Экскурсия как форма коммуникации
Коммуникация — это информационная связь субъекта с другим субъектом или объектом — человеком, животным, машиной, отправление информации от мозга одного человека к мозгу другого, специфический обмен информацией.
В процессе экскурсии всегда осуществляется коммуникация как отправление информации от одного человека к группе людей. Обмен информацией происходит между непосредственными участниками экскурсии по ходу показа, рассказа и движения. Руководящая роль в этом процессе принадлежит организаторам экскурсии — экскурсоводам, гидам, работникам музеев, туристических объектов, заповедников.
В широком смысле коммуникация осуществляется не только между живыми субъектами, но и между ними и объектом показа, т.е. материальным миром. В осматриваемых культурно-исторических памятниках зашифрована информация, отражающая уровень и особенности культуры эпохи, создавшей этот памятник. Задача человека — расшифровать эту информацию, проникнуть в мысли и чувства людей ее создавших. Происходит опосредованное общение между наблюдателем и автором произведения, даже если автора уже давно нет в живых.
В экскурсии проявляются и общие законы коммуникации, всегда наличествует источник информации (экскурсовод) и ее приемник (экскурсанты), обратная связь между ними (вопросы к экскурсоводу и вопросы, которые он задает, чтобы активизировать экскурсантов). Обратная связь — это вопросы и отзывы экскурсантов, зафиксированные в книге отзывов. Если экскурсия учебная, то обратная связь осуществляется после ее проведения, при проверке усвоенных на ней знаний.
Чтобы коммуникация состоялась, и источник, и приемник должны иметь общую систему знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации. Поэтому экскурсовод обязан владеть языком, на котором говорят экскурсанты. Каждая страна предоставляет для иностранных экскурсантов специально подготовленных гидов-переводчиков. Если есть необходимость использовать на экскурсии специальную терминологию, экскурсовод обязан объяснять экскурсантам каждый малоизвестный термин, чтобы не возникало непонимания.
Коммуникация возможна лишь при несовпадении информационных потенциалов участников. Если один из них полностью знает то, что намерен сообщить ему другой, коммуникация быстро прекратится. Первая и главная функция экскурсии — информационно- познавательная. На экскурсию приходят с целью получить новые знания о природных и культурных объектах. Поэтому экскурсовод не должен сообщать всем известные факты, желательно ориентироваться на интеллектуальный уровень группы. К каждой группе требуется особый подход, корректировка текста экскурсии.
На экскурсии источник информации — экскурсовод. Целью коммуникации может быть информирование, инструктирование или мотивирование аудитории. Разные формы экскурсии реализуют разные цели. Например, производственные экскурсии, как правило, проводятся для специалистов в данной области, их целью вполне может быть инструктирование, а рекламные — в целях привлечения клиентов и продажи продукции — мотивирование аудитории.
Рассказ экскурсовода (текст экскурсии) имеет много общего с лекцией: он содержит цель (передать знания), четкий план (вступление, основная часть, заключение), использование методических приемов и правил. Главное отличие экскурсии от учебного занятия — в большей наглядности, показе подлинных объектов на местности, вторичность рассказа.
К коммуникационным характеристикам экскурсии относятся профессиональное мастерство экскурсовода, технические средства, которыми он располагает, совокупность применяемых им методических приемов донесения информации до экскурсантов. Экскурсовод должен обладать конструктивными, коммуникативными и организаторскими способностями, в совершенстве владеть культурой речи и общения.
Методические приемы подразделяются на приемы показа, рассказа, движения. Их применение и выбор зависят от того, в каких условиях проводится экскурсия (автобусная, в музее, на улице, с микрофоном или без него), с какой группой (дети, горожане, селяне, молодежь, взрослые, др.). Иногда формы проведения приходится менять по ходу, например, в том случае, если сломался автобус, перекрыта дорога, пошел дождь.
К средствам коммуникации относят используемые источником информации и ее получателем знаковые системы. На экскурсии в первую очередь используется устная речь, дополняемая интонацией, жестами, действиями и позами.
Чаще всего речь экскурсовода монологична, однако ее следует разнообразить диалогами, дискуссиями, ответами на вопросы. Дискуссионная ситуация создается вопросами к аудитории по поводу показываемых объектов. Выслушав ответы, экскурсовод дополняет их. Таким приемом он заставляет экскурсантов задуматься. В другом случае экскурсовод высказывает заведомо спорную мысль, которая вызывает дискуссию. Любые формы диалога способствуют активизации мыслительной деятельности экскурсантов.
