РАЗДЕЛ IV. Основные направления прикладной музеологии
Тема 1. Теория коммуникации в музейном деле
Появление и развитие термина коммуникация. Математическая теория связи Клода Шеннона (1948 г.). Перенос теории связи на социальные системы и отношения (Маршал Маклюэн) и другие деятели в области проблем социальных коммуникаций (Войцех Глузинский, Чарльз Лэндри и Марк Пахтер).
Понятие музейной коммуникации Автор теории музейной коммуникации – Дункан Камерон (1968 г.). Развитие теории музейной коммуникации в трудах Хуппер-Гринхилл (Великобритания).
Концепция «культура участия» как один из подходов к формам музейной коммуникации.
Теория музейной коммуникации в трудах сотрудников Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии. Основные задачи прикладных исследований музейной коммуникации.
Концепция М. Гнедовского в области музейной коммуникации. Коммуникативный подход в структуре музеологического знания. Акт музейной коммуникации (адресат, адресант, передатчик). Музейный предмет, музейный работник, музейный посетитель – участники музейной коммуникации. Зона совпадения смыслов и эффективность музейной коммуникации. Коммуникационный подход в музейном проектировании.Коммуникативные модели: линейная, интерактивная, трансляционная.
Тема 2. Организация экспозиционно-выставочной деятельности и научное проектирование экспозиции
Место, цели и задачи экспозиционно-выставочной деятельности музея. Направления экспозиционно-выставочной деятельности. Понятие музейной экспозиции. Основные этапы проектирования. Экспозиционные материалы и этикетаж. Принципы, приёмы и методы построения экспозиции. Виды экспозиций. Методы проектирования. Виды проектной документации.Составные части научная концепция экспозиции. Краткая и Расширенная тематическая структура. Тематико-экспозиционный план. Технорабочее проектирование. Светотехнический проект. Тексты в экспозиции.
Тема 3. Культурно-образовательная деятельность. Экскурсионная работа как традиционная форма культурно-образовательной деятельности музея
Соотношение понятий научно-просветительная деятельность и культурно-образовательная деятельность. Понятие о базовых формах культурно-образовательной деятельности: экскурсия лекция, консультация, научные чтения и конференции, клубы, кружки, студии, конкурсы, викторины, творческие встречи, концерты, спектакли, праздники, фетивали и т.д. Характеристика базовых форм по основным и дополнительным признакам. Базовые формы как основа для создания разнообразных культурно-образовательных программ. Работа с детьми и молодежью как ведущее направление в культурно-образовательной деятельности музеев. Организация культурно-образовательной деятельности музея.
История экскурсионного движения в России, как историко-культурного явления. Этапы экскурсионного движения: этап зарождения (1870-1890), этап развития (1890-1917), этап расцвета (1917-1920). Идеи и деятельность представителей отечественной экскурсионной школы: И.М. Гревс, И.П. Анциферов, Б.Е. Райков, Н.А. Гейнике, А.В. Бакушинский, А.Я. Закс. Особенности петроградской и московской школ экскурсоведения. Превращение экскурсионного дела в политическое просвещение и туризм. Экскурсионная деятельность современного музея. Сущность музейной экскурсии. Критерии оценки мастерства экскурсовода. Экскурсия как вид общения. Классификация экскурсий. Этапы подготовки экскурсии. Рецензирование экскурсии. Другие базовые формы культурно-образовательной деятельности музея.
Тема 4. Музейная педагогика
Музейная педагогика как научная дисциплина. Детские музеи в истории музейного дела. Появление термина «музейная педагогика» России. Заимствование термина и эволюция понятия «музейная педагогика» в немецком музееведении. Употребление термина в отечественном музееведении как свидетельство нового уровня осмысления практики работы с музейной аудиторией. Предпосылки для формирования музейной педагогики как дисциплины: осознание общественной роли музея с позиции теории музейной коммуникации, потребность интеграции музееведения с другими научными дисциплинами, тенденция формирования особого типа музейного специалиста, работающего с аудиторией. Сущность музейной педагогики как научной дисциплины на стыке музееведения, педагогики и психологии. Предмет и объект музейной педагогики.
