Искусство, его формы, основные направления
Искусство ― центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания ― вид формотворческой деятельности человека, создающей образные и символические структуры, которые обладают эстетическими, познавательными и коммуникативными функциями.
Искусство является составной частью духовной культуры и с первых шагов человечества было важным средством осознания мира и духовного развития личности.
NB! По мере исторического развития искусства происходило осмысление его сущности. История эстетической мысли свидетельствует, что в различные исторические эпохи искусство понималось по-разному. Каждой исторической эпохе было свойственно свое понимание искусства, обусловленное местом и ролью художника в системе общественного разделения труда и его положением в обществе. В античности искусство занимало промежуточное положение между материальным и духовным производством. Античное «techne» означало одновременно и ремесло, и искусство. Эта терминологическая неразличимость собственно художественной и ремесленной деятельности отражала внутреннюю связь этих областей человеческой деятельности, которая в наибольшей степени характеризует классическую пору в развитии античного мира. В гомеровскую эпоху разделение труда было настолько низким, что искусство, включая и техническое ремесло, еще не отделилось и не противопоставлялось духовным видам деятельности. Поэтому у Гомера термины «sophie» (мудрость) и «techne» (искусство, ремесло) были, по существу, тождественны. Мудрость («sophie») понимается как ремесло, творчество, а понятие «искусство» («techne») связано с представлением о мудрости, знании. Однако по мере прогрессирующего разделения труда происходит постепенное расхождение духовной и материальной областей деятельности. Античное общество, основанное на рабовладельческом способе производства, высокомерно относилось к физическому труду, видело в нем тяжелую необходимость и потому стремилось переложить всю тяжесть на рабов и полусвободных ремесленников. В этих условиях искусство вычленяется из непосредственной материальной практики и становится занятием свободорожденных. Занятия искусствами признаются благородными, если они являются средствами воспитания или интеллектуального досуга своборожденных. Но как только искусство становится предметом профессиональных занятий, оно немедленно осуждается как грубое ремесло и варварское занятие. Поэтому в античной Греции существовало различие доблести (arete) и технического мастерства в каком-либо искусстве (arete technes). Противоположность искусства и ремесла особенно остро осознается в эпоху эллинизма, когда противоположность физического и духовного труда вырастает в антагонизм рабского и свободного труда. Об этом пишет Сенека в своих «Письмах к Луцилию» и весьма резко Цицерон. «Все ремесленники занимаются презренным трудом, в мастерской не может быть ничего благородного, и наименьшего одобрения заслуживают ремесла, обслуживающие наслаждения» («Об обязанностях»). В античную эпоху понятием, обозначающим сущность искусства, было понятие mimesis (подражание). Уже Демокрит рассматривал подражание как основу всякой человеческой деятельности, включая искусство. Развитие и систематическое изложение теория мимезиса получает у Платона, который считал, что подражание составляет основу всякой художественной деятельности. Платон создал идеалистический вариант теории мимезиса. Его теория служила не только объяснением сущности искусства, но и доказательством слабости, несовершенства, познавательной и эстетической неполноценности. Теория подражания Аристотеля существенно отличается от платоновской: а) он применяет теорию мимезиса не только к изобразительным искусствам, но и к поэзии, драме и музыке; б) в отличие от Платона, учившего подражанию «вечным идеям», он говорил об искусстве как подражанию бытию вещей, так как идеи находятся в самих вещах, и потому только вещам и можно подражать; в) применяя теорию подражания к различным видам искусства, он развил одну из первых систем классификации искусств; г) важным моментом аристотелевской теории мимезиса было утверждение, что подражание в искусстве приносит удовольствие и в таких его видах, как музыка и драма, связано с катарсисом (очищением). Теория мимезиса ― общеантичное представление о сущности искусства ― в последующем перешла в наследство всей европейской эстетике. У Плотина, крупнейшего философа-неоплатоника (III в.), мировое божество превращается в ремесленника-демиурга,, природа, подобно ремесленнику, творит прообразы и формы (эйдосы) всех вещей. Художник становится соучастником и выразителем творческой энергии демиурга. Если классическая античная эстетика рассматривала искусство как подражание (мимезис) природе, то теперь, наоборот, деятельность природы становится мистическим и символическим отражением ремесленной или художественной деятельности. В эпоху средневековья с разложением рабства и формированием новых форм труда, связанных с феодальным способом производства, труд получает моральную санкцию, а ремесло под именем arte вводится в систему средневекового знания. Система образования строится на изучении семи «свободных