Ожидания экскурсантов и психологическая атмосфера в экскурсионной группе
Ожидания оказывают непосредственное влияние на отношение экскурсантов к экскурсии. Она оценивается в зависимости от того, насколько будут удовлетворены личные ожидания. Причем каждый ищет и находит в ходе экскурсии что-то свое. Для одних она — вариант отдыха в сочетании с познанием чего-то нового, для других — средство удовлетворения доведенной до фанатизма потребности в познании и передвижении, для третьих — побочный «продукт» делового тура. При этом участники экскурсии надеются, что ее не осложнят внешние препятствия (погода, неожиданности), группа будет сплоченной и бесконфликтной, управляемой компетентным экскурсоводом, программа экскурсии — интересной.
Очевидно, что ситуация, полностью совпадающая с ожиданиями или превосходящая их, вызовет у экскурсанта удовольствие. Общее впечатление может быть положительным, и в том случае, если несбывшиеся надежды компенсирует высокий профессионализм экскурсовода.
К сожалению, экскурсанты обычно не склонны фиксировать внимание на заслугах экскурсовода, что нередко создает у него впечатление недооценки его роли, чувство обиды на «черную неблагодарность». Однако это вполне объяснимо, если учитывать особенности формирования психологической атмосферы в экскурсионной группе.
Между людьми, имеющими сходные ожидания, легче устанавливается взаимопонимание, рождается симпатия. Происходит их сближение, объединение. Первоначально сформировавшаяся на основе единых ожиданий и симпатий группа не имеет официальной структуры. Она может быть непостоянной по численности и составу. Чем крупнее экскурсионная группа, тем больше образуется в ней малых групп.
Взаимоотношения между первичными группами могут строиться по-разному. Прежде всего в каждой группе обычно происходит противопоставление остальным, разделение на «мы» и «они». Продуктивному взаимодействию малых групп способствует, во-первых, возникновение интереса, внимания к другим группам или отдельным их представителям и, во-вторых, желание привлечь внимание к себе, произвести впечатление на других.
Чем живее интерес малых групп друг к другу, чем выше уровень взаимного уважения и межгрупповых контактов, тем менее возможно появление каких-либо противоречий или столкновений интересов. Значительно хуже вариант нейтрального сосуществования малых групп, имеющих разную нацеленность, без общих задач и интереса друг к другу. В подобных условиях легко может вспыхнуть антагонизм. Общие нормы, стиль поведения всей группы формируются из сочетания влияний каждой малой группы и представляют собой как бы «равнодействующую» отдельных группировок.
В центре каждой малой группы обозначается лидер, организующий ее деятельность, направленную на достижение общих целей. Он — выразитель групповых интересов и оценочных мнений, блюститель норм, принятых в этой группе. Он может выдвигаться изнутри — из числа объединившихся на равных членов группы, а может доминировать с самого начала, собирая группу вокруг себя. При нормальных взаимоотношениях в основной группе влияние одного из таких лидеров может быть признано большинством экскурсантов, и тогда появляется общий лидер.
Степень значимости группы (референтное™, мнением которой человек дорожит, принадлежность к которой старается сохранить) для ее членов может быть разной. Группы воздействуют на своих членов и обеспечивают соблюдение ими групповых норм, т.е. осуществляют социальный контроль. Для этого используются разные средства: признание, уважение, почитание, одобрение, санкции и др.
Человек, попавший в группу, нормы которой не вполне соответствуют его ценностям, приспосабливается к пребыванию к ней по- разному. Он может сознательно временно принять групповые нормы, сохранив внутреннюю приверженность собственным принципам в замаскированном виде. Другой вариант заключается в отказе от прежних собственных норм в пользу новых, групповых. Однако, если человек не может (или не хочет) поступиться своими принципами, он игнорирует групповые нормы и не принимает предъявляемых к нему требований. Иногда человек, не разделяющий установившиеся моральные нормы, в значимой ситуации будет демонстрировать свою приверженность общепринятым принципам.
Экскурсионная группа представляет собой временное и чаще всего случайное объединение людей. Случайность подбора определяет весьма неустойчивые средние нормы, которые устанавливаются в такой группе. Следует отметить, что для большинства экскурсантов группа обладает достаточной референтностью и люди стараются приспособиться друг к другу на срок проведения экскурсии. Но встречаются лица, не желающие принимать даже и «облегченные» нормы — остальные участники не являются для них значимыми лицами. Так как применение серьезных санкций в ходе экскурсии маловероятно, то между экскурсантами на этой почве могут возникать конфликты.
Дезорганизатор может не просто действовать по-своему, а настойчиво стараться склонить на свою сторону других туристов. Нередко ему это удается, и он получает эпизодическую или постоянную поддержку части группы.
От дезорганизатора следует отличать людей, которые нарушают принятые нормы поведения с целью обратить на себя внимание или произвести на кого-то впечатление. Чаще всего они стремятся привлечь внимание лиц противоположного пола. Такое поведение довольно легко упорядочить.
В каждом деле кто-то всегда остается последним. Хорошо, когда в разных эпизодах и делах на это место попадают разные люди. Хуже, если такая позиция прочно закрепляется за одним из экскурсантов и он становится объектом насмешек.
