Укажите основные части микроскопа.
Зарисовать схему хода лучей в сухой и иммерсионной системах.
Указать основные технические характеристики микроскопа:
Сделать расчет минимальной и максимальной разрешающей способности светового микроскопа.
Раздел 2. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ
Микроорганизмы не имеющие клеточного строения (Акариоты)
Морфологические типы
Цель занятия: Ознакомиться с отдельными представителями различных морфологических типов акариот.
Использую литературные данные, опишите схему строения бактериофага.
2. Перечислить морфологические типы вирусов.
3. Охарактеризовать свойства вирусов.
4. Используя материалы лекций ответить на следующие вопросы:
4.1. Вирусы не способны к росту и ____________________________________
4.2. У вирусов имеется один тип нуклеиновой кислоты: или ______, или __________________________________________________________________
4.3. Вирусы не имеют _______________________________________строения
4.4. У вирусов отсутствуют собственные энерго _________________системы
4.5. Вирусы не имеют рибосом. Они пользуются рибосомами ___________, что обусловливает их _____________________________________паразитизм.
4.6. Вирусы размножаются путем _____________________________________
5. Укажите классификация вирусов по типу нуклеиновой кислоты:
а) РНК – содержащие вирусы (12)
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3.________________________________________________________________
4.________________________________________________________________
5_________________________________________________________________
6_________________________________________________________________
7_________________________________________________________________
8_________________________________________________________________
9_________________________________________________________________
10________________________________________________________________
11________________________________________________________________
12________________________________________________________________
б) ДНК – содержащие вирусы (6)
1_________________________________________________________________
2_________________________________________________________________
3_________________________________________________________________
4_________________________________________________________________
5_________________________________________________________________
6_________________________________________________________________
6. Укажите тип симметрии нуклеокапсида (3):
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
7. Укажите классификацию вирусов по тропизму:
Нейротропные (перечислить семейства):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Энтеротропные (перечислить семейства)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дермотропные (перечислить семейства)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Иммунотропные (перечислить семейства)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прокариоты. Морфологические типы бактерий
Основные формы бактерий
Используя литературные данные, дайте названия структур бактериальной клетки.
Цель занятия: Ознакомиться с отдельными представителями различных морфологических типов бактерий.
Приготовить фиксированные окрашенные препараты, промикроскопировать и зарисовать шаровидные (Micrococcus agilis, Azotobacter chroococcum, Sarcina flava), палочковидные (Bacillus mycoides, Erwinia herbicola, Lactobacillus acidophilus), спиралевидные (Vibrio sp., Spirillum sp., Spirochaeta(Treponema dentium) и нитчатые (Leptothrix ochracea) формы бактерии.
К рисункам предъявляются следующие требования: рисовать нужно простым хорошо отточенным карандашом, бактериальные клетки необходимо зарисовывать такого размера, как их видно в микроскоп. Подписи под рисунком должны быть сделаны ручкой, по латыни (помните, что у микроорганизмов бинарная номенклатура). Ниже указать общее увеличение микроскопа.
Методы приготовления препаратов микроорганизмов
Техника взятия бактериальной культуры для приготовления препаратов
Исследование живых клеток микроорганизмов методами раздавленной и висячей капли.
Фиксированные препараты микроорганизмов.
Техника микроскопирования микроорганизмов
Морфология прокариот
Шаровидные формы
______________________ латинское название микроорганизма _____________________ общее увеличение микроскопа | ______________________ ______________________ | ______________________ ______________________ |
Палочковидные формы
______________________ латинское название микроорганизма _____________________ общее увеличение микроскопа | ______________________ ______________________ | ______________________ ______________________ |
Спиралевидные формы
______________________ латинское название микроорганизма _____________________ общее увеличение микроскопа | ______________________ ______________________ | ______________________ ______________________ |
Нитчатые формы
Ознакомиться с нитчатыми бактериями в пробе воды из естественного водоема на примере железобактерий Leptothrix ochracea. Приготовить препарат в раздавленной капле.
