. до н.э. оно было захвачено кочевыми семитскими племенами, ранее переселившимися из Северной Африки, после установления там чрезмерно засушливого климата. Со временем шумеры слились с семитами и другими народами Месопотамии. Жители Междуречья разговаривали на семитских языках. При этом шумерский язык оставался языком науки и духовной культуры, а шумерская письменность и глиняные клинописные таблички получили распространение во всех ближневосточных странах, включая Египет.
В других регионах Ближнего Востока аналогичные процессы этнополитической консолидации происходили позднее, в значительной мере по образцам уже существовавших цивилизаций. В самом Междуречье сложились типологически сходные с сошедшим с исторической арены Шумеро-Аккадским царством более крупные государства: Вавилонское и Нововавилонское царства; в верховьях Тигра и Евфрата (территория современного Ирака) – воинственная Ассирийская держава; в Закавказье – соперник Ассирии - царство Урарту; в Восточном Средиземноморье – Палестина, Иудейское и Израильское царства, Финикия; в Малой Азии – Хеттское, Фригийское и Лидийское царства; на территории современного Ирана – Мидийское царство, Персидская империя, соперник Древнего Рима - Парфянское царство и др.
Постоянные войны между ближневосточными странами в древности делали их историю, как правило, не слишком продолжительной. Могущественное и богатое Вавилонское царство, возникшее в начале II тыс. до н.э., стало крупным очагом древневосточной культуры и це-нтром международной торговли той эпохи. Но Вавилония дважды в VII в. до н.э. разрушалась Ассирией, а возродившись в конце VII в. до н.э. уже как Нововавилонское царство, в 539 г. до н.э. была завоевана Персидской империей Ахменидов. Любопытная деталь. Во время шту-рма Вавилона персами царь Валтасар со своими вельможами устроили грандиозное пиршество, кощунственно использовав для этого священные сосуды, вывезенные из Иерусалима после завоевания Иудеи Нововавилонским царством в начале VI в. до н.э. Это событие отражено в Библии (Дан. 5), а также в картине В.И. Сурикова (1874 г.) «Пир Валтасара». В дальнейшем частично восстановленный Вавилон, стал одной из резиденций персидских царей. Вавилония утратила политическую самостоятельность, но вавилонская культура продолжала оказывать значительное влияние на народы Древнего мира.
Персидская империя после завоевательных походов VI – начала V вв. до н.э. стала крупнейшей державой и охватывала огромные территории от Балкан и Египта на западе до оазисов Средней Азии и Инда на востоке. Этому способствовали внутренние реформы Кира II и Дария I. Империя была поделена на административные еденицы – сатрапии. При этом войска не подчинялись сатрапам, а военачальники не имели административной власти. Так впервые в истории был осуществлен принцип разделения властей. Дарий провел денежную реформу, ввел в обращение золотой дарик. В сочетании со строительством сети мощеных дорог это способствовало невиданному скачку в развитии торговли. Значительная часть «Великого шелкового пути» между Китаем и странами Европы, открывшегося во II в. до н.э., проходила по дорогам, проложенным при Кире II и Дарии I. Дарий считал жрецов стержнем государственности, покровительствовал зароостризму. Согласно иранской мифологии основателем этой религии был пророк Заратуштра, историчность которого достоверно не установлена. Но эта первая в истории монотеистическая религия стала в империи Ахменидов государственной. Персы относились терпимо к покоренным народам, их верованиям и культуре. Иногда завоеванные персами страны пользовались широкой внутренней автономией, как, например, Египет и Финикя. Но наследники Дария I начали нарушать, введенные им, принципы внутреннего устройства и управления империей. Сатрапии становились независимыми от центральной власти и нередко воевали между собой. С середины V в до н.э. начались войны древнегреческих полисов против персидской агрессии, участились мятежи в Египте. В этих условиях Александр Македонский начал военный поход против персов и в 330 г. до н.э. разгромил империю Ахменидов.