Следует учитывать, что во взаимоотношениях людей всегда заложен потенциал конфликтных отношений. Условно их причины можно объединить в три группы:
несущие реальную угрозу ущемления или неудовлетворения каких-либо интересов;
приписывание кому-либо какой-то позиции, направленной против него;
психологическая несовместимость.
Предвзятое отношение к человеку в связи с образом его мыслей, интересами или поступками начинают вызывать неприятные ассоциации или раздражают сами по себе. Источником непереносимости человека могут стать и такие его поступки, которые отражают его удачливость, успешность или, наоборот, обнажают его слабости, демонстрируют недостатки.
Конфликт, в котором у оппонентов разные основания, выступает как наиболее сложный. Например, кто-то по какой-то причине испытывает неприязненное чувство к другому экскурсанту, который высказал в тактичной форме свою претензию в адрес первого.
Развитие начавшегося конфликта (его реализация) протекает разными способами. Чаще это поступательное, логическое или «игровое» развитие. Конфликт как бы разыгрывается противниками. Каждый из них поочередно делает ходы, придерживаясь каких- то правил, ограничений и запретов. Поступки участников конфликта сохраняют связь с ситуацией, достаточно последовательны.
Бурное, лавинообразное развитие, когда начавшись, порой, с малосущественных пререканий, конфликт стремительно набирает силу, разрастается и приобретает неуправляемый характер. Действия и высказывания участников при таком развитии конфликта прямолинейны, перенасыщены эмоциями.
Встречается взрывное развитие конфликта, когда он почти мгновенно достигает максимума. Действиям свойственны глобальность, разрушительность, завершенность. Возможны смешанные варианты развития конфликта.
Для преодоления конфликтов в экскурсионной практике используют:
посредничество третьего лица;
разъединение конфликтующих;
благоприятствование свободному развитию и завершению конфликта;
немедленное пресечение конфликта.
Экскурсоводу удастся компенсировать изначальную непрочность, присущую экскурсионной группе, избежать разброда, добиться от каждого участника самоограничения и подчинения установленным нормам поведения и правилам лишь в том случае, если все участники осознают необходимость сохранения единства действий и понимают, что без такого единства не может быть даже частичного удовлетворения чьих-то интересов. Поэтому уже при знакомстве с группой экскурсовод четко обозначает такую позицию. Существенную роль играет программа экскурсии, которую лучше обсудить с группой, предложив наиболее интересный и оптимальный маршрут. Важно предусмотреть, как группе лучше всего проводить свободное время — запланированное или вынужденное. Отдельное место в программе экскурсии принадлежит «гастрономической» составляющей (особенно, в туристской поездке). Питание должно служить не только целью восполнения энергетических затрат, но и доставлять удовольствие.
Одним из важнейших факторов групповой сплоченности выступает поведение самого экскурсовода. Успех или неудача руководства группой зависит от того, сумеет ли руководитель закрепить за собой позицию лидера группы. Базой для лидерства могут стать высокие компетентность, организаторские способности, доброжелательное отношение к экскурсантам.
Для того чтобы работа с людьми была возможно более продуктивной, требуется соблюдать как минимум ряд основополагающих правил. Назовем их.
1. Выдвижение реальных задач. Постановка нереальной задачи ведет не только к напрасной трате сил и времени, но может обернуться осложнениями.
2. Правильная оценка тех, кем предстоит руководить, проводя экскурсию. Основная причина ошибочного истолкования чужого поведения — незнание мотивов, лежащих в его основе. Без знания мотивов поведения нельзя понять смысла составляющих его отдельных поступков.
3. Правильная оценка себя и своего влияния на другого человека (или группу). Это тем более важно, что эталоном в оценке чужих действий человек обычно вольно или невольно избирает собственную персону. Значит, чтобы хорошо разбираться в людях, надо основательно изучить себя.
4. Учет расхождения вероятностных прогнозов ситуации у руководителя и участника туристического похода.
5. Учет рефлексии — способности партнеров учитывать точки зрения, интересы, намерения друг друга. Это может происходить интуитивно, как бы само собой, а может становиться результатом целенаправленной работы мысли.
6. Выбор оптимального способа воздействия. Здесь особенно важно воздержаться от поступков и высказываний, которые затрудняют взаимопонимание. Пользоваться в полемике следует надежными безупречными аргументами, поскольку слабый аргумент немедленно становится мишенью для возражений, а опровержение хотя бы одного аргумента часто выглядит как опровержение всего доказательства. Никакие хорошие поступки не следует оставлять незамеченными. Не следует превращать похвалу в наказание — не противопоставлять того, кого отмечаешь, другим, дабы их не сталкивать. Чтобы добиться чего-либо от человека, надо стараться вызвать у него соответствующее побуждение, действуя по формуле: «Человек сам должен захотеть поступать так, как мне нужно». Выражая недовольство, делая замечание, нельзя затрагивать личное достоинство человека, т.е. осуждать только поступки. Критика допустима только сочувственная, доброжелательная и уважительная (всегда!).
7. Учет эффекта (рефлексия результата) своих действий. Удалось ли добиться намеченного? Если да, то насколько и что именно определило успех? Если нет, то почему и нет ли возможности решить задачу другим способом или частично? Какие уроки можно извлечь из успеха или неудачи?