Ведущие центры и специалисты, занимающиеся разработкой проблем и отдельных разделов музейной педагоги (Б.Столяров (Русский музей), М.Юхневич, Е. Ванслова, Н. Потапова («Огни Москвы»), С.Ваньшин (реабилитация инвалидов-«РЕАКОМП»), Государственный Дарвиновский музей, Государственный биологический музей. Межмузейные семейные программы: «Детские дни» в Петербурге, «Семейное путешествие» в Москве.
Специфика детских музеев. Причины появления детских музеев в США на рубеже XIX-XX веков. Эволюция детского музея в России: школьный музей-мастерская (1890-1910), игро-музей (1920-1930). Музей игрушки Н.Д. Бартрама, концепция Детского дворца-музея и выставки для детей А.У. Зеленко, музей детской книги Я.П. Мексина. Музей детского творчества Ф.И. Шмита. Причины исчезновения детских музеев в 1930 годы. Возобновления интереса к детским музеям в последнее десятилетие ХХ века. Американская и европейская модели детского музея. Современный детский музей в России.
Тема 5. Музейный дизайн
Понятие музейный дизайн. История понятия. Художник и дизайнер в музее. Музейные художники – Е. Розенблюм, Е. Амаспюр, Л. Озерников, А.Конов и др.
Основные принципы проектирования музейной среды: внешняя и внутренняя среда. Размещение музеев в структуре города. Ландшафтный музейный дизайн.Комплексная гармонизация музейной среды при помощи: композиционных подходов, цветовых, световых, стилистических и конструктивно-технологических составляющих предметного комплекса.
Творческие технологии проектирования музейной среды. Проектные образно-ассоциативные подходы к формированию творческих стратегий в дизайне музейной среды. Функциональный и творческий уровень в дизайне среды. Особенности творческого процесса дизайнера. Формирование творческой стратегии и формирование плана творческого процесса дизайнера. Эвристические методы и методы решения проектных задач для генерирования креативных идей в дизайне. Творческие этапы процесса создания дизайна среды. Творческая организация проектного решения музейного и музейно-выставочного пространства. Составляющие процессаконцептуального проектирования музейно-выставочной среды: аналитический аспект в процессе организации музейного и музейно-выставочного пространства, понятие предпроектного анализа. Этапы предпроектного анализа (процесса исследования) в дизайне: составляющие функционального процесса музейно-выставочной среды во времени и пространстве. Структура формирования средового образа (преобразование первичных функционально-чувственных контактов со средой в ее комплексную идейно-образную оценку).
Слагаемые музейной экспозиционной среды: функции процесса циркуляции (деятельность) экспозиционной среды; место процесса циркуляции (интерьер, экстерьер, ландшафт), «архитектурный» и «средовой» образ экспозиционной среды; предметный мобильный комплекс экспозиционной среды; функции процесса моделирования ситуации пространства экспозиционной среды, написание общего сценария и дополнительных сценариев для проведения акций и концептуальных инсталляций и т.д.; формирование общей концептуальной идеи (сочетание научной и творческой концептуальной идеи); подбор креативных технологий для реализации коммуникационного процесса; моделирование концептуальных маршрутов экспозиционной среды. Сравнение предметно-пространственных характеристик разных типов музейной среды (экспозиционных зон, рабочих зон, зон отдыха и т.д.).
Функциональные, эстетические, экологические дизайн-факторы в проектировании комфортной музейной среды и улучшающие познавательную функцию человека, улучшающие условия содержания и хранения музейного предмета.
Оборудование и оснащение музейной среды. Виды встроенного, пристроенного, стационарного, подвижного, мобильного, бытового, вещевого, технологического, инженерного оборудования, декора и элементов благоустройства и визуальной коммуникации, используемых в дизайне музейной среды. Создание художественного проекта экспозиции. Рабочее проектирование.
Тема 6. Основы консервации и реставрации историко-культурных объектов. Реконструкция.
