Первобытная история: предпосылки
Формирования цивилизаций
Официальная отечественная историческая наука считает, что человек появился на Земле примерно 3,5 млн. лет назад. Более 99% своей истории люди жили в условиях первобытного строя (или по терминологии XIX в. «дикости и варварства») прежде чем начался переход к цивилизации. Если представить историю человечества в 24 часа, то первые государства появились лишь три минуты назад. Еще одно замечание. Первобытное общество было бесписьменным и обрело ее уже в процессе становления цивилизации. Суждения и выводы ученых об этом, самом продолжительном периоде истории человечества основываются исключительно на археологических находках сохранившихся костных останках людей, результатов их жизнедеятельности и применяшившихся ими орудий труда. Эти выводы, прежде чем стать научной теорией, обычно носят характер гипотез, предположений, требующих тщательной проверки и всестороннего обоснования с помощью данных других наук. Нередко на один достоверный факт или артефакт первобытной истории приходится несколько гипотез, зачастую противоположных по своему содержанию и выводам.
Хронология и периодизация первобытного общества: 1) абсолютная хронология фиксирует точную дату и время событий и процессов; 2) относительная хронология устанавливает только последовательность событий и процессов с приблизительной их датировкой, типа плюс - минус несколько тысяч лет назад; 3) археологическая периодизация в качестве критерия использует последовательность в смене орудий труда. Основные этапы этого процесса: 1) палеолит (древний каменный век) начинается около 2 млн. лет назад; 2) мезолит (средний каменный век) – примерно XII-V тыс. лет до н.э.; 3) неолит (новый каменный век) – V-IV тыс. лет до н.э.; 4) энеолит (медно-каменный век, переходный период к бронзовому веку) – IV-III тыс. лет до н.э.; 5) бронзовый век (бронза – сплав меди и олова) – III-II тыс. лет до н.э.; 6) железный век с I тыс. до н.э. по настоящее время. Но эта периодизация весьма условна. Так уже VIII-VII тыс. до н.э., т.е. в эпоху мезолита некоторые африканские племена уже умели выплавлять железо из железной руды.
В таких хронологических рамках, согласно официальной науке, происходил антропогенез (от греч. -antropos – человек и genesis – происхождение, развитие), т.е. историко-эволюционное формирование физического типа человека, развитие в процессе его трудовой деятельности речи, культуры, общественных отношений. Из школьных учебников биологии и истории Древнего мира хорошо известна каноническая картинка, основанная на теории Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Первым персонажем картинки является человекообразная обезьяна (дриопитек или австралопитек) – предок современных человекообразных обезьян и человека. Второй персонаж - питекантроп (от греч. pithekos – обезьяна и antropos – человек), т.е. обезьяночеловек. Костные останки питекантропов найдены в конце XIX в. на острове Ява и датируются 3,5-2,5 млн. лет назад. Аналогичные находки первой половины ХХ в. около Пекина (Китай), Гейдельберга (Германия) и в Атласских горах северо-западной Африки датируются 400-360 тыс. лет назад и названы соответственно синантропом (китайским человеком), гейдельбергским человеком и атлантропом. Третий персонаж картинки – неандерталец (от названия долины Неандерталь в Германии). Его скелетные останки, датируемые 235-200 тыс. лет назад, найдены во многих местах Европы, Азии и Африки. Это уже человек прямоходящий, человек разумный (homo sapiens). У неандертальцев впервые появились захоронения умерших или погибших. Это говорит о появлении элементов религиозных верований, мышления, речи и социальной организации. Четвертый персонаж картинки – кроманьонец (от названия местечка Кро Маньон во Франции; 1868 г.) – человек современного типа. Его костные останки открыты во всех частях света; самые древние из них до недавнего времени датировались 40 тыс. лет назад. Но археологические открытие конца ХIX – начала ХХ вв. и изучение стоянок первобытных людей на правом берегу Дона ок. села Костенки в 40 км южнее Воронежа, а с 1982 г. - аналогичных стоянок на реке Лена в Якутии (местечко Диринг-Юрях) позволили «увеличить возраст» кроманьонца как минимум до 50 тыс. лет.
