Направления и формы организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
1. Духовно-нравственное
2. Общеинтеллектуальное
3. Общекультурное
4. Социальное
5. Спортивно-оздоровительное.
Духовно-нравственное направление реализуется с учетом специфики образовательной программы ГБОУ школы № 345, в соответствии с программой духовно-нравственного воспитания учащихся.
Основные задачи:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- принятие базовых общенациональных ценностей;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности.
Общеинтеллектуальное направление реализуется через организацию познавательной деятельности обучающихся, направленную на самостоятельное открытие нового - знания или алгоритм их приобретения и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Основные задачи:
- формирование навыков научно-интеллектуального труда;
- развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
- формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
- овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования;
Общекультурное направление предполагает развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления, воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Основные задачи:
- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания: отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях;
- становление активной жизненной позиции;
- воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Социальное направлениепредполагает создание условий для перевода обучающегося в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты, формировать социальные, коммуникативные и конфликтологические компетенции, необходимые для эффективного взаимодействия в социуме.
Основные задачи:
- формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование основы культуры межэтнического общения;
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.
Спортивно-оздоровительное направлениестроится с опорой на Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Основные задачи:
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Формы внеурочной деятельности:
- художественные, хоровые студии
- познавательные игры, викторины, конкурсы
- беседы
- праздники
- конкурсы рисунков, поделок, рассказов, сочинений
- сетевые сообщества
- школьные спортивные секции
- конференции
- предметные недели
- олимпиады
- военно-патриотические объединения
- экскурсии
- соревнования, спортивные праздники
- поисковые и научные исследования (исследовательские проекты)
- общественно полезные практики
- другие формы, отличные от урочных, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Программы занятий и план внеурочной деятельности представлен в Приложении 7.