искусств», куда включаются грамматика, риторика, логика, составляющие «тривиум», и геометрия, арифметика, астрономия, музыка, составляющие «квадривиум». Средневековье распространяет на искусство иерархический принцип деления земного и небесного. Низшее место в иерархии искусств занимают изобразительные искусства. Это понимание соответствует действительному положению изобразительного искусства в системе материальной и духовной культуры средневекового общества. В то же время живопись, скульптура, архитектура, подобно ремесленным занятиям, получают цеховую организацию, со своими профессиональными секретами, ограничениями и традициями. Художники, как и ремесленники, составляют цехи и гильдии. Дуализм чувственного и сверхчувственного, созерцательность и умозрительность, свойственные эстетическому восприятию средневековья, есть свидетельство того разрыва, который характерен для феодального способа производства с его сословной и цеховой организацией. Новое понимание искусства, которое привносит эпоха Возрождения, связано с революционной ломкой старых, феодально-общественных отношений, с освобождением личности производителя от сословных и цеховых ограничений, сковывающих его деятельность. Высоко оценивая назначение и достоинство человеческой личности, утверждая идею безграничного развития ее возможностей, эстетика Возрождения конкретный образ такой личности видела в художнике. Тот факт, что поиски универсального человека приводили именно к художнику, а не к философу, ученому или политическому деятелю, был не случаен. Это определяется тем положением, которое занимал художник в культурной жизни эпохи. Художник выступал как опосредствующее звено между физическим и умственным трудом. Поэтому в его деятельности видели реальный путь к преодолению того дуализма теории и практики, знания и умения, на котором основывалась вся духовная жизнь средневековья. Не случайно поэтому художник, его личность, жизнь и деятельность оказываются в центре общественной мысли того времени. Он считается существом божественного порядка, к его имени все чаще приписывают эпитет divino ―божественный. Многочисленные жизнеописания художников, которые появляются в это время и постепенно становятся специальным литературным жанром (ЖЗЛ), свидетельствуют, что такое возвышение личности художника не было так уж далеко от истины. Выдающиеся художники эпохи Возрождения ― это всесторонне образованные люди, обладающие многообразными познаниями в области наук и искусства. Художник становится носителем эстетических и этических ценностей. Этическое понятие о доблести ― virtu ― приобретает эстетическое значение, обозначая человека, виртуозно и свободно владеющего своим делом, ― il virtuoso.Традиционным аргументом для доказательства значения того или иного занятия или ремесла становится представление о его «трудности». Таким образом, на смену средневековому представлению о совершенном человеке как знатоке, умеющем все созерцать и обо всем рассуждать, выступает идеал человека, умеющего все делать. Однако господство гуманистической идеологии, ставившей художника в центр художественной и социальной жизни, не было долговечным. В условиях все более прогрессирующего разделения труда, основанного на капиталистическом мануфактурном производстве, искусство как область духовного творчества выделяется в самостоятельный вид художественной деятельности. Если в эпоху Возрождения художник вследствие слабой дифференциации видов художественной деятельности был одновременно и скульптором, и архитектором, и декоратором, и инженером, то теперь он становится исключительно скульптором, либо исключительно архитектором, либо исключительно декоратором, либо исключительно инженером. Причем происходит резкая дифференциация между духовными и материальными формами труда. В эстетике этот процесс отражается в том, что появляется новая эстетическая категория, обозначающая сферу художественного творчества. Эта категория ― «изящные искусства». Теперь то, что обозначается термином «искусство», целиком относится к области духовной деятельности. |
На основании сказанного можно сделать некоторые промежуточные выводы.
1) Существует ряд теорий происхождения искусства:
― биологизаторская ― происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности;
― игровая ― причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей;
― магическая ― искусство ― форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека;
― трудовая ― искусство ― результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.
2) Искусство ― практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность ― художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека. Как форма деятельности человека эстетическое отношение есть творчество. Творчество особое, эстетическое, по законам красоты. А это значит по законам всестороннего и гармоничного развития человека, по законам развития человеческой индивидуальности как самоцели. В самоцельности или самодостаточности развития человеческой индивидуальности следует видеть деятельностное проявление гармонии души. Сохраняется здесь также и общеэстетическая установка на гармонию мира, на сопряжение этих двух понятий.
