СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ “отраслевыХ” проблем

Отраслевые проблемы являются составной частью более широкой области проблематики, связанной с неоптимальным функционированием основных сфер жизнедеятельности человека — образовательной, досуговой, туристско-экскурсионной, информационной, семейно-бытовой и т.д. Выбор той или иной сферы жизнедеятельности в качестве области проектирования зависит не только от интенсивности проблем, но и от объекта профессиональной деятельности будущего специалиста[60].

Как уже было отмечено, в основу определения целевого и содержательного блоков программы могут входить и отраслевые проблемы, связанные с дисфункционированием системы учреждений, низким уровнем квалификации кадров, недостаточным финансовым и материально-техническим обеспечением культуры как отрасли, взаимоотношением работников культуры, досуга, образования с органами власти, средствами массовой информации и т.д.

Источником и носителем этих проблем являются: во-первых, работники культуры и сферы управления,т.е. специалисты, обеспечивающие организационно-экономические и методические условия, необходимые для создания, воспроизводства и распространения продуктов и ценностей культуры; во-вторых, отраслевые проблемы имеют выход на основного потребителя культурных благ — социальные категории и группы населения; в-третьих, источником данной группы проблем являются ресурсодержатели (т.е. структуры и организации, которые распоряжаются бюджетными средствами, а также предприятия и различные общественные объединения, располагающие ресурсами и выступающие одновременно потребителями услуг учреждений культуры и досуга).

При этом следует отметить, что отраслевые проблемы носят вторичный характер, они связаны с неоптимальных функционированием организационных структур и учреждений, составляющих культуру как отрасль, возникают как результат несоответствия учреждений (их номенклатуры, функций, содержания деятельности) изменившимся условиям, их неспособности решить наиболее значимые социально-культурные и личностные проблемы. Поэтому основная группа отраслевых проблем связана с неоптимальным функционированием и развитием инфраструктурного комплекса, соответствующего определенным сферам жизнедеятельности.

Инфраструктура — это система учреждений и организационных структур, обеспечивающих условия создания, сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и творчества (учреждения, музеи, библиотеки, театры, хранилища архивов, культурные центры, выставочные залы, мастерские, система управления и экономического обеспечения культурной жизни).

Отраслевые проблемы условно можно разделить на пять групп:

1. Проблемы, связанные с неоптимальным содержанием деятельности учреждений культурно-досугового комплекса;

2. Проблемы организационно-управленческого характера;

3. Проблемы финансирования и материально-технического обеспечения культурно-досуговой сферы как отрасли;

4. Проблемы общественной значимости и престижа сфер культуры и досуга;

5. Проблемы социального статуса работников отрасли.

Ниже обозначим основныеотраслевые проблемы, препятствующие развитию культурной жизни, снижающие социально-культурный и личностный потенциал сферы культуры и досуга:

1. Проблемы, связанные с содержанием деятельности учреждений культуры и досуга: несоответствие содержания и форм культурно-досуговой деятельности, предоставляемых культурных благ и услуг (как в количественном, так и в качественном отношениях) реальным потребностям населения (т.е. разрыв между предложением культурных благ и услуг со стороны творцов и работников культуры и запросами различных категорий и социальных групп); отсутствие условий выбора по месту жительства форм и содержания культурной деятельности, отвечающих реальным потребностям и запросам населения; сворачивание коммерчески невыгодных, но социально значимых видов культурной деятельности (резкое сокращение объема культурных услуг, предоставляемых населению бесплатно); отсутствие у населения реальных возможностей доступа к подлинным ценностям культуры; неравное положение различных социальных групп населения с точки зрения доступности культурных ценностей и возможностей для культурной деятельности; недоступность большинства услуг (и прежде всего связанных с художественным образованием и физическим воспитанием детей и подростков) в силу их значительного удорожания; недостаточность у населения финансовых средств для потребления качественных и полноценных культурно-досуговых услуг; неудовлетворительные условия, препятствующие самовыражению, творческому поиску и развитию личности в сфере досуга (отсутствие необходимых помещений, технического оборудования, материалов, их низкое качество и т.п.); отсутствие ярких и интересных проектов, способных обеспечить аудиторию и привлечь дополнительные источники финансирования; низкая культурная активность населения, выражающаяся в слабой посещаемости учреждений культуры, досуга, снижение интереса населения к традиционным направлениям и формам работы учреждений; рост предпочтений населения “домашним” формам потребления культурных ценностей и в то же время неразвитость сферы производства товаров и предложений услуг, направленных на оптимизацию семейного досуга; низкий професиональный уровень работников отрасли (в силу снижения качества подготовки в вузах и училищах, несистематичности работы курсов повышения квалификации др.); недостаточная обеспеченность культурно-досуговых учреждений кадрами, способными разрабатывать и эффективно осуществлять социально-культурные программы и т.д. неэффективное использование музейных и библиотечных фондов; неоптимальное размещение инфраструктуры досуга; низкий уровень доступности социально-культурной инфраструктуры для детей и подростков (отсутствие “своих” мест общения, нехватка помещений для отдыха, развлечений, творчества); недостаточная информированность культурно-досуговых учреждений о носителях социально-культурных инициатив, идей, проектов; неспособность (и нежелание) привлечь их к участию в разработке и реализации программ и проектов; низкое качество (или отсутствие) методической помощи учреждениям культуры и досуга; отсутствие информации о новых технологиях в сфере организации культурно-досуговой деятельности.

