Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества
Позитивное | Негативное |
Утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире | Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам «массового человека» |
Ее произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращаются к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы | Ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей |
Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социальных групп), что соответствует нашему времени | Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере |
Отвечает запросам, потребностям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разгрузке | Насаждает мифы в сознании людей (миф «Золушки», «миф простого парня» и др.) |
Имеет свои вершины ― литературные, музыкальные, кинематографические произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству | Используя современные СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая определенные представления и предпочтения. Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности |
Разновидности культуры
Разновидностей культуры, по мнению большинства исследователей, три: доминирующаякультура, контркультураи субкультура.
Доминирующая культура ― культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества, антоним контркультуре и обязательный базовый субстрат, основа субкультуры. Субкультура возникает внутри ее и во многом является, несмотря на некоторую специфику, ее составной частью. Доминирующая культура имеет значительный ареал (территорию распространения) и большой ореол (время распространения и влияния). Иначе говоря, она охватывает значительное число людей на больших пространствах и сохраняется долгие десятилетия, если не более продолжительное время.
Субкультура (от лат. sub ― под) ― это часть локальной культуры, ограниченная форма бытия культуры отдельной социальной группы:
а)пополовозрастным основаниям: женская, детская, молодежная и др.;
б)по профессиональным критериям: научное сообщество, современный бизнес и др.;
в)по досуговым пристрастиям (по предпочитаемым занятиям в свободное время);
г)по религиозным основаниям;
д)по этническим основаниям;
е)по криминальным критериям.
Из сказанного вытекает, что, например, субкультурой можно считать культуру представителей любой национальности по отношению к общечеловеческой культуре, культуру молодежных группировок по отношению к национальной культуре и т.п. и т.д.
В содержательном плане субкультура («подкультура», культура части общества) представляет собой систему ценностей, знаний и средств выражения, с помощью которой специфическое человеческое сообщество пытается переосмыслить доминирующую в обществе систему ценностей, а в ряде случаев и противостоять ей. Можно выделить национальные, конфессиональные, профессиональные, возрастные субкультуры, а также субкультуры отдельных организаций и социальных групп. Любая субкультура вырабатывает только ей свойственныеценности, убеждения, символы, нормы, образцы поведения. Они оказываются присущи только определенной локальной социальной группе, с их помощью можно отделить данную субкультуру от других субкультур и доминирующей культуры.
Контркультура ― совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации и др., выработанная членами какого-то сообщества в противовес общепринятым нормам и ценностям. Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность доминирующей культуре.
Некоторые культурологи считают контркультуру своеобразной разновидностью субкультуры.
Контркультура (от лат.contra ― против) ― понятие, имеющее в современной культурологии два значения. Во-первых, им определяются социально-культурные установки, противостоящие фундаментальным ценностям господствующей культуры и даже противостоящие этой культуре. Во-вторых, понятие «контркультура» отождествляется с молодежным культурным движением 1960-х гг. Молодые люди протестовали против стержневых принципов западной культуры, «отторгая культуру отцов». Сам термин «контркультура» был введен в научный оборот американским социологом Т. Розаком. Носителем контркультуры, таким образом, считалась часть молодежи индустриально развитых стран Запада ― «хиппи», «рокеры», «тинэйджеры» и др. лидеры и идеологи различных направлений контркультуры склонны возводить в культ созерцательность и бесцельное времяпрепровождение, снимать запреты с эротической сферы, игнорировать индивидуально-личностный принцип жизни как высшую ценность западной цивилизации.
Критериями наличия и сформированности субкультуры является совокупность всех ее параметров.
Составляющие признаки субкультуры: а) знание (картина митра в узком смысле слова); б) ценности; в) стиль и образ жизни; г) социальные институты как система норм; д) навыки, умения, способы осуществления, методы; е) социальные роли и статусы; ж) потребности и склонности.
Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.
Субъекты культуры
При анализе особенностей духовной сферы жизни общества культурологи используют понятие «субъекты культуры». Кто является творцом культуры?
Общепризнанно, что культура ― это результат деятельности: а) общества в целом; б) групп (социумов); в) отдельных личностей (индивидов).