Особое место на Ближнем Востоке регионе занимала Финикия (от греч. фойникес – «страна пурпура»; или «страна красного солнечного божества Феникс»)- цивилизация, сложившаяся в начале II тыс. до н.э. в центральной части восточного Средиземноморья (береговая полоса современного Ливана и северо-западной Сирии) из городов-государств Тир, Берута (совр. Бейрут), Библ, Сидон, Угарит и многочисленных рыболовецких деревень, быстро превратившихся в богатые купеческие центры. Финикийцы использовали корабли для рыбной ловли и торговли, не брезговали и пиратством. Одновременно велась активная сухопутная караванная торговля изделиями из металлов, слоновой кости, черного дерева, шерсти и шелка. В странах Древнего мира особенно высоко ценились ткани, окрашенные пурпуровой краской, получаемой из раковин моллюсков, вылавливавшихся финикийцами Средиземноморского побережья. Финикийцы первыми начали строить большие (до 30 м длиной) килевые корабли с тараном и прямым парусом. Есть даже версия, что название Финикия происходит от египетского слова «фенеху» - «строитель кораблей». На юге Финикия граничила с Иудейско-Израильским царством, а на востоке и севере – с Сирией.
В поисках дешевого сырья и новых рынков сбыта финикийцы плавали по всему Средиземному морю, на островах и побережье которого основывали многочисленные самоуправлявшиеся колонии. Самой кру-пной из них был Карфаген в районе современного Туниса, основанный выходцами из Тира и господствовавший над всеми финикийскими колониями Средиземноморья. В самой Финикии не казнили, не сажали в тюрьмы, не обращали в рабов инакомыслящих и непокорных властям, даже (если употребить современный термин) не лишали их гражданства, а просто высылали в колонии. В VIII в. до н.э. Финикия была захвачена воинственной Ассирией. Но финикийские города предпочли изнурительной войне за независимость выплату дани завоевателям, при условии, что те не будут мешать развитию их ремесел и торговли. Через столетие история повторилась. Финикия в качестве самоуправляемого нома оказалась в составе Египта. По инициативе фараона Нехо финикийцы около 660 г. до н.э. обошли морем Африку. Во время этого похода использовались вёсла и четырехугольный парус площадью ок. 300 кв.м. Путь от Красного моря до Гибралтара занял три года. Корабли финикийцев доходили до Британских и Азорских островов. Современные историки полагают, что финикийцам был известен путь через Атлантический океан к цивилизациям Мезомерики. В середине VI до н.э. Финикия перешла под власть Персии. При этом Финикийские колонии западного Средиземноморья получили независимость и объединились под эгидой Карфагена, который в III-II вв. до э. стал опаснейшим соперником Древнего Рима в борьбе за господство во всем Средиземноморском регионе.
Можно согласиться с мнением современных историков о том, что Финикия занимает промежуточное положение между древневосточными цивилизациями и классической античными цивилизацией Древней Греции. Речь идет не только о сравнительно слабой центральной власти и весьма развитом местном самоуправлении в городах и колониях, но и о значительном, незнакомом другим древневосточным цивилизациям, развитии частного предпринимательства, ремесел и торговли. Добавим к этому, что в Финикии – стране неутомимых предпринимателей, торговцев и мореходов – появился «квазиалфавит» из 22 знаков без гласных. На его основе примерно на рубеже II - I тыс. до н.э. сформировались древнегреческая и древнеславянская письменность. Эта заслуга приписывается эллинскими мифами Кадму. В свою очередь, на основе древнегреческой письменности вскоре сформировалась классическая латынь, а в дальнейшем – современная письменность всех европейских и славянских стран и в целом большинства индоевропейских народов.
Одной из старейших в мире является Китайская цивилизация. По мнению китайских ученых ее возраст может составлять 5 тыс. лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период продолжительностью только в 3,5 тыс. лет. Мифы китайского народа, лишь частично записанные, но большей частью сохраняющиеся в устной традиции, как и мифы других народов мира, однозначно говорят о том, что «Боги, спустившиеся с небес на землю», сотворили людей, научили их земледелию, в первую очередь возделыванию риса и различным ремеслам[4]. Именно, довольно быстрый переход древнекитайского этноса к оседлому земледелию, скотоводству и ремеслам, давал ему неоспоримые преимущества в цивилизационно-культурном развитии по сравнению с соседями – кочевниками и горцами.
