Разновидности культурных норм

Привычки ―это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях.

Манера 1) внешняя форма поведения человека; обхождение, способ держать себя; 2) прием, образ действия, способ работы; 3) отличительные черты творчества какого-либо художника, писателя, свойственный ему стиль.

Этикет ― совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям (формы обращения и приветствия, поведения в общественных местах, манеры и одежда и т.п.).

***

Обычай ― стихийно сложившийся образец поведения, имеющий нормативное значение для членов общества.

Обычное право ― совокупность неписанных правил поведения (обычаев!), сложившихся в обществе вследствие их неоднократного традиционного применения и санкционированных государством.

Санкции (лат. sanctio ― строжайшее постановление) ― 1) вид поощрения или наказания, с помощью которого закрепляются социальные допустимые формы поведения; 2) утверждение, разрешение вышестоящей инстанции на что-либо; мера принуждения ―, применение к нарушителям требований определенной юридической нормы.

***

Традиция 1) исторически сложившиеся в обществе и передаваемые из поколения в поколение идеи, вкусы (склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного), обычаи, порядки, правила поведения; 2) обычай, установившийся порядок в поведении, в быту; 3) устный рассказ, передающийся из поколения к поколению, предание.

Мода (лат. modus ― мера, образ, правило) ― 1) периодически возникающие и повторяющиеся ч а с т и ч н ы е изменения внешних форм культуры, которые происходят под влиянием многих социальных факторов (экономических, психологических, культурологических, моральных и эстетических); 2) господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов в отношении одежды, предметов быта и т.п.; образцы предметов одежды, отвечающие таким вкусам.

Церемония (лат. carimonia ― благоговение, культовый обряд) ― торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок ― церемониал. Церемониал ― последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных ознаменованию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий ― подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы.

Ритуал (лат. ritualis ― обрядовый) ― 1) исторически сложившаяся определенная или специально установленная норма поведения, в которой формавыполнения действия строго канонизирована, лишена непосредственной общественной целесообразности и имеет лишь символическое значение; 2) установленный, исторически сформированный порядок обрядовых действий.

***

Особое место в нормативно-регулятивной системе занимает мораль.

Мораль (лат moralis ― моральный; относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам) ― 1) форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека в обществе, во всех без исключения сферах общественной жизни; 2) предмет изучения этики; 3) в переносном значении: поучительный, нравственный логический вывод из чего-либо, урок.

Специфика морали состоит в том, что в буквальном смысле места у нее нет. Мораль трудно, просто невозможно локализовать. Не существует собственно моральных отношений или действий, нет особой моральной сферы жизни. Мораль неуловима, потому что она везде, и под суд ее подпадает вся человеческая жизнь. Она представляет собой специфический способ упорядочения общественных отношений, не зависящий от их предметно-содержательного наполнения. В морали фиксируется то общее и основное, что составляет культуру межличностного общения людей.

Мораль неимеет определенных институтов (установлений). Этим она отличается от права, чьи нормы имеют формальную определенность, утверждаются и проводятся в жизнь специальными учреждениями. Моральные нормы складываются в процессе жизнедеятельности общества, они, как правило, неписаны, стихийны. Действенная сила морали основывается на превращении ее требований в личные убеждения и мотивы поведения индивидов― превращении, совершаемом в процессе их социализации, то есть приобщены к многообразию жизненных ролей: труженика, потребителя, собственника, гражданина и др.

Моральная регуляция это прежде всего саморегуляция, то есть способность личности самостоятельно, посредством осознания возлагаемых на нее обязанностей, долга и ответственности перед обществом направлять, контролировать, оценивать и эмоционально переживать свое поведение. Обобщенное выражение этой способности называется совестью. Иногда совесть отождествляют с нравственным чувством, которыми наделила человека природа. Это положение по меньшей мере спорно: морали, нравственности в природе нет. Совесть ― не природа, а уж скорее общество, «сидящее» внутри нас.