При этом важно помнить, что индивид становится личностью, активно действующим субъектом только под воздействием живого социума. Общение людей осуществляется в определенных группах: в семье, в кругу друзей, в производственных, научных, творческих, учебных коллективах, союзах, объединениях по интересам. Такие устойчивые объединения со своим духовным миром, специфическими формами общения и деятельности становятся носителями определенных культурных традиций. Довольно часто такие объединения имеют замкнутую, строго охраняемую культуру (субкультуру). В данном контексте под субкультуройможно понимать автономное целостное образование внутри общества, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей.
Отличительными чертами субкультур являются «стили». Стиль жизни ― целостная система устойчивых черт жизнедеятельности личности или социальной группы, которая формируется на основе индивидуальных потребностей и способностей и обнаруживается в процессе реализации жизненных целей и планов.
Можно выделить три основныхэлемента стиля субкультур: 1) образ ― элементы костюма, прическа, косметики; 2) манера поведения ― особенности мимики, походки; 3) сленг ― специфический словарь и его использование.
Одна из функций стиля ― установление границ группы, отделение от других групп. Нередко существует группа ― оппозиция, по отношению к которой происходит развитие или, наоборот, консервация тех или иных элементов стиля.
Молодежная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура― это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредотачивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск новых, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
К чертам отдельных групп молодежной субкультуры можно отнести следующие:
― пассивное сопротивление (аполитичность, игнорирование власти);
― диссоциация― отход от формальных социальных институтов, неудовлетворенность ими, поиск глубоко духовного удовлетворения (в творческой работе), сознательный переход от обеспеченности к нищенству, стремление к самовыражению, протест против стандартизации жизни, индивидуализм как реакция на обезличенность массового общества.
Итак, подобные группы, носители субкультур, являются своеобразными субъектами культуры, способными в известной мере и при определенных обстоятельствах (как, например, христиане) повлиять на развитие и обогащение мировой культуры.
PS! Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации (СМИ).
Средства массовой информации представляют собой:
• Совокупность всех каналов передачи информации: печать (газеты, журналы, бюллетени, информационные листки и др.); радио; телевидение; кинематограф; видео; Интернет.
• Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации: заметка; интервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета; очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет.
СМИ влияют не только на чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации и т.д., но и на то, в какой форме и какими способами они распространяются среди различных социальных групп, как проявляются в деятельности и поведении последних. Их огромная роль станет особенно очевидной, если учесть, что инструменты коммуникации и знания, как таковые, являются одновременно инструментами власти.
Оперативность и динамичность, широкое использование документальных и художественных форм способствуют тому, что СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание широчайших народных масс. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общественное мнение в поддержку каких-то конкретных целей, кампаний, того или иного политического курса и т.п. СМИ способствуют восприятию и усвоению людьми господствующих ценностей, идеалов, идейно-политических установок и т.д. СМИ, характеризующиеся универсальностью, стандартизируют и формируют однородную культуру, унифицируют мнения, ориентации, установки, поведенческие ориентиры.
Словесное выражение информации, особенно для аудиовизуальных СМИ, не единственный и не всегда самый главный элемент информационной деятельности. Всевозрастающий поток образов, символов, сигналов отодвигает слово не только как средство передачи, но и как элемент культуры нашего времени. СМИ приобретают роль основного агента производства и распределения культуры.
Сказанное в концентрированном виде мы представляем в таблице 15.
Таблица 15
Функции СМИ
Наименование функции | Ее содержание |
Коммуникативная | Установление контакта с массовой аудиторией как совокупностью субъектов, имеющих цель получить информацию |
Непосредственно-организаторская | Отражение роли СМИ как «четвертой власти» в обществе |
Идеологическая (социально-ориентирующая) | Оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведения |
Культурно-образовательная | Участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитание людей на образцах общемировой культуры |
Рекламно-справочная | Удовлетворение утилитарных запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества (сад, огород, туризм, шахматы, коллекционирование, кроссворды и т.д.) |
Рекреативная | Создание условий для развлечений, снятия напряжения, получения удовольствия |
Основные понятия
Истоки массовой культуры | Признаки субкультуры |
Диссоциация | Средства массовой информации (СМИ) |
Доминирующая культура | Стиль жизни |
Контркультура | Субкультура |
Массовая культура | Субъекты культуры |
Молодежная культура | Функции СМИ |
Народная культура | Черты молодежной субкультуры |
Отличительные черты субкультур | Элитарная культура |