III. Должностные обязанности
Осуществлять работу по предоставлению клиентам экскурсионных услуг в соответствии с разработанными маршрутами, методиками и контрольными текстами.
Собирать и изучать исторические материалы и документы, в том числе архивные и статистические данные, иные материалы, содержащие сведения об объектах экскурсий.
Готовить индивидуальные тексты экскурсий, публичных выступлений и др.
Участвовать в разработке новых тем, экскурсий, осваивать новые варианты экскурсий для различных групп населения.
Постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства, участвовать в работе методических секций и творческих групп экскурсоводов, в конференциях и семинарах.
Разрабатывать технику экскурсионных рассказов, публичных выступлений, ответов на вопросы.
Получать информацию о месте и времени прибытия туристов, организовывать встречу туристов в условленном месте, устанавливать количество туристов в группе, удостоверять принадлежность туристов к группе, проводить протокольные мероприятия.
Выбирать оптимальное место расположения группы для проведения экскурсии.
Читать экскурсионные лекции по культуре и истории, рассказывать о традициях и обычаях региона, знакомить туристов с достопримечательностями.
Проводить экскурсии по музею или культурному центру, сопровождать экскурсионными пояснениями и рассказами осмотр и показ экспозиций музея.
Проводить инструктаж по соблюдению мер безопасности при осмотре достопримечательностей, экспозиций и др.
Отвечать на общие и профессиональные вопросы туристов по теме экскурсии.
Вести беседу с туристами и при необходимости выполнять обязанности переводчика.
Заполнять экскурсионные путевки и иную экскурсионную документацию.
При заболеваниях туристов, травмах оказывать первую медицинскую помощь, организовывать вызов соответствующих служб скорой помощи, спасателей.
Координировать поведение группы при наступлении чрезвычайной ситуации, сообщать соответствующим инстанциям об их возникновении.
Организовывать отъезд тургруппы с места экскурсии.
Вести установленную отчетность.
IV. Права
Экскурсовод имеет право:
1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
3. Получать от руководителей структурных подразделений, других специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений предприятия для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководителя предприятия).
5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
Экскурсовод несет ответственность:
1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством.
2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим законодательством.
Руководитель структурного
(Подпись) (Расшифровка подписи) |
подразделения
С Инструкцией ознакомлен |
Визы
(Подпись) (Расшифровка подписи)
(Подпись) (Расшифровка подписи)
1Дата)
Примерный учебный план курсов (центров) подготовки гидов-переводчиков в г. Москве
Продолжительность занятий: 154 академ. часа. Форма обучения: вечерняя, дневная. Режим занятий: 4—5 раз в неделю.
I этап обучения: Москвоведение (обучение экскурсии по городу)
|
II этап обучения: в Государственном историческом музее (с филиалами)
|
III этап обучения: Основы гидовской деятельности
|
№ п/п | Тема | Продолжительность, ч |
Экскурсия по городу. Практическое занятие | ||
Работа с турдокументами. Финансовая ответственность гида-переводчика при обслуживании туристов и гостей Москвы | ||
Лекции | ||
Правовые вопросы в сфере национального турбизнеса (лекция) | ||
Экономика туризма. Роль и значение гида-переводчика в туриндустрии города. Комплексные программы развития туризма в Москве. Этика поведения. Протокольные нормы (лекция) | ||
Технология встречи, приема, размещения, организации питания туристов (лекция) | ||
«Круглый стол». Методика ответов на вопросы туристов | ||
Экзамен | ||
Экскурсия по городу (на иностранном языке) | ||
Практические навыки гида-переводчика при обслуживании туристов и гостей Москвы на русском и иностранных языках | ||
Итого: |
По итогам обучения выдается свидетельство о дополнительном образовании по специальности «Гид-переводчик» или «Экскурсовод» (с указанием перечня прослушанных дисциплин и продолжительности сроков обучения), а также приложение о соответствии слушателя квалификационным требованиям.
Примерный учебный план курсов (центров) подготовки экскурсоводов в г. Москве
Продолжительность занятий: 200 академ. часов. Форма обучения: вечерняя, дневная. Режим занятий: 2—3 раза в неделю.
