Глава первая Культуры южного региона


Славянские древности V—VII вв. известны на об­ширной территории Средней и Восточной Европы — от Эльбы на западе до Днепра и Волхова на востоке и от побережья Балтийского моря на севере до Бал­канского полуострова и Пелопоннеса на юге. Важней­шими этнографическими признаками культуры сла­вян того времени являются лепная глиняная посуда, домостроительство и погребальная обрядность. Имен­но по этим признакам славянские древности отчетли­во выделяются среди синхронных, оставленных дру­гими европейскими этноязыковыми группами — гер­манской, балтской, фракийской, тюркской, финно-угорской.

Эти же элементы существенны и для дифферен­циации славянских древностей на отдельные куль­турно-племенные группы. Материальная культура славян того времени уже не была единой. Расселив­шись на обширнейших пространствах, славяне при взаимодействии с иноплеменным населением в куль­турном отношении дифференцировались на несколь­ко локальных групп.

На основании археологических материалов V— VII вв. выделяются три крупные группировки сла­вянства (Седов В. В., 1979, с. 101-143).

Первая характеризуется пражско-корчакской ке­рамикой, подробное описание которой дано ниже, на­земными срубными домами с типично славянским интерьером, а также захоронениями по обряду кре­мации умерших в грунтовых могильниках. В VI— VII вв. появляются первые курганные захоронения, которые весьма постепенно приобретают господст­вующее положение, вытесняя грунтовые трупосож-жения. Эта группировка славян расселилась на ши­рокой территории от верхней Эльбы на западе до Припятского Полесья на востоке, включая верхние и средние течения Вислы и Одры.

Более южные регионы славянского мира (лесо­степные земли междуречья Днепра и Дуная, Сред­нее и Нижнее Подунавье и Балканский полуостров) принадлежали второй группировке, которой свойст­венны пражско-пеньковская керамика и полуземля-ночные жилища. Здесь также господствовали захо­ронения по обряду кремации, но наряду с ними ра­но появились трупоположения. Обычай сооружать курганы здесь не был известен, захоронения совер­шались в грунтовых могильниках.

В северо-западной части славянской территории раннего средневековья отчетливо выделяется третья группировка, для которой характерны своеобразная керамика суковского, дзедзицкого и других типов и наземное домостроительство. Северо-западная груп­пировка обособляется и по погребальной обрядности. Вплоть до начала X в. здесь был распространен об­ряд трупосожжения с захоронениями, не фиксируе­мыми археологическими методами (разбрасывание остатков кремации на поверхности земли).




Эти три группировки славянства середины I ты­сячелетия н. э., нужно полагать, отражают диалект­но-племенное членение на последней стадии прасла-вянского языка. Славяне в то время еще говорили на общеславянском языке, однако не были монолитны­ми в языковом отношении. Как свидетельствуют язы­ковые материалы, праславянский язык в начале сред­невековой эпохи уже дифференцировался на диалек­ты, и это деление было достаточно глубоким (Берн-штейн С. В., 1961, с. 66-81). VI-VII веками завер­шается последний период праславянской истории. В результате широкого расселения славян создались условия для распада единого славянского языка и формирования отдельных самостоятельных языков славян (Филин Ф. Д., 1962, с. 110). Распад общесла­вянского единства был весьма сложным процессом, состоявшим не только в членении славянской терри­тории, но и в сложных миграционных перегруппиров­ках различных праславянских племен. Диалектно-племенное деление праславян на поздней стадии их истории никак нельзя связывать с позднейшей трех-частной дифференциацией славянства.

В Восточной Европе, там, где по свидетельству Повести временных лет расселились восточносла­вянские племена, для начала раннего средневековья (V—VII вв.) по материалам археологии выделяется семь крупных культурных группировок: культура пражско-корчакского типа, культура пражско-пень-ковского облика, древности колочинского типа, ту-шемлинско-банцеровская и мощинская культуры, древности, представленные длинными курганами и сопками (карта 1). Носители этих культур непосред­ственно или в качестве субстрата приняли самое ак­тивное участие в генезисе восточнославянского насе­ления.

Наши рекомендации