Часть 3. Историки и диффузионисты. Современные исследования очагов древнерусской культуры: уральский и сибирский регионы.
Вопросы для рассмотрения:
1. Аккультурация и инкультурация как способы культурной адаптации.
2. Эмпирические исследования (М. Мид, Б. Малиновский). Психоаналитические и функционалистские идеи в работах Маргарет Мид.
3. Диффузионизм как направление в культурологии. Концепция культуры основателя новой идеи Ф. Ратцеля. Культурная мифология Л. Фробениуса. Теория культурных кругов Ф. Гребнера. Взгляды Л. Мечникова о влиянии географической среды на социальную жизнь. Теория Т. Хейердала.
4. Культурные особенности арийской культуры уральского региона. Синташтинская культура и процесс формирования абашевской культурно-исторической общности. Предыистория уральских народов Напольских В.В.
5. Органицистский подход Освальда Шпенглера и его труд «Закат Европы». Восемь культурно-исторических типов-организмов. Концепция многолинейного и замкнутого развития культур Н.Я. Данилевского. Труд «Россия и Европа».
6. Теория цивилизаций Арнольда Джозефа Тойнби, автора 12-томного «Исследования истории». Всемирно-историческое развитие как движение от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре.
2. Основные понятия темы:
1. вопрос: аккультурация, инкультурация, культурная адаптация, ассимиляция, сепарация, маргинализация, интеграция, коммуникативный процесс
2. вопрос: артефакт, культурных модель, этнопсихология, возрастные циклы (М.Мид), функционализм, основной метод этнологии, примитивные культуры, архаическое общество
3. вопрос: диффузионизм, идентификация, конфигурация культуры, культурный релятивизм, культурный ареал, культурный круг, теллурическо-эфиопско-патриархальный тип культуры, хтоническо-хамитическо-матриархальный тип культуры
4. вопрос: индоиранизация, энеолит, протоиндоиранцы, аркаим, ямно-полтавкинских погребальные традиции, фатьяновские племёна, хараппская цивилизация, степная инвазия.
5. вопрос: вопрос: органицизм, культура, цивилизация, культурно-исторический тип, пространственно-временная локализация явлений культуры
6. вопрос: локальные культурные общности, вестернизация, расизм, европоцентризм, творческое меньшинство, культурные стадии, самобытность культуры, духовная и материальная культура, формация, цивилизация, цикличность культуры, культурная форма
Задания для самостоятельной работы:
1. Американские культурные антропологи Р. Редфилд, Р. Линтон и типовая модель исследования аккультурации М. Херсковица.
2. Биологические теории" Ж. Ляпужа (1854—1936) во Франции и О. Аммона (1842—1916) — в Германии.
3. Законы развития и функционирования культуры. Закон стадиальной неравномерности, закон прерывности и непрерывности, закон единства и разнообразия культур и т.д.
4. Функционализм как способ изучения культур в работах Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна.
5. Открытия, гипотезы и законы в культурологии. Закономерности развития культуры: общесоциологические, общеформационные, конкретно-формационные, цивилизационные закономерности и т.д.
Список литературы:
1. Белик А.А., Бергер Я. М. и др. Культурология. Учебное пособие. Российский государственный гуманитарный университет,1999, -171 с.
2. Белик А.А. В 43 - Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гос. гуманит. ун-т. М.,1999. 241 с.
3. Культурология: учебник для вузов / Н. Г. Багдасарьян. - М. : Юрайт: Высшее образование, 2011. -495с.
4. Культурология: учебник / ред.: Ю. Н. Солонин, М. С. Каган. - М. : Юрайт : Высш. образование, 2010. - 511 с. - (Ун-т ы России).
5. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Илюхина Л.В., Ларькова Е.П. Культурология: Учебное пособие для студентов вузов. изд. 4-е. 2010, - 352с.
6.Теория культуры [Текст]: учебное пособие /Под ред. С.Н. Иконниковой В.П. Большакова. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.
Семинарское занятие № 12
Поликультурные идеи модернизма и постмодернизма. (4 часа)
Основные понятия:
Вопросы для рассмотрения:
1. Кризис классического идеала рациональности проявился и в интеллектуальной сфере. История становления модерна, его идейные представители. Апостол модернизма, великий американский поэт Эзра Паунд и др.
2. Модерн в архитектуре: А. Вельде, В. Орта, А. Гауди, Г. Гимар, Ф. Шехтель.
3. Единый синтетический стиль мастеров модерна конца XIX – начала XX в. в различных странах: «ар нуво» в Бельгии и Франции, «модерн стайл» в Англии, «югендштиль» в Германии, «стиль модерн» в России, «стиль либерти» в Италии, «стиль Тиффани» в США.
4. Эротическая направленность в работах Обри Бёрдслей, президента Венского сецессиона Густава Климта.
