Экскурсии по музею или культурному центру
Экскурсии по музеям возникли одновременно с их появлением. В России первым музеем считается Кунсткамера (1714г.), там и проводились первые музейные экскурсии.
Музеи (греч. museion — храм муз) — научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. Профиль музея определяет состав коллекций, тематику экспозиций, содержание научных исследований и оказывает влияние на все направления музейной деятельности.
В соответствии с профилем бывают музеи художественные (изобразительного, декоративно-прикладного, народного, современного искусства), исторические, литературные, искусствоведческие (театральные, музыкальные, музеи кино), архитектурные, естественно-научные (антропологические, ботанические, геологические, зоологические, минералогические), педагогические, сельскохозяйственные, научно-технические (транспорта, связи, строительства, авиации и космонавтики и др.).
К музеям комплексного профиля относятся краеведческие, музеи-ансамбли, музеи-заповедники.
Экскурсии в музеях являются одной из форм их культурно- просветительской деятельности. Материалы к экскурсии составляются на этапе проектирования экспозиции. Затем они передаются экскурсоводу. Автор-проектировщик экспозиции должен провести несколько предварительных занятий с экскурсоводом по теме экспозиции, потом экскурсовод приступает к разработке экскурсии на основе представленных материалов.
Экскурсии по музею, культурному центру, выставке имеют некоторые специфические особенности и бывают обзорными и тематическими. Обзорные дают общее представление о музее, тематические раскрывают темы на материале музея, когда показывается лишь часть экспозиции. На обзорной экскурсии обходят по возможности все залы. В крупных музеях (Эрмитаж, Третьяковская галерея) показываются лишь самые большие и интересные залы.
Объектами показа на экскурсиях в музеях являются музейные предметы. Выделяют шесть типов музейных предметов по способу фиксации информации:
вещественные — предметы, сделанные людьми и обладающие определенной утилитарностью: орудия труда, бытовая утварь, средства передвижения, оружие и др.; информация передается через материальную сторону предмета (форма, устройство, размер, цвет, вес);
изобразительные — произведения искусства или изображения, имеющие отдаленное сходство с оригиналом (чертежи, планы, схемы);
письменные — хроники, летописи, документы, статистические материалы, литературные и публицистические произведения, частная переписка, редкие книги;
фонические — записи голосов исторических личностей, оригинальное или авторское исполнение произведений и др.;
фотографические — фотографии, негативы на стекле, пленке и др.; 112
кинодокументы — кинопленки, фильмы, воспроизводимые с помощью технических средств.
Музейные предметы можно также классифицировать по одному или нескольким признакам: материалу, функциональному назначению, технике изготовления и др.
Музейные предметы в соответствии с их ценностью подразделяются на виды: типовые (например, орудие эпохи неолита); уникальные, существующие в единичных экземплярах (обладают особой научной, исторической и художественной ценностью), реликвии (особо почитаемые предметы). Уникальные музейные предметы и реликвии музеи стараются выставить в экспозиции.
Музейная экспозиция — это размещение особым образом предметов для демонстрации в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно- художественных решений. Критерием отбора музейных предметов для экспозиции являются их коммуникативные свойства — информативность, экспрессивность, аттрактивность.
В музейный экспозиционный комплекс входят:
1) подлинники — предметы, функционировавшие в определенный историко-культурный период;
2) бутафория — предметы, существующие только в мире искусства и не имеющие бытового назначения;
3) специально созданные для экспозиции произведения искусства;
4) копии или научно-художественные реконструкции — репродукции, слепки, муляжи, модели, макеты;
5) пояснительные тексты — аннотации, этикетки.
В музее проводятся, как правило, только пешеходные экскурсии, порядок проведения которых не зависит ни от каких внешних факторов. В музее под открытым небом (музеи-заповедники, дворцово- парковые ансамбли и др.) возможно проведение экскурсий с помощью каких-либо средств передвижения (автовагончики, велоавто- бусы и др.).
