Приемы движения и особые методические

Приемы

Как уже отмечалось, движение — одно из главных составля­ющих экскурсии и в нем используются свои методические приемы, помогающие усилить впечатление от осмотра экскурсионных объ­ектов. Охарактеризуем их.

Постепенное приближение к объекту или удаление от него по­могает почувствовать действительные размеры здания или соору­жения. Происходит соединение зрительных восприятий с мотор­ными, благодаря чему усиливается эффект показа объекта.

Движение вокруг объекта (объезд или обход) позволяет осмот­реть его со всех сторон. Это относится прежде всего к некоторым архитектурным комплексам. Например, все четыре фасада Зимне­го дворца в Санкт-Петербурге оформлены по-разному, таков был замысел архитектора. Поэтому целесообразно обойти дворец по крайней мере с трех сторон, что вполне возможно. Движение во­круг объекта обязательно при осмотре скульптурных памятников.

Подъем или спуск важен при показе башен, пещер, лестниц. Под­нявшись или спустившись, экскурсанты собственными ногами ощущают глубину или высоту объекта.

Движение при панорамном показе — позволяет насладиться в полной мере открывшимся видом на город, увидеть его с разных ракурсов или с разных сторон, если смотровая площадка позволяет это. В Санкт-Петербурге этот прием можно использовать на колон­наде Исаакиевского собора, в Москве — на Воробьевых горах.

Движение при показе динамики события. Этот прием применя­ется на исторических экскурсиях, когда участники экскурсии пере­мещаются тем же маршрутом, что и герои рассказа. Например, та­кой прием можно использовать при рассказе о штурме Зимнего дворца в октябре 1917 г., при рассказе об убийстве Г.Распутина в Юсуповском дворце, когда экскурсанты передвигаются вслед за убийцами и их жертвой.

Впечатление от экскурсии усиливают особые методические приемы. Назовем их.

Встреча с очевидцем события. Чтобы усилить впечатления от экскурсии, можно организовать встречу экскурсантов с участника­ми или свидетелями событий. При этом их рассказ должен быть кратким, не повторяющим то, что уже сказал экскурсовод. Такие встречи практикуют во время экскурсий по местам боевых дей­ствий периода Великой Отечественной войны, в других случаях, когда события не слишком отдалены во времени или происходит знакомство с каким-то предприятием, учебным заведением.

Если автобус оборудован телевизором, аудио- или видеомагни­тофоном, можно показать небольшой фильм по теме экскурсии, воспроизвести аудиозаписи отрывков из литературных или музы­кальных произведений. Прием применения технических средств не должен быть длительным, не более 15 мин. Продолжительность просмотра можно увеличить, если экскурсия загородная, сопровож­дающаяся длительными переездами.

Иногда экскурсовод проводит на глазах экскурсантов какой- либо небольшой эксперимент-исследование, например, предлагает определить температуру воды, потрогав ее рукой или ногой, глуби­ну ущелья, бросив в него камешек. Чаще всего такой прием исполь­зуется в природоведческих и производственных экскурсиях. На археологической экскурсии можно попытаться определить глу­бину древнего колодца с помощью веревки или горящего листка бумаги, который, падая, освещает стенки колодца.

В некоторые экскурсии возможно вводить элементы ритуала. Это может быть минута молчания или возложение цветов при посещении братских захоронений. Часто экскурсанты присутствуют при смене почетного караула, участвуют в массовых шествиях и митингах.

Недавно в Московском Кремле была возобновлена традиция развода конных и пеших караулов Президентского полка на Собор­ной площади. В числе инициаторов возобновления ритуала был Ко­митет по туризму Москвы и Государственный музей-заповедник «Московский Кремль». Эта церемония стала привлекательным фактором для туристов, посещаемость Кремля в субботние дни за­метно возросла. В 2006 г. личный состав Президентского полка представлял комплексную туристскую программу на фестивале «Русская зима» на Трафальгарской площади в Лондоне.

Иногда экскурсовод обращается к аудитории с теоретическим вопросом или практическим заданием, например, собрать лекар­ственные средства, найти растение, о котором шла речь, определить самостоятельно размеры какого-либо объекта. Такой прием нра­вится школьникам, молодежной аудитории, способствует активиза­ции любых экскурсантов.