№ п/п | Наименование дисциплины | Количество часов |
Туризм как отрасль экономики в современном мире | ||
Основы профессионального мастерства экскурсовода | ||
2.1 | Основы экскурсоведения | |
2.2 | Основы психологии общения на экскурсии | |
Из истории культуры Москвы | ||
3.1 | История Москвы | |
3.2 | Архитектура Москвы | |
3.3 | Основы религиоведения | |
Подготовка экскурсионных тем | ||
4.1 | Подготовка обзорной городской автобусной экскурсии «Москва — столица России» | |
4.2 | Подготовка путевой информации в загородной автобусной экскурсии | |
Работа над текстами экскурсий | ||
5.1 | Работа над индивидуальным текстом экскурсии «Москва — столица России» | |
5.2 | Работа над контрольным текстом путевой информации в загородной автобусной экскурсии | |
Квалификационный экзамен | ||
Итого: |
По итогам обучения выдается свидетельство о дополнительном образовании по специальности «Экскурсовод» (с указанием перечня прослушанных дисциплин и продолжительности сроков обучения), а также приложение о соответствии слушателя квалификационным требованиям.
Перечень специальных требований к преподавателям курсов (центров) подготовки гидов-переводчиков и экскурсоводов
1. Наличие высшего или специального образования в области туризма.
2. Опыт работы в качестве гида-переводчика или экскурсовода не менее 5 лет.
3. Соискатель должен быть практикующим гидом-переводчиком или экскурсоводом.
4. Соискатель на должность преподавателя для проведения практических занятий должен иметь разработки авторских экскурсий или индивидуально разработанные материалы по всем основным направлениям информационно-экскурсионной работы с учетом языково-географических направлений, а также терминологические материалы по всем музеям и объектам показа, входящим в пакет обслуживания туристов в г. Москве.
5. Соискателю необходимо иметь рекомендацию о соответствующем профессиональном уровне и опыте работы в туротрасли.
6 Скобельцына
Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии
(из постановления Министерства труда и социального развития РФ от 07 мая 1999 г. №8)
Общие положения
1. Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии (далее — квалификационные требования) предназначены для решения вопросов, связанных с обеспечением эффективной системы управления персоналом и качеством труда, регулированием трудовых отношений в организациях независимо от форм собственности и организационно правовых форм деятельности.
Квалификационные требования являются нормативными документами, предназначенными для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству и продуктивности услуг, подбору, расстановке и использованию кадров, а также обоснованию принимаемых решений при проведении аттестации руководителей и специалистов.
2. Квалификационные требования разработаны применительно к соответствующим секторам и подсекторам туристской индустрии. Поскольку квалификационные требования распространяются на работников организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, они отражают минимально необходимые требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ в указанной сфере деятельности. При разработке должностных инструкций допускается расширение и уточнение перечня должностных обязанностей работников, основных навыков и знаний, необходимых для их выполнения, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности.
3. Квалификационные требования содержат три части. В первой части приводится наименование сектора и подсектора туристской индустрии, номер квалификационных требований, направление деятельности работников, наименования должностей работников и требуемые уровни их образования. Должности работников, включенные в квалификационные требования, сгруппированы по трем квалификационным уровням в зависимости от направления деятельности работников, сложности и объемов выполняемых должностных обязанностей, степени самостоятельности и ответственности в принятии и реализации решений. При этом должности работников первого и второго уровней объединены в общее направление деятельности, учитывая единство в содержании их основных навыков и знаний, а также последовательность и преемственность в профессиональном и должностном развитии. Квалификационные требования для должностей работников третьего квалификационного уровня приведены в каждых квалификационных требованиях после описания требований для работников первого и второго квалификационных уровней.
Требуемые уровни образования работников приведены в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».
Во второй части приведен перечень должностных обязанностей для работников соответствующего квалификационного уровня.
В третьей части приведен перечень основных навыков и знаний, необходимых для выполнения должностных обязанностей, указанных во второй части квалификационных требований.
Должностные обязанности представлены в виде перечня конкретных должностных задач, выполнение которых позволяет работнику реализовать трудовые функции в границах его компетенции.
Для решения каждой конкретной должностной задачи установлен набор основных навыков, представляющих собой доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи, а также перечень необходимых основных знаний, отражающих содержание программ обучения работников в соответствующей профессиональной области.
4. В квалификационные требования не включены наименования производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к знаниям, навыкам и уровню образования определяются применительно к соответствующим базовым должностям.
5. С введением настоящих квалификационных требований не отменяются действующие в туристской индустрии на соответствующие виды работ тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих и квалификационные характеристики должностей специалистов и служащих, включенные в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, так как приведенные квалификационные требования отражают более высокие стандарты качества, продуктивности услуг и требуют внедрения принципиально иных организационно-технических условий, чем приведенные в ЕТКС и КС.
6. При введении в действие в организациях организационно распорядительных документов, разработанных на основе настоящих квалификационных требований, необходимо организовать профессиональное обучение работников и привести организационно технические условия работы в соответствие с требованиями, приведенными в настоящем документе.