Традиционная наука, опираясь на Ч.Дарвина, считает, что переход от обезьяны к питекантропу и далее к неандертальцу и кроманьонцу происходил вследствие повышения солнечной радиоактивности или в результате самостоятельной мутации неандертальца и кроманьонца от других, неизвестных нам видов обезьян. Современные исследования не подтверждают теорию Ч.Дарвина, которую он сам считал гипотезой и считал, что без Бога сотворение человека на Земле не обошлось (см. интернетсайт «Дарвинизм и современная наука»). Не ясно в какой последовательности и как складывались атомы, молекулы и клетки, чтобы из них много миллионов лет назад получился простейший живой организм типа мухи или червяка. О человеке и говорить не приходится. С открытием ДНК к тому же обнаружилось, что по этому показателю человек ближе к свинье, чем к обезьяне.
В этой связи отечественных и зарубежных ученых обратились к ми-фам народов мира. Миф (от греч. mythos – слово) – рассказ, архаическое повествование о богах, духах, героях, явлениях природы. Современному человеку древние мифы кажутся чем-то нереальным, чего не было в действительности. На самом деле мифы – это первый шаг человека к осознанию самого себя, исторически первая форма культуры, которая компенсировала недостаточность овладения человеком природы смысловым единением с ней. Речь идет не только о природе, но и о других явлениях и процессах непонятных древнему человеку. Сказки, легенды, былины, исторические песни и др. дошедшие до нас произведения фольклора создавали целостный, казалось бы, непротиворечивый образ мира, в котором все имело свое место, значение, объяснение, а человек, живший в мире мифов, не чувствовал себя отчужденным от природы и общества.
Все изученные учеными мифы народов мира однозначно говорят о сотворении человека «Богом» или «Богами, спустившимися с небес» на землю. Конечно, согласно современному научному мировоззрению никаких «Богов» никогда не было, нет и быть не может. Но без концепции «Творца», «Создателя», категорически отрицаемой традиционной отечественной исторической мыслью, долгое время базировавшейся на догматизированной марксистской материалистической диалектике, здесь, видимо, не обойтись. В роли «Богов, спустившихся с небес», «Творцов», «Создателей» человека и человеческого общества (по крайней мере, на начальной стадии его развития), современная, преимущественно нетрадиционная наука, основываясь на анализе древних мифов, признает выходцев из инопланетных миров. Так в Библии на уровне мировосприятия людей древнейшей эпохи описывается сотворение Богом «по образу Своему» первого человека – Адама и его жены – Евы. Когда же род людской умножился, сыны Божии увидели красивых дочерей человеческих и стали брать их «себе в жены, какую кто избрал», «и они стали рожать им» (Быт. 1:37; 2:20-24; 6: 1,2,4).
Земля была открыта и использовалась инопланетянами задолго до появления, точнее сказать клонирования человека. Об этом свидетельствуют артефакты явно неземного происхождения: болт с гайкой и двумя дисками на торцах (Туркмения, 1988 г.), обнаруженное при добыче каменного угля; аллюминиевое изделие непонятного назначения (Урал, 2013 г.). Эти и др. аналогичные находки можно квалифицировать как космический мусор; они относятся к каменноугольному периоду и датируются 345-280 млн. лет назад. Или окаменевшие отпечатки босых ног возрастом не менее 150 млн. лет (Туркмения 1988 г.); миниатюрные вольфрамовые и молибденовые пружинки, датируемые св. 100 млн. лет назад (Урал, 1991 г.); череп зубра из Палеонтологического музея в Москве с ровным круглым, явно пулевым отверстием возрастом св. 100 тыс. лет. В ЮАР при разработке урановых месторождений обнаружены следы добычи и переработки урана несколько сотен тысяч лет назад. В 2012 г. на Аляске была обнаружена стоянка первобытных людей 200-тысячелетней давности, поставившая в тупик американских ученых. До этой находки неоспоримо считалось, что заселение Америки происходило 40-30 тыс. лет назад с Дальнего Востока через перешеек, существовавший в глубокой древности на месте Берингова пролива.
