Атрибуты религиозного культа
Объект | Осознаваемые в форме религиозных образов явления и силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни |
Субъект | Религиозная группа (лица, осуществляющие руководство ― шаман, жрец, священник, пастор, раввин, мулла, проповедник и др.; лица действующие как соучастники обрядов) или верующий индивид |
Средства культовой деятельности | Церковные здания (храм, молитвенный дом и др.), религиозное искусство, различные предметы (крест, свечи, церковная утварь, четки, и т.п.) |
Способы | Складывающиеся на основе религиозных взглядов нормы, эталоны, которые составляют предписания о том, что и как необходимо делать |
Культовые акты | Заклинания духов, ритуальные пляски, поклоны, коленопреклонения, падение ниц, склонение головы, проповедь, молитва, исповедь, паломничество и др. |
Результат | Удовлетворение религиозных потребностей, укрепление веры, снятие стресса, сплочение религиозной группы |
Священные ритуалы представляют собой такой тип коллективного поведения верующих, который опирается на религиозные догматы и усиливает индивидуальный религиозный опыт. Религиозные обряды можно разделить на три категории: а) негативные (запрет); б) позитивные (подражание), в) искупительные (покаяние).
Существует и внекультовая религиозная деятельность:обслуживание хозяйственных нужд храмов, изготовление культовых сооружений и предметов, миссионерская деятельность, управленческо-административная деятельность, религиозно-просветительская деятельность, педагогическая деятельность и пр. поэтому в религии существуют культовые и внекультовые учреждения, согласованное функционирование которых обеспечивается в религиозной организации.
Религиозные организациикак структурные элементы религии представляют собой разные типы объединений. Например, в составе христианской религии можно выделить три основных типа религиозных объединений: церковь, секта, деноминация.
Церковь― социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельности, поведением верующих.
Кактип религиозной организации и христианское культовое сооружение, имеющее алтарь и помещение для богослужения,церковьпредставляет собой значительное по численности объединение, принадлежность к которому определяется во многом традицией. Каждый человек может стать членом церкви. Во многих церквах управление строго централизовано, члены церкви делятся на духовенство и мирян, а в среде духовенства существует строгая иерархия.
Секта религиозная(лат. secta ― учение, направление, школа) ― религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви в определенной стране; вероисповедание, которому следует, по сравнению с основным направлением, незначительное количество верующих. Секта религиозная может выступать в роли организации, которая является выразителем протеста социальных групп, недовольных своим положением. Для секты религиозной характерны претензия на исключительность собственной роли, доктрины, идейных принципов, ценностей и установок. Лидерами сект, становятся, как правило, харизматические личности, которые рассматриваются верующими как носители божьей благодати.
Деноминациейназывают религиозные объединения, находящиеся в стадии зарождения. Их характерной чертой является способность адаптироваться к светским властным структурам. Деноминациям свойственно идти по пути компромисса, они призывают своих последователей к активному участию в жизни общества. Для деноминации как религиозного объединения характерна тенденция к превращению в церковь.
Из сказанного вытекает, что религия как социальный и духовный феномен:
1) сплачивает людей (религиозные взгляды объединяют, создают условия взаимопонимания людей, относящихся к одной конфессии);
2) регулирует поведение людей (религиозные нормы, ценности, образцы и санкции диктуют, что можно и что нельзя делать, как себя вести по отношению к «своим» и «чужим» и др.);
3) социально организует поведение человека (обряды, ритуалы, сопровождающие рождение, брак, смерть, становятся социальными опорами);
4) организует практики жизни через символику, магические способы воздействия на окружающий мир.
***
Сущность религии как одной из форм общественного сознания проявляется в ее функциях, которые обслуживают те определенные отношения, которые воссоединяют единомышленников по вере (см. таблицу 25).
Таблица 25
Основные функции религии
Наименование функции | Ее содержание |
Мировоззренческая | Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание |
Компенсаторная (терапевтическая) | Восполняют ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации ― снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение |
Коммуникативная | Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих ― с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т.д. |
Регулятивная | Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, стремления людей, их деятельность |
Интегрирующе-дезинтегрирующая | Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция) |
Культуро-транслирующая | Способствует развитию определенных основ культуры ― письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению |
Легитимирующе-разлегитимирующая | Узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, правовые и др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или, наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них (разлегитимирующая функция) |
В целом существует множество конкретных разновидностей религий. Одни религиоведы насчитывают их несколько сотен, а другие считают, что религиозных течений ― более тысячи. В мире есть религии, совпадающие с этническимиили государственно-политическими образованиями, а есть мировые наднациональные религии, охватывающие своим влиянием сотни миллионов людей. Мировые религии характеризуются следующими признаками: а) огромное число последователей во всем мире; б) эгалитарность ― проповедование равенства всех людей; в) пропагандистская активность; г) прозелитизм ― стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания; д) космополитичность: носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств (см. таблицу 26).
Таблица 26
Разновидности религий
Мировые религии | Национальные религии | ||||
Христианство | Буддизм | Ислам | Конфуцианство | ||
Православие | Католицизм | Протестантизм | суннизм | синтоизм | |
лютеранство | шиизм | индуизм | |||
англиканство | иудаизм | ||||
кальвинизм | |||||
баптизм |
Христианство― одна из трех (с буддизмом и исламом) мировых религий. Вероисповедные источники догматики и культа ― Святое Писание (Библия) и Святое Предание. Характерные особенности: признание Христа посланником Бога, Сыном Божьим, вера в Троицу (единого Бога в трех ипостасях), вера в существование потустороннего мира и в грядущий «страшный суд» над живыми и мертвыми и т.д.
NB! Триединый Бог (един в трех лицах: Бог―Отец, Бог―Сын, Бог―Святой Дух. Библия― свод книг Священного Писания. Ветхий Завет― первая часть Библии (39 книг). Новый Завет― вторая часть Библии (27 книг). Евангелия― главные книги Нового Завета. Это ранние христианские писания о жизни Иисуса Христа и его учения. Нравственные заповеди христианства: «Почитай отца и мать» «Не убивай» «Не прелюбодействуй» «Не кради» «Не произноси ложного свидетельства…» «Не желай… ничего, что у ближнего твоего» |
Православие― одно из трех главных (с католицизмом и протестантизмом) направлений христианства. Исторически возникло и сложилось в IV―V столетии на территории Византийской империи и граничащих с ней областей. Как отдельное вероисповедание существует с 1054 г. ― времени разделения христианской церкви на две: западную (римско-католическую) и восточную (греко-католическую), за которой закрепилось название православной. Вероучение основывается на двух главных источниках: Святом Писании (Библии) и Святом Предании (решения вселенских и поместных соборов IV―VIII, работы святых отцов). Принципиально не отличаясь от католицизма, Православие имеет ряд особенностей. Отрицается ряд католических догматов: об исхождении Святого Духа не только от отца, но и от сына; о первородном грехе, чистилище; о непогрешимости Папы Римского и др. В отличие от католицизма, Православие не имеет единого мирового центра. Культово-канонические особенности Православия сводятся к отрицанию целибата (безбрачия) для всего духовенства, к своеобразному толкованию содержания и процедуры выполнения некоторых отправлений и т.п. (см. таблицу 27).
Таблица 27
Различия православия и католицизма | ||
Православие | Католицизм | |
Организация | ||
Церковь | Автокефальная (самовоглавляемая, самостоятельная) | Централизованная |
Глава | Патриарх (в каждой церкви свой) | Папа римский (единый для всех католиков) |
Личное положение духовенства | Безбрачие для черного духовенства | Безбрачие (целибат) для всего духовенства |
Календарь | Юлианский | Григорианский |
Отношение с государством | Цезарепапизм (государь выше патриарха, то есть светская власть выше духовной) | Папоцентризм (пара римский выше государя, то есть духовная власть выше светской) |
Вероучение и культ | ||
Источник вероучений | «Священное Писание» (Библия) и «Священное предание» (традиции духовной жизни, преемственно передаваемая от апостолов через их непосредственных учеников (мужей апостольских), их преемников и т.д., то есть реальный опыт богопознания, передаваемый из поколения в поколение, из века в век, и соответствующее ему понимание Библии, всех основных истин веры и принципов христианской жизни) | «Священное Писание» (Библия) и «священное предание» (решение вселенских и католических соборов, поучение римских пап и отцов Церкви), которому отдается приоритет |
Символ веры | Исхождение Святого Духа от Бога-Отца | Исхождение Святого Духа от Бога-Отца и Бога-Сына |
Непорочное зачатие | Иисуса Христа | Иисуса Христа и Девы Марии ― большее почитание Богородицы, чем в православии |
Вознесение на небо | Иисуса Христа | Иисуса Христа и Девы Марии ― большее почитание Богородицы, чем в православии |