Кроме совести, своеобразного внутреннего авторитета, у морали есть еще и внешний авторитет ― это общественное мнение. Оно выполняет в структуре моральной нормы роль, аналогичную роли государства в политической системе. Как государство принуждает к исполнению нормы правовой (юридической), так и общество принуждает к исполнению нормы моральной. Но методами принуждения они пользуются разными. Моральное осуждение не уступает иногда, впрочем, по силе государственному принуждению. Осуждение ― только оценка, за ней следуют и определенные действия. Так, дворянин, нарушивший кодекс чести, не только осуждался дворянским обществом, но и фактически ставил себя вне этого общества. Более того, моральное осуждение порой беспощаднее осуждения государственного, правового, ибо оно захватывает всего человека, проникает в самые потаенные уголки его внутреннего мира.

Мораль, ее ценности, нормы и идеалы поддерживаются также силой массовых привычек, велений и оценок, традициями совместного бытия людей.

Мораль не только неконституционна, но принципиально неформализуема, ей свойственна неформальность. Ее адресат ― целостный человек, личность, а не, скажем, гражданин или физическое лицо. В морали нет служебной субординации, разделения на начальников и подчиненных. Выполнение требований морали контролируется всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Неформальность морали позволяет ей по-своему регулировать очень тонкие, интимные отношения между людьми, такие как товарищество, дружба, любовь.

В отличие от других социальных норм, прежде всего норм технических, моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных результатов, а только следование общим правилам и принципам поведения, в которых отражается громадный исторический опыт многих поколений, вся накопленная культура межличностных отношений. В этом смысле мораль словно бы нецелесообразна, нерациональна. Однако это не совсем так. В ней содержится высшая рациональность ― обеспечения выживания рода человеческого. Нецелесообразной мораль представляется и с другой точки зрения. Она часто «невыгодна», не гарантирует благополучия тем, кто ее придерживается. Нецелесообразна мораль, наконец, и тем, что в ней невозможно отыскать обычные причинно-следственные связи, ответить на вопрос «почему?» Найти причины, объясняющие, например, человеческую слабость или бесчестный поступок, иногда не так уж трудно. Труднее бывает ответить на вопрос, почему человек поступает по совести, делает добро людям. Добро возможно только ради самого добра.

Мораль по определению бескорыстна. Творя добро, нельзя прямо рассчитывать на ответную благодарность «прямо сейчас». Добро вернется к тебе, если общество, частью которого ты являешься, примет его как моральную норму. Связь между совестью и моралью хорошо понимали в древности, в частности на Востоке, где к истине, науке, мудрости допускали только высоконравственных, честных и благородных людей, успешно выдержавших соответствующие испытания. Видимо, поэтому там было меньше разного рода злоупотреблений.

Мораль участвует в процессе познания. Она отражает общее, типичное в разнообразных поведенческих актах людей, накапливает и закрепляет опыт межчеловеческого общения. Однако специфическая функция морали состоит не в том, чтобы давать людям знания (такая задача стоит перед этикой как наукой о морали), а чтобы регулировать посредством оценки их поведение.

Многообразны взаимоотношения морали и искусства. У них есть одна общая забота ― человек, его духовные искания, его всестороннее и гармоничное развитие. То, что мораль признает добром и злом, искусство изображает как прекрасное и безобразное. Искусство с его образностью, чувственной конкретностью является действенными средством воспитания человека, формирования нравственных качеств личности. С другой стороны, и мораль влияет на искусство, поскольку нравственные ориентации человека, несомненно, сказываются на его эстетических оценках, художественных воззрениях, отношении к красоте в целом.

Каждое общество с древности до современности всегда оказывалось «морально самодостаточным», а потому недоступным или малодоступным для критики со стороны. Только внутри, между собой, среди своих членов. Появились пословицы, вроде: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Однако в последние десятилетия, когда мир все более становится единым, возникла потребность выработать моральные нормы, объединяющие все человеческое сообщество. Они получили название общевчеловеческих ценностей.

