Тема 1. Типологизация как способ осмысления социокультурного пространства. 2 часа
Вопросы для рассмотрения:
1. Структура культуры. Динамика культуры. Язык культуры. Функции культуры. Культурогенез. Микро- и макродинамика культурогенеза. Морфогенез культурных систем. Основные категории культуры: пространство, время, человек – универсальный контекст культуры. Размежевание сакрального и мирского в деятельности и сознании человека.
2. Морфология культуры. Закономерности строения культуры. Процессы формообразования культуры в онто- и филогенезе. Специализированный и обыденный уровни культуры. Внутренняя дифференциация культуры. Три основных типа каналов связи между специализированным и обыденным уровнями культуры.
3. Источники и факторы социокультурных изменений. Внутренняя (интровертная) динамика культуры: зарождение, развитие, стабилизация, расцвет, упадок – общий ход линейного, временного развития. Факторы, влияющие на это развитие. Случайность versus детерминизм.
4. Динамика культуры. Культура как процесс. Устойчивое и изменчивое в культуре. Источники и типы культурных изменений в многомерном пространстве. Динамика традиций и инноваций.
5. Конфуцианско-даосистский тип культуры. Картина мира, система ценностей, художественная культура. Характер знания в рамках конфуцианско-даосисткой культуры.
6. Индо- буддийский тип культуры. Мировоззренческие принципы брахманизма, индуизма и социальные основы индо-буддийской духовной традиции. Система ценностей, художественная практика, научное знание.
1. Основные понятия темы:
1. вопрос: культурогенез, макродинамика культуры, культурные системы, морфогенез, сакральная культура, мирская культура, сознание
2. вопрос: специализированная культура, обыденная культура, дифференциация культуры
3. вопрос: структура культуры, динамика культуры, язык культуры, функции культуры
4. вопрос: динамика культуры, традиции, инновации, многомерное пространство культуры.
5. вопрос: закон дао, даосизм, культ предков, Тянь или Шан-Ди, сын Неба, дэ, ци, книга «Дао-дэ цзин», книга «Лунь Юй»
6. вопрос: хинаяна, махаяна, нирвана, бодхисатвы, дхармакайя, ваджраяна, сангхи, будды, ригведа, пандавы, космогония, ведическая религия, рита, сансара, реинкарнация, сидхи, боддхи, дхайнизм, сиккхизм
Вопросы для самостоятельной работы:
1.П. Тейяр де Шарден о рефлексии культуры.
2.Концепция игровой деятельности человека как источник культуры.
3. Конфуцианско-даосистский тип культуры. Картина мира, система ценностей, художественная культура. Характер знания в рамках конфуцианско-даосисткой культуры.
4. Основные идеи и традиции Буддизма. Восьмеричный путь избавления от страданий. Культ Будды и бодхисатв. Сангхи (монашеские общины) и их обряды. Обряды захоронения и учение о реинкарнации, об аде и рае. Тибетский буддизм и традиции Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны.
Список литературы:
1.Культурология: учебник для вузов / Н. Г. Багдасарьян. - М. : Юрайт: Высшее образование, 2011. -495с.
2.Культурология: учебник / ред.: Ю. Н. Солонин, М. С. Каган. - М. : Юрайт : Высш. образование, 2010. - 511 с. - (Ун-т ы России).
3.Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Илюхина Л.В., Ларькова Е.П. Культурология: Учебное пособие для студентов вузов. изд. 4-е. 2010г. 352с.
4.Теория культуры [Текст]: учебное пособие /Под ред. С.Н. Иконниковой В.П. Большакова. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.
Семинар №3
Происхождение культуры и источники её формирования как самостоятельного бытия.
Вопросы для рассмотрения:
1. Первобытная форма культуры, как фундамент человеческого бытия. Артефакты и архетипы материального и духовного бытия первочеловечества.
2. Основные первобытные формы культуры. Живопись, письмо, жилища и первые культовые сооружения, простейшие формы социального устройства ранних обществ.
3. Основные подходы и концепции происхождения культуры.
4. Виды культурной деятельности в ранних обществах: собирательство, охота, одомашнивание животных, земледелие и религиозность. Мифологичность бытия и сознания как основа духовного начала в человеке.
5. Этнографическая, географическая, антропологическая, этнолингвистическая и морфологическая классификации культур.
1. Основные понятия темы:
1. вопрос: первобытная культура, артефакты, архетипы, материальное бытие, духовное бытие.
2. вопрос: древние стоянки, мегалиты, подводные пирамиды, древние скульптуры и статуэтки палеолита.
3. вопрос: осевое время, игровая культура, уфологическая теория происхождения человечества, теологическая концепция происхождения культуры .
4. вопрос: мифологическое бытие, шаманизм, древнейшие верования, культ вождя, палеолит, мезолит, неолит, энеолит
5. вопрос: этнография, антропология, этнолингвистка, морфологическая классификации культур
Вопросы для самостоятельной работы:
- Эволюционизм как метод исследования культуры.
2. Идея повторяемости, обратимости (цикличности) в древнекитайской и античной философии.
3. Культура как «кристаллизованная пассионарность». Циклы американской истории А. Шлезингера.
4. Волновые модели социокультурной динамики. Концепция длинных экономических волн Н.Д.Кондратьева.
Список литературы:
1. Багдасарьян Н. Г. Культурология : учебник для бакалавров/ Н. Г. Багдасарьян. -М.: Юрайт, 2013.
2. Культурология: учебник / ред.: Ю. Н. Солонин, М. С. Каган. - М. : Юрайт : Высш. образование, 2010. - 511 с. - (Ун-т ы России).
3. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Илюхина Л.В., Ларькова Е.П. Культурология: Учебное пособие для студентов вузов. изд. 4-е. 2010г. 352с.
4. Теория культуры [Текст]: учебное пособие /Под ред. С.Н. Иконниковой В.П. Большакова. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.
5. Розов М.А. Инварианты эмпирического и теоретического знания. // Философия науки. Выпуск 15. М. 2010.
6. Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления. Изд.3 2012. 248 с.
Семинар №4