Во II тыс. до н.э. в наиболее освоенном китайцами бассейне реки Хуанхэ начали складываться многочисленные города-государства. По аналогичной, с ранее сложившейся на Ближнем Востоке схеме, они стали объединяться более крупные политические образования. Иногда инициаторами таких объединений были как главы городов-государств, так и старейшины больших по численности населения земледельческих общин. Первым крупным политическим образованием в Китае в XVII в. до н.э. стало государство Шан-Инь в среднем течение реки Хуанхэ. В XI в. его в результате завоевания сменило государство Чжоу, охватывавшее уже весь бассейн Хуанхэ, т.е. почти всю территорию современного Северного Китая. В VII в. до н.э. государство Чжоу разделилось на несколько соперничавших друг с другом царств. Это время в истории Китая получило название «эпохи семи сражающихся царств». В III в. до н.э. в Китае сложилась централизованная империя Цинь, а на рубеже III-II вв. - империя Хань; ее владения уже превышали территорию современных США. Во главе этого древнего супергосударства, дожившего до начала эпохи Средневековья, стояли императоры, именуемые ванами – сыновьями Неба, а сама Китайская империя стала называться Поднебесной.
Совсем иной мир, во многом несхожий с ближневосточным, являла собой история Древней Индии. Первые поселения первобытных земледельцев и скотоводов в долине реки Инд появились в IV тыс. до н.э. В начале II тыс. до н.э. там уже стали складываться первые города-государства типологически сходные с ближневосточными. Но эти города-государства, констатирует отечественный востоковед Л.С. Ва-сильев, сколь быстро появлялись, столь же быстро по невыясненным причинам прекращали свое существование. Не известны какие-либо достоверные факты их истории. В середине III тыс. до н.э. в долине Инда сложилась развитая Хараппская цивилизация (с 1947 г. это территория Пакистана) с крупными городами Хараппа и Мохенджо-Даро, население каждого из которых достигало 100 тыс. чел. Города имели правильную планировку улиц, кварталов, площадей, каменные и кирпичные (часто двухэтажные) жилые дома и хозяйственные постройки, оборонительные и портовые сооружения, водопровод, канализацию, замощёные камнем улицы и площади. Английскими археологами с 1920-х годов, когда началось изучение Хараппской цивилизации, найдены керамика, образцы каменной и бронзовой скульптуры, печатей с неоддающимися расшифровке фрагментами надписей. Однако, этих артефактов, добытых археологами, явно недостаточно для серьезных научных обобщений по истории древней Индии: нет конкретных дат, имен, сведений о реальных исторических событиях, позволяющих судить об административной структуре, политическом строе и культурной жизни Хараппской цивилизации.
В XVIII в. до н.э. Хараппская цивилизация прекратила свое существвование. Историки - традиционалисты связывают это с ухудшением климатических условий, и с вторжением в Северную Индию ариев. Но, как известно, экспансия ариев в Индию с Восточноевропейской равнины и Южного Урала через Афганистан и Пенджаб происходила на рубеже XIV-XIII вв. до н.э., т.е. через 500-400 лет после загадочного (как казалось долгое время) исчезновения Хараппской цивилизации. Только после исследований учёными – ядерщиками последствий атомных бомбардировок США японских городов Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 г. стали выдвигаться гипотезы о гибели этой цивилизации в результате применения ядерного оружия. Историки окончательно убедились в этом после изучения древнеиндийских «Вед», где описываются картины ядерных взрывов, их поражающих факторов и последствий. Хараппская цивилизация, серьезно опережавшая в своем развитии окружавшее ее коренное население, была создана и (по свидетельству «Вед») существовала под руководством выходцев из неизвестной нам инопланетной цивилизации. Индологи объсняют причины применения ядерного оружия и уничтожения этой цивилизации следствием столкновения неизвестных нам инопланетных цивилизаций в борьбе за сферы господства на Земле. Всего же современные ученые находят следы около 100 случаев применения инопланетянами ядерного оружия в Африке, Америке, России (Вост. Сибирь) и даже в Австралии.
Появившись в Северной Индии, в верховьях Ганга, индоарии с их более высоким уровнем материальной и духовной культуры стали быстро утверждаться у власти и осваивать малонаселенную долину этой реки, оттесняя на юг Индостана и на Цейлон немногочисленные и слаборазвитые племена аборигенов. Индоарии переняли у них некоторые приемы земледелия, а местные жители восприняли язык индоариев – санскрит и их духовную культуру. В конце II – начале I тыс. до н.э. в долине Ганга стали образовываться небольшие царства или города-государства во главе с вождями индоариев – раджами. Сильные царства поглощали слабые. К середине I тыс. до н.э. в долине Ганга и поблизости от нее существовало около 15 государств - наследственных монархий, возглавлявшихся вождями индоариев. Дальнейшие процессы политической интеграции были ускорены внешними факторами: столкновениями с персидской империей, а затем с державой Александра Македонского. Во второй половине V в. до н.э. в долине Ганга было уже два весьма сильных царства. Через столетие Чандрагупта - правитель одного из этих царств ликвидировал конкурента. Возглавила объединенную державу династия Маурьев, которая завоевала почти всю Индию за исключением крайнего юга. Но с конца III в. до н.э. началось постепенное ослабление и распад державы Маурьев. В I в. н. э. на стыке современной северной Индии, Пакистана, Афганистана и Средней Азии возникло крупнейшее Кушанское царство. Его правители из элиты индоариев также вели захватническую политику.