Общечеловеческие моральные ценности были и остаются проблемой для обществознания. Их выявлением и четкой формулировкой занимаются многие исследователи. Обобщая уже наработанный в этой области материал, американский ученый Луис П. Поджман очень убедительно представил десять «кандидатов» в общечеловеческие ценности. Эти базовые моральные принципы таковы:

1) не убивай невинных людей;

2) не причиняй ненужной боли и страданий;

3) смягчай, облегчай боль и страдания, где это можно;

4) выполняй обещания и договоры;

5) не покушайся на свободу другого человека;

6) будь справедлив, относись равно к равным и неравно к неравным;

7) принимай с благодарностью оказываемые тебе услуги, отвечай взаимностью;

8) будь правдивым и искренним;

9) помогай другим людям;

10) соблюдай справедливые законы.

***

На основании сказанного мы сейчас конкретизируем ряд суждений и умозаключений с целью более полного раскрытия целей, смысловых установок, ценностей, заложенных в понятии «мораль».

Задачи морали: 1) оценивать ― отделять хорошее и плохое, добро и зло, а также идеалы и ценности; уметь правильно оценивать общественное мнение; 2) регулировать ― направлять деятельность человека, общество на гуманные цели, на достижение добра, а также изменять человека или общество; 3) воспитывать ― воздействовать на человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, человеческих качеств, а также придание воспитанию правильной ориентации.

Предметные проявления морали Мораль религиозная― совокупность правил и норм, предписаний и оценок поведения людей, выдвинутых и освященных любой религией, определяющих их обязанности перед Богом, друг перед другом, перед обществом в целом. Характерной особенностью морали религиозной является то, что все ее положения считаются установленными Богом, а также идеальными и абсолютно вечными, неизменными. Моральная культура личности― степень восприятия индивидом морального сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органически требования морали воплотились в поступки человека благодаря формирующему влиянию общества и самовоспитанию. Моральная норма― одна из простейших форм морального требования, выступающая как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. Это нормы поведения, обычаи, постоянно воссоздаваемые в однотипных поступках многих людей как моральный закон, обязательный для каждого человека в отдельности. Моральная оценка― одобрение или осуждение моральным сознанием разнообразных явлений социальной действительности, при котором устанавливается соответствие или несоответствие поступка, черт характера человека, образа жизни определенным моральным требованиям. Моральная санкция― подтверждение моральных требований с помощью одобрения или осуждения уже осуществленных поступков людей. Моральное действие― акт, приводящий к определенному общественно значимому результату (действию), имеющему положительную или отрицательную моральную ценность, поддающийся моральной оценке и за осуществление которого человек несет ответственность. Моральное поведение― совокупность поступков человека, имеющих моральное значение, осуществляемых им относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Моральное сознание― совокупность исторически сложившихся и развивающихся взглядов, представлений, идей, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения людей, отражающих всю систему общественных отношений, а также регулирующих эти отношения. Моральное убеждение― рациональная основа моральной деятельности личности, позволяющая ей осуществлять тот или иной поступок сознательно, с пониманием необходимости и целесообразности определенного поведения. Моральные качества― понятие морального сознания, с помощью которого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты поведения людей. Моральные отношения― особый вид общественных отношений, совокупность взаимодействий и связей, возникающих между людьми в процессе их моральной деятельности. Моральные принципы― одна из форм морального сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Принципы в общей форме раскрывают содержание той или иной морали, выражают выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся моральной сущности человека, его назначения, смысла жизни и характера взаимоотношений между людьми. Моральные ценности― высшие ориентиры морального поведения человека, имеющие для него безусловную значимость и сгруппированные вокруг категории добра. Моральный идеал― 1)понятие морального сознания, в котором моральные требования, предъявляемые людям, выражаются в виде образа морально совершенной личности; 2)представление о человеке, воплотившем в себе все высочайшие моральные качества. Моральный кодекс― сборник моральных норм, обязательных для соблюдения. Моральный конфликт― специфическая ситуация морального выбора, в которой человек, принимающий решение, фиксирует в своем сознании противоречие: осуществление любого варианта по выбору определенной моральной нормы одновременно приводит к нарушению иной нормы, являющейся для данного человека определенной моральной ценностью.

