Приемы движения и особые методические
Приемы
Как уже отмечалось, движение — одно из главных составляющих экскурсии и в нем используются свои методические приемы, помогающие усилить впечатление от осмотра экскурсионных объектов. Охарактеризуем их.
Постепенное приближение к объекту или удаление от него помогает почувствовать действительные размеры здания или сооружения. Происходит соединение зрительных восприятий с моторными, благодаря чему усиливается эффект показа объекта.
Движение вокруг объекта (объезд или обход) позволяет осмотреть его со всех сторон. Это относится прежде всего к некоторым архитектурным комплексам. Например, все четыре фасада Зимнего дворца в Санкт-Петербурге оформлены по-разному, таков был замысел архитектора. Поэтому целесообразно обойти дворец по крайней мере с трех сторон, что вполне возможно. Движение вокруг объекта обязательно при осмотре скульптурных памятников.
Подъем или спуск важен при показе башен, пещер, лестниц. Поднявшись или спустившись, экскурсанты собственными ногами ощущают глубину или высоту объекта.
Движение при панорамном показе — позволяет насладиться в полной мере открывшимся видом на город, увидеть его с разных ракурсов или с разных сторон, если смотровая площадка позволяет это. В Санкт-Петербурге этот прием можно использовать на колоннаде Исаакиевского собора, в Москве — на Воробьевых горах.
Движение при показе динамики события. Этот прием применяется на исторических экскурсиях, когда участники экскурсии перемещаются тем же маршрутом, что и герои рассказа. Например, такой прием можно использовать при рассказе о штурме Зимнего дворца в октябре 1917 г., при рассказе об убийстве Г.Распутина в Юсуповском дворце, когда экскурсанты передвигаются вслед за убийцами и их жертвой.
Впечатление от экскурсии усиливают особые методические приемы. Назовем их.
Встреча с очевидцем события. Чтобы усилить впечатления от экскурсии, можно организовать встречу экскурсантов с участниками или свидетелями событий. При этом их рассказ должен быть кратким, не повторяющим то, что уже сказал экскурсовод. Такие встречи практикуют во время экскурсий по местам боевых действий периода Великой Отечественной войны, в других случаях, когда события не слишком отдалены во времени или происходит знакомство с каким-то предприятием, учебным заведением.
Если автобус оборудован телевизором, аудио- или видеомагнитофоном, можно показать небольшой фильм по теме экскурсии, воспроизвести аудиозаписи отрывков из литературных или музыкальных произведений. Прием применения технических средств не должен быть длительным, не более 15 мин. Продолжительность просмотра можно увеличить, если экскурсия загородная, сопровождающаяся длительными переездами.
Иногда экскурсовод проводит на глазах экскурсантов какой- либо небольшой эксперимент-исследование, например, предлагает определить температуру воды, потрогав ее рукой или ногой, глубину ущелья, бросив в него камешек. Чаще всего такой прием используется в природоведческих и производственных экскурсиях. На археологической экскурсии можно попытаться определить глубину древнего колодца с помощью веревки или горящего листка бумаги, который, падая, освещает стенки колодца.
В некоторые экскурсии возможно вводить элементы ритуала. Это может быть минута молчания или возложение цветов при посещении братских захоронений. Часто экскурсанты присутствуют при смене почетного караула, участвуют в массовых шествиях и митингах.
Недавно в Московском Кремле была возобновлена традиция развода конных и пеших караулов Президентского полка на Соборной площади. В числе инициаторов возобновления ритуала был Комитет по туризму Москвы и Государственный музей-заповедник «Московский Кремль». Эта церемония стала привлекательным фактором для туристов, посещаемость Кремля в субботние дни заметно возросла. В 2006 г. личный состав Президентского полка представлял комплексную туристскую программу на фестивале «Русская зима» на Трафальгарской площади в Лондоне.
Иногда экскурсовод обращается к аудитории с теоретическим вопросом или практическим заданием, например, собрать лекарственные средства, найти растение, о котором шла речь, определить самостоятельно размеры какого-либо объекта. Такой прием нравится школьникам, молодежной аудитории, способствует активизации любых экскурсантов.