2. Проблемы организационно-управленческого характера: отсутствие общественных структур (ассоциаций, советов, союзов и т.п.), реально участвующих в определении приоритетов культурной политики и корректировке действий органов управления; отсутствие условий и организационных механизмов саморазвития культурной жизни; межведомственная разобщенность и нескоординированность деятельности различных учреждений культуры, досуга, спорта, образования, препятствующая эффективному использованию их совокупного потенциала и распыляющая имеющиеся ресурсы; отсутствие позитивной обратной связи между управленческими структурами и подведомственными учреждениями, приводящее к неэффективности принимаемых управленческих решений; оторванность управленческих структур от реальных субъектов культурной жизни, возникших вне отрасли, их неспособность работать в режиме партнерских отношений с носителями идей и творческих инициатив; отсутствие организационных, экономических, правовых механизмов и технологий для партнерского взаимодействия с различными негосударственными субъектами культурной жизни; недостаточная помощь общественности в разработке и осуществлении культурной политики на уровне района, города; жесткая регламентация деятельности учреждений, отсутствие реальной самостоятельности и возможности беспрепятственно реализовывать свои замыслы; преимущественно отраслевой подход к культуре, ограничивающий смысл культурной политики поддержкой ведомственных учреждений; ориентация культурной политики на возможности существующей инфраструктуры и неучет потенциала учреждений спорта, образования, здравоохранения в решении социально-культурных проблем территории; слабое использование потенциала культуры в решении социальных, социально-демографических и социально-психологических проблем.

3. Проблемы, вызванные дефицитом бюджетного финансирования отрасли: сокращение бюджетных средств, выделяемых на культуру ниже допустимого уровня, определенного в “Основах законодательства о культуре” (3% федерального и 6% местных бюджетов); отсутствие гласности в распределении бюджетных средств; низкий уровень технического обеспечения сохранности музейных и библиотечных ценностей (как известно, в реставрации нуждается от 30 до 70% музейных фондов), отсутствие средств для создания новых экспозиций; сокращение объемов пополнения книжных фондов (в 3-4 раза) в условиях объективного роста библиотеки как источника информации и возможности бесплатного самообразования; недоступность огромных информационных ресурсов страны и мира в силу крайне низкой оснащенности библиотек современными технологическими средствами обработки, хранения и передачи информации; сужение информационного пространства за счет сокращения средств на комплектование библиотек, разрушения государственной системы комплектования школьных библиотек учебно-методическими комплексами; низкий коэффициент обеспеченности населения учреждениями культы, посадочными местами, библиотечными фондами, культурными услугами; отсутствие законодательства, стимулирующего благотворительность и спонсорство коммерческих организаций в сфере культуры.

4. Проблемы общественной значимости и престижа сфер культуры и досуга: игнорирование властью проблем культуры; отсутствие в структурах государственного управления ясного понимания целей, задач и способов решения сегодняшних проблем культуры; непонимание со стороны властей и потенциальных спонсоров смысла вложения средств в культуру; недооценка со стороны ресурсодержателей (и прежде всего местной администрации) значимости культурно-досуговой деятельности как средства решения территориальных проблем, важнейшей составляющей человеческой жизни; недостаточное внимание к проблемам развития культуры со стороны средств массовой информации.

5. Проблемы социального статуса и профессионального самоутверждения работников отрасли: низкая заработная плата специалистов сферы культуры и досуга; минимальные возможности должностного роста; падение престижа профессий социально-культурной направленности; неудовлетворенность специалистов культурно-досуговой сферы своей деятельностью, растущее чувство неадекватности ее содержания современной социокультурной ситуации; несоответствие социальной роли и статуса управленцев и работников КДУ новым социокультурным условиям; ориентация на сохранение традиционных позиций идеологических работников, “воспитателей” и “наставников”; снижение статуса управленцев сферы культуры в структуре административного аппарата.

Видение и понимание отраслевых проблем также позволяет выйти на актуальные проекты и программы, создающие условия для оптимизации культурной жизни различных групп населения, территории в целом. Например, одной из наиболее актуальных и распространенных “отраслевых” проблем является отсутствие условий для саморазвития культурной жизни, самоорганизации различных субъектов культурного творчества. Для решения этой проблемы можно предложить проект, целью которой будет создание организационных и экономических условий, способствующих развитию социально-культурной самодеятельности населения, обеспечивающих общественную востребованность творческого потенциала носителей культурных инициатив.

Задачи проекта: Содержание мероприятий:
1.Подготовка и проведение конкурса проектов, в котором могут участвовать различные субъекты культурной жизни.   1.Формирование оргкомитета конкурса и разработка плана мероприятий; 2.Разработка положения о конкурсе; 3.Организация пресс-конференции; 4.Консультации по технологии составления заявки на участие; 5.Конкурс программ.
2.Создание банка социально-культурных инициатив.   1.Сбор заявок для участия в аукционе социально-культурных инициатив; 2.Проведение аукциона социально-культурных проектов.
3.Организация целевых Фондов культурных инициатив. 1.Подготовка слушаний по проблемам территориальной культурной политики; 2.Подбор инициативных групп в соответствии с приоритетами культурной жизни; 3.Разработка уставов целевых Фондов; 4.Проведение учредительных собраний Фондов; 5.Регистрация Фондов.

В качестве наиболее эффективного способа решения организационных проблем сферы культуры можно предложить проект общегородских слушаний "Проблемы и перспективы развития культуры ".

Необходимость проведения Слушаний продиктована: отсутствием компетентной и целостной информации, характеризующей социокультурную ситуацию в городе; низкой социально-культурной активностью населения; нескоординированностью учреждений и различных ведомств; необходимостью учета общественного мнения в определении перспектив и приоритетов в развитии культурной жизни.

Общегородские Слушания "Проблемы и перспективы развития культуры " — это регулярно осуществляемое мероприятие, направленное на развитие демократических начал в управлении и координацию деятельности учреждений культуры, досуга, образования в рамках единой городской программы поддержки и развития сферы культуры. В отличие от традиционного жанра актива, где основное внимание уделяется подведению итогов прошедшего года, Слушания ориентированы на осмысление социально-культурной ситуации и места учреждений культуры, досуга, образования в решении актуальных для города проблем, экспертизу проектов и программ, которые предполагается принять к реализации в наступающем году.

Цельюобщегородских Слушаний является: достижение взаимопонимания, гармонии интересов учреждений культуры и органов власти, с одной стороны, и социальной среды, с другой; целенаправленное формирование имиджа управленческих органов, вызывающего доверие и уважение у населения; формирование и поддержка общественного мнения о деятельности отдела культуры как социально ответственном институте путем информирования общественности о его целях, намерениях, возможностях и перспективах; профилактика возможных конфликтов с общественностью, противодействие нежелательным слухам; публичная демонстрация и “продвижение” идей и проектов, составляющих содержательный блок городской программы поддержки и развития сферы культуры; расширение сферы влияния учреждений культуры на экономическую, политическую и социальную жизнь горожан; определение первоочередных для реализации проектов и программ и мер государственной поддержки сферы культуры; выработка соответствующих рекомендаций органам власти города.