Главный праздник | Пасха (конец земной жизни и начало небесной) | Рождество (начало земной жизни) |
Догмат о загробной жизни | Страшный суд, рай и ад | Страшный суд, чистилище (место, где судьба умершего грешника может быть изменена), рай и ад |
Богопознание (ощущение Бога) | Бог отделен от мира, непознаваем и неописуем; он и конечен, и бесконечен, он таинственен; к нему нельзя применить никаких определений; Бога можно не познать, а увидеть, почувствовать. | Бог познаваем (так как сошел на землю); Бога можно описать словами, познавая аналитично, определяя, структурируя, описывая признаки. |
Учение о Спасении | ||
Бог | «Бог есть любовь» | Бог ― всевластие и суд |
Конечная цель жизни верующего человека | Царство Божие (спасение) как состояние души, очищенной от всякого зла, греха, достижение нравственной чистоты, святости, богообщения | Царство Божие как место вечного блаженства (духовного наслаждении я) в награду за деятельность, полезную Богу (добрые дела) |
Духовная жизнь | Как жизнь богоподобная, преподобная | Праведная жизнь как достижение особых откровений, мистических переживаний и дарований |
Обряды | ||
Богослужение | На национальном языке, пение, прихожане стоят | На латинском языке, игра на органе, прихожане сидят |
Церковная служба | Литургия | Месса |
Крестятся | Тремя пальцами с правого плеча на левое | Всей ладонью с левого плеча на правое |
В интерьерах храма | Преобладают иконы | Преобладают скульптуры |
Расторжение брака-венчания | До 1917 г. через Синод, сейчас через Патриархию | Развод запрещен, брак нерасторжим |
Таинства | ||
Крещение детей | Погружают в воду | Обливают водой |
Миропомазание (конфирмация) | Вслед за крещением | В 7―12-летнем возрасте |
Причастие (евхаристия) | Всех квасным (кислым) хлебом и вином | Пресным хлебом и вином только служителей культа, мирян ― пресным хлебом |
Исповедь (покаяние ― с древнесл. ― перестройка ума) | Верующие каются в грехах священнику, либо тайно, либо все вместе; отпущение грехов за личное раскаяние | Совершается перед особой исповедальней, где священник скрыт от исповедующегося; отпущение грехов за добрые дела и за деньги (индульгенция) |
Католицизм(греч. katholikos ― всеобщий) ― одна из основных христианских конфессий, известная также как римско-католическое вероисповедание. Католицизм окончательно оформился как вероучение и церковная организация после разделения христианских церквей в 1054 г. на церковные организации византийского и римского типов обряда. Источником вероучения Католицизм признает Священное Писание (Библию) и Священное Предание, которое (в отличие от Православия) включает в себя и постановления вселенских соборов католической церкви, и суждения пап. Католическая церковь имеет иерархичную, строго централизованную структуру с единым мировым центром в Ватикане (на территории Рима), где находится резиденция (папский престол в соборе св. Петра) ее главы ― Папы. Число последователей Католицизма достигло почти 1 млрд. человек. Европа и Латинская Америка ― основные регионы распространения Католицизма.
NB! Семь смертных грехов у католиков: Сформулированные папой VII Григорием (Гильдебрантом) в VI в.: ― гордыня; ― алчность; ― гнев; ― похоть (сладострастие); ― чревоугодие (обжорство); ― лень; ― уныние. Добавились в ХХI в. семь «социальных грехов»: ― опыты с ДНК человека; ― клонирование; ― загрязнение окружающей среды; ― аборты; ― использование контрацептивов; ― наркотики (наркомания и наркоторговля); ― социальная несправедливость. |
Протестантизм(лат protestans ― несогласный) ― христианское вероучение, отделившееся от католицизма в XVI столетии. Главное отличие Протестантизма от других направлений Христианства состоит в учении о связи человека с Богом без посредничествацеркви и духовенства.
Буддизм― одна из мировых религий, возникшая в VI в. до н.э. в Индии.
