Решением Педагогического совета Приказом директора ГБОУ школы №345
ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга
Протокол № 11 Приказ № 172 от «15» июня 2016г. от «15» июня 2016г.
____________________А.И.Лазарев
«Обсуждена»
На Совете обучающихся и
Совете родителей
ГБОУ школы № 345
ОСНОВНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №345
Невского района
(в соответствии с требованиями ФГОС)
Санкт-Петербург
2016 г
Содержание
1.... Целевой раздел................................................................................................................................... 4
1.1. Пояснительная записка......................................................................................................... 4
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы 8
1.2.1. Формирование универсальных учебных действий............................................ 10
1.2.1.1. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)................................... 14
1.2.1.2. Формирование ИКТкомпетентности обучающихся (метапредметные результаты) 16
1.2.2. Русский язык...................................................................................................... 19
1.2.3. Литературное чтение........................................................................................ 22
1.2.4. Иностранный язык (английский).................................................................... 27
1.2.5. Математика и информатика............................................................................. 30
1.2.6. Основы религиозных культур и светской этики........................................... 33
1.2.7. Окружающий мир............................................................................................. 37
1.2.8. Изобразительное искусство.............................................................................. 40
1.2.9. Музыка................................................................................................................ 43
1.2.10. Технология......................................................................................................... 46
1.2.11. Физическая культура......................................................................................... 50
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.................................................................................................................................... 51
2.... Содержательный раздел.................................................................................................................. 61
2.1. Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий.......... 61
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов....................................................... 76
2.2.1. Общие положения....................................................................................................... 76
2.2.2. Основное содержание учебных предметов.............................................................. 77
2.2.2.1. Русский язык................................................................................................. 77
2.2.2.2. Литературное чтение.................................................................................... 82
2.2.2.3. Иностранный язык....................................................................................... 85
2.2.2.4. Математика и информатика........................................................................ 88
2.2.2.5. Окружающий мир......................................................................................... 89
2.2.2.6. Основы религиозных культур и светской этики...................................... 93
2.2.2.7. Изобразительное искусство......................................................................... 95
2.2.2.8. Музыка........................................................................................................... 98
2.2.2.9. Технология.................................................................................................. 111
2.2.2.10. Физическая культура.................................................................................. 113
2.3. Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.............................................................................................. 116
2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни……….............................................................................................................................. 125
2.5. Программа коррекционной работы................................................................................ 128
3.... Организационный раздел............................................................................................................. 134
3.1. Примерный учебный план начального общего образования....................................... 134
3.2. План внеурочной деятельности....................................................................................... 135
3.3. Система условий реализации основной образовательной программы....................... 139
3.3.1. Кадровые условия реализации основной образовательной программы............ 139
3.3.2. Психологопедагогические условия реализации основной образовательной программы 140
3.3.3. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы 141
3.3.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы 141
3.3.5. Информационнометодические условия реализации основной образовательной программы 142
3.3.6. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий …….……….. 144
3.3.7. Дорожная карта по формированию необходимой системы условий…….…..….145
Приложение 1………………………………………………………………………………... ……….146
Приложение 2………………………………………………………………………………………….148
Приложение 3………………………………………………………………………………………….152
Приложение 4………………………………………………………………………………………….155
Приложение 5………………………………………………………………………………………….156
Приложение 6…………………………………………………………………………………….........157
Приложение 7………………………………………………………………………………………….159
Приложение 8………………………………………………………………………………………….162
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Образовательная программа начального общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга (далее Образовательная программа) – определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования в соответствии с особенностями и возможностями школы.
Образовательная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО), с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Образовательная программа является программой действий всех субъектов образовательного процесса ГБОУ школы № 345 по достижению качественных результатов, удовлетворяющих потребности потребителей: личности, общества и государства.
Социально желаемый результат личностного и познавательного развития обучающихся представлен в модели выпускника начального общего образования, зафиксированный в ФГОС НОО.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
– любящий свой народ, свой край и свою Родину;
– уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
– любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
– владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
– доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
– выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Образовательная программа начального общего образования ГБОУ школы № 345 ориентирована на решение актуальных проблем участников образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.
Образовательная программа начального общего образования ГБОУ школы №345 адресована:
обучающимся:
· для определения соответствия методов обучения, требований к обучающимся, критериев оценки учебной деятельности познавательным возможностям различных категорий обучающихся;
· для создания условий возможного успеха всех обучающихся в различных видах социально значимой деятельности;
· для соблюдения прав обучающихся при осуществлении образовательного процесса;
учителям:
· для определения границ ответственности учителей за результаты образовательной деятельности;
· для определения критериев выбора допустимых, целесообразных и недопустимых приемов, методов и технологий организации образовательного процесса;
· для согласования мер взаимодействия учителей по повышению качества образовательного процесса, направленных на достижение личностных результатов школьного образования;
· для определения мер взаимодействия с родителями обучающихся, распределение ответственности за результаты образовательной деятельности детей между семьей и школой;
родителям:
· для обеспечения достоверной и полной информации о возможностях школы, об условиях образовательной деятельности, создание которых школа гарантирует;
· для обеспечения прозрачности системы оценивания образовательной деятельности детей;
· для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся, возможностей взаимодействия между ними;
администрации:
· для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения обучающимися основной образовательной программы;
· для разработки и освоения новых информационных технологий управления качеством образовательного процесса;
· для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей, администрации и др.);
учредителю и органам управления:
· для повышения объективности оценивания образовательных результатов учреждения в целом;
· для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов образовательной деятельности школы;
· при подготовке управленческих и педагогических кадров к разработке и реализации образовательных программ в новых условиях.