Для древневосточных государств была характерна огромная, неограниченная власть правителей – монархов. Такую форму политического устройства принято называть деспотией (от греч. despotes - повелитель). Древневосточное общество можно представить в форме пирамиды. На ее вершине находился монарх (фараон, царь, император, раджа), личность и наследственная власть которого, базировавшаяся на принципе «власть - собственность», обожествлялась, сакрализовалась (от лат. sacer – священный) жрецами. В Египте это фараоны – сыны Солнца, в Вавилоне, Ассирии, Урарту, Персии (Иране), Индии - цари, в Китайской империи – ваны, сыны Неба и т.п. Обожествлявшейся монарх – деспот был верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, высшей инстанцией в суде. Такая власть держалась на насилии, принуждении и тотальном контроле над населением, подавляла частную инициативу, предпринимательство, развитие личности. Даже скульптурные изображения фараонов в храмах Египта (иногда они изображались со звериными головами), призваны были внушать жителям страны страх и трепет перед носителями высшей власти. Эти статуи были столь громадны, что человек среднего роста не доставал даже до колен таких колоссов.
Иногда в Египте особо близкие к высшей власти жрецы столичного фиванского храма Амона-Ра вмешивались в решение проблем престолонаследия. При отсутствия у умершего фараона наследника именно жрецы решали кому быть очередным монархом и родоначальником новой династии. Фараон Аменхотеп IV пытался в середине XIV в. до н.э. сломить могущество фиванского жречества и выступил инициатором религиозной реформы. Он ввел новый государственный культ бога солнца Атона, и перенес столицу из Фив в быстро отстроенный для себя Ахетатон («город Атона»). Сам реформатор принял имя Эхнатон («угодный Атону»). Это была первая в истории попытка решительно порвать с традицией, заменить всех богов одним, ввести монотеистическую религию, обновить аппарат власти. Для столь масштабных реформ, которые поначалу не вызвали открытого сопротивления, нужно было время. Эхнатону его явно не хватило. Да и время монотеизма еще не пришло. После смерти Эхгатона сопротивление ре-формам усилилось. Имя фараона-еретика было предано проклятью, Ахетатон разрушен, столица Египта перенесена в Мемфис, позиции жречества полностью восстановлены, а аппарат власти продолжил свою деятельность в устоявшихся традициях прошлого. Отечественные востоковеды не без оснований полагают, что иудеи, проведя век-полтора в «плену египетском», покинули эту страну, но религиозная борьба вокруг неудавшихся реформ Эхнатона оказала свое воздействие на формирование среди евреев идей монотеизма. Даже молитва «Отче наш», которой Иисус Христос обучил своих учеников и апостолов (Мф. 6:9-13; Лк. 11:2-4), близка по своему содержанию к аналогичной египетской молитве времен Эхнатона.
Среднюю часть социальной пирамиды древневосточных деспотийсоставляли чиновники - аппарат управления в центре и на местах (в номах Египта, сатрапиях Персии, провивинциях Китая и т.п.), на который опирались монархи. Чиновники занимались учетом и непосредственно руководили общественными работами: строительством и поддержанием в порядке ирригационных систем, городских укреплений, храмов, дворца правителя и его самого, собирали налоги с населения на содержание армии, жрецов-священнослужителей, управленческого аппарата. Жрецы создавали необходимый имидж «Богами данной власти», играли главную роль в процессе распределения материальных благ. Накапливавшиеся на складах дворцов и храмов запасы зерна именно жрецы в неурожайные годы раздавали населению.