NB! Ядро буддийского учения составляют «четыре благородные истины»: 1) всякая жизнь несет с собой страдание; 2) страдания имеют своей причиной эгоистические желания человека; 3) только освободившись от этих желаний можно прекратить страдания; 4) к прекращению страданий ведет «благородный срединный восьмеричный путь» (восемь ступеней, или шагов). Согласно буддизму корень всех страданий ― в нашей чувственной привязанности к миру, в желании, жажде наслаждений и удовольствий, в стремлении к власти, богатству, другим жизненным благам, вообще к обладанию. Человек, следовательно, страдает не потому, что не удовлетворяется какая-то его жизненная потребность, а потому что возникает, появляется сама эта потребность. Не будь потребности, жажды, не было бы и связанных с ее удовлетворением страданий. «Как дерево, хотя и вырванное, продолжает расти, если корень его не поврежден и крепок, так и страдание рождается снова и снова, если не искоренена склонность к желанию». Сторонники буддизма верят, что душа со смертью тела не исчезает, а воплощается, обретает новое тело. Ненасытность человеческих потребностей толкает душу ко всем новым и новым перерождениям, к перевоплощению души из одного тела в другое (человека, животное, растение или даже предмет неживой природы). Добрыми мыслями и делами можно облегчить свою участь ― добиться лучшего перерождения. Но нельзя, оставаясь в рамках бесконечного кругооборота рождений и смертей, избавиться от страданий. Новые рождения ― новая старость и смерть ― новые страдания. Нужно вообще покончить с перевоплощением, перестать вновь и вновь рождаться на этой земле. Освобождение от перерождений, согласно буддийскому вероучению, ― основная цель человеческой жизни. Вырваться из заколдованного круга рождений и смертей позволяет «восьмеричный путь», путь Будды, состоящий из следующих звеньев, или ступеней: 1) праведное воззрение (признавать «четыре благородные истины); 2) праведное намерение (ориентироваться на истинные ценности, исключающие насилие, ненависть и т.п.); 3) праведная речь (воздерживаться от лжи, грубости и сквернословия); 4) праведное действие (не причинять зла живому); 5) праведный образ жизни (держаться твердых моральных принципов, жить честным трудом); 6) праведное усилие (бороться с соблазнами и дурными мыслями, умножать добро и пресекать зло); 7) праведное самообладание (усмирять свои страсти, в особенности стремление км удовольствию); 8) праведная концентрация, или медитация (прозревать суть вещей, быть способным сосредоточиться на главном в жизни). Пройдя восьмеричный путь, человек достигает святости. У него уже не остается ни желаний, ни страстей, все земные привязанности преодолены, впереди ― нирвана. Под нирваной буддисты понимают высшее просветление духа, внутреннее проникновение в истинное бытие мира, абсолютный, ненарушимый покой. Нирвана освобождает человека от страстей, а одновременно и от своего «Я». Без этого не было бы окончательного освобождения от перерождений. Восьмеричный путь открыт всем верующим, но одолеть его в действительности могут лишь монахи-отшельники. Для мирян достаточно быть щедрыми на подаяние монахам и соблюдать пять моральных правил, или заповедей: 1) не убивать живых существ; 2) не брать чужого; 3) не прелюбодействовать; 4) не лгать; 5) не употреблять наркотических веществ и спиртных напитков. Большое место в буддизме отводится практической морали, соблюдение моральных норм приобретает для буддиста особую значимость. Вся мораль пронизана духом ненасилия. Ненасилие ―это закон сострадания или сочувствия, одинаково распространяющийся на тело и душу человека. Негативно оно определяется как воздержание от причинения вреда или боли, а позитивно ― как любовь ко всему живому, благоговение перед жизнью вообще. Молитву в буддизме заменяет медиация ― углубленная умственная сосредоточенность, удаляющая человека от внешних объектов, эмпирического мира и приобщения его к миру духовному. Она обуздывает страсти, останавливает мысль, обеспечивает внутреннюю уравновешенность человека. Непременные атрибуты медитации ― благовония и четки. |
Ислам― одна из трех мировых религий. Слово Ислам в переводе с арабского языка означает отдачу себя Богу или покорность, а принявший эту религию называется преданным Богу, по-арабски ― мусульманином. Отсюда второе название это религии ― мусульманство. Учение Ислама было изложено пророком Мухаммедом в первой половине VII в. и нашло отображение в священной книге Коран.
NB! Ислам, мусульманство, магометанство Ислам― покорность (с арабского). Мусульмане― последователи ислама. Муслим― верный (с арабского). Коран― главная священная книга мусульман. Города Мекка и Медина― святые места. Бог― Аллах. Пророк― Мухаммед (Магомет). Основы вероучения―«пять столпов культа»: 1) Вера в единого Бога и пророчество: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед ― посланник его»; 2) Обязательная молитва (салят, намаз), совершаемая пять раз в день в определенное время; 3) Пост (саум, ураза) в течение месяца по лунному календарю (рамадан); 4) Налог на пользу бедных и неимущих (закят); 5) Паломничество в Мекку (хадж) к храму Кааба. Наиболее тяжкие грехи:ростовщичество, пьянство, азартные игры, супружеская неверность. Основные течения в исламе: • сунниты (суннизм)(со второй половины VIIв.):признание сунны (сборник изречений и рассказов о жизни Мухаммеда) священным преданием, признание святости первых четырех халифов (заместителей посланника); считают, что верховная власть должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной; отсутствуют церковь и священнослужители; • шииты (шиизм) (со второй половины VIIв.):не признают сунну священным преданием, считают своим главой четвертого халифа Али, признают законной лишь наследную передачу власти потомкам пророка Мухаммеда по линии его двоюродного брата Али; отсутствие единой церковной организации (большинство в Азербайджане, Таджикистане, Иране); •хариджиты(с середины VIIв.): выступают за равенство всех мусульман независимо от их происхождения и цвета кожи; считают, что халифом может быть любой последователь ислама, избранный общиной, а община может сместить неугодного халифа. |
Конфуцианство― 1)одно из ведущих идейных течений Китая. Основоположник конфуцианства ― Конфуций (551―479 гг. до н.э.). Центральное место в учении Конфуция занимает концепция «жэнь» (любовь к человеку), которая является системой моральных правил и норм жизни человека; 2 ) философско-этическое учение Конфуция (Кун-фу-цзы) и его последователей, которое превратилось на рубеже нашей эры в религию. Основное в Конфуцианстве ― это культ предков, почитание традиций. Конфуцианство ― это особая философия морали, мотивирующая необходимость самосовершенствования личности.