7. Срок действия квалификационных требований установлен до 31 декабря 2001 г. За год до истечения указанного срока действия квалификационные требования подлежат проверке, по результатам которой будет принято в установленном порядке решение о продлении их действия либо внесении в них необходимых изменений и дополнений.
Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии
Сектор | Туристская деятельность | |
Подсектор | Экскурсионное бюро | |
Номер квалификационных требований | ||
Направление деятельности работников | Предоставление услуг экскурсовода (гида) туристам, в масштабах города, региона, страны, демонстрируя требуемое сочетание навыков, знаний по специализации работы экскурсионного бюро и владения языком | |
Наименование должностей | Первый квалификационный уровень | Второй квалификационный уровень |
Агент по приему заказов | Переводчик | |
Секретарь | Гид-переводчик | |
Стажер | Экскурсовод | |
Кассир | Организатор экскурсий | |
Курьер | Агент по рекламе и продажам | |
— | Агент по работе с клиентами | |
— | Администратор | |
— | Бухгалтер | |
Требуемый уровень профессионального образования и обучения | Первый квалификационный уровень | Второй квалификационный уровень |
Квалификация бакалавра Среднее профессиональное образование Профессиональное обучение Начальное профессиональное образование | Квалификация «дипломированный специалист» Квалификация бакалавра Среднее специальное образование |
Перечень основных должностных обязанностей для первого и второго квалификационных уровней | ||
Должностные обязанности | Квалификационный уровень | |
Работа с российской и иностранной клиентурой (на языке основной клиентуры) | 1 и2 | |
Подготовка и организация работы экскурсионного бюро | ||
Встреча туристов | 1 и2 | |
Организация отъезда с места сбора группы туристов | 1 и2 | |
Работа с группой туристов | ||
Экскурсионное сопровождение туристов | ||
Ответы на вопросы туристов | 1 и2 | |
Использование различных видов транспорта | 1 и2 | |
Завершение экскурсии | 1 и2 | |
Связь с главным офисом экскурсионного бюро | 1 и2 | |
Проведение стандартной обзорной экскурсии | 1 и2 | |
Проведение экскурсии по музею или культурному центру | ||
Проведение экскурсии по специальной программе | ||
Обеспечение мер безопасности туристов | 1 и2 | |
Оказание первой медицинской помощи | 1 и2 | |
Действия в чрезвычайных ситуациях | 1 и2 | |
Работа с жалобами клиентов |
Перечень основных навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей работников первого и второго квалификационных уровней | ||
Должностные обязанности | Основные навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей | Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей |
1. Работа с российской и иностранной клиентурой (на языке основной клиентуры) | Владение иностранным языком основной клиентуры. Определение и удовлетворение потребностей туристов. Устное общение с туристами по тематике профессиональных обязанностей. Ведение беседы с туристами и при необходимости выполнение обязанностей переводчика. Анализ материалов, связанных с работой экскурсионного бюро, на соответствующем иностранном языке (языках). Составление письменных сообщений на соответствующем иностранном языке (языках). Культура межличностного общения. Соблюдение делового стиля, протокола и этикета | Знание туристской индустрии. Теория межличностного общения. Расширенный словарный запас по тематике истории, культуры и географии региона. Основы психологии. Протокол и этикет |
2. Подготовка и организация работы экскурсионного бюро | Прием заявок на проведение экскурсии. Владение методикой разработки новых форм и методов проведения экскурсий. Техника анализа программы экскурсий. Определение ключевых позиций программы экскурсии. Определение особых потребностей тургруппы. Получение и сверка необходимых документов. Использование оборудования для действий в экстремальных ситуациях. Деловой стиль и опрятность | Экскурсионное дело. Методика проведения экскурсий. Правила пользования техническими средствами. Техника безопасности. Основы гигиены |
Должностные обязанности | Основные навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей | Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей |
3. Встреча туристов | Соблюдение протокола и этикета. Культура межличностного общения. Проверка информации о месте и времени прибытия туристов. Встреча и идентификация туристов группы. Протокольные мероприятия | Протокол и этикет. Теория межличностного общения. Основы психологии. |
4. Организация отъезда с места сбора группы туристов | Культура межличностного общения. Проверка наличия всех туристов и необходимых документов. Инструктаж туристов. Предоставление общей информации о программе экскурсии. Ответы на вопросы | Теория межличностного общения. Техника безопасности |
5. Работа с группой туристов | Предоставление полной информации об экскурсии. Инструктаж о правилах поведения в группе, общепринятых нормах поведения при посещении различных достопримечательностей. Выявление «трудных» туристов и индивидуальная работа с ними. | Теория межличностного общения. Техника безопасности. Основы психологии |
