Наука как многогранное общественное явление

Наука
Социальный институт со своей структурой и функциями Отрасль духовного производствафундаментальной науке. Особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов
Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.) Система научных исследований и опытно-конструкторских изысканий. Основная продукция ― понятия, законы, теории  

Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают (см. таблицу 30).

Таблица 30

Виды науки

Основа классификации Виды науки
Предмет и метод познания ― Науки о природе: естественные ― Науки об обществе: общественные (гуманитарные, социальные науки) ― Науки о познании и мышления: логика, гносеология, диалектика ― Технические науки и математика
«Удаленность» от практики ― Фундаментальные науки: отсутствует прямая ориентация на практику ― Прикладные науки: присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем

Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет противоположный процесс ― интеграция научного знания.

Современные ученые предлагают несколько моделей развития научного знания (см. таблицу 31).

Таблица 31

Модели развития современного научного знания

Наименование модели Ее содержание
1. Постепенное развитие науки Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников
2. Развитие науки через научные революции Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигмы». Парадигма ―господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
3. Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего ― физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость
4. Развитие через интеграцию научного знания Строить систему знания на основе извлечения ее элементов из различных ее дисциплин: использование теории и методов других наук

Являясь подсистемой более сложной системы общества, наука испытывает на себе определенное воздействие последней (вследствие существующей материально-технической базы общества и приоритетных потребностей его развития), хотя она развивается по собственным законам. К внутренним законам науки относятся:

а)преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых);

б)чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научных революций);

в)сочетание процессов дифференциации и интеграции;

г)углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации.

Сказанное в концентрированном виде мы представляем в таблице 31.

Таблица 32

Функции современной науки

Наименование функции Ее содержание
Культурно-мировоззренческая Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления ― часть общего образования, культуры
Познавательно-объясняющая Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития
Прогностическая Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасных тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению


Основные понятия

Важнейшие характеристики науки Основания каждой науки
Виды познания Три основных типа рациональности в научном познании
Наука Функции науки
Наука как институт-организация  

Наши рекомендации