Категории (общие понятия) морали: добро и зло; честь и совесть; долг и справедливость; добродетель и достоинство; стыд и правда; ответственность и др.

***

Еще со времен античности много говорят и пишут о соотношении морали и политики, что позволяет нам, сделав экскурс в прошлое, рассмотреть заявленную проблему с позиций современности.

В эпоху античности утверждалась идея верховенства моральных принципов над политикой и подчеркивалось неразрывное единство моральных и политических норм. В качестве главной цели политики Аристотель выделял достижение общественной пользы нравственными, справедливыми средствами.

В эпоху средневековья политическая мысль Западной Европы носила сакральный, христианский характер. Политика и ее моральные аспекты рассматривались преимущественно с точки зрения религии.

Яркий политик и мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли положил начало светскому и прагматичному осмыслению политики и очень четко сформулировал проблему соотношения этики и политики. Он отделил политику от морали, утверждая, что это две разные и несоприкасающиеся сферы человеческой деятельности. Основными критериями поступков государственных деятелей должны быть не нравственные императивы, добро или зло, а результативность в достижении полезных для государства целей. Основное правило политики, провозглашенное Маккиавелли, ― цель оправдывает средства. Государство возникает и сохраняется при помощи насилия, коварства и хитрости. Правитель имеет право быть коварным и вероломным, в случае необходимости предавать и нарушать договоры.

В марксизме также универсальные морально-этические ценности оказываются в подчиненном положении по отношению к политическим и экономическим целям. Мораль и нравственность в политике марксизм связывает с интересами классовой борьбы пролетариата. Мораль низводится на уровень идеологии. Цель оправдывает средства, и реализация поставленной задачи ― низвержение существующего режима и построение социалистического, а затем коммунистического общества ― допускает применение всех способов ее достижения, несмотря на то, что они могут повлечь за собой такие последствия, как ликвидация целых классов, гражданская война, международная изоляция и др.

С этой идеологией схожи позиции нацизма и фашизма, которые добивались мирового господства, поставив во главу угла национализм (читай: национальную мораль), противопоставленную человеческой морали.

Интересно решается вопрос соотношения морали и политики у позитивистов. Руководствуясь рационалистической традицией, восходящей к Р. Декарту и Т. Гоббсу, позитивисты стремятся максимально «онаучить» политику, подходят к политическому процессу сугубо математически, просчитывая причинно-следственные закономерности, стремясь оставить поле морали исключительно в компетенции субъектов политики, ограничить поле морали лишь нравственными установками индивида.

Несмотря на существование принципиально разных подходов к осмыслению соотношения этики и политики, все же в политической философии и политологии доминирует мнение о том, что политика должна ограничиваться моральными рамками и руководствоваться максимой общечеловеческих ценностей.

В современной политологии на стыке таких категорий, как «мораль» и «политика» сложилось понятие политической этики, которая является нормативной основой политической деятельности. Она рассматривает проблемы справедливого политического устройства общества, взаимные права и обязанности правителей и подданных, соотношение свободы, равенства и справедливости.

NB! Именно в контексте политической этики мы рассмотрим содержание понятий «гуманизм», «патриотизм» и «гражданственность». Гуманизм(лат. humanus ― человечный) ― в широком смысле слова, учение о самоценности человека, утверждающее человека как смысл и основание бытия, всех общественных преобразований, исторического процесса и др.; в узком смысле ― культурное движение эпохи Возрождения. Истоки и корни указанной самоценности следует искать в свободе, ибо не может обладать самоценностью то, что имеет основание не в самом себе. В качестве теоретической формулы гуманизма можно привести следующую мысль Канта: «Теперь я утверждаю: человек и вообще всякое разумное существо существует как цель, а не только как средство для любого применения со стороны той или другой воли; во всех своих поступках, направленных как на самого себя, так и на другие разумные существа, он всегда должен рассматриваться также как цель»/Кант И. Основы метафизики нравственности//Н. Соч. в 6-и тт. Т. 4, Ч. 1. ― М.: Мысль, 1965. ―С. 269. В основе гуманизма как теоретической концепции лежит идея беспредпосылочности и самодостаточности человека в ценностном измерении бытия. Появившись в лоне христианской культуры (гуманизм как принцип восточному мироощущению принципиально чужд), гуманизм подвергается критике со стороны религиозно ориентированных мыслителей, даже тех, кто по существу является гуманистом. В этой критике обнаруживается сложность и противоречивость гуманизма. Противоречивость гуманизма неразрывно связано с внутренней диалектикой свободы, развертывающейся в проблемном пространстве свободы и своеволия, свободы и равенства. Принцип гуманизма находится в русле известной проблемы, сформулированной как противоположность двух позиций: «любовь к дальнему» и «любовь к ближнему». «Любовь к дальнему» означает необходимость принесения себя, своих близких, своего поколения во имя абстрактной любви к человечеству. «Любовь к ближнему» ― принцип, впервые провозглашенный христианством, напротив, направлен к конкретному человеку, нашим близким, всем тем, с кем нас сталкивает непосредственное бытие.Именно к ним, а не к абстрактной идее, должны быть обращены наши любовь, сочувствие, участие. Гуманизм не есть идеология титанизма или, напротив, слабости и нищеты. Так же, как никто не должен пользоваться слабостью слабого, так и никто не имеет нравственного права помешать творческому взлету сильного. В этом и проявляется всеобщность и универсальность гуманизма как основополагающего принципа аксиологии (учении о ценностях) и антропологической и социальной онтологии (учении о сущности бытия мира). Патриотизм(греч. patris ―отечество)―1) эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов; 2)нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать; 3)одна из форм диалектического сочетания личных и общественных интересов, единения человека и общества. Гражданственность― 1) антитеза аполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; 2) психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; 3) способность и готовность выступать в роли гражданина; 4) высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; 5) приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов. Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность» взаимодополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем оно приобретает весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими понятиями, как «политическая активность», «политический активизм», «политическое участие». Исторически гражданственность связана с ранними формами демократии, с непосредственным участием в делах общины, с зарождением отношений полисного типа. Полисная демократия дает уже вполне развитые формы гражданственности, которая рассматривается в качестве одной из важнейших добродетелей свободного и воспитанного эллина, отличающей его от варвара или раба. В результате гражданственность оказывается тесно связанной с патриотизмом, но является как бы его высшей формой. Женщины и несовершеннолетние юноши могли проявлять лишь патриотизм, но не гражданственность ― удел полноправных граждан-политесов. С развитием империй и сословных монархий гражданственность низводится до уровня лояльности, которая и является важнейшей добродетелью подданного, но не свободного гражданина. Лояльность в отличие от гражданственности сужает возможность политического выбора. Однако в условиях сословно-корпоративного политического устройства отдельные стороны и черты гражданственности могут сохраняться и даже получить развитие, особенно если они связаны с правами и свободами, восходящими к общинному праву. Буржуазные революции дали мощный импульс утверждению добродетелей гражданственности и патриотизма, которые нередко противопоставляются лояльности. Этому в значительной степени способствовало утверждение прав человека и гражданина в противовес концепции даруемых сувереном прав и вольностей подданным. С отчуждением человека и гражданина в буржуазном обществе, с противопоставлением гражданского общества государству и с уничтожением гражданского общества тоталитаризмом происходит кризис гражданственности. Например, происходит разрыв между правами и обязанностями гражданина. Мельчание гражданственности сопровождается ее отождествлением с лояльностью. Происходит формализация гражданственности, а ее позитивное содержание приобретает внешне самостоятельные, но нередко односторонне развитые формы политического активизма, нонконформизма ― инакомыслия, оппозиционности, непринятия существующих мнений, идеологии, нравственной доктрины государства, господствующего порядка.