Сравнительный анализ по основным характеристикам мировых религий представлен в таблице 28.
Таблица 28
Мировые религии
Линия сравнения | Буддизм | Христианство | Ислам |
1. Этимология | От санскр. «будх», обозначающего переход от спящего состояния к пробуждению, просветленному сознанию | От гр. Christos ― Мессия | С арабского буквально: предание себя воле Бога, покорность |
2 . Время и место зарождения | VI―V вв. до н.э. Индия | I в. н.э. Восточные провинции Римской империи | Начало VII в. н.э. Азия, Аравийский полуостров |
3 Территория, на которой проживают исповедующие религию | Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия. В России ― Тува, Бурятия и Калмыкия | Преимущественно Европа и Северная Америка | Северная Африка. В России ― Татарстан, Башкоростан, республики Кавказа |
4 Источники вероучения | Типитака («Три корзины») | Библия | Коран, Сунна, Шариат ― мусульманское законодательство |
5. Основы учения | Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Одна из важнейших заповедей ― любовь и милосердие ко всем живым существам, независимо от того, добрые они или злые. Нельзя платить злом за зло, ибо в противном случае возрастают вражда и страдание | Идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид | Человек ― существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, предписывает такую же покорность земным властям |
6. Количество последователей религии | Около 500 млн человек | 2 млрд человек | Около 1,5 млрд человек |
В истории можно найти множество примеров религиозной нетерпимости, вплоть до войн, развязанных на религиозной почве. В этой связи можно вспомнить походы крестоносцев против мусульман и язычников, кровавую войну между католиками и гугенотами в средневековой Европе, исламский джихад, как священную войну против неверных, взаимное истребление индуистов и мусульман в Индии и Пакистане и многие другие трагические примеры.
Сегодня все чаще говорят о процессе «исламизации», который очень противоречив: с одной стороны, отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой ― реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые бедствия.
«Исламизация» ― 1)содержание политических программ, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран мусульманского мира (Пакистане, Иране, Ливии), цель которых ― построение «исламского общества»; 2)продолжающееся распространение ислама в ряде районов Азии, Африки, Индии, Дальнего Востока.
***
Атеизм― это система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких―либо сверхъестественных сил.
Атеизм возникает вместе с религией. Причина возникновения атеизма: неспособность религии решить проблемы, встающие перед человеком.
Формы атеизма | |
Межконфессиональная | Свободомыслие |
В рамках своей религии критикуется «чужая», «неправильная» религия | Свободная критика религии на основе человеческого разума |
Свобода совести― право исповедовать любую религию или не исполведовать никакой (то есть быть атеистом).
Основные понятия
Анимизм | Признаки мировых религий |
Атеизм | Признаки религии |
Атрибуты религиозного культа | Протестантизм |
Буддизм | Пять моральных правил для мирян в буддизме |
Вера религиозная | Религиозные доктрины |
«Восьмеричный путь» в буддизме | Религиозные организации |
Ислам | Религиозный опыт |
Исламизация | Религия |
Католицизм | Свобода совести |
Конфуцианство | Священные ритуалы |
Культ | Секта религиозная |
Медитация | Семь смертных грехов у католиков |
Наиболее тяжкие грехи у мусульман | Сунниты |
Нирвана | Тотемизм |
Нравственные заповеди христианства | Фетишизм |
Основная цель человеческой жизни в буддизме | Христианство |
Основные функции религии | Церковь |
Покаяние | «Четыре благородные истины» в буддизме |
Политеизм | Шииты |
Православие | Язычество |