Наконец, в середине 2002 г. в российских и зарубежных СМИ появились сообщения о том, что в Башкирии найдена древняя доломитовая плита размером 148-103-16 см и весом около тонны. На ней с помощью неизвестных современной науке технологий доступных лишь высокоразвитой цивилизации, выполнена объемная рельефная карта окрестностей Уфы. Карта с высокой точностью, возможной лишь при аэрофотосъемке или космической съемке, масштабно воспроизводила естественный природный ландшафт с равнинами, горами реками, и соследами деятельности неизвестной инопланетной цивилизации: разветвленной оросительной системой с каналами, дамбами, плотинами и водохранилищами гигантских размеров. Каналы достигали длины более 10 км, ширины до 500 м, а 12 крупных водохранилищ имели глубину до 300 м и т.п. Исследователь карты, профессор Башкирского университета А.Н.Чувыров полагает, что «в сравнении с изображенными на ней циклопическими сооруженеиями наш Волго-Донской канал был бы на этой карте лишь едва заметной царапиной». Путем многоэтапного компьютерного моделирования и тщательных математических расчетов удалось определить возраст карты – 120 млн. лет. Отечественные и американские исследователи полагают, что найденная плита является фрагментом трехмерной карты более обширной территории; другие ее фрагменты могли быть унесены при таянии ледника в разных направлениях. Ученые из США знали, о чем говорили. Они вместе со специалистами Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) работали в то время над созданием трехмерного атласа мира. В ходе этой работы использовались измерения и съемки, выполненные с беспилотных спутников и управляемых космических кораблей. Т.е. карта, о которой идет речь, представляла собой фрагмент того, что ныне только начинают создать земляне, владеющие техникой и технологиями XXI в., включая суперкомпьютеры, новейшие альтиметры и другие уникальные приборы, установленные на искусственных спутниках Земли.
Современные ученые считают, что инопланетные цивилизации опережают землян в развитии науки, техники, технологий не менее чем на 500-800 тыс. лет. Инопланетяне, видимо, издавна имели и имеют сейчас в качестве ближних баз наблюдения за Землей Луну, и планету Глория. Глория, считают астрономы, находится на орбите Земли в диаметрально противоположном положении; за Солнцем; ее невозмож-но увидеть. Правда, в конце XVII – XVIII вв. английские и французские астрономы несколько раз (возможно, случайно) наблюдали Глорию примерно как Луну в 1/8 или 1/4 фазы.
Ученые-нетрадиционалисты полагают, что ок. 400 тыс. лет назад питекантропы, которые почти за 2 млн. лет своего бытия едва распрямились, но не освоили ничего кроме самых примитивных каменных и деревянных орудий труда, были уничтожены инопланетянами, убедившимися в неудаче этого эксперимента. Не дал позитивных результатов аналогичный опыт с неандертальцами. По своему облику они были ближе к современным людям, но отличались каннибализмом (людоедством), и тем, что в конфликтных ситуациях гораздо быстрее мозгов пускали в ход кулаки, палки, камни. К тому же сами «Боги-инопланетяне» не брезговали такими экспериментами как клонирование человека со звериными головами или с рогами. О находках скелетов человека с рогами в Африке и Австралии в конце 2012 г. прошла информация по телевидению. Не отсюда ли изображения некоторых древнеегипетских фараонов со звериными головами или кентавры (полулюди–полулошади) в древнегреческой мифологии?
Около 40 тыс. лет назад неандертальцы были истреблены их созда-телями-инопланетянами при участии кроманьонцев; потомки же от смешанных браков неандертальцев и команьонцев вплоть до настоящего времени остались каннибалами. То есть фактический возраст человека современного типа, человека разумного (homo sapiens) составляет 50-40 тыс. лет. С появлением кроманьонца эксперименты «Богов-инопланетян» над людьми прекратились, а отношение к ним стало более адекватным, бережным и благожелательным. Обратимся к Библии. Известно, что после исхода иудеев из Египта Господь направил к ним Ангела, сказав при этом: «И введет он вас в землю, где течет молоко и мед» (Исх.33: 2-3). Когда же во время странствования по пустыне иудеи возроптали, что им нечего есть, Бог сказал Моисею: «Я одолжу вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает, столько, сколько нужно на день». Это была манна – «нечто мелкое, крупновидное, как иней на земле». Манна выпадала ежедневно по утрам, а накануне субботы в двойном размере. Люди собирали ее, мололи в жерновах, толкли в ступах, варили в котлах и делали из нее лепешки. Так продолжалось до тех пор, пока израильтяне не достигли «земли обетованной», не стали сами возделывать землю и пользоваться ее плодами. (Исх. 16:4,14, 21,23,29; Чис. 11:7-9; Нав. 5:12).
Уместно поддержать гипотезу современных ученых о том, что Африка не была единственным очагом, где «Боги-инопланетяне» клонировали, выращивали и готовили к самостоятельной жизни первобытных землян. Таких очагов помимо Африки было несколько, в том числе древнейшие цивилизации – Пацифида, Лемурия, Атлантида, Гиперборея, созданные инопланетянами (о чем речь пойдет во 2 и 3 разделах данной темы), Американский континент, территоррии современной России, Индии, Китая, Австралии. В этой связи расселение людей из теплых мест на север, как то считает традиционная наука, представляется нетипичным и в ледниковый период не могло быть массовым. Скорее, все было наоборот. Расселение людей по Евразии шло преимущественно с севера на юг, с запада на восток и с востока на запад.
Уже в глубочайшей древности сложились, но, скорее всего, были сформированы инопланетянами, владевшими технологиями генной ин-женерии, расы. Это большие группы человечества, объединенные в зависимости от происхождения, первоначального расселения и природно -климатических условий общностью наследственных физических признаков: цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др. Известны три основнык расы: негроидная, точнее негроидно-австролоидная; монголоидная или азиато-американская и европеоидная или евразийская. Регионами распространения европеоидов уже в глубокой древности стали Евразия, Северная Африка, Ближний Восток, Индия, а после Великих географических открытий и западноевропейской колонизации Нового времени эта раса распространилась в Америке, Австралии, Океании и в Африке южнее Сахары. Постепенно формировались и смешанные рассовые группы: между негроидами и европеоидами, европеоидами и монголоидами, монголоидами и австролоидами и т.п.
Большую часть своей истории первобытные люди жили в условиях присваивающего хозяйства, ничего не производили, а занимались охотой, рыболовством и собирательством. В этих условиях произошло первое половозрастное разделение труда: мужчины и старшие мальчи-ки занимались охотой, а женщины и старшие девочки – собирательством и домашним хозяйством. Постепенно совершенствовались каменные, костяные и деревянные орудия труда: ручные рубила, скребки, остроконечники, резцы, ножи, наконечники для копий, микролиты, костяные иглы и серпы (где в специально прорезанные канавки вставлялись и закреплялись смолой острые кремниевые микролиты), палки-копалки, дубины, бумеранги. XII-VII тыс. лет назад были изобретены лук и стрелы с кремниевыми наконечниками. Получив в свое распоряжение оружие дальнего боя, человек быстро истребил многих животных. В Америке, например, аборигены уничтожили диких лошадей, которых с XVI в. стали завозить из Европы. Изобретены были гарпуны, лодки с веслами, сети для ловли рыбы, паруса, приручена собака.
Люди каменного века объединялись в небольшие группы – праоб-щины; (ранее применявшийся термин «человеческое стадо» признан современной наукой устаревшим) по 20-40 чел. Они долго не оставались на одном месте, а передвигались в поисках еды. Так в VIII-V тыс. до н.э. люди продвигаясь по Евразии на восток, а 40-30 тыс. лет назад начали заселение Америки и Австралии. Главными связями в праобщине были родственные. Длительное время самыми прочными связями были связи между матерью и детьми. Коллектив таких родственников, имевших общих предков – матерей, назывался материнским родом. Ранее употреблявшийся для обозначения такого рода термин «матриархат» неточен, т.к. власть в первобытной общине принадлежала всем ее взрослым членам, а все проблемы решались на родовых собраниях.
Род в первобытной общине был тесно связан с другими родами. Основными связями были брачные. То есть, мужчины одного рода брали жён в другом роде. Это называется экзогамией (от греч. exo – вовне и gamos – брак). Первобытные люди быстро заметили, что в результате брачных отношений внутри одного рода потомство становилось неполноценным и нежизнеспособным. Два или несколько таких родов во главе со старейшинами составляли племя. В племени господствовала эндогамия (от греч. endo – внутри и gamos – брак). Т.е. жен можно было брать лишь из других родов внутри своего племени или из других племен; что нередко бывало с мужчинами во время длительных охотничьих походов. Все важнейшие вопросы решались на общеплеменных собраниях. Поэтому первобытный строй именуется также родоплеменным строем. Хотя до осознания общеплеменного, по сути дела уже этнического единства, мировосприятие людей каменного века еще далеко не созрело, а исторически длительное время безраздельно преобладало родовое сознание.
С IX тыс. до н.э. на Ближнем Востоке и в др. регионах мира начался переход от присваивающего хозяйства к производящему. К III тыс. до н.э. этот переход, или как его принято называть «неолитическая революция» завершился. Каково же содержание и последствия этой революции»? Произошло два разделения труда: первое - на земледелие и скотоводство и второе - на сельское хозяйство и ремесла: прядение, ткачество, гончарное дело и др. Около 3,5 тыс.л. до н.э. появились: топор, в т.ч. шлифованный - «неолитический», гончарный круг, выплавка и обработка металлов – меди и бронзы. Развитие земледелия, и ремесел повлекло к возвышению роли мужчин в жизни рода; осуществился переход к патриархату (от греч. pater – отец и arche – власть), к переустройству всего жизненного уклада первобытного общества.
О роли инопланетян в «неолитической революции» есть прямые свидетельства шумерских клинописных табличек, где говорится о том, что «аннунаки, спустившиеся с небес» (так шумеры называли инопланетян) научили их многим ремеслам, приучили к земледелию, выращиванию хлеба и др. сельхозпродуктов. Семена некоторых культурных растений (кукуруза, кофе, какао-бобы) в Южную Америку, риса в Китай, хлебных злаков, оливок, маслин, фиников, разноцветного хлопка на Ближний Восток были, как считают современные ученые-не-традиционалисты, завезены из инопланетных миров. Важной причиной распространения инопланетянами среди землян производства растительной пищи было стремеление отучить людей от каннибализма.
В ходе «неолитической революции» первобытная община трансформировалась в савокупность все более обособлявшихся друг от друга хозяйств, превращаясь в сельскую, соседскую общину. Следствием разделения труда стало развитие товарообмена с соседними племенами, концентрация богатства в руках родоплеменой знати, появление имущественного неравенства, частной собственности, возможности использования наемного и рабского труда, эксплуатации человека человеком. Итогом этих процессов стало начало расслоения общества, возникновение классов (сословий), которые различались по материальному, а потом уже и по социальному положению.
Одновременно шел генезис надобщинных, политических, предциви-лизационных структур. Начавшееся расслоение ощества и политогенез стали третьей (после сексуальной и «неолитической») революцией в истории родоплеменного строя. Как же происходила эта революция? Близкие по происхождению роды во главе со старейшинами консолидировались в племена. Для племени (это иногда несколько десятков тысяч человек) уже была характерна общность территории, хозяйственной жизни, самоназвания, языка, обычаев, мифилогии, религиозных верований. Такое объединение уже можно назвать этносом, т.е. народом. В управлении племенем сочетались элементы непосредственной демократии (родового самоуправления), и надобщинных, т.е., уже предгосударственных структур. К первым относится общеплеменное собрание всех взрослых мужчин – воинов; в многочисленных племенах это было собрание глав семей. Ко вторым – совет родовых старейшин и выборный глава племени (вождь, базилевс, царь, конунг, князь и т.п.) – наиболее выдающийся по военным и административным способностям старейшина одного из родов. Если власть такого вождя становилась наследственной (либо по старшинству родства как то было у славян, либо по более распространенному принципу «майората» - от отца к старшему сыну), то возглавлявшийся им род становился правящей династией. А такой вождь независимо от его возраста считался старейшиной всех родов, входивших в племя.