Маршрут экскурсии может совпадать с тематической структурой экспозиции, ее планом. Маршрут всегда компактен, без длительных переходов и пауз. Максимальная продолжительность экскурсии по музею — не более 2 ч. Следует учитывать, что ходить по музею гораздо тяжелее, чем на открытом пространстве. Возможно по ходу экскурсии прослушивание аудио- и видеозаписей, применение других приемов — элементов ритуала (например, минуты молчания в военно-исторических музеях), встреч с участниками событий и др.
Показать на одной экскурсии все экспозиционные материалы невозможно даже в небольших музеях, но желательно показать их как можно больше. Рассказ экскурсовода должен быть кратким, но емким. При этом у экскурсантов не должно быть непонимания того, почему им показывают не все.
В музее экскурсанты должны соблюдать установленные правила: не трогать руками экспонаты, фотографировать с использованием вспышки и др. Экскурсоводу следует контролировать соблюдение посетителями правил поведения в музее.
Экскурсовод не должен говорить слишком громко, так как это может помешать другим посетителям, использовать микрофон (если это не система микрофон-наушник, когда каждый экскурсант прекрасно слышит своего экскурсовода, а экскурсовод не напрягает голос).
В крупных музеях традиционно проводятся обзорные и тематические экскурсии. Например, Государственный музей изобразительных искусств им А.С.Пушкина предлагает тематические экскурсии для школьников разных классов: «Культура и искусство Древнего Египта», «Искусство Древней Греции», «Искусство Древнего Рима» и далее по всем этапам изобразительного искусства.
Государственная Третьяковская галерея помимо обзорной экскурсии предлагает целый ряд тематических экскурсий для взрослых и детей: «Искусство Древней Руси XII—XVII вв.», «Искусство XVIII в.», «Искусство первой половины XIX в.», «Орест Кипренский в Третьяковской галерее», «Дмитрий Левицкий в Третьяковской галерее», «Павел Федотов в Третьяковской галерее» и др.
Ряд тематических экскурсий предлагает Государственный исторический музей: «От Петра до Екатерины. Россия в XVIII в.», «Гроза 1812 года», «Российская империя в XIX в.» и др.
Аналогичные проекты есть практически во всех музеях. Лишь очень небольшие музеи (музеи-квартиры) предлагают посетителям только обзорную экскурсию.
Проблема музейных экскурсий заключается в том, что тематические экскурсии доступны, как правило, лишь для организованных групп посетителей. Поэтому чаще всего на тематические экскурсии приходят школьники или студенты.
Нестандартные экскурсии
Сегодня туристам часто предлагается унифицированный культурный продукт, не учитывающий желаний и потребностей отдельных туристов. Поэтому необычайно актуально развитие тематического культурного туризма, рассчитанного на удовлетворение разных интересов. Другим недостатком является низкое качество туристского продукта. Часто национальную культуру адаптируют под туриста, предлагают реконструкции и имитации, упрощенные для понимания, всевозможные стереотипы. Пример такого упрощения — Россия как страна снега, леса, медведей, балалайки и водки. Создаваемые стереотипы становятся основой для производства сувенирной продукции (шапка-ушанка, матрешки, балалайки и др.).
Участвуя в культурном туризме, люди ищут незаготовленных настоящих впечатлений. Сегодня во многих турах этого не хватает. Туристов водят стандартными маршрутами, показывая лишь самые популярные памятники. При этом на осмотр предоставляется минимум времени, так как маршруты перенасыщены объектами показа. Свободное время сокращено до минимума. В итоге остается лишь информационная усталость. Эти проблемы в полной мере характерны для популярных сегодня в России автобусных туров по Европе: 7—10 стран за 10 дней по невысокой цене.
Создание ощущения подлинности в туризме приобретает сегодня разные формы. Это может быть показ мест, удаленных от туристских троп (удаленная сельская местность или девственная природа). Иногда туристу предлагают поучаствовать в традиционном для региона сельскохозяйственном производстве. В Пекине, например, пропагандируется туризм «хутонг», когда внимание акцентируется на национальных жилищах. Через кулинарный туризм (дегустация блюд национальной кухни и напитков) туристов пытаются приобщить к культуре потребления пищи. В итальянской провинции Эмилия-Романа дегустация еды предлагается в сочетании с произведениями искусства, описывающими еду. Привнесение подлинности может быть связано с литературными произведениями (путешествие по местам жизни писателя или его литературных героев). Иногда туристские организации создают миф о местности и активно используют его в продвижении турпродукта (северный Йоркшир в Англии — край капитана Кука, Великий Устюг — родина Деда Мороза). Такое безудержное стремление к аутентичности (подлинности) может в результате привести к ее искусственному созданию.
Часто иностранцы, приезжая в Россию, испытывают интерес к обыденной культуре. Некоторые хотят пожить в небольших гостиницах в «российской глубинке», чтобы иметь возможность познакомиться с местной бытовой культурой, кулинарными традициями. К сожалению, туристам не показывают повседневных, обыденных мест. Не все туристские фирмы и экскурсионные бюро ориентированы на создание нестандартных тематических программ. Нестандартные предложения — экскурсии на тему «Приведения Москвы», или, например, «Подземная Москва», участники которой знакомятся с рассекреченным военным объектом времен холодной войны. Экскурсия «Для тех, кто не стал космонавтом, как мечтал в детстве» включает посещение Звездного городка с показом гидролаборатории, тренировочного комплекса, медико-биологического управления, самолета-тренажера невесомости.
Экскурсия «По местам московских привидений. Тайны и загадки столицы» появилась в 1995 г. в турагентстве «Владимирское подворье». Сегодня подобные экскурсии предлагают и другие московские агентства.
В Санкт-Петербурге недавно появился новый проект «Бюро Пе- троградъ», предлагающий туры-погружения в определенную эпоху. Для этого подобраны отели в тех городских кварталах и зданиях, где жили герои и происходили события, интересующие гостей. Питание туристов осуществляется в тематических ресторанах с кухней в стиле ретро, программой кабаре или музыкальным вечером в старинных особняках. Все это создает эффект путешествия во времени и пространстве.
В 3-дневный тур по Санкт-Петербургу под названием «Отрыв» входит пешеходная экскурсия «Параллельный Питер», обеды в греческом, китайском ресторанах или байкер-клубе, посещение клубного мероприятия, музея эротики или музея «Мир воды Санкт- Петербурга», картинг или боулинг, «чудный» фильм в доме кино. Все это кардинально отличается от стандартных программ пребывания в Санкт-Петербурге. Или, например, тур под названием «Адреналин», в который входит экскурсия по местам, «которые не знают даже местные», прыжок с парашютом, посещение дельфинария, обед в каком-либо национальном ресторане.
Как видим, появились креативные изменения в создании новых туров и нестандартных программ. Некоторые турпредприятия готовы удовлетворить любые пожелания своих клиентов. Общими рекомендациями для подготовки и проведения подобных экскурсионных туров может быть следующее.
Никакие экстремальные программы не должны быть сопряжены с риском для жизни и здоровья экскурсантов. Следует увеличивать по времени инструктаж по технике безопасности, клиент обязан поставить свою подпись под инструкцией, что обезопасит экскурсовода в том случае, если турист совершит какие-либо запрещенные инструкцией действия и получит травму.
Стоимость нестандартных (эксклюзивных) экскурсий, как правило, выше обычных, так как требует специальной дополнительной подготовки, включающей обеспечение безопасности маршрута, специальное снаряжение и др.
Поэтому эксклюзивные экскурсионные туры требуют специальных PR-мероприятий по их продвижению, поиска целевой аудитории, для которой такой тур может быть интересен. Далее определяются способы (каналы) доведения информации до этой целевой аудитории. Это, в первую очередь, реклама в разных средствах массовой информации, Интернете. Характер рекламы и ее цена зависят от стоимости продвигаемой экскурсионной услуги, ожидаемых продаж и прибыли. К способам продвижения услуги относятся также личные контакты с клиентами, создание положительного имиджа фирмы в целом, формирование постоянной клиентской базы.
Следует отметить, что нестандартные тематические экскурсии — одно из перспективных направлений развития экскурсионного бизнеса.
Контрольные вопросы
1. Назовите специфические черты городской обзорной экскурсии.
2. Как используется краеведческий материал в обзорной экскурсии?
3. В чем специфика производственных экскурсий?
4. Как проводятся природоведческие экскурсии?
5. В чем особенности проведения архитектурно-градостроительных экскурсий?
6. Назовите особенности экскурсий в музеи и культурные центры.
7. Назовите причины появления нестандартных экскурсий. В чем состоят особенности их подготовки и проведения?
Гл а в а 8
СОДЕРЖАНИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСКУРСИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
8.1. Виды туристско-экскурсионных учреждений
Сегодня на рынке экскурсионных услуг действуют различные виды туристско-экскурсионных учреждений: туристские бюро, бюро путешествий, агентства, экскурсионные бюро и др.
Туристский продукт формируется из услуг предприятий разного профиля, причастных к обслуживанию людей во время отдыха или путешествия. Это транспортные фирмы и компании, гостиницы, развлекательные парки и комплексы, рестораны и кафе, музеи и выставки. Комплектацией туристского продукта занимаются туроператоры.
Туроператор — это организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов. В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ» туроператорская деятельность заключается в формировании, продвижении и реализации туристского продукта, осуществляемая на основе лицензии. Туроператор разрабатывает туристские маршруты и насыщает их услугами, обеспечивает их предоставление, рассчитывает цены, составляет рекламно-информационные материалы.
Реализацией туристского продукта на рынке занимается организация-посредник — турагент. Турагентские фирмы приобретают у туроператоров скомплектованные туры и предлагают непосредственному потребителю.
Как правило, туроператоры осуществляют операторскую и агентскую деятельность, имеют головной офис и агентскую сеть.
Экскурсионные бюро выступают поставщиком экскурсионных услуг, в том числе экскурсовода, одновременно они же могут осуществлять туроператорскую или турагентскую деятельность. Для осуществления деятельности туроператора необходимо иметь в штате не менее 7 работников, 30 % из которых (в том числе руководитель фирмы) должны иметь специальное образование или стаж работы в сфере туризма не менее 5 лет (для турагента не менее 3 лет). Все сотрудники фирмы должны повышать квалификацию не реже одного раза в 3 года. Фирма обязана сообщать клиенту полную информацию о себе, особенностях тура, правилах поведения во время поездки. Услуги предоставляются только после заключения договора с клиентом. Фирма должна иметь сертификат соответствия туристических услуг требованиям безопасности. Туры реализуются на основании договоров туроператора с турагентами или организациями, оказывающими услуги.
Федеральное агентство по туризму, включая турфирму в Единый федеральный реестр туроператора, подтверждает тем самым легальность и законность деятельности турфирмы.
Управление современным туристским предприятием включает нацеленность на достижение максимально возможных результатов; многовариантность решения проблем; ценностную ориентацию. К особенностям управления в индустрии туризма можно отнести следующие:
• удовлетворение потребностей и желаний потребителей, даже если они опережают возможности организации;
• календарное планирование работ в зависимости от спроса;
• овладение навыками общения с клиентами в их интересах;
• расчет производственных мощностей по «пиковому», а не по среднему уровню спроса на услуги;
• невозможность создания запасов турпродуктов в периоды межсезонья для их использования при повышении спроса;
• зависимость эффективности работы от внешних факторов;
• сочетание маркетинга и производства, их взаимопроникновение.
Для туристских предприятий эффективен новаторско-анали- тический стиль работы, ориентированный на изменение ситуации. Для него характерны: энергичность, чуткость к новым идеям и информации; генерирование большого числа идей; регулярные совещания руководителя с сотрудниками; их вовлеченность в разработку и принятие организационных решений; открытость в отношениях между руководителем и подчиненными; готовность и способность учитывать мнение других; быстрое принятие решений и внедрение новшеств; терпимость к ошибкам, делегирование подчиненным ряда полномочий, прав; создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений («группы контроля качества»); умение анализировать ситуацию и работать с людьми.
Одним из основных условий результативного управления является правильная постановка цели, т.е. желаемого результата, который может быть достигнут после осуществления определенных управленческих действий. Наличие цели выступает как системообразующий компонент всей системы управления. Достижение конечной цели зависит от решения частных задач, связанных с конкретными обстоятельствами жизнедеятельности организации. Перечислим такие задачи.
1. Изучение и прогнозирование конъюнктуры туристского рынка; обеспечение коммерческой деятельности необходимой информацией по конъюнктуре — ценам, поставщикам и конкурентам; анализ конкурентоспособности туристской продукции и услуг, а также требований, предъявляемых к ее качеству.
2. Оценка собственных возможностей, составление долгосрочных и среднесрочных прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития туристской организации; обеспечение ее денежными средствами, персоналом, материально-техническим оснащением, зданиями и др.
3. Активизация деятельности персонала, его экономическое и моральное стимулирование; создание условий для проявления творческого потенциала работников; повышение их профессиональной квалификации.
4. Организация производственной деятельности, создание конкурентоспособного продукта или услуги; решение организационных, технических, технологических аспектов.
5. Выбор партнеров и поставщиков, проведение переговоров с ними, заключение контрактов; организационно-правовое и дого- ворно-правовое обеспечение туристской деятельности.
6. Разработка и проведение рекламных и других мероприятий в целях расширения сбыта туристского продукта или услуг; участие туристской организации в выставках, ярмарках, семинарах, проводимых в России и за рубежом.
7. Развитие корпоративной и агентской сети; захват максимальной доли рынка; развитие новых направлений бизнеса; использование в сбытовой политике современных компьютерных технологий.
8. Анализ, контроль и координация деятельности; ведение в установленном порядке оперативного, бухгалтерского, статистического, финансового учета и отчетности; организация и анализ кредитных и расчетных операций, контроль за их осуществлением; достижение согласованности при работе всех звеньев туристской организации; оснащение новыми технологиями работы, коммуникациями и связью.
Исходя из решаемых задач, проектируется организационная структура управления турпредприятием. В основу ее построения должны быть положены такие принципы, как достаточная целесообразность, гибкость, минимальное количество звеньев, минимизация персонала, высокая ее квалификация, сокращение накладных расходов и др. Структура управления зависит от зарегистрированной организационно-правовой формы турорганизации (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью и др.); вида организации (туроператорская компания, турагентство, экскурсионное бюро, информационно-рекламное агентство, туристское автопредприятие и др.); размера предприятия (численности персонала); технологии производства туристского продукта; формы собственности (частная, государственная, общественная и др.) и других факторов.
Экскурсионные бюро являются поставщиками экскурсионных услуг — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий в установленном порядке экскурсионную деятельность, в том числе по планированию, организации, продвижению и реализации комплексной экскурсионной услуги, включая проведение экскурсий, а также оказывающий другие услуги, связанные с их организацией.
Организация, оказывающая экскурсионные услуги, должна иметь инструкции, устанавливающие правила действий сопровождающих и экскурсоводов по обеспечению безопасности, и журнал проведения с этими лицами инструктажей. При организации автобусных экскурсий руководствуются инструкцией об обязанностях водителя по обеспечению безопасности, установленными правилами поведения экскурсантов при нахождении в автобусе, договором с транспортным предприятием или индивидуальным предпринимателем, имеющим сертификат соответствия требованиям безопасности на услуги по перевозке пассажиров.
8.2. Структура и основные направления деятельности экскурсионного учреждения
В 1971 г. Центральный совет по туризму и экскурсиям бывшего СССР разработал и утвердил документы, определяющие содержание работы, организационные формы, структуру экскурсионных учреждений и должностные обязанности работников (Положение об экскурсионном бюро, бюро путешествий и экскурсий совета по туризму и экскурсиям, Положение об экскурсоводе турист- ско-экскурсионных учреждений системы Центрального совета по туризму и экскурсиям, Положение об организаторе туристско- экскурсионных учреждений, Положение о методическом совете экскурсионного бюро, бюро путешествий и экскурсий и др.).
Деятельность бюро путешествий и экскурсий обеспечивали штатные работники и экскурсоводы, руководители туристских групп, организаторы. Вся хозяйственно-финансовая работа осуществлялась в соответствии с годовым планом и строилась на основе хозяйственного расчета. Экскурсионные бюро, бюро путешествий и экскурсий являлись юридическими лицами, имели свой расчетный счет, самостоятельный баланс, печать. Они организовывали экскурсии за счет бюджетных и личных средств.
Методический отдел туристско-экскурсионного учреждения занимался организацией работы секций экскурсоводов, подготовкой новых тем экскурсий, совершенствованием методики их проведения. Эту же работу мог осуществлять методист, который нес ответственность за содержание экскурсий. Под руководством методистов разрабатывались новые темы, осуществлялось повышение квалификации экскурсоводов, обновлялись и дорабатывались существующие темы. Методист рецензировал индивидуальные тексты экскурсий, прослушивал пробные экскурсии начинающих экскурсоводов. В некоторых бюро создавались методические советы или секции из методистов, опытных экскурсоводов, научных сотрудников музеев.
В бюро создавались методические кабинеты, которые комплектовали библиотеки, где собиралась краеведческая, педагогическая, методическая, справочная литература. Велась картотека газетных и журнальных статей по тематике экскурсий. В методическом кабинете также хранились экскурсионно-методические материалы — карты, схемы, фотографии, картотека экскурсионных объектов.
Формированием новой экскурсионной темы занималась, как правило, творческая группа в составе 3 — 7 человек. В качестве консультантов приглашались работники музеев, преподаватели, архитекторы, краеведы. Обязанности распределялись в соответствии с подтемами. Каждый экскурсовод отвечал за свой блок, потом весь материал объединялся в единое целое руководителем творческой группы.
Сегодня деятельность экскурсионного бюро складывается из следующих основных направлений:
• заключение договоров на проведение экскурсий с фирмами- туроператорами; работа с предприятиями, их профсоюзными организациями, учебными заведениями по проведению экскурсий; музеями, выставочными комплексами, картинными галереями по возможности посещения их группами;
заключение договоров с предприятиями транспортного обслуживания о предоставлении автобусов, предприятиями общественного питания (если экскурсия длится в течение суток, необходимо организовывать питание экскурсантов); учреждениями социокультурной деятельности (концертные залы, стадионы, библиотеки, театры), если предполагается их посещение;
• работа по расширению экскурсионной тематики, разработке новых тем и вариантов экскурсий, организации конференций, занятий методических секций экскурсоводов, совещаний по обмену опытом, выпуску специальной литературы (функции методического отдела);
• работа с кадрами — организация подготовки и повышения квалификации экскурсоводов;
• контроль за качеством экскурсий — прослушивание экскурсий на маршрутах, составление рецензий, проверка индивидуальных текстов (функции методического отдела);
• реклама и связи с общественностью — использование разных видов рекламы, организация презентаций, встреч, интервью и т. п. (функции отдела по маркетингу и рекламе);
• финансовая и хозяйственная деятельность — составление финансовой отчетности и решение хозяйственных вопросов.
В соответствии с квалификационными требованиями должности работников экскурсионного бюро подразделяются на три квалификационных уровня.
Первый уровень — агент по приему заказов, секретарь, стажер, кассир, курьер; второй уровень — переводчик, гид-переводчик, экскурсовод, организатор экскурсий, агент по рекламе и продажам, агент по работе с клиентами, администратор, бухгалтер; третий уровень — начальник бюро, начальники отделов (по маркетингу и рекламе, продажам, работе с клиентами, отдела организационных вопросов). Требования к сотрудникам экскурсионного бюро и их должностные обязанности приведены в приложении 7.
8.3. Показатели деятельности экскурсионного учреждения
Экскурсионные бюро и другие учреждения работают по хозяйственно-финансовому плану, который составляется на 1 год. В нем указывается: объем предоставляемых услуг, количество туристов (экскурсантов), число человеко-дней на маршрутах выходного дня и местных туристских маршрутах, сумма прибыли. Кроме этого составляются квартальные планы.
Показатели работы делятся на основные и учитываемые. Основные: объем услуг, предоставляемых населению (тыс. руб.), количество туристов и экскурсантов, число человеко-дней, размер получаемой прибыли. В учитываемые показатели входят количество участников транспортных путешествий и по местным маршрутам выходного дня, число человеко-дней на этих маршрутах, объем доходов от экскурсионного обслуживания, количество экскурсантов, посетивших музей, участников производственных экскурсий, обслуживание отдыхающих на туристских базах, выработка в рублях на одного человека, средняя стоимость одной человеко-экскурсии.
Эффективность деятельности проще всего оценить в размере полученной прибыли. Собственно, цель любой коммерческой организации заключается в достижении максимальной прибыли, а менеджмент обеспечивает выполнение этой задачи. Рентабельность фирмы оценивают по ряду показателей: выручке от реализации, себестоимости, коммерческим и управленческим расходам, прибыли от продаж, процентам к получению, налогу на прибыль и др.
При формировании затрат экскурсионного бюро на производство, продвижение и реализацию экскурсионной услуги рекомендуется учитывать расходы на питание экскурсантов, транспортное, экскурсионное, медицинское обслуживание (включая профилактику заболеваний), оформление пакета документов на проведение экскурсии, обязательное страхование (во время нестандартных тематических, производственных, природоведческих, других экскурсий, сопряженных с повышенной опасностью для жизни и здоровья экскурсантов), обслуживание сопровождающими и гидами- переводчиками.
Финансово-экономический анализ осуществляется по бухгалтерской отчетности, которая включает билеты, абонементы, экскурсионные путевки в музей и другие документы, применяющиеся в учреждениях культуры и искусства для денежных расчетов с населением.
Для туристских предприятий действуют следующие документы строгой отчетности:
туристские путевки (три вида) (коды форм по ОКУД 0791601, 0791602, 0791603);
накладные-счета для получения наличных денежных средств за путевки (код формы по ОКУД 0791604);
талоны на питание (код формы по ОКУД 0791605); экскурсионные путевки (код формы по ОКУД 0793007).
Туристская путевка — это документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности.
Бланк экскурсионной путевки (письмо Минфина РФ от 27.03.2001 г. № 16-00-24/26 «О бланке строгой отчетности при проведении экскурсионных мероприятий») может применяться при проведении экскурсионных мероприятий как в черте города, так и в нескольких городах или населенных пунктах страны.
Расходы на приобретение бланков строгой отчетности туристические организации относят к расходам, связанным с оказанием услуг. В бухгалтерском учете они признаются расходами по обычным видам деятельности. Если в экскурсию входит посещение различных учреждений культуры, то требуется оформление дополнительных финансовых документов, виды и особенности оформления которых приведены в табл. 8.1.
Для того чтобы успешно конкурировать на рынке туристских услуг, сегодня многие экскурсионные бюро параллельно выполняют функции турагентов или туроператоров, расширяя тем самым сферу своей деятельности.
Контрольные вопросы
1. Назовите виды учреждений на рынке туристских услуг.
2. Охарактеризуйте, что из себя представляет экскурсионное бюро как поставщик экскурсионных услуг?
3. Какова структура экскурсионного бюро?
4. Назовите должности каждого квалификационного уровня, имеющиеся в экскурсионном бюро.
5. По каким показателям оценивается эффективность деятельности экскурсионного бюро?
6. Назовите документы финансовой отчетности для туристских предприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня туристский бизнес превращается в экономическую отрасль, способствующую развитию территорий и городов, в определенных случаях — стран. Туризм и экскурсионное дело становятся социальными явлениями, поскольку отражают улучшение качества жизни людей, их стремление к познанию исторического и культурного наследия, сохранению окружающей среды. Туризм в России — одно из самых перспективных направлений развития Москвы, Санкт-Петербурга, городов «Золотого кольца» и многих других, обладающих многовековой историей и сохранивших уникальные культурные памятники. Экскурсионные услуги входят во все культурно-познавательные туры, даже в те, которые предпринимаются исключительно с деловыми целями.
В учебном пособии рассмотрены вопросы истории, теории и методики экскурсионного дела. Используя представленный материал, можно качественно разработать экскурсионную услугу, оптимально реализовать ее, провести экскурсию так, чтобы туристы были удовлетворены вне зависимости от возраста, места жительства, национальности, профессии, общего культурного уровня. Экскурсионный метод познания окружающей действительности можно эффективно использовать не только в туризме, но и в учебном процессе. Он должен быть в арсенале специалистов по связям с общественностью, других работников туристского бизнеса, педагогов и воспитателей разных уровней. Это учебное пособие поможет студентам вузов овладеть знаниями, необходимыми для успешной деятельности в туристском бизнесе.
СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
Жест экскурсовода — движение, как правило, рукой, сопровождающее или заменяющее речь; жест делает показ выразительным и направленным.
Индивидуальный текст экскурсии — текст, который составляется экскурсоводом на основе контрольного текста, но с учетом последовательности показа объектов на маршруте, своих предпочтений и методики проведения экскурсии для конкретных экскурсантов.
Карточка объекта — карточка, в которую заносятся основные сведения об объекте. Другое название — паспорт объекта.
Контрольный текст экскурсии — технологический документ, включающий научное, актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам. На основе этого текста экскурсовод составляет свой индивидуальный текст.
Логический переход — установление связей между экскурсионными объектами или подтемами экскурсии. Логические переходы помогают выстроить рассказ и показ, придавая экскурсии целостность и законченность.
Маршрут экскурсионный — наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.
Методика — совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели; для экскурсовода — совокупность конкретных методических приемов проведения экскурсии на определенную тему и для определенной группы (на разные темы и для разных групп людей).
Методические приемы — оптимальный способ выполнения определенных действий.
Объекты экскурсионные — предметы, архитектурные комплексы, сооружения, мемориалы, ландшафты и др., составляющие основу экскурсии и обеспечивающие восприятие ее темы.
Показ на экскурсии — демонстрация объектов для получения зрительной информации.
Портфель экскурсовода — комплект информационных материалов (фотографий, копий документов, географических карт, схем, репродукций с картин и др.), используемых в ходе показа объектов на экскурсии.
Приемы показа — действия и процедуры, организующие наблюдение объектов и позволяющие извлечь максимум зрительной информации из объекта.
Приемы рассказа — они позволяют сделать экскурсионный рассказ более интересным, содержательным, эмоциональным, вызывают у экскурсантов зрительные ассоциации.
5 Скобельцына 129
Рассказ экскурсовода — воспроизведение текста экскурсии в индивидуальной манере, в том числе об объектах показа, ответы на вопросы и реплики экскурсантов.
Техника ведения экскурсии — совместные действия экскурсовода и экскурсантов, способствующие правильной организации экскурсии, ее проведению в соответствии с установлен<