Наука как: 1) форма общественного сознания, человеческих знаний, составная часть духовной культуры общества; 2) система понятий о явлениях и законах действительности; 3) институт-организация
Наука ― 1)особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний; 2)форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Наука взаимодействует с другими видами познания: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским.
Как и все виды познания, наука возникла из потребности практики и особым способом регулирует ее. Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. А поскольку в ней могут преобразовываться любые объекты, постольку все они, развиваясь по своим законам, могут стать предметами научного мира. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта. Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее иных способов познания, в частности от искусства, где образное отражение действительности всегда происходит как своеобразная склейка субъективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или состояний природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку.
Отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из ее сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества ― моралью, религией, философией, искусством и т.д.
Признак предметности и объективности знания является важнейшей характеристикой науки, но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное знание. Но в отличие от него наука не ограничивается отражением только тех объектов, их свойств и отношений, которые в принципе могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи. Она способна выходить за рамки каждого исторического определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры; объектами практического освоения они станут лишь на будущих этапах развития цивилизации. В свое время Лейбниц характеризовал математику как науку о возможных мирах. В принципе эту характеристику можно отнести к любойфундаментальной науке. Электромагнитные волны, ядерные реакции, когерентные излучения атомов были вначале открыты в физике. Но именно этими открытиями потенциально был заложен принципиально новый уровень технологического развития цивилизации, который реализовался гораздо позднее (техника электродвигателей и электрогенераторов, радио- и телеаппаратура, лазеры и атомные электростанции и др.).
Постоянное стремление науки к расширению поля изучаемых объектов, безотносительно к сегодняшним возможностям их массового практического освоения, выступает темсистемообразующим признаком, который обосновывает другие характеристики науки, отличающие ее от обыденного познания. Последнее создает конгломерат знаний, сведений, предписаний и верований, лишь отдельные фрагменты которого связаны между собой. Истинность знания проверяется здесь непосредственно в наличной практике, так как знания строятся относительно объектов, включенных в процессы производства и наличного социального опыта.
Наука же постоянно выходит за эти рамки, она лишь частично может опереться на формы массового практического освоения объектов. Науке нужна особая практика, с помощью которой проверяется истинность ее знаний. Такой практикой становится научный эксперимент. Часть знаний проверяется непосредственно в эксперименте. Остальные связываются между собой логическим связями, что обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое. В итоге возникают присущие науке характеристики ― их системная организация, обоснованность и доказанность.
Далее, наука в отличие от обыденного познания предполагает применение особых средств и методов деятельности. Она не может ограничиться использованием только обыденного языка и тех орудий, которые применяются в производстве и повседневной практике. Кроме них ей необходимы особые средства деятельности ― язык (эмпирический и теоретический) и особые приборные комплексы. Именно эти средства обеспечивают исследование новых объектов. С этим же связаны потребности науки в постоянной разработке специальных методов, обеспечивающих освоение новых объектов безотносительно к возможностям их сегодняшнего использования. Метод в науке служит условием фиксации и воспроизводства объекта исследования; она систематически развивает знания о методах.
Наконец, существуют специфические особенности субъекта научной деятельности. Субъект обыденного познания формируется в самом процессе социализации. Для науки этого недостаточно ― требуется особое обучение, которое обеспечивает познающему субъекту умение применять свойственные науке средства и методы решения задач и проблем. Кроме того, систематические занятия наукой предполагают усвоение особой системы ценностей. Фундаментом выступают ценностные установки на поиск истины и на постоянное наращивание истинного знания. На базе этих установок исторически развивается система идеалов и норм научного исследования. Эти ценностные установки составляют основание этики науки, которая запрещает умышленное искажение истины в угоду тем или иным личным или социальным целям, а также требует постоянной инновационной деятельности и вводит запреты на плагиат.
Сущностные ценностные установки соответствуют двум фундаментальным и определяющим признакам науки: предметности и объективности научного познания и ее стремлению (интенции) на изучение все новых объектов безотносительно к наличным возможностям их массового практического освоения.