Итак, действительно, политическая практика трудно совместима с моралью. Победителей в политике действительно не судят, а если и судят, то не всегда это бывает суд справедливости. И все же совсем бесчувственной к моральному фактору политики не бывает. В той или иной степени политика вынуждена считаться с господствующей в обществе моралью. Без морального оправдания оказывается невозможной легитимизация политической власти. Можно надеяться, что по мере укрепления и развития демократии мораль будет становиться все более важным фактором политической жизни общества (см. таблицу 33).

Таблица 33

Отличия морали от права

Мораль (нормы морали) Право (нормы права)
Появились раньше политики, права и государства Появились позже морали
Пронизывает все стороны человеческой жизни, все общественные отношения (в том числе и те, которые не подлежат правовому регулированию) Регулирует определенную область общественных отношений
Выражает мнение общества Выражает волю государства, государственный подход к оценке общественных явлений
Формулируется обществом (людьми) Устанавливается и фиксируется государством
Существует и действует как свод неписанных правил в виде поучений и притч Формируется в письменном виде в юридических актах
Более широки по содержанию, дают больший простор для толкования и применения Более конкретны по содержанию, характеризуются определенностью формулировок
Обеспечивается силой привычки, убежденностью, совестью, давлением общественного мнения В необходимых случаях реализация обеспечивается принудительными мерами государством либо потерпевшими
Исполнять или нет, решает сам человек Обязательны для исполнения всеми
Формулирует требования в абстрактной, абстрактно-всеобщей форме Дает конкретную формулировку, что можно и чего нельзя
Показывает идеал поведения, к которому необходимо стремится человеку Основывается на реальных условиях жизни
Предъявляет требования к поступкам, мыслям и чувствам Регулирует только поступки, действия людей
Существуют различные моральные принципы и моральные установки людей, социальных групп, народов Существует единая и единственная система права в каждом государстве, каждом обществе
Не признает формального равенства («Кому больше дано, с того больший спрос») Исходит из формального равенства людей: равные требования к разным людям
Для оценки поведения людей использует критерии: «честно ― нечестно», «нравственно ― безнравственно», «справедливо ― несправедливо» и др. Для оценки поведения использует критерии: «правомерно ― неправомерно», «законно ― незаконно» и др.

Общее у морали и права: а) регулируют общественные отношения (поведение людей); б)ориентируются на справедливость (не следует забывать максиму: чтобы правовые нормы работали, они по крайней мере не должны противоречить правилам морали);

***

PS. Десять заповедей человечности (раздумья академика Д.С. Лихачева)

1.Не убий и не начинай войны.

2.Не помысли народ свой врагом других народов.

3.Не укради и не присваивай труда брата своего.

4.Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло ради корысти.

5.Уважай мысли и чувства братьев своих.

6.Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.

7.Чти природу как матерь свою и помощницу.

8.Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, А НЕ РАБА.

9.Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

10.Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

Основные понятия

Внешний авторитет Моральные ценности
Гуманизм Моральный идеал
Задачи морали Моральный кодекс
Культурные нормы Моральный конфликт
Манера Норма
Мода Нормативная регуляция в обществе
Мораль Обычай
Моральная культура личности Обычное право
Моральная норма Патриотизм
Моральная оценка Поведение
Моральная санкция Политическая этика
Мораль религиозная Привычки
Моральное действие Ритуал
Моральное поведение Санкции
Моральное сознание Совесть
Моральное убеждение Традиция
Моральные качества Церемониал
Моральные отношения Церемония
Моральные принципы Этикет

Наши рекомендации