Состав участников Слушаний: в Слушаниях примут участие: представители городской администрации, отдел культуры, работники различных учреждений культуры, образования, лидеры общественных объединений, инициативных групп и члены творческих союзов, заинтересованные предприниматели, меценаты и спонсоры, представители средств массовой информации.

Задачи проекта: обеспечить все заинтересованные социальные силы информацией о приоритетах и перспективах развития культуры; подвести итоги культурной деятельности за прошлый год; уточнить перспективы, приоритеты и первоочередные проекты развития культуры; обсудить вместе с общественностью приоритеты развития сферы культуры города, выявить и отобрать перспективные творческие иди горожан; найти пути сотрудничества в реализации программ и проектов между различными учреждениями культуры, образования, искусства вне их ведомственной или отраслевой принадлежности, деловыми кругами; выработать итоговые документы по результатам работы Слушаний.

Мероприятия и порядок реализации проекта во времени: формирование рабочей группы по подготовке Слушаний; разработка сценария проведения Слушаний (в т.ч. подготовка выступающих, художественно-концертное обеспечение и т.д.); разработка текста приглашений, анкет обратной связи, методики сбора и обработки информации; подготовка справки об итогах деятельности учреждений культуры и досуга на прошлый год; издание информационно-организационных материалов.

Проблемы организационно-управленческого и финансового характера могут быть частично разрешены в рамках проекта “Информационный Центр”.

Актуальность создания Информационного центра по проблемам культуры и искусства обусловлена прежде всего недостатком оперативной информации о социокультурной ситуации, необходимой для корректировки приоритетных направлений развития культурной жизни города; отсутствием у работников культуры навыков работы с источниками информации; слабой информированности населения о мероприятиях и программах текущей и перспективной культурной жизни города; недостаточной представленностью в средствах массовой информации проблематики культурной политики, культурной жизни города; несформированностью информационной базы о культурном потенциале города, региона, страны; дефицитом бюджетного финансирования сферы культуры и отсутствием информации о возможных источниках внебюджетного финансирования проектов и программ (фонды, фирмы, банки и т.д.), а также способах и технологии привлечение спонсоров, методах стимулирования патронажа и благотворительности.

Решение этих проблем предполагает:

— во-первых, соответствующее информационное обеспечение культурной политики с использованием современных информационных технологий (предварительное маркетинговое исследование, оценку платежеспособного спроса, конкурентов и партнеров, в т.ч. в рамках бизнес-плана КДУ);

— во-вторых, создание Банка данных и разработку механизмов получения оперативной информации о специальных благотворительных фондах, в т.ч. и зарубежных, субсидирующих культурные проекты и программы;

— в-третьих, наличие специалиста, умеющего грамотно оформить заявку на получение средств из внебюджетных источников, способного поддерживать эффективную связь с Фондами и владеть методикой разработки и продвижения заявок на субсидирование различных проектов с учетом профильной специфики и приоритетов соответствующего Фонда.

Форма реализации проекта — Информационный центр по проблемам культуры и искусства.

Направления деятельности Центра:

— Развитие сотрудничества сферы культуры и средств массовой информации (проблемные встречи работников сферы культуры и журналистов, специальная программа по КТ, организация серии городских семинаров по использованию информационных и иных социальных возможностей сферы культуры и др.);

— Установление тесных рабочих контактов с региональным центром информации в области культуры и искусства и взаимообмен информацией с ним;

— Сбор, накопление, обработка и распространение информации о культуре, искусстве, науке, образовании, туризме и деловой жизни в регионе и стране:

— Поиск, изучение, обобщение, освоение и внедрение новых информационных и социально-культурных технологий;

— Информационное сопровождение реализации культурной политики в городе;

— Формирование машиночитаемых баз данных фактографической информации по тематике культуры города;

— Информационное обслуживание и услуги в справочном и интерактивном режимах, с использованием как собственных баз данных, так и уже имеющихся в регионе;

— Организация издательской деятельности, обеспечивающей распространение научно-методической информации, рекламу, publiс relations;

— Выпуск регулярных информационных бюллетеней о предстоящих событиях культурной жизни;

— Оказание услуг населению, предприятиям, организациям в области информатизации, издательской деятельности, рекламы;

— Организация консультаций и оказание методической помощи различным учреждениям, организациям (т.ч. и политическим партиям, инициативным группам) по разработке, оформлению и продвижению заявок на участие в конкурсах программ и проектов, формированию бизнес-плана и т.д.

Следует подчеркнуть особую важность проектов, ориентированных на решение первой группы проблем, т.е. создаваемых с целью совершенствования содержания деятельности учреждений социально-культурной сферы, оптимизации их функциональных моделей. Место такого рода проектов в общей картине проектирования можно представить следующим образом:

 
  СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ “отраслевыХ” проблем - student2.ru

Как правило, проекты такого рода носят комплексный характер и ориентированы на решение максимального количества социально-культурных и личностных проблем, создание условий, оптимизирующих среду обитания человека, его образ жизни.

Рассмотримпроектные замыслы создания различных моделей учреждений, необходимость которых была обусловлена реальными проблемами и противоречиями социально-культурной жизни города[61].

— Проект “Муниципальный культурный центр “Полярные Зори”.

Актуальность проекта: Целесообразность преобразования ныне существующего городского дома культуры в муниципальный культурный центр обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, потребность в такого рода культурном центре определяется спецификой культурной ситуации в городе, который характеризуется высоким интеллектуальным потенциалом жителей, развитой инфраструктурой культуры и досуга и одновременно низкой социально-культурной активностью граждан, неразвитостью форм общественной самодеятельности, отсутствием ярко выраженного собственно “лица”, выделяющего город среди подобных поселений. В этой связи возникает потребность именно в муниципальном культурном центре, который мог бы принять на себя ряд существенно важных для администрации и населения города функций: развития культурной жизни города, выявления и оформления его самобытности, создания благоприятной культурной среды, повышения привлекательности Полярных Зорь для отечественных и зарубежных туристов, удовлетворения общественных потребностей в культурно-досуговой деятельности, развития народного творчества, оказания организационно-методической помощи учреждениям культуры города и подведомственных ему территорий.

Во-вторых, изменившаяся нормативно-правовая база открывает более широкие возможности управления, совершенствования материально-технической базы, хозяйственного содержания и других аспектов деятельности учреждений культуры и досуга, а тем самым развития культурной среды города, повышения культурного уровня населения[62].

Целью деятельности МКЦ является:развитие культурной жизни Полярных Зорь, создание благоприятной культурной среды; выявление и оформление самобытности города, повышение его привлекательности для отечественных и зарубежных туристов; стимулирование и поддержка (методическая, организационная, нормативно-правовая) различных форм социально-культурной самодеятельности населения города; удовлетворение общественных потребностей в культурно-досуговой деятельности; развитие народного творчества; оказание организационно-методической помощи учреждениям культуры города и подведомственных ему территорий.

Направления деятельности МКЦ:

— организация различных форм культурно-просветительской, культурно-массовой, художественно-просветительской и досуговой деятельности, театральных, концертно-зрелищных мероприятий, кино— и видеопоказов;

— проведение выставок, смотров, конкурсов, фестивалей, аукционов, ярмарок, и других форм культурной деятельности;

— организация работы клубных формирований: коллективов и кружков народного творчества, любительских объединений и студий, клубов по интересам;

— оказание организационно-методической помощи учреждениям и организациям культуры города, повышение квалификации, подготовка, переподготовка и стажировка специалистов учреждений культуры;

— организация туристического обслуживания;

— проведение маркетинговых и социологических исследований, оказание информационных, консультационных и представительских услуг;

— организация издательской деятельности, звуко— и видеозаписи, видеопроката и книгопроката.

Мероприятия по реализации проекта: подготовка учредительной документации МКЦ; проведение предварительных переговоров с потенциальными учредителями; регистрация МКЦ в качестве государственного культурно-досугового учреждения; презентация МКЦ.

— Проект “Многопрофильный культурно-досуговый центр “Клуб-музей”.

Цели деятельности клуба-музея были сформулированы в результате обобщения материалов опроса экспертов, изучения социокультурной ситуации в городе, учета пожеланий, высказанных участниками актива работников культуры г.Полярные Зори. Они заключались в следующем: сохранение и передача исторической памяти, аккумуляция и трансляция исторических знаний и духовного опыта; изучение истории города, края, истории партизанской войны в Заполярье; воспитание у детей и подростков чувства гордости за свой город, любви и уважения к его истории, традициям на примере биографий защитников Отечества, героев Великой Отечественной войны — полярнозоринцев; привлечение жителей города к пропаганде исторического наследия среди гостей; поддержка и организационно-методическое обеспечение общественных инициатив историко-краеведческой и патриотической направленности; формирование любви и интереса к истории своей Родины, города, Заполярья; воспитание чувства гордости за свой город путем выявления и оформления историко-культурного своеобразия, включения в этот процесс различных групп населения; восстановление исторической справедливости по отношению к людям старшего поколения; реабилитация в общественном сознании ценности служения Родине, Отечеству; активное содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества.

Направления и виды деятельности Клуба-музея:

— Сбор, обработка и архивное хранение материалов краеведческого характера;

— Популяризация и пропаганда знаний в области историко-культурного наследия, разработка и осуществление культурно-просветительных, историко-художественных, исследовательских и образовательных программ;

— Организация различных форм культурно-просветительной и художественно-искусствоведческой деятельности, в т.ч. лекций, выставок, смотров, конкурсов, фестивалей, конференций и т.п.;

— Научно-исследовательская, проектная, консультативная, экспертно-аналитическая, реставрационная и информационная работа;

— Организация музейно-выставочных экспозиций (в т.ч. передвижных выставок), коллекций современного искусства, антиквариата и палеонтологических редкостей;

— Поддержка и развитие краеведческого движения в городе (создание на базе школ краеведческих объединений и клубов по изучению истории города и области, местных традиций, обычаев, обрядов; курсов по подготовке краеведов и экскурсоводов для школьников; проведение детских конкурсных программ, конкурсов рефератов учащихся средних школ; подготовка и проведение краеведческих конференций, олимпиад; помощь в разработка программы "Краеведение" для учащихся школ и др);

— Экскурсионно-туристическая работа (в т.ч. развитие семейного туризма);

— Организация для пожилых людей системы мероприятий и культурных акций (тематических вечеров и дней коллективного отдыха, выставок старинных фотографий, альбомов, писем, подготовка и проведение вечеров “Рождественские встречи”, “Мелодии фронтовых лет”, “Ностальгические посиделки” и др.);

— Сотрудничество с российскими и международными организациями по развитию и поддержке программ в сфере экологии, науки, культуры и искусства;

— Международное сотрудничество, включая участие в проведении мероприятий по установлению и упрочению культурных связей с народами других стран (и прежде всего стран “Баренц-региона”), в осуществлении региональных и международных программ популяризации искусства и истории Заполярья.

— Издательско-рекламная деятельность (издание книг, статей, буклетов о городе, его достопримечательностях);

Мероприятия по реализации проекта: подготовка учредительной документации Клуба-музея; регистрация Клуба-музея в качестве государственного культурно-досугового учреждения; презентация Клуба-музея.

— Проект “Информационно-библиотечный центр “Книга”.

Актуальность проекта определяется:высоким образовательным уровнем населения Полярных Зорь, что обусловливает повышенные требования к качеству библиотечного обслуживания; недоступностью для населения города информационного потенциала России и мира; слабой оснащенностью системы библиотечного обслуживания новейшими информационными технологиями; усиливающейся в условиях малого города ролью книги и библиотеки как основного канала получения информации.

Форма реализации проекта: создание единого городского информационно-библиотечного Центра.

Мероприятия по реализации проекта: разработка концепции ИБЦ “Книга”; составление проектно-сметной документации; комплектование ИБЦ нетрадиционными носителями информации (видеофильмы, магнитоальбомы); перевод каталогов на электронные носители; выход на региональные, федеральные и мировые информационные сети.

— Проект "Молодежный Центр досуга и творчества".

Необходимость в таком проекте вызвана: отсутствием условий для полноценного проведения досуга, творческого самовыражения и самореализации молодежи; низкой культурой общения, падением у молодежи интереса к культурному наследию, истории, к национально ориентированным формам культурного творчества; неудовлетворенностью будущим профессиональным статусом, трудностями профессионального самоопределения в связи с коммерциализацией образования; недостаточной востребованностью творческого потенциала молодежи; отсутствием системы "выращивания" лидеров с гражданской ответственностью, чувством долга перед обществом.

Задачи проекта: содействие всестороннему развитию личности, поддержка одаренной молодежи путем включения ее в различные виды социально-культурной деятельности; использование инновационных подходов к организации досуга, способствующих реализации творческого потенциала молодого человека; разработка и внедрение развивающих форм досуговой деятельности; создание условий для полноценного проведения досуга, самовыражения и самоутверждения, духовно насыщенного общения; привлечение творческой интеллигенции города к формированию художественной культуры молодежи.

Основные направления деятельности центра: организация художественных кружков и коллективов; создание литературных, театральных и музыкальных гостиных, клубов по интересам; организация городского молодежного дискуссионного клуба; подготовка различных клубных мероприятий для учебных заведений, воинских частей (КВН, конкурсы, деловые игры, вечера отдыха и т.п.); проведение массовых гуляний, праздников, шоу-программ, фестивалей; организация концертной деятельности профессионалов и любителей; проведение системы конкурсов на выявление будущих лидеров в области науки и техники, искусства, политики, экономики и т.д.

Мероприятия по реализации проекта: разработка функциональной модели Центра, программы его деятельности; подготовка учредительной документации; заключение договора — с дирекцией МКЦ о выделении помещения для Центра или с администрацией города о передаче Центру соответствующего помещения; подбор, расстановка, подготовка специалистов и персонала.

— Проект "Центр экранной культуры"

Актуальность проекта определяется: разрушением отечественной системы кинопроката, недостатком в репертуаре высоко художественных кинофильмов, соответствующих запросам и интересам жителей г.Полярные Зори; коммерциализацией кинопроката, резким ростом эксплуатационных расходов кинотеатров, поставивших их на грань закрытия, что обусловливает необходимость пересмотра сложившихся подходов к кинообслуживанию населения и развития на новом уровне экранной культуры (кино, видео, кабельного телевидения); отсутствием в Полярных Зорях городского киноцентра, отвечающего по своим техническим параметрам и содержательным критериям современным требованиям; широкой распространенностью среди жителей города видео и компьютерной техники, обусловливающей соответствующую направленность интересов и требующей учета в определении приоритетов развития культурной жизни.

Задачи проекта: расширение возможностей для горожан в удовлетворении разнообразных интересов и запросов в сфере экранной культуры; противодействие коммерческим тенденциям в кино— и видеоиндустрии; создание условий для творческого общения и признания авторов любительских видеофильмов; обогащение художественной жизни города за счет включения в ее контекст мировой и отечественной кино— и видеоклассики; художественно-эстетическое развитие различных категорий и групп населения города; организация полноценного общения кинокритиков, работников кино и телевидения со зрительской аудиторией; повышение компьютерной грамотности населения, создание условий для общения, обмена программами, технологиями, идеями владельцев персональных компьютеров.

Направления деятельности:

— Проведение тематических кино— и видеопоказов;

— Организация дискуссий по различным проблемам в сфере экранной культуры;

— Оказание методической и практической помощи образовательным и культурно-досуговым учреждениям в использовании кино и видеоматериалов, компьютерной (в т.ч. мультимедиа) техники;

— Создание фонда видеокассет, компьютерных обучающих и игровых программ и организация пунктов проката;

— Формирование клубов по интересам в сфере экранной культуры (любители фантастики, приключений, экранизаций классики, мультфильмов, комедии и т.д.);

— Проведение смотров и конкурсов на лучший видеофильм, рецензию, компьютерную программу и т.п.

Мероприятия по реализации проекта: разработка концепции и учредительной документации Центра; подготовка нормативно-регламентирующей документации; подбор и оснащение помещения (на базе городского кинотеатра или в МКЦ); экономическое, материально-техническое и кадровое обеспечение Центра.


Наши рекомендации