РАЗДЕЛ I . Теоретические проблемы и историография музеологии/музееведения
Тема 1. Объект и предмет изучения музеологии/музееведения
Музееведение как научная дисциплина, находящаяся в стадии развития. Предмет музееведения. Предметный (Ян, Ланг), аксиологический (Странский), институциональный (Бенеш), коммуникационный (Гнедовский) и языковый подходы (Никишин) к определению предмета музееведения. Интегративный (комплексный) подход (Разгон) к определению предмета музееведения. Структура предмета музееведения. Методы музееведения. Язык музееведения. Проблемы формирования понятийного аппарата.
Понятие музея. Социальные функции музея. Документирование исторического, культурного и природного процессов. Образование и воспитание. Научные исследования. Организация досуговой деятельности. Формирование социальной памяти. Музей как синтез науки и искусства.
Музей в системе социальной коммуникации. Понятие музейной коммуникации. Музей и средства массовых коммуникаций. Музейный предмет, экспозиция, образовательно-воспитательная деятельность как составные части музейной коммуникации.
Музей в системе учреждений науки, культуры, образования. Профильная классификация музеев. Виды и типы музейных учреждений, их подчиненность. Общественные, ведомственные, школьные, частные, государственные музеи. Музейные объединения и их филиалы. Музеи-заповедники. Научные и общественные, частные и коммерческие связи музея, их роль и значение для функционирования музеев.
Состав объектов культурного наследия на современном этапе. Актуализация культурного наследия. Классификация музеев на основе методов актуализации культурного наследия.
Научная концепция музея. История формирования понятия. Концептуальное понятие музея в разные исторические периоды. Научная концепция как аргументированное определение целей и задач музея, содержания, форм и методов его деятельности. Междисциплинарный характер разработки концепции музея в целом и по направлениям его деятельности. Этапы разработки научной концепции, ее составные части.
Музей и музейная сеть. Понятие музейной сети. Проблемы ее становления и развития. Характеристика состояния музейной сети на различных этапах истории общества. Проблемы анализа и прогнозирования развития музейной сети.
Тема 2. Теория музейного предмета
Музейный предмет в системе исторических и естественнонаучных источников. Предмет музейного значения. Музейный предмет. Экспонат. Музейный источник. Понятие памятника. Музейный предмет и социальная память. Непредметные формы памяти и превращение их в музейные предметы.
Классификация музейных предметов, их типы, роды и виды. Музейное свойство сохранения социальной и культурной памяти. Информативные и коммуникативные свойства музейного предмета. Свойство мемориальности. Аттрактивность, экспрессивность, репрезентативность. Свойство дифференцированного отбора информации. Поливалентность информативного поля музейного предмета. Методы раскрытия информационного потенциала музейного источника. Материальный носитель и способы фиксации информации. Музейные свойства вербального источника. Музейный предмет как дифференцированное отражение реальной действительности.
Научно-вспомогательные материалы. Виды научно-вспомогательных материалов.
Музейный источник как объект научного исследования. Музейный предмет в экспозиционно-выставочной, научно-фондовой, научно-просветительной, образовательно-воспитательной, рекламной, издательской деятельности. Музейный предмет в системе коммуникативных связей.
Государственный музейный фонд. Понятие государственного музейного фонда. Структура и состав музейных фондов. Понятия фонда музея, музейного собрания, музейной коллекции. Виды музейных коллекций. Музейное собрание как источниковая база профильных научных исследований. Выработка юридических норм о национальном музейном фонде.
Тема 3. Музееведческие исследования в XXI веке
Центры музееведческих исследований. Российский институт культурологии (бывш. НИИ культуры) и его подразделения после объединения с Институтом культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. Институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева. Высшие учебные заведения. Организация научных исследований в музеях. Научно-методические центры в музеях и их научные и методические издания (ГИМ, Русский музей, ГЦМСИР, Политехнический музей, Государственный Дарвиновский музей и др.) Организационная деятельность Международного совета ИКОМ. Конференции. Проектная деятельность. Конкурсы. Фестивали. Семинары.
Деятели советского и российского музееведения: А.М. Разгон, А.Б. Закс, Д.А. Равикович, А.М. Михайловская, Ю.П. Пищулин, Л.И. Скрипкина, Ю.У. Гуральник, М.Ю. Юхневич, Т.Ю. Юренева, М.Е. Каулен, Е.Б. Медведева, М.А. Гнедовский, В.Ю. Дукельский, Т.П. Поляков.
Координация музееведческих исследований в мире. Деятельность Международного совета музеев и национальных комитетов. Международные научно-исследовательские проекты.
Российская музейная энциклопедия. Обобщающие монографические издания по музееведению. Учебники и учебные пособия. Авторские монографии. Серийные (продолжающиеся) издания музеев и высших учебных заведений. Журналы «Мир музея» и «Музей».
Формирование проблемных полей музееведческих исследований: история музейного дела, теоретическое музееведение (музеология), музейное источниковедение, музейная педагогика, музейная социология, музейный менеджмент, музейный дизайн, информационные технологии в музее, теория музейной коммуникации.