5. Западно-европейские художники авангардисты и их знаменитые работы: Клод Монэ, Манэ, С. Дали, Робер Делоне, А. Матисс, П. Клее, П. Пикассо, Жан (Ханс) Арп, Жоа́н Миро́ и Ферра́, основатель «абстрактного сюрреализма» Марк Ротко, Э. Уорхолл.
6. Специфические течения постмодернизма в изобразительном искусстве. Сентименталистский постмодернизм, экологизм, возвышенное и чувственно тонкое, трепетное отношение к жизни. Западно-европейские художники постмодернизма и их знаменитые работы.
7. Искусственный мир постмодерна. Специфика постмодернистского кинематографа, синтез различных видов искусства и художественных стилей для постмодернистского театра. Новая форма драматического действия – хэппенинг, идеолог и практик - М. Керби
8. Метафоричность современного постмодернистского балета как синтез духовного и телесного. Новые возможности выражения средствами танца философских идей, психических состояний человека.
9. Коллажность музыкального постмодернизма, объединение приемов классической европейской, восточной, народной музыки, поп-музыки, рока, джаза и т.п. Электронная обработка классических мелодий.
2. Основные понятия темы:
1. вопрос: немецкий экспрессионизм, французский футуризм, испанский сюрреализм, английский имажинизм, техницизм, анти техницизм, континуальность бытия
2. вопрос: ассиметрия, декор, орнамент, фасад, интерьер
3. вопрос: ар нуво, модерн стайл, югендштиль, стиль либерти, стиль Тиффани
4. вопрос: орнаментальность, Венский сецессион, постеры
5. вопрос: импрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм, орфизм, кубизм, абстрактная живопись, дадаизм, абстрактная скульптура, фовисты
6. вопрос: мимесис, имитация стилей, ирония, мимикрия, подражание, пастиш, плюрализм, деконструкция, релятивизм, историзм, абстрактный сюрреализм
7. вопрос: театральный хэппенинг, перформанс, полистилистика, постмодернизм, конструкционизм
8. вопрос: метафора, хореография, балет, драматургия, концепция «кодекса жестов», регтайм, хай-лайф, джайн, суинг, брейк, фламенко, кантри-данс, пластика танца.
9. вопрос: коллаж, минимализм в музыке, народная музыка, поп-музыка, рок, джаз, ритм-н-блюз, рок-н-ролл, сэмпл, рэп, хип-хоп
Задания для самостоятельной работы:
1. Два противоположных взгляда культурной элиты на последствия технологического «взрыва» в 1920-х гг. для духовной жизни общества – техницизм и анти техницизм. Представители техницизма (Дж. Ленски, X. Мак-Люэн) оптимистически оценивали роль НТП, выступали за свободное техническое развитие. Анти техницисты (Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хоркхаймер
2. Киноиндустрия модерна. Четыре основных вида киноискусства. Коммерческие фильмы США — экранизации бродвейских мюзиклов.
3. Немой кинематограф, фильмы, создававшиеся в начале XX в. Работы: Гриффита, Чаплина, Мэри Пикфорд, Рудольфо Валентино, Бастора Китона, братьев Маркс; а так же фильмы Мартина Скорсезе, братьев Коэн и Вуди Аллена.
4. Неотрадиционализм и радикальная смена культурных парадигм постмодернизма в работах М, Хайдеггера и Умберто Эко.
5. Перформанс. Авторское кино. Коллаж Жана Люка Годара. Шедевры кинематографа в Италии (Феллини, Антониони), Франции (Гадар, Лелуш, Боссон, и др.), Германии (Херцог, Фасбиндер, Вендерс), Англии (Гринуэй).
6. Разлом культурных эпох современного общества. Ж.-Ф Лиотар о концепте «хэппенинга».
7. Ирония аллегорического постмодернизма и разрушение иллюзий современного массового сознания в работах Ф Джеймисона о перфомансе, театрализации как ведущей тенденции постмодернистского дискурса.
Список литературы:
1. Американская киноколлекция: Валентин Эшпай — Санкт-Петербург, НИИ киноискусства, 2008 г.- 112 с.
2. Венский модерн и кризис идентичности: Жак Ле Ридер — Москва, Издательство имени Н. И. Новикова, Gallina Scripsit, 2009 г.- 718 с.
3. Дженкс Ч.А. Язык архитектуры постмодернизма. – Москва. 1995г.
4. Иконников А.В. Зарубежная архитектура. От «новой архитектуры» до постмодернизма. Москва.1992г.
5. Ионин Л.Г. Новая магическая эпоха // Постмодерн - новая магическая эпоха Сб. ст / Под ред Л.Г. Ионина Харьков: Харьковский национальный ун-т им В И. Каразина, 2002, с 221-237
6. Кутырев В. А. От какого наследства мы не отказываемся // Человек. № 1,2. 2005
7. Мировая художественная культура А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. М., 2003
8. Орнамент стиля модерн: — Москва, Издательство В. Шевчук, 2007 г.- 192 с.
9. Полевой В.М., Маркузон В.Ф. «Популярная художественная энциклопедия». Москва.1996г.
Семинарское занятие № 13