Определение реставрации и консервации. Базовые понятия реставрации и консервации, применяемые в музееведении. История формирования понятий реставрация-консервация-реконструкция. Принципы научности в реставрации. Предреставрационное исследование: основные стадии. Реставрационный паспорт. Определение подлинности. Основные признаки показателя подлинности. Проблема подлинности при музеефикации и приспособлении памятника.
Реставрационная этика. II Международный конгресс архитекторов и технических специалистов по истории памятников. Страны участницы. Результат работы конгресса.
Структура Венецианской хартии. Ключевые положения. Понятия: реставрации, консервации, раскопки, основная документация.
Технология реставрационного процесса. Принципы современной научной реставрации. Предреставрационные исследования памятника. Типы исследований (натурные, лабораторные (камеральные), сопутствующие исследования). Фотофиксация памятника. Графическая фиксация памятника (составление картограмм, калькирование). Фиксация памятников на цифровые носители. Процесс реставрационного воздействия на памятник. Эффилактическая консервация (укрепление), раскрытие памятника, восполнение утрат.
Документирование консервационно-реставрационной деятельности. Реставрационная документация. Функции реставрационной документации. Основные виды реставрационной документации. Реставрационный паспорт памятника.
Определение понятия реконструкция. Виды реконструкций исторические, бытовые. Основы научной реконструкции. Соотношение понятий реставрация-консервация-реконструкция. Памятник как объект реконструкции. Рассмотрение памятника с позиции ценности. Памятник как документ. Памятник как художественное произведение. Основные виды информации, содержащейся в памятнике. Понятие “жизнь памятника”. Двойная историческая соотнесенность памятника. Комплекс “патины времени” и его ценности (эстетическая, историческая, эмоциональная). Подлинность памятника. Оригинал и вторичные поновления (дополнения, наслоения). Утраты. Реконструкция как метод проектирования.
Тема 7. Менеджмент и маркетинг в музейной работе
Миссия музея как генеральная цель развития музея. Составляющие миссии. Подходы к определению миссии музея. Сущность и функции управления в музейном деле (достижение миссии и реализация социальных функций музея). Основные инструменты менеджмента в музее: методы управления, их отраслевая специфика (планирование, кадровая политика, контроль). Отчетность и делопроизводство в музее. Информационная безопасность в музее.
Менеджеры в музее: руководители высшего (президент, генеральный директор, директор), среднего (заместитель директора) и низшего звена (заведующие отделами).
Система маркетинга и условия ее функционирования. Концепция музейного маркетинга. Культурные услуги и музейные продукты. Маркетинговые и социологические исследования в музее (SWOT-анализ (анализ слабых и сильных сторон, возможностей и угроз), методы социологического исследования – опрос, анкетирование, наблюдение).
Моделирование поведения потребителя. Связи с общественностью и реклама в политике и стратегии сбыта музейной продукции; организация рекламы и рекламная политика музея, событийный маркетинг.
Брендинг музея. Критерии успеха; анализ деятельности музея по отношению к его миссии.
Профессиональная этика в музее. Документы ИКОМ: Этика приобретения (1970г.), Кодекс профессиональной этики (1986г.) Кодекс музейной этики (2001г.).
Кодекс музейной этики ИКОМ и установленные им минимальные стандарты профессиональной деятельности для музеев и музейных работников: содержание и ключевые положения (руководство для директора и сотрудников, конфликты интересов, отношения с социумом, принципы установления провенанса-происхождения предмета, этика в поведении работника).
Принципы Кодекса: ответственность музеев за материальное и нематериальное природное и культурное наследие; ответственность руководящих органов по защите и пропаганде наследия, а также материальных и финансовых ресурсов, выделенных для этой цели; обязанность музеев приобретать, сохранять и пропагандировать свои коллекции как их вклад в защиту природного и культурного наследия; музейные коллекции как общественное достояние, их особое юридическое положение и защита международным законодательством; законное владение, устойчивость, документирование, доступность и право распоряжения; ответственность перед всеми за сохранение, доступность и истолкование первичного свидетельства, хранящегося в их коллекциях; обязанность развивать образовательную функцию и привлекать широкие аудитории и местные локальные аудитории; музейные работники должны соблюдать принятые нормы и законы и поддерживать достоинство и честь своей профессии.