Прием соучастия помогает экскурсантам стать участником того события, о котором идет речь. Делается это с помощью «включения» воображения экскурсантов. Используя слова «вы оказались на месте...» или «представьте себя на месте...», можно заставить слушателей мысленно перенестись в блокадный Ленинград или на торжественный прием у Екатерины II.
Введение элементов фольклора весьма целесообразно в искусствоведческих экскурсиях, при посещении народных фестивалей, праздников.
Элементы народного фольклора можно включать в исторические экскурсии. Это может быть участие в хороводе, народной уличной игре, исполнение частушек или народных песен вместе с профессиональными артистами.
Налаживанию контакта с группой хорошо способствует прием «общего знакомого». Например, в экскурсии по Санкт-Петербургу для туристов из Казани следует обязательно объяснить происхождение названия Казанского собора и Казанской улицы, напомнить, что именно Татарстан дал деньги на реставрацию фасадов домов на Казанской улице к 300-летнему юбилею города. Во время осмотра казематов Петропавловской крепости можно подчеркнуть, что Вера Фигнер, одна из узниц казематов, родилась в Казанской губернии и училась в Казани. Использование приема «общего знакомого» требует от экскурсовода большой эрудиции.
Прием отступления от темы помогает разрядить напряжение, снять усталость, вернуть концентрацию внимания. В ходе рассказа экскурсовод как бы уходит от темы, читает стихи, шутит, рассказывает анекдот. Однако должно быть чувство меры, чтобы не нарушить ход экскурсии.
Техника ведения экскурсии
Понятие «техника ведения экскурсии» объединяет организационные вопросы, в технологической карте они находят отражение в графе «организационные указания». Плохая организация может испортить самую лучшую экскурсию. Рассмотрим этапы работы экскурсовода с группой.
1. Знакомство экскурсовода с группой.
Экскурсовод, когда входит в автобус, приветствует экскурсантов, называет себя, экскурсионное учреждение, в котором работает, знакомит с водителем.
Желательно установить контакт с группой с первых минут. От того, как экскурсовод поздоровался, как посмотрел на людей, во многом зависят их дальнейшие взаимоотношения. Перед началом экскурсии необходимо спросить группу о настроении, самочувствии, как доехали, довольны ли, о первом впечатлении от города. Такие вопросы («Удобно ли? Не дует ли? Всем ли слышно? и т.п.) необходимо задавать постоянно, чтобы быть уверенным в том, что никто не спит, не мерзнет, не устал. Кому-то может быть плохо, в этом случае нужно сделать остановку. Если зимой в автобусе жарко, надо предложить экскурсантам снять пальто и шапки, а летом включить кондиционер или открыть окна.
Важно с первых же слов заинтересовать экскурсантов, увлечь их экскурсионной темой. Учитывая, что многие попадают на экскурсию после работы или учебы, экскурсовод должен излагать материал без сложностей, просто и популярно, с хорошим настроением, бодрым голосом.
2. Дисциплина на экскурсии.
Экскурсовод должен следить за дисциплиной, соблюдая такт, делать замечания тем, кто мешает. В поддержании дисциплины экскурсоводу может помогать старший группы (если таковой имеется). В автобусе нельзя вставать и ходить во время движения, мусорить, открывать окна, если работает кондиционер. Часто в группе собираются люди разного возраста, характера, темперамента, воспитания. Могут возникнуть конфликтные ситуации по поводу опоздавшего товарища, нежелания сидеть на том месте, которое досталось, отсутствия ожидаемого комфорта в местах проживания, плохого питания и др. Экскурсовод должен уметь погасить любую конфликтную ситуацию.
Иногда в группе попадаются любители спиртных напитков. Экскурсовод должен предупредить экскурсантов, что употреблять спиртное во время экскурсии запрещено. Экскурсовод следит за тем, чтобы никто не отвлекал водителя. Все вопросы и проблемы решаются только через экскурсовода.
3. Выход из автобуса.
Автобусная экскурсии обычно предполагает несколько остановок с выходом экскурсантов из автобуса. В 3-часовой экскурсии таких остановок может быть от четырех до семи. Еще до остановки необходимо сверить часы и несколько раз повторить контрольное время отправления, напомнить экскурсантам номер автобуса, чтобы люди не сели в другой, похожий, автобус.
Экскурсовод выходит из автобуса первым и возвращается последним. После выхода из автобуса следует подождать несколько 4 Скобельцына 97 мгновений, пока все экскурсанты выйдут, разомнут ноги и приготовятся идти.
При возвращении группы в автобус экскурсовод пересчитывает экскурсантов или делает перекличку. Опоздавшие к контрольному времени могут нарушить весь график движения. Обычно опаздывающих ждут 15 мин, потом составляется акт об опоздании, под которым подписывается экскурсовод, руководитель группы и 2 — 3 участника, после этого автобус отправляется без опоздавшего.
4. Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к объекту и к автобусу.
Экскурсовод, как правило, идет впереди группы. Если он считает нужным идти в центре группы, используя это время для общения с экскурсантами, то предварительно должен четко указать, в каком направлении предстоит двигаться. Важно, чтобы группа не растягивалась. Расстояние между первыми и последними не должно превышать 7 м. Темп движения зависит от рельефа местности, состава группы, погоды, экскурсионного графика.
У объекта не следует торопиться начинать рассказ. Необходимо подождать, пока подойдут все.
5. Расположение группы у объекта.
Наиболее удобным является расположение полукольцом. Экскурсовод стоит так, чтобы видеть и экскурсантов, и объект показа. Важно, показывая объект, постоянно следить за реакцией экскурсантов.
Место расположения группы у объекта может быть изменено по мере решения задач осмотра: с дальней точки показывается объект вместе с фоном, с ближней — его детали.
В пик туристского сезона случается, что предусмотренное место занято другой группой. В этом случае следует воспользоваться резервным местом. Дополнительные точки осмотра выбираются еще на этапе разработки экскурсии.
Важно помнить, что объекты воспринимаются по-разному в зависимости от угла зрения. Объект в целом лучше всего рассматривать под углом 45° клинии главного фасада и на расстоянии, равном 2—2,5 высоты объекта. Под углом зрения 18° на значительном удалении объект воспринимается вместе с окружающей средой. Предельное число воспринимаемых одновременно объектов колеблется от 5 до 10.
Экскурсовод руководит движением группы, перед самостоятельным осмотром объекта инструктирует по технике безопасности («На развалины не залезать, к краю раскопа не подходить...» и др.).
6. Контроль за временем.
Для проведения каждой экскурсии отводится строго определенное время, что фиксируется в технологической карте по каждому объекту. Нельзя допускать перерасхода времени, так как в этом случае одна подтема будет раскрыта обстоятельно, а другая — поверхностно.
Бывает, что автобус задерживается по техническим причинам или из-за пробок. Если это произошло, увеличивать общее время экскурсии нельзя, нужно равномерно сократить время рассказа и показа каждого объекта. Сокращение может коснуться второстепенных деталей и дополнительных объектов. Если же произошел перерасход времени, то, возможно, на экскурсовода будет наложен штраф, эквивалентный стоимости аренды автобуса на время задержки.
7. Место экскурсовода.
В автобусе место экскурсовода — на первых двух сидениях рядом с водителем, по правую руку от него. Два сидения нужны для того, чтобы сидеть самому и иметь возможность разложить рядом карточки объектов или материалы «портфеля экскурсовода». Карточки раскладываются в соответствии с порядковыми номерами в нужной последовательности, в том числе с цитатами, которые особенно необходимы на литературных экскурсиях.
Как уже отмечалось, экскурсовод должен видеть и объекты показа, и своих слушателей, чтобы следить за их реакцией. Но в автобусе это сделать трудно, поэтому следует вставать и поворачиваться к аудитории хотя бы во время остановок.
В автобусе экскурсовод пользуется микрофоном. Если он не работает, экскурсовод вправе не вести экскурсию, так как существует опасность сорвать голос. Но и клиенты не виноваты в технических неполадках, они заплатили за экскурсию, поэтому в этом случае рекомендуется встать в середине автобуса и давать краткие комментарии по ходу движения, а на остановках рассказывать более подробно.
8. Паузы в экскурсии.