Основание пирамиды, низшую ступень социальной иерархии составляло простонародье: земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы, организованные в самоуправляющиеся общины, а несвободную, самую бесправную часть общества - рабы. Источником получения рабов был, в первую очередь, захват военнопленных и лишь позднее – долговое рабство. Рабство было преимущественно патриархальным, а рабы входили в состав больших патриархальных семей и по истечении срока рабства могли вернуться на родину. Человек был полностью подчинен государству. Оно эксплуатировало не каждого общинника в отдельности, а всю общину. Как пользователи государственной земли земледельцы прикреплялись к ней и отдавали государству часть урожая, выполняли общественные работы, рекрутировались в армию. Ремесленники и торговцы прикреплялись к своим профессиям и платили налоги в пользу государства. Самоуправляемая, замкнутая община не только была основной производственной единицей, но и обеспечивала социальную стабильность. Члены общины несли коллективную ответственность за все, что происходило на ее территории.
Общество древневосточных стран держалось властями и жрецами в постоянном напряжении. Нередко это достигалось массовыми, публичными казнями, преподносившихся властями и воспринимавшихся населением не иначе как принесение в жертву богам военнопленных, должников, непокорных и т.п. В Китае археологами найдены захоронения начала I тыс. до н.э. более 20 тысяч человек с отрубленными головами. Подобные, хотя и не столь масштабные казни – жертвоприношения Богам воспринимались людьми как обыденные явления, а в Шумере даже как праздники, с ритуальными плясками, песнопениями, а нередко со съедением местными жителями тел казненных. Известно также, что царь Иудеи Ирод Великий, узнав о рождении в Вифлееме Богомладенца Иисуса Христа и опасаясь за свою власть в будущем, приказал уничтожить всех мальчиков в возрасте до двух лет, родившихся в Вифлееме (Мф. 2: 16). Только всепоглощающий синкретизм, подавлявший в человеке личность и постоянно нагнетавшийся страх перед иноземными вторжениями, в сочетании с жесточайшими карами удерживали в повиновении отдельные области древневосточных деспотий, и их население в целом.
Но дальше всех в этом отношении ушли правители и жрецы цивилизаций Мезоамерики, неустанно внушавшие населению: чтобы всесильные Боги не погасили Солнце, для жизни общества нужно много, очень много крови. Из популярной литературы и телефильмов известны картины массовых жертвоприношений, совершавшихся на плоских вершинах, похожих на шумерские зиккураты, громадных пирамид, на подступах к которым стояли очереди людей, покорно ожидавших своей участи. Палач обсидановым ножом вспарывал жертве живот и вырывал из груди еще бившееся сердце; но иногда предварительно по последнему желанию жертвы перерезал ей сонную артерию. Распространенным явлением в этих странах были спортивные соревнования. Команда - победитель после праздничной трапезы в полном составе приносилась в жертву Богам. На уровне массового самосознания такое окончание жизни считалось почетным. Не удивительно, что в XVI в., в начале Нового времени, история этих цивилизаций быстро завершилась. И основная масса их населения, и вожди восприняли испанских конкистадоров не иначе как «белых Богов», пришедших покарать их за грехи, были покорены завоевателями, частично уничтожены или согнаны с привычных мест обитания. Эти цивилизации погибли, их территории заросли непроходимыми джунглями. И лишь с конца XIX в. началось их повторное открытие и изучение учеными разных стран, в том числе и отечественными учеными.
Деспотическая система, сложившаяся на Древнем Востоке, могла существовать исключительно при главном условии - неуклонном и постоянном вопроизведении во всем опыта отцов и дедов, который считался наивысшей ценностью. Мифологическое сознание и синкретизм серьезно замедляли любые изменения в жизни всех без исключения слоев общества, включая политическую и духовную элиту этих стран, где практически не было социальных конфликтов и смут. Сложившийся там идеал можно описать формулой: «Праведно жить, праведно мыслить и правильно действовать в нашей праведной общине». Идеалу соответствовал человек тихий, скромный, смиренный, покорный установленному Богами порядку вещей. На Древнем Востоке Вселенная отождествлялась человеком со страной, в которой он жил, с государством. Понятия царь, фараон, ван и справедливость сливались воедино в массовом сознании, особенно в народных низах стран Древнего Востока, а возникшее деление общества на различные социальные слои, их права и обязанности регламентировались традицией, закреплялись в законах типа сохранившихся до наших дней законов Хамураппи (Вавилон, XVIII в. до н.э.), законов Ману (Индия II в. до н.э.) и др. Со временем такого рода законы становились все более жесткими.
Однако исторический опыт уже древней Индии, считает Л.С. Ва-сильев, показал, что общество могло существовать без сильного деспотического государства и разветвленного чиновничьего