Прием соучастия помогает экскурсантам стать участником того события, о котором идет речь. Делается это с помощью «включе­ния» воображения экскурсантов. Используя слова «вы оказались на месте...» или «представьте себя на месте...», можно заставить слушателей мысленно перенестись в блокадный Ленинград или на торжественный прием у Екатерины II.

Введение элементов фольклора весьма целесообразно в искус­ствоведческих экскурсиях, при посещении народных фестивалей, праздников.

Элементы народного фольклора можно включать в историче­ские экскурсии. Это может быть участие в хороводе, народной уличной игре, исполнение частушек или народных песен вместе с профессиональными артистами.

Налаживанию контакта с группой хорошо способствует прием «общего знакомого». Например, в экскурсии по Санкт-Петербургу для туристов из Казани следует обязательно объяснить происхо­ждение названия Казанского собора и Казанской улицы, напом­нить, что именно Татарстан дал деньги на реставрацию фасадов до­мов на Казанской улице к 300-летнему юбилею города. Во время осмотра казематов Петропавловской крепости можно подчеркнуть, что Вера Фигнер, одна из узниц казематов, родилась в Казанской губернии и училась в Казани. Использование приема «общего зна­комого» требует от экскурсовода большой эрудиции.

Прием отступления от темы помогает разрядить напряжение, снять усталость, вернуть концентрацию внимания. В ходе рассказа экскурсовод как бы уходит от темы, читает стихи, шутит, рассказы­вает анекдот. Однако должно быть чувство меры, чтобы не нару­шить ход экскурсии.

Техника ведения экскурсии

Понятие «техника ведения экскурсии» объединяет организаци­онные вопросы, в технологической карте они находят отражение в графе «организационные указания». Плохая организация может испортить самую лучшую экскурсию. Рассмотрим этапы работы экскурсовода с группой.

1. Знакомство экскурсовода с группой.

Экскурсовод, когда входит в автобус, приветствует экскурсан­тов, называет себя, экскурсионное учреждение, в котором работа­ет, знакомит с водителем.

Желательно установить контакт с группой с первых минут. От того, как экскурсовод поздоровался, как посмотрел на людей, во многом зависят их дальнейшие взаимоотношения. Перед началом экскурсии необходимо спросить группу о настроении, самочув­ствии, как доехали, довольны ли, о первом впечатлении от города. Такие вопросы («Удобно ли? Не дует ли? Всем ли слышно? и т.п.) необходимо задавать постоянно, чтобы быть уверенным в том, что никто не спит, не мерзнет, не устал. Кому-то может быть плохо, в этом случае нужно сделать остановку. Если зимой в автобусе жарко, надо предложить экскурсантам снять пальто и шапки, а летом вклю­чить кондиционер или открыть окна.

Важно с первых же слов заинтересовать экскурсантов, увлечь их экскурсионной темой. Учитывая, что многие попадают на экскур­сию после работы или учебы, экскурсовод должен излагать матери­ал без сложностей, просто и популярно, с хорошим настроением, бодрым голосом.

2. Дисциплина на экскурсии.

Экскурсовод должен следить за дисциплиной, соблюдая такт, де­лать замечания тем, кто мешает. В поддержании дисциплины экс­курсоводу может помогать старший группы (если таковой имеется). В автобусе нельзя вставать и ходить во время движения, мусорить, открывать окна, если работает кондиционер. Часто в группе соби­раются люди разного возраста, характера, темперамента, воспита­ния. Могут возникнуть конфликтные ситуации по поводу опоздав­шего товарища, нежелания сидеть на том месте, которое досталось, отсутствия ожидаемого комфорта в местах проживания, плохого питания и др. Экскурсовод должен уметь погасить любую кон­фликтную ситуацию.

Иногда в группе попадаются любители спиртных напитков. Экс­курсовод должен предупредить экскурсантов, что употреблять спиртное во время экскурсии запрещено. Экскурсовод следит за тем, чтобы никто не отвлекал водителя. Все вопросы и проблемы решаются только через экскурсовода.

3. Выход из автобуса.

Автобусная экскурсии обычно предполагает несколько остано­вок с выходом экскурсантов из автобуса. В 3-часовой экскурсии та­ких остановок может быть от четырех до семи. Еще до остановки необходимо сверить часы и несколько раз повторить контрольное время отправления, напомнить экскурсантам номер автобуса, что­бы люди не сели в другой, похожий, автобус.

Экскурсовод выходит из автобуса первым и возвращается по­следним. После выхода из автобуса следует подождать несколько 4 Скобельцына 97 мгновений, пока все экскурсанты выйдут, разомнут ноги и пригото­вятся идти.

При возвращении группы в автобус экскурсовод пересчитывает экскурсантов или делает перекличку. Опоздавшие к контрольному времени могут нарушить весь график движения. Обычно опазды­вающих ждут 15 мин, потом составляется акт об опоздании, под ко­торым подписывается экскурсовод, руководитель группы и 2 — 3 участника, после этого автобус отправляется без опоздавшего.

4. Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объ­екта к объекту и к автобусу.

Экскурсовод, как правило, идет впереди группы. Если он считает нужным идти в центре группы, используя это время для общения с экскурсантами, то предварительно должен четко указать, в каком направлении предстоит двигаться. Важно, чтобы группа не растяги­валась. Расстояние между первыми и последними не должно пре­вышать 7 м. Темп движения зависит от рельефа местности, состава группы, погоды, экскурсионного графика.

У объекта не следует торопиться начинать рассказ. Необходимо подождать, пока подойдут все.

5. Расположение группы у объекта.

Наиболее удобным является расположение полукольцом. Экскур­совод стоит так, чтобы видеть и экскурсантов, и объект показа. Важ­но, показывая объект, постоянно следить за реакцией экскурсантов.

Место расположения группы у объекта может быть изменено по мере решения задач осмотра: с дальней точки показывается объект вместе с фоном, с ближней — его детали.

В пик туристского сезона случается, что предусмотренное место занято другой группой. В этом случае следует воспользоваться ре­зервным местом. Дополнительные точки осмотра выбираются еще на этапе разработки экскурсии.

Важно помнить, что объекты воспринимаются по-разному в зави­симости от угла зрения. Объект в целом лучше всего рассматривать под углом 45° клинии главного фасада и на расстоянии, равном 2—2,5 высоты объекта. Под углом зрения 18° на значительном удалении объ­ект воспринимается вместе с окружающей средой. Предельное число воспринимаемых одновременно объектов колеблется от 5 до 10.

Экскурсовод руководит движением группы, перед самостоятель­ным осмотром объекта инструктирует по технике безопасности («На развалины не залезать, к краю раскопа не подходить...» и др.).

6. Контроль за временем.

Для проведения каждой экскурсии отводится строго определенное время, что фиксируется в технологической карте по каждому объек­ту. Нельзя допускать перерасхода времени, так как в этом случае одна подтема будет раскрыта обстоятельно, а другая — поверхностно.

Бывает, что автобус задерживается по техническим причинам или из-за пробок. Если это произошло, увеличивать общее время экскурсии нельзя, нужно равномерно сократить время рассказа и показа каждого объекта. Сокращение может коснуться второсте­пенных деталей и дополнительных объектов. Если же произошел перерасход времени, то, возможно, на экскурсовода будет наложен штраф, эквивалентный стоимости аренды автобуса на время за­держки.

7. Место экскурсовода.

В автобусе место экскурсовода — на первых двух сидениях ря­дом с водителем, по правую руку от него. Два сидения нужны для того, чтобы сидеть самому и иметь возможность разложить рядом карточки объектов или материалы «портфеля экскурсовода». Кар­точки раскладываются в соответствии с порядковыми номерами в нужной последовательности, в том числе с цитатами, которые осо­бенно необходимы на литературных экскурсиях.

Как уже отмечалось, экскурсовод должен видеть и объекты по­каза, и своих слушателей, чтобы следить за их реакцией. Но в авто­бусе это сделать трудно, поэтому следует вставать и поворачиваться к аудитории хотя бы во время остановок.

В автобусе экскурсовод пользуется микрофоном. Если он не рабо­тает, экскурсовод вправе не вести экскурсию, так как существует опасность сорвать голос. Но и клиенты не виноваты в технических неполадках, они заплатили за экскурсию, поэтому в этом случае реко­мендуется встать в середине автобуса и давать краткие комментарии по ходу движения, а на остановках рассказывать более подробно.

8. Паузы в экскурсии.

Экскурсовод не может и не должен говорить постоянно — нуж­ны паузы. Они могут быть смысловыми, например, для усиления эмоционального эффекта, или разделяющими подтемы, для крат­ковременного отдыха. Мозг человека не может продуктивно рабо­тать в течение длительного времени, поэтому каждые 20—30 мин необходимо делать небольшую паузу, а потом продолжать рассказ. Паузы нужны также для санитарных остановок, особенно во время дальних загородных экскурсий. Кроме того, экскурсантам выделя­ют небольшое свободное от рассказа и показа время для самостоя­тельного осмотра объектов.

9. Ответы на вопросы.

Вопросы на экскурсии могут быть двух видов: экскурсовода экс­курсантам для их активизации и от экскурсантов. Отвечать немед­ленно на возникающие вопросы не следует, чтобы не прерывать рассказ. Некоторые экскурсоводы отвечают на все вопросы в конце экскурсии. Лучше всего отвечать на вопросы в конце каждой под­темы, у того объекта, где они возникли.

10. Реакция на реплики.

Реплика — это мнение экскурсанта о чем-либо. Чем сильнее по­лученное впечатление, тем больше реплик. Необходимо реагиро­вать на любые, даже весьма спорные мнения и реплики. Ответ дол­жен быть умело и логично вплетен в рассказ экскурсовода. Экскур­совод не вправе обостренно реагировать даже на абсурдные репли­ки, необходимо тактично и доказательно объяснить несостоятель­ность высказанного мнения. В случае если суть реплики состоит в одобрении слов экскурсовода, можно просто улыбнуться, кивнуть головой и продолжить экскурсию.

11. Безопасность на экскурсии.

Обеспечение безопасности на экскурсии регулирует ГОСТ Р 50644 — 94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».

При оказании туристских услуг должен быть обеспечен прием­лемый уровень риска для жизни и здоровья туристов как в обыч­ных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (стихийных бед­ствиях и т.п.).

Вредные факторы в туризме классифицируются следующим об­разом: травмоопасность, воздействие окружающей среды, пожа- роопасность, биологические воздействия, психофизиологические нагрузки, опасность излучений, химические воздействия, повы­шенная запыленность и загазованность, прочие и специфические факторы риска.

Наиболее часто встречающийся на экскурсии фактор риска — воздействие окружающей среды. Этот фактор учитывается выбо­ром благоприятного времени года, суток; рациональным проекти­рованием трассы маршрута, сооружением на них укрытий от непо­годы; оснащением помещений и транспортных средств устройства­ми кондиционирования, дезодорации воздуха, отопления, автома­тического контроля и сигнализации; обеспечением соответству­ющей экипировки туристов, включая средства индивидуальной за­щиты; своевременным информированием о реальных и прогнози­руемых погодных условиях на маршруте.

Транспортные средства на экскурсиях эксплуатируются в соот­ветствии с правилами обслуживания пассажиров на конкретных видах транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушно­го, водного и др.).

В каждом туристском предприятии должны быть разработаны и утверждены планы действий персонала в чрезвычайных ситуациях, включающие взаимодействие с местными органами управления. Ру­ководитель туристского предприятия несет ответственность за под­готовленность персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Перед началом экскурсии экскурсовод обязан ознакомить экс­курсантов с элементами риска на экскурсии и мерами по его пре­дотвращению.

Если во время загородной экскурсии сломался автобус, необхо­димо выяснить у водителя степень поломки, выпустить группу из автобуса на воздух, предупредив, чтобы далеко не уходили. Если по­ломка серьезная, то экскурсовод по телефону вызывает другой ав­тобус с базы. Не следует разрешать людям добираться до дома на попутных машинах. Если автобус сломался в городе, можно превра­тить автобусную экскурсию в пешеходную, если рядом есть объек­ты показа, соответствующие теме экскурсии.

Контрольные вопросы

1. Как обеспечивается наглядность во время экскурсии?

2. Каковы особенности показа на экскурсии?

3. Назовите уровни и ступени показа объекта.

4. Охарактеризуйте основные методические приемы показа.

5. Назовите основные требования к экскурсионному рассказу.

6. Охарактеризуйте особенности и методические приемы рассказа.

7. Каково соотношение показа и рассказа на экскурсии?

8. Охарактеризуйте методические приемы движения на экскурсии и особые методические приемы.

9. Что понимается под техникой ведения экскурсии?

10. Как происходит знакомство экскурсовода с группой?

11. Какова роль экскурсовода в поддержании дисциплины на экскур­сии?

12. Как организуется выход из автобуса и передвижение экскурсан­тов?

13. Как располагают группу у объекта?

14. Как обеспечивается безопасность на экскурсиях?

Гл а в а 7

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ

ЭКСКУРСИЙ

Наши рекомендации