Экскурсовод не может и не должен говорить постоянно — нужны паузы. Они могут быть смысловыми, например, для усиления эмоционального эффекта, или разделяющими подтемы, для кратковременного отдыха. Мозг человека не может продуктивно работать в течение длительного времени, поэтому каждые 20—30 мин необходимо делать небольшую паузу, а потом продолжать рассказ. Паузы нужны также для санитарных остановок, особенно во время дальних загородных экскурсий. Кроме того, экскурсантам выделяют небольшое свободное от рассказа и показа время для самостоятельного осмотра объектов.
9. Ответы на вопросы.
Вопросы на экскурсии могут быть двух видов: экскурсовода экскурсантам для их активизации и от экскурсантов. Отвечать немедленно на возникающие вопросы не следует, чтобы не прерывать рассказ. Некоторые экскурсоводы отвечают на все вопросы в конце экскурсии. Лучше всего отвечать на вопросы в конце каждой подтемы, у того объекта, где они возникли.
10. Реакция на реплики.
Реплика — это мнение экскурсанта о чем-либо. Чем сильнее полученное впечатление, тем больше реплик. Необходимо реагировать на любые, даже весьма спорные мнения и реплики. Ответ должен быть умело и логично вплетен в рассказ экскурсовода. Экскурсовод не вправе обостренно реагировать даже на абсурдные реплики, необходимо тактично и доказательно объяснить несостоятельность высказанного мнения. В случае если суть реплики состоит в одобрении слов экскурсовода, можно просто улыбнуться, кивнуть головой и продолжить экскурсию.
11. Безопасность на экскурсии.
Обеспечение безопасности на экскурсии регулирует ГОСТ Р 50644 — 94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».
При оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях и т.п.).
Вредные факторы в туризме классифицируются следующим образом: травмоопасность, воздействие окружающей среды, пожа- роопасность, биологические воздействия, психофизиологические нагрузки, опасность излучений, химические воздействия, повышенная запыленность и загазованность, прочие и специфические факторы риска.
Наиболее часто встречающийся на экскурсии фактор риска — воздействие окружающей среды. Этот фактор учитывается выбором благоприятного времени года, суток; рациональным проектированием трассы маршрута, сооружением на них укрытий от непогоды; оснащением помещений и транспортных средств устройствами кондиционирования, дезодорации воздуха, отопления, автоматического контроля и сигнализации; обеспечением соответствующей экипировки туристов, включая средства индивидуальной защиты; своевременным информированием о реальных и прогнозируемых погодных условиях на маршруте.
Транспортные средства на экскурсиях эксплуатируются в соответствии с правилами обслуживания пассажиров на конкретных видах транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и др.).
В каждом туристском предприятии должны быть разработаны и утверждены планы действий персонала в чрезвычайных ситуациях, включающие взаимодействие с местными органами управления. Руководитель туристского предприятия несет ответственность за подготовленность персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Перед началом экскурсии экскурсовод обязан ознакомить экскурсантов с элементами риска на экскурсии и мерами по его предотвращению.
Если во время загородной экскурсии сломался автобус, необходимо выяснить у водителя степень поломки, выпустить группу из автобуса на воздух, предупредив, чтобы далеко не уходили. Если поломка серьезная, то экскурсовод по телефону вызывает другой автобус с базы. Не следует разрешать людям добираться до дома на попутных машинах. Если автобус сломался в городе, можно превратить автобусную экскурсию в пешеходную, если рядом есть объекты показа, соответствующие теме экскурсии.
Контрольные вопросы
1. Как обеспечивается наглядность во время экскурсии?
2. Каковы особенности показа на экскурсии?
3. Назовите уровни и ступени показа объекта.
4. Охарактеризуйте основные методические приемы показа.
5. Назовите основные требования к экскурсионному рассказу.
6. Охарактеризуйте особенности и методические приемы рассказа.
7. Каково соотношение показа и рассказа на экскурсии?
8. Охарактеризуйте методические приемы движения на экскурсии и особые методические приемы.
9. Что понимается под техникой ведения экскурсии?
10. Как происходит знакомство экскурсовода с группой?
11. Какова роль экскурсовода в поддержании дисциплины на экскурсии?
12. Как организуется выход из автобуса и передвижение экскурсантов?
13. Как располагают группу у объекта?
14. Как обеспечивается безопасность на экскурсиях?
Гл а в а 7
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
ЭКСКУРСИЙ