Экскурсовод использует в рассказе разнообразные лексико- грамматические конструкции: обобщение, уточнение, характеристику, описание, сравнение, утверждение, аргументацию, вывод.
Методический прием зрительного сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта. При этом могут сопоставляться два схожих между собой здания, сооружения, монумента. Чтобы экскурсанты представили размер какого- либо здания, его сравнивают с расположенным рядом деревом или одноэтажным домом. Близка к приему сравнения зрительная аналогия, когда наблюдаемый объект сопоставляется с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее. Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод как бы «ставит» перед экскурсантами два объекта, причем только один из них физически находится перед их глазами.
Экскурсовод обязан обращать внимание на реакцию слушателей, выражаемую вербальными или невербальными средствами. Как распознать, слушают ли экскурсанты? Это проявляется в выражении лиц, задаваемых вопросах, умозаключениях, которые делают экскурсанты. Отсутствие вопросов означает, что экскурсия не вызвала никакого отклика, если вопросов слишком много — экскурсовод не смог раскрыть тему.
В зависимости от мотивов посещения экскурсии выделяют несколько типов экскурсантов (конструктивный, сверхактивный, соглашательский, поверхностный, конфликтный). К конструктивному типу относятся люди, пришедшие на экскурсию с большим желанием, внимающие каждому слову экскурсовода. Это самая благодарная категория слушателей. Соглашательский и поверхностный типы экскурсантов можно отнести к той категории, которые могут слушать, но не слышать. Самая сложная аудитория — сверхактивные (своей инициативой могут нарушить ход экскурсии) и конфликтные экскурсанты (нарушают экскурсию полным отсутствием желания и слышать, и слушать).
Специалисты-коммуникатологи выделяют три вида слушания: выяснительное (с целью получения определенной информации), ознакомительное (выработка общего представления о предмете), деятельностное (подробное улавливание и запоминание информации) . Для экскурсии более характерен второй вид слушания — ознакомительный. Инициатором общения должен выступать экскурсовод. Именно он программирует ход беседы и реакцию слушателей.
Внеречевыми средствами общения (невербальной коммуникации) являются жесты, мимика, поза. Экскурсоводу приходится не только рассказывать, объяснять, комментировать, но и показывать, используя жесты, заранее отобранные объекты. Жест делает показ более выразительным. Жесты бывают коммуникативными (заменяющие приветствие, прощание, угрозу и др.), описательно- изобразительными (обозначение размера, формы и т.п.), модальными (оценка предмета — одобрение, отвращение и др.). Наиболее применимы экскурсоводами указательные и описательно- изобразительные жесты. Они помогают дать представление о границах осматриваемого объекта, его высоте, ширине, особенностях конструкции, если внешний вид осматриваемого объекта утрачен.
Еще один важный аспект невербальной коммуникации — контакт глаз, который является наиболее тонким показателем складывающихся между людьми взаимоотношений. Прямой взгляд однозначно оценивается как интерес, уважение, готовность к контакту. Взгляд, направленный мимо, поверх головы, «сквозь» партнера — неуверенность, неуважение, нежелание идти на контакт. Наличие зрительного контакта весьма желательно, хотя иногда и невозможно (например, на автобусной экскурсии, когда экскурсовод сидит на переднем сидении и смотрит вперед). Поэтому во время автобусной экскурсии следует планировать выходы из автобуса, а во время остановок без выхода из автобуса экскурсовод должен вставать со своего места и вести рассказ, стоя лицом к аудитории.
Главный инструмент экскурсовода — его голос, усиленный с помощью микрофона. Сегодня микрофоны используются преимущественно на автобусных экскурсиях. Показ объектов во время выхода из автобуса более эффективен, но для экскурсовода он осложнен отсутствием микрофона. Так же обстоит дело на пешеходных экскурсиях, когда слышимость зависит от громкости голоса экскурсовода и уровня шума на улице. Поэтому желательно использовать технические средства для усиления громкости голоса не только в автобусе, но и во время выходов из него, а также на пешеходных маршрутах.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте признаки и функции экскурсий.
2. Охарактеризуйте классификацию экскурсий по содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, продолжительности, форме проведения.
3. Назовите группы тематических экскурсий.
4. Охарактеризуйте экскурсию как педагогический процесс.
5. Что такое коммуникация? Как она осуществляется на экскурсии?
6. Каково значение речевой коммуникации на экскурсии?
7. Какими коммуникативными качествами должен обладать экскурсовод?
8. Охарактеризуйте внеречевые (невербальные) средства общения.
Гл а в а 4