Образовательная программа ГБОУ школы №345 имеет свою специфику:
· приоритет духовно- нравственного образования и воспитания учащихся, достигаемый через уроки духовно-нравственной культуры России и систему воспитательной работы, основанной на духовных ценностях российской культуры (здоровье нравственное);
· формирование ценностного ориентира, направленного на сохранение и укрепление физического здоровья, как фактора предотвращения вырождения нации (здоровье физическое).
Образовательная программа начального общего образования является нормативным локальным актом ГБОУ школы № 345, в котором определены пути достижения сформулированной миссии школы.
Миссия школы. В соответствии со стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011 – 2020 гг. «Петербургская Школа 2020» мы строим школу для разных и равных детей, школу равных возможностей (адаптивную). Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом обучающихся, где учатся одаренные и обычные дети, дети-мигранты, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. С одной стороны, такая школа стремится максимально адаптироваться к постоянно изменяющимся социальным условиям, а с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. В такой школе имеется место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей. Это школа быстрого и гибкого реагирования как на стремительно изменяющуюся социально-педагогическую ситуацию, так и на формирующийся социальный заказ общества и государства. Это школа разноуровневая и многопрофильная, включающая в себя весь спектр классов: от общеобразовательных классов и классов расширенного уровня обучения до профильных классов старшей школы.
Эта миссия школы реализуется на основе введения в учебно-воспитательный процесс современных инновационных методик обучения, воспитания и диагностики предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся, функционирование школы в режиме развития.
Дифференцированный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход реализуется не только в учебно-воспитательном процессе в целом, но и в создании для учащихся старших классов ситуации выбора направления в дальнейшем обучении – социально-экономического или физико-математического профиля.
С 2001 года школа работает в тесном контакте с кафедрой социально-педагогического образования (кафедрой истории педагогики Санкт-Петербургской государственной академии постдипломного педагогического образования над проблемой нравственного воспитания учащихся на основе традиционных духовных ценностей в рамках гуманизации и гармоничного развития личности. Куратором данного проекта является профессор кафедры Марина Владимировна Захарченко. В рамках данного проекта в учебный план школы в 2001-2002 учебном году включен курс по истории православной культуры во 2 – 11 классах. С 2008 года содержание данного курса было расширено и преобразовано в авторскую программу «Духовно-нравственная культура России» (авторы программы: А.И.Лазарев – директор школы, Е.В.Чулкова – зам.директора по УВР, В.В.Яговдик – учитель истории; рецензент: М.В.Захарченко – доктор философских наук, профессор кафедры социально-педагогического образования СПбАППО). В сочетании с данным курсом проводятся основные мероприятия воспитательной работы школы.
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования), с изменениями.
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015, с изменениями.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего, основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 4 июля 2016 г., регистрационный № 42729).
6. Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 2506-р.
7. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).
8. Устав ГБОУ средней общеобразовательной школы № 345 Невского района Санкт Петербурга, утвержденный распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 04.03.2015 № 828-р;
9. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности: серия 78 № 001739 регистрационный № 238, 237 от 08.02.2012 г;
10. Свидетельство о государственной аккредитации: серия 78 А 01 № 0000414 регистрационный № 1075 от 14.08.2015г.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС НОО к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определениеи выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
Планируемые результаты:
– обеспечивают связь между требованиями ФГОС НОО,
образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;
– являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебнометодической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
В соответствии с системнодеятельностным подходом содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебнопрактические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета – овладеют обучающиеся в ходе образовательной деятельности. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.
Структура планируемых результатовучитывает необходимость:
– определения динамики развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;
– определения возможностей овладения обучающимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знанийи умений, являющихся подготовительными для данного предмета;
– выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.
С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.
Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся. Планируемые результаты представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.
Планируемые предметные результаты, приводятся в двух блоках к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников.
Первый блок «Выпускник научится».Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данном уровне, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается такая система знанийи учебных действий, которая, вопервых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, вовторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя может быть освоена подавляющим большинством детей.
Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы посредством накопительной системы оценки (например, портфеля достижений),таки по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, —с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей неотрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данном уровне обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.
Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достиженийи выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.
Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательной деятельности, направленной на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требованийк подготовке обучающихся.
При получении начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
– междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТкомпетентности обучающихся»;
– программ по всем учебным предметам.
1.2.1. Формирование универсальных учебных действий
(личностные и метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметовпри получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия | |
У выпускника будут сформированы | Выпускник получит возможность для формирования |
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; – учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к оценке своей учебной деятельности; – основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; – развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; – установка на здоровый образ жизни; – основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; – чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. | – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения; – устойчивого учебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; – положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. |
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
– принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. | – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
Познавательные универсальные учебные действия | |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям; – устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи; – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии; – владеть рядом общих приёмов решения задач. | – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. |
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; – задавать вопросы; – контролировать действия партнёра; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | – учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; – с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. |
1.2.1.1. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметовпри получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научнопознавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в прост