Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания
Форма деятельности | Содержание мероприятий | Сроки | Исполнители |
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека. | |||
Урочная | Уроки окружающего мира, литературного чтения, тематические беседы о государственной символике, национальных праздниках, Конституции страны | Систематически на уроках разных предметов | Учителя, воспитатели |
Внеурочная | Проведение классных часов соответствующей тематики; тематические экскурсии в музеи города; поздравления ветеранов ВОВ ко Дню Победы; экскурсии по местам боевой славы | 1 раз в месяц | Учителя, воспитатели, педагог-организатор |
Работа с родителями | Тематические родительские собрания; размещение материалов для родителей на сайте школы | 1 раз в четверть | Классные руководители |
Работа с социальными партнёрами | Подготовка и проведение концертов для ветеранов ВОВ; встречи с жителями блокадного Ленинграда; участие в мероприятиях ПДДТ и ЛДДТ | По плану работы | Педагог-организатор, учителя |
Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. | |||
Форма деятельности | Содержание мероприятий | Сроки | Исполнители |
Урочная | Библиотечные уроки, беседы, викторины на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, ИЗО, музыки | Систематически на уроках разных предметов | Учителя, воспитатели |
Внеурочная | Игра по станциям, экскурсии в районную библиотеку; конкурсы рисунков и поделок; классные часы нравственно-этической тематики; посещение театральных постановок в театрах города | По плану работы 1 раз в месяц | Учителя, воспитатели, педагог-организатор |
Работа с родителями | Тематические родительские собрания, круглые столы | 1 раз в четверть | Классные руководители |
Работа с социальными партнёрами | Участие в мероприятиях учреждений дополнительного образования, совместные мероприятия с родителями | По плану работы | Педагог-организатор, учителя |
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | |||
Форма деятельности | Содержание мероприятий | Сроки | Исполнители |
Урочная | Беседы на уроках технологии, литературного чтения, окружающего мира, русского языка, ИЗО по соответствующей тематике, участие в предметных конкурсах и олимпиадах | Систематически на уроках разных предметов | Учителя, воспитатели |
Внеурочная | Тематические классные часы; встречи с представителями разных профессий «Кем быть?» | По плану работы 1 раз в месяц | Учителя, воспитатели, педагог-организатор |
Работа с родителями | Благоустройство пришкольного участка, посадка деревьев, разбивка цветника совместно с родителями | По плану работы | Классные руководители |
Работа с социальными партнёрами | Изготовление подарков-сувениров для дошкольников ГБДОУ № 55; награждение учащихся, отлично закончивших учебный год | По плану работы | Педагог-организатор, учителя |
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. | |||
Форма деятельности | Содержание мероприятий | Сроки | Исполнители |
Урочная | Беседы на уроках окружающего мира, русского языка, литературного чтения об истории и культуре родной семьи, своего города, улицы; беседы о здоровом образе жизни | Систематически на уроках разных предметов | Учителя, воспитатели |
Внеурочная | Инсценировка стихов из книги Г.Остера «Вредные советы»; игра по станциям; совместные мероприятия с родителями «Папа, мама и я – дружная семья»; «Весёлые старты» | По плану работы | Учителя, воспитатели, педагог-организатор |
Работа с родителями | Совместные проекты «Моя родословная», «Традиции моей семьи», тематические родительские собрания | 1 раз в четверть | Классные руководители |
Работа с социальными партнёрами | Сотрудничество с медицинскими учреждениями района: проведение мед. осмотров, лекций, просветительской работы. Сотрудничество с фирмой «Волна», проведение мероприятий совместно с работниками столовой: конкурсы, викторины. | По плану работы | Педагог-организатор, учителя |
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. | |||
Форма деятельности | Содержание мероприятий | Сроки | Исполнители |
Урочная | Тематические беседы на уроках окружающего мира, русского языка, литературного чтения, ИЗО, музыки | Систематически на уроках разных предметов | Учителя, воспитатели |
Внеурочная | Участие в экологических проектах; экскурсии в музеи, парки, скверы города и области; изготовление кормушек для птиц; конкурсы стихов и рисунков о природе; Красная книга природы | По плану работы | Учителя, воспитатели, педагог-организатор |
Работа с родителями | Проведение родительского собрания, совместные выезды на экскурсии в природу | 1 раз в четверть | Классные руководители |
Работа с социальными партнёрами | Совместные мероприятия с родителями, представителями культурных центров, центра дополнительного образования. | По плану работы | Педагог-организатор, учителя |
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. | |||
Форма деятельности | Содержание мероприятий | Сроки | Исполнители |
Урочная | Тематические беседы на уроках окружающего мира, русского языка, литературного чтения, ИЗО, музыки, технологии | Систематически на уроках разных предметов | Учителя, воспитатели |
Внеурочная | Обзорные экскурсии по городу и области; конкурсы стихов и рисунков; | По плану работы | Учителя, воспитатели, педагог-организатор |
Работа с родителями | Совместное проведение творческих концертов, посещение спектаклей, выставок, музеев | По плану работы | Классные руководители |
Работа с социальными партнёрами | Творческие встречи с писателями, художниками, музыкантами | По плану работы | Педагог-организатор, учителя |
Приложение 3
Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования
Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское – раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности школы (учебной урочной и внеурочной, внеучебной). Характеристика содержания направлений коррекционной работы
Диагностическая работа включает в себя следующее:
· выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗпри освоении основной образовательной программы основного общего образования;
· проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и(или) физическом развитии обучающихся с ОВЗ;
· определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
· изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;
· изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
· изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ;
· мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующее:
· разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ;
· организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
· коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер;
· развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
· формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
· развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
· развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
· совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
· социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает в себя следующее:
· выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;
· консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ, отбора и адаптации содержания предметных программ;
· консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ;
· консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ОВЗ профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:
· информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
· различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ОВЗ;
· проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.
Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования
Психолого-медико-социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся с ОВЗ обеспечиваются специалистами школы (педагогом-психологом, медицинским работником, социальным педагогом), регламентируются локальными нормативными актами школы. Реализуется преимущественно во внеурочной деятельности.
Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов школы, представителей администрации и родителей (законных представителей).
Медицинская поддержка и сопровождение обучающихся с ОВЗв школы осуществляются медицинским работником (врачом и медицинской сестрой) на регулярной основе.
Социально-педагогическое сопровождение школьников с ОВЗ в школе осуществляет социальный педагог. Деятельность социального педагога направлена на защиту прав всех обучающихся, охрану их жизни и здоровья, соблюдение их интересов; создание для школьников комфортной и безопасной образовательной среды. Социальный педагог (совместно с педагогом-психологом) участвует в изучении особенностей школьников с ОВЗ, их условий жизни и воспитания, социального статуса семьи; выявлении признаков семейного неблагополучия; своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и их семьям в разрешении конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы подростков с ОВЗ.
Основными формами работы социального педагога являются: урок (за счет классных часов), внеурочные индивидуальные (подгрупповые) занятия; беседы (со школьниками, родителями, педагогами), индивидуальные консультации (со школьниками, родителями, педагогами). Возможны также выступления на родительских собраниях, на классных часах в виде информационно-просветительских лекций и сообщений.
Приложение 4
Годовой учебный план начального общего образования
на 2016/2017 учебный год
(пятидневная учебная неделя)
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | |||
I | II | III | IV | |||
Обязательная часть | ||||||
Русский язык и литературное чтение | Русский язык | |||||
Литературное чтение | ||||||
Иностранный язык | Английский язык | |||||
Математика и информатика | Математика | |||||
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) | Окружающий мир | |||||
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | - | - | - | ||
Искусство | Музыка | |||||
Изобразительное искусство | ||||||
Технология | Технология | |||||
Физическая культура | Физическая культура | |||||
Итого: | ||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||||||
Русский язык и литературное чтение | Русский язык | |||||
Итого: | ||||||
Максимально допустимая недельная нагрузка | ||||||
Внеурочная деятельность |
Приложение 5
Недельный учебный план начального общего образования
на 2016/2017 учебный год
(пятидневная учебная неделя)
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | |||
I | II | III | IV | |||
Обязательная часть | ||||||
Русский язык и литературное чтение | Русский язык | |||||
Литературное чтение | ||||||
Иностранный язык | Английский язык | |||||
Математика и информатика | Математика | |||||
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) | Окружающий мир | |||||
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | - | - | - | ||
Искусство | Музыка | |||||
Изобразительное искусство | ||||||
Технология | Технология | |||||
Физическая культура | Физическая культура | |||||
Итого: | ||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||||||
Русский язык и литературное чтение | Русский язык | |||||
Итого: | ||||||
Максимально допустимая недельная нагрузка |
Приложение 6.
Календарный учебный график
1. Дата начала учебного года:в I-XI классах – 01 сентября 2016 года.