Наука как многогранное общественное явление
Наука | ||
Социальный институт со своей структурой и функциями | Отрасль духовного производствафундаментальной науке. | Особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов |
Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.) | Система научных исследований и опытно-конструкторских изысканий. Основная продукция ― понятия, законы, теории |
Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают (см. таблицу 30).
Таблица 30
Виды науки
Основа классификации | Виды науки |
Предмет и метод познания | ― Науки о природе: естественные ― Науки об обществе: общественные (гуманитарные, социальные науки) ― Науки о познании и мышления: логика, гносеология, диалектика ― Технические науки и математика |
«Удаленность» от практики | ― Фундаментальные науки: отсутствует прямая ориентация на практику ― Прикладные науки: присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем |
Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет противоположный процесс ― интеграция научного знания.
Современные ученые предлагают несколько моделей развития научного знания (см. таблицу 31).
Таблица 31
Модели развития современного научного знания
Наименование модели | Ее содержание |
1. Постепенное развитие науки | Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников |
2. Развитие науки через научные революции | Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигмы». Парадигма ―господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи. |
3. Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания | За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего ― физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость |
4. Развитие через интеграцию научного знания | Строить систему знания на основе извлечения ее элементов из различных ее дисциплин: использование теории и методов других наук |
Являясь подсистемой более сложной системы ― общества, наука испытывает на себе определенное воздействие последней (вследствие существующей материально-технической базы общества и приоритетных потребностей его развития), хотя она развивается по собственным законам. К внутренним законам науки относятся:
а)преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых);
б)чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научных революций);
в)сочетание процессов дифференциации и интеграции;
г)углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации.
Сказанное в концентрированном виде мы представляем в таблице 31.
Таблица 32
Функции современной науки
Наименование функции | Ее содержание |
Культурно-мировоззренческая | Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления ― часть общего образования, культуры |
Познавательно-объясняющая | Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития |
Прогностическая | Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасных тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению |
Основные понятия
Важнейшие характеристики науки | Основания каждой науки |
Виды познания | Три основных типа рациональности в научном познании |
Наука | Функции науки |
Наука как институт-организация |