NB! В развитиинаучного знания можно выделить стадию преднауки и науки в собственном смысле слова. На первой стадии зарождающаяся наука еще не выходит за рамки наличной практики. Она моделирует изменение объектов, включенных в практическую деятельность, предсказывая их возможные состояния. Реальные объекты замещаются в познании идеальными объектами и выступают как абстракции, которыми оперирует мышление. Их связи и отношения, операции с ними также черпаются из практики, формируя схемы практических действий. Такой характер имели, например, геометрические знания древних египтян. Первые геометрические фигуры были моделями земельных участков, причем операции разметки участка с помощью мерной веревки были схематизированы и стали способом построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки. Переход к собственно науке связан с особым способом формирования идеальных объектов и их связей, моделирующих практику. Теперь они черпаются не непосредственно из практики, а создаются в качестве абстракций, на основе ранее созданных идеальных объектов. Построенные из их связей модели выступают в качестве гипотез, которые затем, получив обоснование, превращаются в теоретические схемы изучаемой предметной области. Так возникает специфическое движение в сфере развивающегося теоретического знания, начинающее строить модели изучаемой реальности как бы сверху по отношению к практике с их последующей прямой или косвенной практической проверкой. *** Исторически первой осуществила переход к собственно научному познанию митра математика. Затем способ теоретического познания утвердился в естествознании. Третьей вехой в развитии науки стало формирование технических наук как своеобразного опосредующего слоя между естествознанием и производством, а затем ― становление социальных наук. Каждый из этих этапов имел своисоциокультурные предпосылки. Первый образец математической теории (Евклидова геометрия) возник в контексте античной культуры с присущими ей ценностями публичной дискуссии, демонстрации доказательства и обоснования как условия получения истины. Естествознание, основанное на соединении математического описания природы с ее экспериментальным исследованием, сформировалось в результате культурных сдвигов, осуществившихся в эпоху Ренессанса, Реформации и раннего Просвещения. Становление технических и социальных наук было связано с интенсивным индустриальным развитием общества, усиливающимся внедрением научных знаний в производство и возникновением потребности в научном управлении социальными процессами. *** На каждом из этапов развития научное познание усложняло свою организацию. Во всех развитых науках складываются уровни теоретического и эмпирического исследования со специфическими методами и формами знания (основной формой теоретического уровня выступает научная теория, эмпирического уровня ― научный факт). Каждая из наук (математика, физика, химия, биология, технические и социальные науки) имеет свою внутреннюю дифференциацию и свои основания ― а) свойственную ей картину исследуемой реальности, б) специфику идеалов и норм исследования и в) характерные для нее философско-мировоззренческие основания. Взаимодействие наук формирует междисциплинарные исследования, удельный вес которых возрастает по мере развития наук. *** Каждый этап развития науки сопровождался особым типом ее институциализации, то есть типом организации исследований и способом воспроизводства субъекта научной деятельности. Как социальный институт наука начала оформляться в XVII―XVII вв., когда в Европе возникли первые научные общества, академии и научные журналы. В ХХ в. наука превратилась в особый тип производства научных знаний, включающий: а) многообразные объединения ученых, в том числе и крупные исследовательские коллективы; б) целенаправленное финансирование; в) особую экспертизу исследовательских программ, их социальную поддержку; г) специальную промышленно-техническую базу, обслуживающую научный поиск; д) сложное разделение труда; е) целенаправленную подготовку кадров. *** В процессе исторического развития науки менялись ее функции в социальной жизни. В эпоху становления естествознания наука отстаивала в борьбе с религией свое право участвовать в формировании мировоззрения. В XIX в. к мировоззренческой функции добавилась функция быть производительной силой. В первой половине ХХ в. наука стала приобретать еще одну функцию: она стала превращаться в социальную силу, внедряясь в различные сферы социальной жизни и регулируя различные виды человеческой деятельности. |
В современную эпоху в связи с глобальными кризисами возникает проблема поиска новых мировоззренческих ориентаций. В этой связи переосмысливаются и функции науки. Ее доминирующее положение в системе ценностей культуры во многом было связано с ее технологической проекцией. Сегодня важно органичное соединение ценностей научно-технического мышления с теми социальными ценностями, которые представлены нравственностью, искусством, религиозным и философским постижением мира. Такое соединение представляет собой новый тип рациональности.
В ходе развития науки, начиная с XVII в., можно выделить три основных типа рациональности:
― классическую (XVII ― начало ХХ вв.);
― неклассическую (первая половина ХХ в.);
― постнеклассическую (конец ХХ в.).
Классическая наука предполагала, что субъект дистанцирован от объекта, он познает мир как бы со стороны, и условием истинного знания такая наука считала исключение (элиминацию) из объяснения и описания всего, что относится к субъекту и средствам деятельности.
Для неклассической рациональности характерна идея относительности объекта к средствам и операциям деятельности; краткое описание (экспликация) этих средств и операций выступает условием получения истинного знания об объекте. Образцом реализации такого подхода явилась квантово-релятивистская физика.
Постнеклассическая рациональность учитывает соотнесенность знаний об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности, предполагая экспликацию внутринаучных ценностей и их соотнесение с социальными целями и ценностями.
Появление каждого нового типа рациональности не устраняет предыдущий, но ограничивает поле его действия; каждый из них расширяет поле исследуемых объектов.
В современной, постнеклассической, науке все большее место занимают сложные, исторически развивающиеся системы, включающие человека. К ним относятся объекты современных биотехнологий, в первую очередь генной инженерии, медико-биологические объекты, крупные экосистемы и биосфера в целом, человеко-машинные системы, включая системы искусственного интеллекта, социальные объекты и т.д. В широком смысле сюда можно отнести любые сложные синергетические (открытые) системы, взаимодействие с которыми превращает само человеческое действие в компонент системы. Методология исследования таких объектов сближает естественно-научное и гуманитарное познание, составляя основу для их глубокой интеграции.
***
Краткие выводы пот теме занятия формализованы в таблицах 27―30.
Современная наука ― явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам (см. таблицу 29).
Таблица 29