6. Экскурсионное сопровождение туристов | Выбор оптимального места для расположения тургруппы при проведении экскурсии. Использование микрофона. Сопровождение туристов при осмотре, показе и изучении объекта. Техника публичных выступлений | Методика проведения экскурсий. Правила обслуживания на пешем, транспортном и комбинированном маршрутах. Правила работы на городском и загородном маршрутах |
Должностные обязанности | Основные навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей | Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей |
7. Ответы на вопросы туристов | Техника ответов на общие и профессиональные вопросы. Соблюдение протокола и этикета | Теория межличностного общения. Основы психологии. Протокол и этикет. |
8. Использование различных видов транспорта | Инструктаж о правилах поведения на данном виде транспорта. Учет физиологических потребностей туристов при передвижении, специфика работы транспортного средства | Инструкция о правилах поведения туристов на транспортном средстве |
9. Завершение экскурсии | Соблюдение протокола и этикета. Организация возвращения туристов с экскурсии. Протокольные мероприятия | Протокол и этикет. Инструкция о правилах востребования возврата личных вещей |
10. Связь с главным офисом экскурсионного бюро | Техника телефонных переговоров, использование мобильного телефона. Ведение отчетности по установленной форме. Культура межличностного общения | Методы отчетности. Теория межличностного общения |
11. Проведение стандартной обзорной экскурсии | Владение методикой разработки программы стандартной обзорной экскурсии. Организация протокольных мероприятий в начале и при завершении экскурсии. Организация осмотра, показа и изучения объектов. Техника экскурсионного рассказа и публичных выступлений, ответов на вопросы. Соблюдение программы экскурсии | Объекты и достопримечательности в контексте истории, географии и культуры. Экскурсоведе- ние. Методика проведения обзорной экскурсии. Традиции и обычаи |
Должностные обязанности | Основные навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей | Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей |
12. Проведение экскурсии по музею или культурному центру | Владение методикой разработки программы экскурсии по музею или культурному центру. Техника подготовки к экскурсии осмотра, показа и изучения экспозиции музея или культурного центра. Техника экскурсионного рассказа публичных выступлений, ответов на вопросы. Соблюдение программы экскурсии. Протокольные мероприятия | Экспозиция музея, культурного центра. Экскурсоведение. Методика проведения экскурсии по музею или культурному центру. Отечественная история и культура. Традиции и обычаи |
13. Проведение экскурсии по специальной программе | Владение методикой разработки программы специализированной экскурсии. Техника осмотра, показа, экскурсионного рассказа. Соблюдение программы специализированной экскурсии | Экскурсоведение. Методика проведения тематических нестандартных экскурсий. Отечественная история и культура. Традиции и обычаи |
14. Обеспечение мер безопасности туристов | Инструктаж туристов о правилах поведения в группе и соблюдении мер предосторожности. Осуществление контактов с службой безопасности, местными правоохранительными органами | Инструкция по технике безопасности. Памятка туристу |
15. Оказание первой медицинской помощи | Применение аптечки. Техника оказания первой медицинской помощи. Вызов соответствующих служб скорой помощи по телефону. Распознавание угрожающих симптомов | Инструкция по технике безопасности. Памятка туристу. Основы физиологии человека. Правила оказания первой медицинской помощи |
Должностные обязанности | Основные навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей | Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей |
16. Действия в чрезвычайных ситуациях | Владение техническими средствами устранения чрезвычайных ситуаций. Оказание первой необходимой помощи. Обращение за помощью в соответствующие службы. Организация мер по устранению паники. Сообщение по инстанциям о возникновении чрезвычайной ситуации | Инструкция по технике безопасности. Памятка туристу. Основы физиологии человека. Правила оказания первой помощи, пользования соответствующими техническими средствами |
17. Работа с жалобами клиентов | Техника приема и анализа жалоб. Культура межличностного общения. Техника работы с устными и письменными жалобами и принятия мер по предъявленным претензиям. Ведение статистики. Соблюдение протокола и этикета | Теория межличностного общения. Основы психологии. Основы теории статистики. Протокол и этикет |
Третий квалификационный уровень | |
Наименование должностей | Требуемый уровень профобразования и обучения |
Начальник отдела экскурсионного бюро: по маркетингу и рекламе; продажам; работе с клиентами; организационным вопросам | Квалификация «дипломированный специалист». Квалификация бакалавр |