Несколько племен объединялись в союзы для войн с соседями или для дальних походов, как, например, союз племен греков-ахейцев во главе с Агамемноном в Троянской войне конца XIII в. до н.э. или племенные союзы кельтских, германских и славянских племен в войнах II-V вв. против Римской империи. Времена, когда создавались племенные союзы, историки обычно именуют «военной демократией». Но этот термин оспаривается частью историков. Союзы племен были временными, непрочными и недолговечными формированиями. Они часто распадались, едва выполняли свои задачи. Возникали новые племенные союзы, нередко со вчерашними противниками против недавних союников. Сама «военная демократия» складывалась не повсеместно. Ее, например, не знали предки современных малочисленных народов российского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Они ни с кем не воевали. Бывали случаи, когда вождем племени избирался человек, который не напрягал соплеменников достижением каких-то сверхзадач. Но такое племя обычно становилось добычей соседнего, более сильного племени и присоединялось к нему. Византийские писатели VI в., говоря о восточных славянах, называли их объединения, более прочные, чем союзы племен, «славиниями». Вождь племени одновременно являлся и главным его жрецом. Такое положение превращало вождя в носителя «божественной благодати», посредника между людьми и све-рхестественными, божественными силами. Сакрализация (от лат. sacer – cвященный) правителя была важнейшим шагом на пути его деперсонализации и превращения в своеобразный символ. Власть авторитета сменялась авторитетом власти.
Важным элементом протогосударства была дружина. В начале – это сообщество близких друзей и боевых соратников вождя племени, ядро народного ополчения. Со временем дружинники стали выполнять поручения вождя по сбору податей с подвластного населения, управлению племенем, огранизации общественных работ, судебные функции, становясь первыми управленцами. Центрами племен и их союзов становились протогорода – огороженные поселения, возникавшие обычно на выских, недоступных для врагов местах (название афинского Акрополя переводится на русский язык как «верхний город») или в излучинах рек. Города становились центрами политической, религиозной и хозяйственной жизни. В них располагались племенные власти, храмы, рынки, собирались общеплеменные собрания, советы родовых старейшин, созывалось народное ополчение, концентрировались богатства и запасы продуктов, которыми распоряжались племенные власти. К городам тяготели окружавшие их поселения земледельцев, скотоводов и ремесленников. Самыми древним городом считается: Чатал-Гуюк (совр. Турция) - VII-VI тыс. до н.э. В IV-I тыс. до н.э. возникли города в Древнем Египте, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Средней Азии, Индии, Китае. На территории России, на Южном Урале в 1985 г. археологами были открыты Аркаим и еще ок. 20 городов с развитым про-изводством бронзы. Эта «страна городов» датируется XVIII-XVI вв. до н.э., что древнее Афин, «вечного города» - Рима и примерно на уровне Вавилона, основанного в XIX в. до н.э. В интересах сохранения униального памятника истории и культуры по настоянию ученых правительство СССР приняло беспрецедентное решение об отмене запланированного в Челябинской области строительства гидроэлектростанции и созданию на месте «страны городов» водохранилища.
Накопленные богатства и общественные работы надо было учиты-вать. Так появились различные системы письменности: пиктографическая (рисуночное письмо); клинопись на глиняных табличках - в междуречье Тигра и Евфрата; иероглифическая - в Древнем Египте и Китае; огамическая – у кельтов Западной Европы в древности; руническая - у предков славян, а позднее у скандинавов и германцев; узелковая - в доколумбовых цивилизациях Америки и др. Грамотные писцы-чинов-ники уже в предцивилизационный период истории первобытного общества стали влиятельным слоем профессиональных управленцев.
Первые цивилизации на Востоке возникли в IV-II тыс. до н.э. Однако, первобытное общество еще очень долго существовало на периферии древних, средневековых и продолжает существовать на периферии современных цивилизаций. Традиции каменного века еще сохраняют аборигены Австралии, бушмены экваториальной Африки, индейские племена в верховьях бассейна Амазонки. Некоторые из них и в наше время не дошли до уровня производящего хозяйства. Исследования этнологов, наряду с данными археологии позволяют (хотя и далеко не полностью) восстановить картину истории первобытного общества, от которого не осталось письменных свидетельств.