______________________ латинское название микроорганизма _____________________ общее увеличение микроскопа |
Актиномицеты
Методика приготовления фиксированного окрашенного препарата для просмотра актиномицетов:
Посмотреть и зарисовать фиксированный окрашенный препарат актиномицета Streptomyces chromogenes.
______________________ латинское название микроорганизма _____________________ общее увеличение микроскопа |
Микроскопические эукариоты
Цель работы — ознакомиться с отдельными представителями микроорганизмов, относящихся к эукариотам, на примере микроскопических грибов и водорослей.
Задача. 1. Приготовить фиксированные препараты из чистых культур дрожжей: Saccharomyces cerevisiae, Schizosaccharomyces pombe, Candida kefiri, промикроскопировать их с иммерсионным маслом и зарисовать делящиеся клетки. Обратить внимание на форму дрожжевых клеток и исследовать способы вегетативного размножения дрожжей.
2. Промикроскопировать культуру плесневого гриба Rhizopus stolonifer, зарисовать закрытые спорангии. Культуры плесневых грибов просматривают непосредственно в чашках Петри, предварительно затянув их пищевой пленкой или делают препарат согласно методике
3.Промикроскопировать культуры грибов Penicillium expansum и Aspergillus niger и зарисовать конидиеносцы с конидиями.
4.Приготовить препарат из культуры гриба Fusarim sр., промикроскопировать его и зарисовать микро - и макроконидии.
5. Приготовить препарат в раздавленной капле из культуры водорослей (Chlorella vulgaris и др.), промикроскопировать и зарисовать его
Дрожжи
______________________ латинское название микроорганизма _____________________ общее увеличение микроскопа | ______________________ ______________________ | ______________________ ______________________ |
Плесневые грибы
______________________ латинское название микроорганизма _____________________ общее увеличение микроскопа | ______________________ ______________________ |
______________________ ______________________ | ______________________ ______________________ |
Водоросли
______________________ латинское название микроорганизма _____________________ общее увеличение микроскопа | ______________________ ______________________ | ______________________ ______________________ |
Задача 2. Укажите отличительные признаки прокариот и эукариот, поставив в соответствующей ячейке + или – и функции, выполняемые структурными элементами.
Признаки | Функции | Эукариоты | Прокариоты | |
Наличие истинного ядра с мембраной | ||||
Хромосомы | ||||
Наличие нуклеоида | ||||
Наличие в клетке митохондрий, комплекса Гольджи, эндоплазматического ретикулума | ||||
Мезосомы | ||||
Наличие рибосом (указать тип) | ||||
Наличие в составе клеточной стенки | целлюлозы | |||
пептидогликана, хитина | ||||
Споры для | размножения | |||
сохранения | ||||
Вакуоли | ||||
Жгутики | ||||
Размножение |
Окраска включений в клетках микроорганизмов.
Цель работы— ознакомление с методом дифференциации микроорганизмов по Граму; выявление спор в клетках бактерий и ознакомление с различными включениями в клетках микроорганизмов.
Задача:1. Провести окраску по Граму микроорганизмов:, Bacillus mycoides, Clostridium butyricum, Azotobacer chroococcum и Erwinia herbicola.
2.Окрасить споры в клетках бактерий Bacillus mycoides и Clostridium butyricum.
3. Для выявления гранулёзы приготовить препарат из культуры Clostridium butyricum.
4. Для выявления гликогена приготовить препарат из культуры Saccharomyces cerevisiae или Bacillus mycoides.
5.Для выявления жира приготовить препарат из старой культуры Saccharomyces cerevisiae.).
6 Для выявления волютина приготовить препарат из культуры Saccharomyces cerevisiae.
Для оформления рисунков воспользоваться цветными карандашами.
Методика окраски включений
Гранулеза:
Гликоген:
Жир:
Волютин: