Что значит – произвести морфологический разбор?
а) Разобрать слово по составу;
б) разобрать слово как часть речи;
в) проанализировать орфограммы.
2. Укажите собственные имена существительные:
а) тетрадь;
б) Александра;
в) цветок;
3. Существительное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) признак действия.
4. Укажите одушевленные и неодушевленные имена существительные:
а) снег;
б) дерево;
в) мужчина;
5. Укажите существительные мужского рода:
а) доктор;
б) небо;
в) берег;
6. Укажите разносклоняемые существительные:
а) земля;
б) время;
в) ночь;
7. Укажите существительные, имеющие форму только множественного числа:
а) листья;
б) ветра;
в) ножницы;
Уроки 82–83. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
СОЧИНЕНИЕ. АНАЛИЗ ОШИБОК,
ДОПУЩЕННЫХ В СОЧИНЕНИИ*(с. 149)
Тип урока:рефлексия.
Педагогические задачи:создать условия для отработки умения обучающихся писать сочинение; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц.
Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
• познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к ее преобразованию, сохранению и передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют
способность к использованию родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
• регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
• коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Образовательные ресурсы:материал для словарной работы.
Сценарий урока 82
I. Работа над текстом сочинения.
Беседа.
– Прослушайте стихотворение и скажите, как вы понимаете следующие строки:
Скажи, какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет и посмотрели косо вслед?
Или незримый, прочный след
В чужой душе на много лет?
(Учащиеся приходят к выводу о том, что каждый человек должен сделать что-то значимое, оставить после себя то, что будут помнить другие.)
– След в душе человека могут оставлять не только люди, но и различные события, которые происходят в его жизни. Особенно яркими являются события, случившиеся в первый раз.
– Как вы думаете, почему такие события кажутся особенными?
– Какие эмоции переживает в этот момент человек?
2. Составление плана к сочинению.
II. Самостоятельная работа (по упражнению 284). Написание сочинения.