NB! Проблема диалектики искусства и художественной культуры становится разрешимой, если помнить, что: • искусство надо понимать как минимум в трех значениях: а) искусство в широком смысле ― это художественное творчество в целом: литература, архитектура, танец, музыка и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира; б) искусство в узком смысле ― только изобразительное искусство; в) искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности; • художественное творчество выступает синонимом слова «художественная культура». Художественная культура ― это совокупность всех видов художественной деятельности ― словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т.п., включая продукт и процесс этой деятельности, а именно: созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также образование художников, воспитание критиков, искусствоведов, зрителей; • искусство ― всего лишь вершина художественной культуры.Последняя включает в себя не только профессиональные произведения, представляющие настоящую художественную ценность, но и работы любителей, дилетантов, имеющих ценность только для них самих. • Из сказанного вытекает, что критерий выделения художественной культуры ― предметный, а искусства ― квалификационный. В художественную культуру включены не только результаты деятельности профессионалов, но и вся огромная инфраструктура, которая способствует им. Это мастерские художников, залы и картинные галереи, консерватории и филармонии, специализированные журналы и газеты, печатная продукция, каналы телевидения, кафедры и лаборатории вузов, специализированные школы и гимназии, лицеи, ассоциации артистов, художников и др.; • субъекты художественной культуры подразделяются на тех, кто: ― создает новые произведения и идеи; ― распространяет новые произведения и идеи на некоммерческой основе; ― финансирует новые произведения и идеи; ― знакомит с новыми произведениями и идеями; ― обучает новым произведениям и идеям; ― занимается массовым тиражированием новых произведений и идей; ― продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и благодаря этому получает прибыль; ― оценивает и экспертирует новые произведения и идеи; ― осуществляет государственный контроль в управление над созданием, распространением новых произведений и идей; ― читает, смотрит и слушает новые произведения и идеи; ― становится поклонником, сторонником новых произведений и идей. |
3) В обществе существуют разные взгляды на искусство: а) искусство ― подражание природы; б) «природа ― лучший мастер форм»; в) искусство ― творческое самовыражение личности; г) искусство ― знаково-символическая система.
4) Предмет искусства ― человек, его отношение с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.
5) Форма бытия искусства ― художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета ― знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
6)В качестве уникального продуктатворчества в искусстве выступает художественный образ― категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству, вид освоения и выражения действительности, являющийся результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно реализацией исторического культурного опыта человечества в сфере индивидуально-личностного и общественного сознания.
Художественный образ ― это форма мышления в искусстве, существенно отличающая его от обычного образа-представления, так как выступает не просто как внешне сходство с действительностью. Художественный образ реализует себя как творческое отношение к этой действительности, как способ домыслить, дополнить саму логику реальной жизни.Таким образом, художественный образ ― это конкретно-чувственное и в то же время обобщенное воссоздание жизни, пронизанное эмоционально-эстетической оценкой автора.
Художественный образ концентрирует в себе духовную энергию создавшей его культуры или человека.
Художественный образ представляет собой развивающуюся систему, которая проявляет себя в разнообразии своего смыслового оснащения, то есть в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ в видовом качестве может быть воплощен в глине, красках, камне, звуках, фотографии, слове и в тоже время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм в целом.
Художественный образ ― это суть искусства, его содержательная форма, присущая всем видам и жанрам художественного творчества.
7)Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой: архитектура (зодчество); живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анималистический жанр, исторический жанр); скульптура (жанры: станковая, декоративная, монументальная), декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство; эстрада.
NB! Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: а) является образным и наглядным; б) использует особые способы воспроизведения окружающей действительности, в) средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и др.); г) играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта. |
8)Принято говорить о доминировании формы над содержанием в искусстве. И это понятно. Форма здесь не просто «оформляет» и без того уже готовые результаты, а впервые только и делает их возможными, дает им жизнь, путевку в мир прекрасного. Она по-своему создает, определяет, указывает границы содержания. Требования, предъявляемые к художественной форме, могут быть разными. Но сводятся они к одному: к необходимости считаться с законами и правилами искусства, его природой и особенностями.
9)Искусство не обязано соответствовать действительности. А действительность? Оказывается, она стремится соответствовать. Но не искусству вообще, а тому идеалу красоты, который вырабатывается искусством. Это соответствие сущего (действительности) должному (идеалу красоты). Оно благотворно и для искусства и для жизни.
10)Искусство выполняет в обществе множество разнообразных функций, основные из которых представлены в таблице 16.
Таблица 16
Функции искусства
Наименование функции | Ее содержание |
Общественно-преобразующая | Оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в духовно-практическую деятельность по преобразованию себя и общества |
Художественно-концептуальная | Анализирует состояние окружающего мира |
Воспитательная | Формирует личность, чувства и мысли людей, их ценностно-смысловые ориентиры |
Эстетическая | Формирует эстетические вкусы и потребности человека, развивает способности художественного восприятия и творчества |
Информационно-коммуникативная | Сообщение, обобщение, общение |
Утешительно-компенсаторная | Восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности |
Прогностическая, футурологическая | Предвосхищает/ предсказывает будущее |
Внушающая | Воздействует на подсознание людей, на человеческую психику (воображение, внушение, гипноз) |
Гедонистическая (от греч. ― очищение, наслаждение) | Доставляет людям удовольствие |
Познавательно-эвристическая | Отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке |